Главная
Предметный указатель
СОН - см. также СНОВИДЕНИЕ — и оккультное развитие |
1840. "Если так представить физ. тело (см.рис., оранжевое), а так эф. тело (зеленое), то мы получим живое ткание между ними в мыслях, которые мы здесь схватываем, и затем на пути такого наблюдения мы приходим к познанию, что между нашими физ. и эф. телами, безразлично, бодрствуем мы или спим, постоянно разыгрываются процессы, состоящие в ткущем бытии мыслей между нашими физ. и эф. телами (желтое). Т.обр., мы теперь постигаем объективированным первый элемент душевной жизни. Мы видим в нем ткание между эфирным и физическим миром. Эта ткущая жизнь мыслей, как таковая, в бодрственном состоянии не входит в наше сознание. ... Когда мы просыпаемся, мы вскальзываем нашим Я и астр. телом в физ. и эф. тела. Я и астр. тело в нашем пронизанном эф. телом физ. теле принимают участие в жизни восприятий чувств. И когда вы имеете в себе жизнь чувственных восприятий, то вы пронизываетесь внешними мировыми мыслями, которые вы можете вырабатывать в чувственных восприятиях, и тогда имеете силу это объективное ткание мыслей заглушить. ... В этом объективном ткании мыслей разыгрывается то, что является субъективным тканием мыслей (белое), что заглушает то другое мышление, но что разыгрывается также между эф. и физ. телами. ... Мы живем в этом промежуточном пространстве между эф. и физ. телами, когда душой сами ткём мысли. Мы заглушаем объективные мысли, всегда присутствующие в сонном и бодрственном состоянии, нашим субъективным сплетением мыслей. При этом и те и другие присутствуют в одной и той же области нашего человеческого существа". Объективные мысли можно схватить в момент пробуждения, но "...схватываются они не как мыслительное, а как живущая в нас сила роста, как сила жизни вообще. Эта сила жизни связана со сплетением мыслей. Она тогда пронизывает эф., или жизненное тело изнутри, она конфигурирует вовне физ. тело". "Когда сон переживается при вплывании в эф. тело, не в последующем воспоминании, где его можно схватить лишь вкратце, как это обычно бывает, но если его схватывают в тот самый момент, когда он происходит, т.е. в момент вплывания (Я и астр. тела) в эф. тело, тогда он оказывается чем-то подвижным, чем-то таким, что переживается как сущностное, в чем чувствуют себя. Образность перестает быть просто образностью. Человек получает переживание, что он находится внутри образа. Но благодаря переживанию такого пребывания в образе, той душевной подвижности, что бывает лишь в бодрственной жизни, когда душа находится в одном движении с телом, волнуется в движении рук, человек начинает делаться во сне активным ... тогда при пробуждении к этому переживанию присоединяется другое: эта подвижность, переживаемая во сне, в которой человек находится как в чем-то сейчас происходящем, она погружается в нашу телесность. И как во время мышления мы чувствуем: мы проникаем до границы физ. тела, где находятся органы чувств, и воспринимаем чувственные впечатления мышлением, — так чувствуем мы, как погружаемся в себя с тем, что во сне переживалось как внутренняя подвижность. ... И если человек ушел настолько далеко, что это погружение имеет перед собой как переживание, то он также знает, что происходит при этом погружении: погрузившееся излучается назад в наше бодрственное сознание, излучается оно назад как чувство. Чувство — это погрузившиеся в нашу организацию сны. ... Итак, мы переживаем чувство благодаря тому, что находящееся в нашем астр. теле погружается в наше эф. тело и затем далее, в нашу физическую организацию, но не до области чувств, т.е. не до периферии организации, а только внутрь организации. И если это схвачено, прежде всего через имагинативное познание, особенно отчетливо увидено в момент пробуждения, тогда получают внутреннюю силу видеть это постоянно. ... Что является чувством (красное) — разыгрывается между астр. телом (светлое) и эф. телом (зеленое). Естественно, оно отпечатлевается и в физ. теле. Сны, по сути говоря, продолжаются и днем, только наше мыслящее сознание затмевает их жизнью представлений. Но если заглянуть за представления — путем присутствия в момент сновидения, — то там видны эти сны, которые, погружаясь в нашу организацию, выступают как жизнь чувств". "С помощью упражнений в имагинации, Я и астр. тело усиливаются. Они делаются в себе крепче, научаются переживать себя. В обычном же сознании мы действительного Я не имеем". "Мы не воспринимаем Я непосредственно обычным сознанием, мы его воспринимаем наподобие сонного состояния. Но когда мы вырабатываем имагинативное сознание, то Я действительно выступает, и оно волевой природы. И мы замечаем, что наше чувство обращается на мир с симпатией или антипатией, что активизирует в нас волю; это разыгрывается как процесс, подобный тому, который имеет место между бодрствованием и вхождением в сон. Его, опять-таки, можно наблюдать в момент его протекания. ... Что происходит при засыпании, когда Я и астр. тело уходят из физ. и эф. тел — происходит внутренне всякий раз в волении". Правда, момент засыпания труднее схватить, чем момент пробуждения. "В воле мы погружаемся в тот же элемент, в который мы погружаемся при засыпании. В воле мы фактически освобождаемся от нашей организации. Мы соединяемся с реальной объективностью. При пробуждении мы просачиваемся сквозь наше эф. тело, сквозь наше физ тело до его периферии, занимаем место во всем теле, пропитываем всё тело; в чувстве мы отсылаем назад в тело наши сны, погружаемся в него внутренне; сны становятся чувством. Но когда мы не остаемся в теле, а, не идя до периферии тела, внутренне, духовно выходим из тела, то приходим к воле. Так что воля, фактически, возникает вне зависимости от тела. ... Воля (лиловое) разыгрывается между Я (синее) и астр. телом (светлое)". Так имеем мы (см.