Главная
Предметный указатель
СОН - см. также СНОВИДЕНИЕ — «Я» и астр.тело |
312. "Если в какой-либо момент исследовать постоянно колеблющуюся внутреннюю подвижность спящего эф. тела и затем в какой-то момент его нарисовать, то получились бы, естественно, линии или цветовые формы, но если нужно охарактеризовать субстанцию этих линий и цветов, то можно сказать лишь одно: все это имеет такой вид, как если бы мысли потекли. — Это то же самое, что в ином случае живет в деятельности мышления, но здесь оно течет, волнуется, колеблется. Это — индивидуализированное мыслеобразование Космоса. И оно открывается как индивидуализированный Логос. Ибо никак нельзя сказать, что текущее и ткущее внутри человека как мыслеобразование, как внутреннее приложение к этому внутрь излучающемуся, струящемуся движению чувств, есть просто текущие мысли. — Нет, оно говорит, говорит, конечно, немой, но для внутреннего человека воспринимаемой речью, говорит — как все вещи говорят к нам через Логоса — в индивидуализированном облике, отпечатывается во внутренне воспринимаемом, внутреннем слове человеческого существа. Когда мы, таким образом, от чувств идем глубже внутрь, то нам является некоторым образом обращенная вовнутрь человеческая речь. Да, это обстоит так, что можно сказать: Я и астр. тело человека, находящиеся вне его от засыпания до пробуждения, для обычного сознания остаются бессознательными, но они переживают, что тогда происходит. И как эфирную деятельность чувств во время сна они переживают в виде направленного вовнутрь потока и излучения, так эф. тело они переживают в виде индивидуализированного Логоса, как направленную вовнутрь речь. Это выглядит так, словно бы речь, обычно направляемая вовне, к ушам наших ближних, во время сна эфирно измененной обращается вовнутрь, и все, что мы сказали от пробуждения до засыпания, еще раз в обратном порядке — это начинается с вечера и кончается утром — выговаривается вовнутрь. ...все наше душевное раскрывается в этой направленной вовнутрь речи. Итак, поскольку существо человека переживается в том, что человек говорит с утра до вечера, то этот переживаемый в речи от вечера к утру, вовнутрь реализуемый в звучании и в речи Логос, индивидуализированный Логос, в то же время ведет временную запись в эфирном, в том мерцающем, фосфоресцирующем свете, выражающем в оккультных письменах все, что приходит внутрь как другая сторона сказанного днем. ...Если опять-таки теми же средствами, которыми открывается внутреннее ткание индивидуализированного Логоса, исследовать... что за сущности здесь присутствуют, то обнаружится вся сумма Иерархии ... Динамис". Космос состоит из существ Иерархий, человеческих Я, групповых душ животных, растительных космических душ и т. д. Все эти существа высказываются. "То всеобщее созвучие, что возникает из слияния высказываний отдельных существ, — это и есть Логос. Но даже и Логос первоначально был лишь видимостью. Только благодаря тому, что с ним соединился Христос, эта видимость некоторым образом сгущается в своем собственном существе. Через Мистерию Голгофы Логос-видимость был рожден на Земле как действительный Логос". 224 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
146. "Наши физ.тело и эф.тело в определенном смысле автоматы. Они способны к развитию на Земле благодаря тому, что в них живет Я. Но Я мало что могло бы сделать для совершенствования интеллектуальных способностей физ.и эф.тел, если бы каждую ночь во время сна не выходило из них". 176 (17) Перейти к данному разделу энциклопедии
204. "В обычном сознании "я" воспринимается благодаря тому, что система циркуляции человека пронизывается процессом обмена веществ. В них, в самой циркуляции пульсирующих процессах обмена веществ, чувствуется, ощущается то, что обычное сознание воспринимает как "я". Но это лишь слабый отблеск истинного Я. Во время сна Я с астр.телом находится вне физ. и эф.тел, и циркуляция и обмен веществ предоставлены самим себе. "А когда силы физ. и эф. организмов через ритмического человека настолько регенерированы, что нет необходимости в дальнейшем ритмическом процессе, тогда Я и астр. тело возвращаются назад ... человек пробуждается".215 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
