Главная
Предметный указатель
СОЦИАЛЬНАЯ жизнь |
502. "Благодаря тому, что Иерархии Ангелов действуют в нашем духовно-душевном существе, в "я" и астральном теле, мы чувствуем себя свободной индивидуальностью. Благодаря действию Иерархии Архангелов мы чувствуем себя принадлежащими ко всему человечеству. ...Благодаря тому, что существо Архангела светит в наше духовно-душевное бытие, инспирирует его, мы, собственно, чувствуем себя людьми. А благодаря тому, что Архаи, Духи Времени, пульсируют в нашем существе, интуициируют его, мы чувствуем себя земными существами, т.е. принадлежащими не только современному человечеству, но всему земному человечеству от начала становления Земли и до ее конца".184 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
126. "Впервые в середине этой (Лемурийской) эпохи то, что мы называем верхней троичностью человека — Самодух, Жизнедух, Духочеловек — соединилось с тем, что мы называем четырьмя низшими членами человеческой природы, — с физ., эф., астр. телами и "я". В Пифагорейской школе для обозначения этого факта использовали треугольник и четырехугольник. Тогда весь человек обозначался нижеследующей схемой. "Три верхних члена человеческой природы представляют собой вечное и могут рассматриваться не просто как три высочайших принципа человеческой природы, но также и как три принципа в Самом Божестве. ... как три нижних члена Божества, стоящего близко к человеку". "Совершая ошибки из-за своего эфирного или жизненного тела, человек в основном грешит в кругу своих ближних, пренебрегает своим социальным долгом, играющим роль в человеческих отношениях и в общественной жизни. Но те грехи, которые имеют более индивидуальную природу, которые человек совершает только как особая индивидуальность, происходят через свойства астр. тела. ...Тривиальное слово "долги" того же происхождения, что и моральное слово "долг", обозначающее моральную задолженность одного человека другому. Долг, таким образом, проистекает из ошибочных свойств эфирного тела". (Прости нам долги наши.)96 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
Обогащение Я
1564. "Обычно человек имеет лишь некую тень следующей инкарнации. И если ничего не делается для того, чтобы как-то обогатить эту тень, какой она выступает в обыкновенной жизни, то она остается в неудовлетворительном состоянии; ибо тогда пребывают в, так сказать, однопунктном представлении: я, я, я. И никак не выйти из этого я-пункта. Но это "я" можно обогатить, и вопрос состоит в том, как это сделать. ... Я-пункт — это единственное, что как семя пребывает для следующей инкарнации; так что, с какой бы силой и как угодно глубоко мистически человек ни вдумывался бы в себя, каким бы прекрасным учениям ни предавался, ему не подойти к своему Я, ибо это Я, это представляемое Я, по сути вовсе не принадлежит нам, поскольку мы являемся существами данной инкарнации, но оно принадлежит теперь — внутри данной инкарнации — этому миру. Мир из того, что в нас является образом "я", я-мыслеобразом, делает для нашей следующей инкарнации то, что тогда в нашей душе будет более действенно. Поэтому это "я" может обогащаться только во внешней жизни. ... Ищи себя самого, ищи богатство, живущее в твоих представлениях; оно больше, чем то, которое ты имеешь в обычной жизни, ты сможешь тогда это богатство обретать через расширенное наблюдение мира. Но это не должны быть внешние чувственные наблюдения, ибо они ведь связаны лишь с нашей современной инкарнацией, связаны только с нашим телом, которое мы теряем со смертью. ... Лишь тогда мы действительно обогатим наше Я как представление, когда не будем думать абстрактно, прямолинейно, как охотно думают в современности, но постараемся, если хотим обогатить это Я, найти, я бы сказал, более таинственные связи жизни, чем те, что открываются, как говорится, безо всякого. Поймите только это правильно! Искать в жизни такие таинственные связи современный человек считает абсолютно не нужным делом, ибо он не стремится обогатить Я. ... Чем далее человек пойдет к самостоятельной разгадке далеко лежащих и тем не менее могущественно говорящих к нашей душе жизненных связей, лежащих вне нас, тем больше он найдет, что это я-представление становится богаче и богаче. ... Я имею в виду совершенно реальные связи, но только такие, которых обычно не ищут". Вот один пример. Однажды священник повстречал цыганку с совершенно грязным ребенком. Он сжалился над ним и предложил цыганке денег, поставив при этом условие, что ребенок будет воспитан по правилам цивилизованного общества. Цыганка, конечно, охотно согласилась взять деньги, но при этом сказала, что образование, которое имел в виду священник, и вся связанная с ним культура людям ни к чему и делают их только несчастными. Цыганский же образ жизни приносит больше счастья. Эта история была описана в литературе Ферхером фон Штайнланг (Иоган Кляйнферхер, 1828-1902 г. "Цыгане", 1859 г.) Точно такая же мысль была высказана в свое время Руссо. С той только разницей, что он за нее получил премию парижской Академии. "Так обнаруживаются примечательные точки соприкосновения... жизнь многозначна, и, вдаваясь в эту многозначность жизни ... человек обогащает, укрепляет Я. Ибо через подобные связи, которые человек отыскивает во внешнем мире, но в обычной жизни не находит, происходит возрастание Я как представления. ... Тогда обнаруживают, что представления, связанные с Я, становятся подвижнее и подвижнее, активнее и активнее, и в Я западают многие вещи, которых лишены другие. И это особенно важно. Ибо причина, по которой мы так легко заболеваем, по которой мы испытываем столь много неудовлетворенности