схему) на одном конце, на периферии физ. тела, восприятия чувств. А если через Я мы идем возне, то воля становится действием, другим полюсом по отношению к восприятиям чувств. "Таким путем мы объективно постигаем то, что субъективно переживается в течении мыслей, чувств и воли. Так переживание превращается в сознание". "Между астр. телом и Я развивается воля. Воля становится действием, когда идет далеко во внешний мир, до того места, откуда приходят впечатления чувств. Но во сне многое из того, что хочет стать деянием, не становится таковым, остается связанным с Я, когда оно через смерть переходит в духовный мир. Вы видите, мы переживаем здесь, с одной стороны, нашу становящуюся карму (см.след.рис.). Между волей и действием переживаем мы нашу становящуюся карму. В имагинативном сознании прошлая и становящаяся карма сливаются; сливается то, что ткет и живет в нас и продолжает ткать под порогом, над которым находятся наши свободные действия, которые мы можем изживать между рождением и смертью. Между рождением и смертью мы живем в свободе. Но под этой областью ткет и живет свободная воля, та воля, которая, собственно, имеет бытие лишь между рождением и смертью, карма, чьи действия мы воспринимаем идущими из прошлого, когда в состоянии удержаться с нашим Я и астр. телом в эф. теле, пробиваясь вплоть до физ. тела. С другой стороны, мы воспринимаем становящуюся карму, когда в состоянии удержаться в области между волей и деянием". Но для этого нужно развить большую жажду упражнений. Однако ко всему этому можно прийти и без упражнений. При достаточной внимательности можно в присутствии духа постичь объективность прошлого, особенно в нравственных импульсах; хотя и не так точно. Каждый раз при пробуждении мы проходим область нашей прошлой кармы, а вечером, при засыпании — становящейся кармы. "Пугает восприятие того, что лежит между волей и действием, в чем можно застрять". 207(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
961а. Архангела и Духа Личности, вступающих в нас и заменяющих нам астральное тело и Я во время сна, "встречаем мы, когда разовьем наши астральные органы (лотосы); и это потрясающее событие, столь святое для нас, в эзотерике называют "встречей с высшим Я"." 266-1, с. 547
Перейти к данному разделу энциклопедии
Изменения в жизни сна 880а. "К снам, имеющим значение, приходят лишь через самодисциплину; все другие сны являются от недостатка самодисциплины..." Д. 45, с. 11 "Когда занимаются волевой деятельностью, то сон переносится в бодрствование; когда внимание обращается на самосознание (человеко-познание), то бодрствование вносится в сон. Что входит в сознание человека касательно его самого — созерцательно и во времени, — то переходит в состояние сна. Что из опыта развивают в понятиях, то приводит переживания сна к откровению в бодрственном состоянии". Д. 31, с. 8 Перейти к данному разделу энциклопедии
881. "Кто предается внутреннему углублению, тот при надлежащей внимательности заметит некоторые особенности в своем сне. Он почувствует, что во время сна "не совсем спит", но что у его души бывают времена, когда она хотя и продолжает спать, однако находится в своего рода деятельности. ... Это может наступить двояким образом. Человеку во время сна может стать ясно: я нахожусь теперь в ином мире; или же после пробуждения у него может быть воспоминание: я был в ином мире. В первом случае необходима, конечно, большая внутренняя энергия, чем во втором. Поэтому в начале духовного обучения чаще будет иметь место последнее. Постепенно это может привести к тому, что ученику после пробуждения будет казаться: в течение всего сна я находился в другом мире, из которого я вернулся при пробуждении. И его воспоминание о существах и фактах этого иного мира будет становиться все
более и более определенным. Это означает, что у духовного ученика наступило в той или иной форме то, что в Духовной науке можно назвать непрерывностью сознания (продолжение сознания во время сна). При этом вовсе не нужно, чтобы человек всегда сохранял сознание во время сна. Многое уже достигнуто в деле непрерывности сознания, когда человек, который обыкновенно спит как и все, имеет во время сна известные промежутки, в которые у него бывает сознание духовно-душевного мира, или когда во время бодрствования он может вспомнить о подобных кратких состояниях сознания. Но не следует упускать из виду, что описанное здесь нужно понимать лишь как переходное состояние. При обучении полезно пройти через это переходное состояние; но отнюдь не следует думать, что из него можно почерпнуть законченное воззрение на душевно-духовный мир. В этом состоянии душа бывает неуверена и не может еще положиться на то,
что она воспринимает. Но благодаря таким переживаниям она накапливает все больше и больше сил, чтобы затем и во время бодрствования быть в состоянии отстранять от себя мешающие влияния физического внешнего и внутреннего мира и т.обр. достигать душевно-духовного наблюдения, когда до нее больше не доходят впечатления внешних чувств, когда молчит связанный с физическим мозгом рассудок. 13 (5)
Перейти к данному разделу энциклопедии
890. К астральному телу Земли можно проникнуть, если научиться (с помощью медитации, концентрации и т.д.) сохранять сознание во время сна. 136 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|