235. "Действительное Я не входит в сознание, а только понятие, представление о Я, которое отражается. Во время же от засыпания до пробуждения Я действительно приходит к самому себе, только в нормальном сне человек о том не знает, т.к. бессознателен. Это Я, по сути, связано с низшей телесностью человека во время дня — изнутри, во время сна — извне. ...Астр.тело связано с грудной частью человеческого тела. И по сути говоря, о том, что происходит в этом астр.теле и действует через грудь, мы можем только видеть сны. Эф.тело ... связано с головой. ... Так что можно сказать: Я связано с низшими частями тела; астр.тело — с грудью; сердце, о чьих процессах мы не имеем полного сознания... пульсирует, бьется под влиянием нашего астр.тела. Когда голова думает, она думает под влиянием эф.тела. А затем мы можем выделить все физ.тело — оно связано с целым внешним миром".175 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
987. "Астр. тело знает совершенно точно, как долго вы будете спать. Оно — настоящий пророк...".239(15) Перейти к данному разделу энциклопедии
988. "Для совсем короткого сна, даже во время лекции, остается действительным все то, что относится и к ночному сну любителя поспать..."236(18) Перейти к данному разделу энциклопедии
1008. "Время, которое вы проспали, является вам как жизненная темнота. И этой жизненной темноте, этому жизненному мраку вы говорите "я". У вас не было бы никакого сознания "я", если бы вы не могли видеть эту темноту. Не тому обстоятельству, что с утра до вечера вы работали, обязаны вы способностью сказать себе "я", нет, вы обязаны этим сну. Ибо "я", как мы его называем в земном бытии, является, прежде всего, жизненной тьмой, пустотой, небытием. И если мы правильно рассматриваем нашу жизнь, то мы не должны в отношении нашего самосознания говорить, что мы им обязаны дню, но что мы им обязаны ночи. Так впервые через ночь становимся мы тем, что составляет действительного человека, тогда как в ином случае мы бы были автоматами. ... Итак, мы можем сказать: наше собственное, истинное, внутреннее Я, мы его вовсе не берем с собой из духовного мира в этот физический земной мир. Мы всегда оставляем его в духовном мире. Оно было в духовном мире до того, как мы низошли к земному бытию. И оно находится в духовном мире от засыпания до пробуждения. Оно постоянно пребывает в духовном мире. Когда в течение дня мы обладаем, как люди, современным сознанием и называем себя "я", то это слово "я" служит указанием на нечто такое, что не находится в этом физическом мире, что в физическом мире имеет только образ... наиправильнейшим было бы рассматривать находящееся здесь, на Земле, не как действительного человека, а как образ действительного человека. Его образный характер можно успешнее уяснить, представив себе следующее. Вот мы спим. Я уходит из физ. и эф. тел, а также и астр. тело. Но Я действует в крови и в движениях человека. Движения во сне прекращаются, а то, что находится в крови, продолжает действовать; но Я при этом отсутствует. ... То же самое касается астр. тела, которое постоянно живет во всем дыхательном процессе. Оно покидает ночью процесс дыхания, однако он продолжается! ... тогда существа ближайшей Иерархии вступают в пульсацию крови, тогда Ангелы, Архангелы, Архаи живут в тех органах, в которых Я живет днем во время бодрствования. А в дыхательном процессе живут ... Эксузиаи, Динамис, Кириотетес. ... С эф. телом мы в течение дня не смогли бы делать всего того, что мы должны им делать, если бы его не наполняли во время бодрствования существа наивысшей Иерархии: Серафимы, Херувимы и Троны; они вообще постоянно находятся в нем. ... Что внешняя анатомия говорит о физ. теле — это не могло бы привести в движение ни один его атом. Для этого нужны совсем другие силы. Эти силы суть никакие иные, как те, которые с пра-древнейших времен называются силами Высшей Троицы, силами Отца, Сына и Духа. Троица живет в нашем физ. теле. Итак, мы можем сказать: на протяжении всей нашей земной жизни наше физ. тело принадлежит не нам; благодаря нам оно не могло бы проходить своего развития".228(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
1013. "Эф. тело человека сияет. (см. рис. желтые стрелки). Это значительный факт — сияние человека в состоянии сна. Оно ... является тем, что для земного мира, когда он погружается в ночь, после захода Солнца, в противоположность к физическим лучам Солнца, представляет собой душевное излучение человечества. Конечно, в это душевное излучение человечества включено много разрушительного, дегенерирующего, распадающегося, — все, что люди из своего плохого, благодаря их астр. телу и Я, насаждают эф. телу в течение жизни. Но Земля не справилась бы с развитием, если бы не было такого излучения человечества. Если бы некий наблюдатель, имея необходимые для того органы и находясь в космосе, смог бы наблюдать Землю, то он обнаружил бы, что в течение дня на повернутой к Солнцу стороне Земли отражается солнечный свет; но на ночной стороне Земля фосфорисцирует, светится... и это производят человеческие эф. тела. И в этом нуждается Земля, чтобы идти дальше в своем развитии. Если бы на Земле не спал ни один человек, то вегетативная сила Земли могла бы отмирать намного быстрее. Человек, вообще говоря, вчленен в земное бытие не для того, чтобы просто жить для себя; его бытие не лишено значения для всего облика Земли. Что он воспринимает в духовном мире между смертью и новым рождением — это он излучает во время сна из своего эф. тела в течение земной жизни". "В ... ночной деятельности эф. тела действует сознание Жизнедуха". Т.обр, Я и астр. тело, с одной стороны, и физ. и эф. тела — с другой, действуют ритмически, днем — совместно, ночью — раздельно. Их взаимодействие носит особенно тонкий характер при засыпании и пробуждении (синие стрелы), но человек не осознает этого. Во время сна астр. тело выступает из эф. и физ. тел, и в него струятся душевные силы Универсума. Оно пронизывается ими сообразно своим ощущениям, конституции души, настроениям зла или добра. "Для всех струений чувств и ощущений во внутреннем человека имеются определенные цветовые нюансы, которые окрашивают его во время сна (красное, желтое, розовое, лиловое)". "Во время сна астр. тело становится судиёй души. Я жертвует самим собой (во время сна), становится жертвой действующего в теле духа". Эти два тезиса особенно важны для понимания человеческого существа. Если жертва не достойна, если человек является перед Универсумом сильно деградировавшим благодаря физическим и эфирным переживаниям во время бодрствования, то жертва отвергается, человек становится отверженным существом. В древних культах было известно, что астр. тело есть судия души. Эту инспирацию древнего знания изобразил Микельанджело в "Судье мира" в Сикстинской капелле, придав ей лишь христианскую форму, благодаря чему это предание стало лишь традиционным. В образе агнца, приносимого в жертву, отражена ночная жертва Я.
СОН | СТУПЕНИ СОЗНАНИЯ | Физ. тело: силы головы действуют, формообразуя, на человека обмена веществ и конечностей | Духочеловек: самосозидатель, | Эфирное тело: силы космоса действуют, формообразуя, на Землю | Жизнедух: миросозидатель | Астральное тело: космические астральные силы действуют на человеческие астральные силы | Самодух". | Сон: астральное тело становится "судией" души; Я становится "жертвой" самого себя. | | 208 (22) Перейти к данному разделу энциклопедии
1043. "Когда мы (утром) возвращаемся в физ. тело, то оно нам как бы говорит: в течение всей ночи ко мне подступала Земля, желая превратить меня в пыль. Только благодаря тому, что вчера, позавчера весь земной день ты удерживал меня вместе с помощью Я и астр. тела, я все еще остаюсь физ. телом: во мне продолжают действовать консолидирующие силы. — Также строящие силы эф. тела говорят: как раз благодаря тому, что мы усвоили привычку быть подобными себе, мы сохранили человеческую форму. Во время сна, когда ты спал, когда ты был вне эф. тела, силы Мироздания хотели разметать его по всем ветрам. Каждый раз, просыпаясь, мы, по сути говоря, делаем напряжение для того, чтобы наше физ. тело снова правильным образом взять в свое распоряжение — оно же хочет потеряться в течение нашего сна, — и мы это делаем с помощью Я. Обученное Я может ощутить, как каждое утро ему приходится как бы заново овладевать физ. телом. Астр. тело при пробуждении может ощутить, как ему приходится эф. тело делать подобным себе, а оно хочет принять не человеческую форму. Астральное тело должно снова вгонять его в человеческую форму. Можно сказать так: тело во время сна теряет склонность к тому, чтобы им овладевало Я, эф. тело теряет склонность к тому, чтобы иметь человеческий облик. Оно хочет развеяться". Если Я и астр. тело внезапно покидают физ. и эф. тела, то последние не могут распасться сразу, т.к. в них еще сохраняется тенденция к консолидации, заложенная в них Я и астр. телом. Поэтому человек мог бы даже превратиться в статую. Это изображено в мифе о Ниобе, у которой было семь здоровых сыновей и семь дочерей. Ей позавидовала Латона, мать Аполлона и Артемиды, у которой, хотя она и была Богиней, было только двое детей. Ниоба отказалась приносить жертвы, жила целиком в физ. теле, и ей пришлось пережить смерть своих 14 детей от стрел Аполлона и Артемиды. В страданиях ее Я и астр. тело соединились с тем, что произошло вокруг нее, а она сама превратилась в статую. "Если бы Ниоба смогла проспать хоть одну ночь после испытанного горя, то она не стала бы статуей, поскольку физ. тело тогда восприняло бы в себя силы стать подобным Земле, т.е. силы распасться". В древности человек постоянно испытывал страх перед тем, что утром его Я не удастся овладеть правильным образом физ. телом. Грек, например, хорошо сознавал: "эф. тело каждую ночь испытывает склонность разлететься на четыре различных облика: на нечто ангелоподобное, львоподобное, орлоподобное и тельцеподобное. Человек должен был каждое утро из астр. тела стараться эти четыре члена эф. тела, если можно так выразиться, синтезировать таким образом, чтобы снова возник правильный человек. Но греки охотно жили в физ. и эф. телах. Я часто приводил вам звучавшее в Греции изречение: лучше быть нищим на Земле, чем царем в царстве теней, в нижнем мире. — Грек любил это физическое бытие. Он хотел быть укрепленным в овладении своим физ. телом, в уподоблении эф. тела человеку. И, видите ли, из этой тенденции возникла трагедия. Из аристотелевского определения трагедии, драмы видно, что греки представляли ее себе совершенно иначе, чем современные люди. ... Трагедия была средством правильно овладеть физ. телом, сформировать свое эф. тело. И трагедия строилась так, что человек, глядя ее, переживал страх и сострадание... Он должен был переживать страх, поскольку благодаря ему возрастала его сила правильным образом каждое утро овладевать физ. телом. Через переживание сострадания укреплялось астр. тело для правильного формирования эф. тела". "Вы поймете Лаокоона, если будете знать, что здесь перед вами нечто, подобное Ниобе, что здесь извне разрушаются физ. и эф. тела. Целое борется с Я и астр. телом, которые вытесняются, выдавливаются. Во всем: в форме губ, в форме лица, в положении рук, в форме пальцев Лаокоона — перед вами ситуация, описанная выше".211 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
1046. "Мы пробуждаемся, и с этого момента струятся в нас астр. тело и Я через кончики пальцев на руках и ногах. Чтобы наполнить всего человека до головы, им необходим целый день; а когда они достигают головы, то уже снова наступает время покидать человека. Отсюда вы видите, что Я и астр. тело находятся в постоянном движении". "В духовном мире дело обстоит так, что как только астр. тело коснулось кончика пальца на ноге, оно уже действует в пространстве всего тела". 236 (18) Перейти к данному разделу энциклопедии
1057. Обе части ауры Я и астр. тела следует мыслить выходящими вертикально (рис.). 141 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
990. Астр. тело человека принадлежит его доземному бытию в духовном мире. "И каждый раз, засыпая, человек возвращается в области, через которые он прошел в доземном бытии, или даже возвращается в прошлую инкарнацию".234(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
991. "Все кармическое прошлое проходит перед человеком во время каждого сна".239(15) Перейти к данному разделу энциклопедии
993. Во время сна лишь верхние части Я и астр. тела уходят. Нижние их части (в туловище), напротив, еще глубже связываются с физ. и эф. телами, становятся плотнее и компактнее. Нижние я-аура и астр. аура регенерируют человеческие силы под влиянием звездных сил, в связь с которыми во время сна встает верхняя часть ауры.141(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1015. "Когда Я и астр. тело выходят из физ. и эф. тел, то Я быстро всасывает в себя астр. тело. А поскольку Я совершенно беспомощно в отношении к космосу, совсем не может воспринимать, то человек при засыпании лишается восприятий. А то, что сюда проникает как сны, носит лишь спорадический характер". В прошлом астр. тело оставалось в собственной субстанции и при засыпании, и определенного рода восприятия оставались и ночью, особенно при переходе от бодрствования ко сну и при пробуждении. Все это прекратилось с ХV в.237 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
1016. Если наблюдать астр. тело во время сна, "...то видно, что оно состоит из воспоминаний. И эти воспоминания в астр. теле, находящиеся вне человека, клубятся одно сквозь другое. ... И когда человек видит сны, то он их видит потому, что эта измененная жизнь воспоминаний встает перед его сознанием".232 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1017. "Когда вы спите, то ваше астр. тело парит, подобно облаку, рядом с вами, и в нем ткется сновидение. Сновидение соткано с чувством. И если мы, например, переживаем во сне страх, то это — чувство. Когда астр. тело находится вовне, то чувство неопределённо; когда астр. тело входит в физ. и эф. тела, то чувство становится определенным и может пронизать представления астр. тела. Переживание страха во сне всегда связано с нарушениями процесса дыхания. Следовательно, астр. тело втягивается в физ. тело и вытягивается из него благодаря тому, что содержится в дыхании".212 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
645. "Я и ас.тело нуждаются в смене состояний погружения в голову и выхода из неe. Когда человек со своим Я и ас.телом находится вне головы, то он развивает не только внутреннее отношение к остальному организму через систему ганглиев и спинного мозга, но, с другой стороны, также развивает духовное отношение к духовному миру... Так что мы можем сказать: особенно подвижной совместной жизни человека с системой спинного мозга и системой ганглиев соответствует подвижная душевно-духовная жизнь совместно с духовным миром. — И если учесть, что ночью душевно-духовное находится вне головы и благодаря этому развивается особенно подвижная жизнь остального организма, то тогда следует сказать: для дневной жизни, когда Я и ас.тело пребывают более в голове, мы, опять-таки, имеем жизнь духовно совместную с нашим духовным окружающим миром. Мы до некоторой степени погружаемся в духовный внутренний мир во сне и в духовный окружающий мир — при пробуждении. Такое совместное пребывание с духовным окружающим миром у людей типа Гeте подвижнее, они как бы видят сны, как их видят во время сна, но не спят тупо. Человек редко видит сны сознательно в бодрственной жизни; но такие люди, как Гeте, во время бодрственной жизни приходят к снам. Благодаря этому у них образуются до некоторой степени жизненные сновидческие образования, которые у других людей остаются бессознательными. ... Гeте переживал их до некоторой степени сознательно и потому смог выразить их в "Фаусте". Он видел, как сны эти переживаются. У таких людей, как Гeте, то, что они творят, так относится к тому, что остальные люди переживают бессознательно, как сновидение —ко сну без сновидений". "Представим себе, выражаясь тривиально, что все люди были бы столь сознательны, что смогли бы описать всe в своeм окружении; например, все люди могли бы описать действительные переживания, которые выражаются так, как переживания Гeте выразились в "Фаусте", — к чему бы это тогда привело? К чему бы тогда пришeл мир? Мир стал бы — как это ни удивительно, — мир стал бы неподвижен, он не смог бы двигаться вперед. В тот момент, когда все люди смогли бы видеть сны таким же образом — а это совершенно иной род снов, — как их видел такой поэт как Гeте в своeм "Фаусте", если бы каждый мог видеть свою взаимосвязь с внешним миром как сновидение, в тот момент люди развиваемую внутри их силу обратили бы на эти вещи, и человеческое бытие некоторым образом поглотило бы себя. Слабое представление о том, что тогда произошло бы, вы можете себе составить, посмотрев на те опустошительные действия, которые уже сегодня происходят благодаря тому, что многие хотя и не видят снов в действительности, но воображают себе, что видят их, когда набалтывают или записывают реминисценции, взятые из какого-либо другого места. По этой причине существует столь много поэтов; не все ли ныне полагают, что они либо поэты, либо художники, либо кто-то в этом роде! Мир не мог бы существовать, будь это так, т.к. все хорошие вещи имеют теневую сторону, правильную теневую сторону. ... Поэтому не все люди могут видеть такие сны; и как бы тривиально это ни звучало, это глубокая, поистине мистериальная истина. Ибо силы, с помощью которых люди видят сны, должны быть направлены во внешний мир и применены к чему-то другому, дабы с их помощью была создана основа для дальнейшего развития Земли, которое остановилось бы, если бы все люди видели сны вышеуказанным образом. ... Но куда указанные силы людей должны быть применены в мире?... Они должны быть применены ко всему тому, что изливается на человеческое развитие в разного рода профессиональной работе. Всe это изливается в виде работы по профессии. И работа по профессии так относится к работе, подобной той, что выражена в виде "Фауста", в виде "Валленштейна" Шиллера, как глубокий сон к сновидению. Мы спим в нашей работе по профессии!" 172(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
961а. Архангела и Духа Личности, вступающих в нас и заменяющих нам астральное тело и Я во время сна, "встречаем мы, когда разовьем наши астральные органы (лотосы); и это потрясающее событие, столь святое для нас, в эзотерике называют "встречей с высшим Я"." 266-1, с. 547
Перейти к данному разделу энциклопедии
|