в жизни, состоит в том,что от вещей мира в нас западает так мало, что наше мышление стягивается во все более маленький круг. Если же мы в состоянии встречающееся нам в жизни соединить с очень многим, протянуть длинные нити между событиями опыта и переживаниями, тогда наше Я крепнет, тогда оно чувствует себя в жизни возросшим, так же как и я-мысль. Поэтому всякое воспитание, которое указывает на односторонние мысли об одних и тех же вещах, вредно". "С любовью постигать мир и не отталкивать филистерски отношения, которые не имеют никакого иного значения, кроме того, что далеко лежащие друг от друга вещи соединяют вместе, дабы обогащать Я, приносить нам силу. ... Человек только тогда становится фантастом, когда в этих таинственных связях ищет больше,, чем в них заключено, желает через них нечто познать. Дело же заключается не в том, чтобы через них что-то познавать, а в том, чтобы дать им действовать в себе, чтобы можно было действительно отметить, как человек может вжиться в силу, которая теперь в нем выступает как мыслительная, а в следующей инкарнации ей будет соответствовать действительность. ... Так возникает возможность постичь не только я-представление, но также и то, как это Я живет между смертью и новым рождением". "Русский народ менее пробужден относительно нюансов (более тайных жизненных связей), чем западно-европейские и особенно среднеевропейские народы". В качестве примера в лекции приводится рассказ Эдуарда Бернштейна о Степняке-Кравчинском, которого он встречал в доме Энгельса в Лондоне. Бернштейн рассказывает, что Степняк-Кравчинский отличался сильной предрасположенностью к мечтательности, был человеком мягких чувств. Он был душой основанного в Англии союза освобождения России, ездил с лекциями в Америку, где его тепло встретил Марк Твен. За столом у Энгельса и вообще в обществе Степняк-Кравчинский был тихим гостем, едва выражался, если к нему непосредственно обращались. Но он охотно посещал Энгельса, высоко ценил дружбу с ним, а также и с Бернштейном. Однажды завязался разговор о Польше. Степняк высказался в духе русских на нее воззрений. Это вызвало тяжелый спор, и с тех пор Степняк не появлялся в обществе. Через несколько лет Степняк и Бернштейн случайно встретились у одного общего знакомого. Степняк был очень рад встрече и через день хотел обсудить с Бернштейном многое, волновавшее его, но на другой день он попал под поезд и погиб. Опять вроде бы случай. "Если человек мечтателен в жизни, тогда эта мечтательность начинает действовать в карме. Поэтому те, кто правильно понимает подобные таинственные связи, о которых я рассказал, могут, я бы сказал, руками потрогать карму. Конечно, не будь Степняк человеком мягких чувств и, одновременно, мечтательным, то связь между его сознательной жизнью и таинственным током кармы не действовала бы столь сильно. ... Но чем больше абстрактные повседневные представления погружаются в мечтания, тем большая сила тянет человека к тому, чтобы вызвать (к действию) кармические связи". "Связи, более отвлеченные от человека (как я их охарактеризовал), обогащают Я, которое мы теперь носим в себе, но как семя для будущей инкарнации; так что в отношении этого теневого Я мы обретаем большую силу. Связи, при которых мы не отказываемся от человека, но ставим его в них, обогащают жизнь; душа тогда делается богаче в переживании, в восприятии той области, которую мы проходили между смертью и новым рождением. ... Вы видите, что человек заблуждается, грубо полагая ...путем врабатывания в себя обрести то обогащение Я, которое делает сильным самопознание. Необходимо, напротив, отделаться от себя, чтобы сделать себя сильнее. Поэтому плохи те вожди к самопознанию, которые указывают человеку на него самого, не уводят его от себя и не приводят к тем связям, которые в мире не лежат на ладони". "И как можно миновать заблуждения, рифы и пропасти в отношении представляющего Я, так же можно действовать и в отношении волящего Я. ...От воли исходят, собственно, только впечатления чувств и характера, сама же воля остается тайной. ... Волящее Я ныне не пребывает в человеке, оно есть результат предыдущей инкарнации. ... Когда я говорю: "я есмь", то в этой мысли "я есмь" я живу в семени будущего воплощения. Говоря: "я хочу", я живу в том, что действует из предыдущей инкарнации в современной". "Реально в настоящем пребывает только чувственное переживание; и во времени, входя одно в другое ... в нас живет троякое: нечто, действующее из предыдущей инкарнации, нечто, действующее теперь, и нечто, действующее для будущей инкарнации".176 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
1850. "По эту сторону Порога учатся познавать только мысли, которые напоминают о прошедших переживаниях. По ту сторону Порога мелькают существа Ангелов. По эту сторону Порога познают суть интеллигенции, по ту сторону воспринимают мелькание Архангелов. По эту сторону Порога воспринимают внешний чувственный мир, по ту сторону познают, как через наши глаза, уши входят и выходят Духи Времени". "Согласно старому словоупотреблению эти три способности называют тремя высшими способностями человека. И если схематически набросать перед вами образ человека, то это можно сделать так. Прежде всего, я должен нарисовать способность к деятельности чувств. Для этого я сделаю белую основу (на черной доске рисуется белый круг).... Основная деятельность чувств разворачивается в голове. Конечно, деятельностью чувств пронизан весь человек, но я должен прежде обозначить головную организацию чувств (синее; см.рис.). 115 (II) Если я хочу изобразить интеллигенцию, то я могу это сделать следующим образом. Деятельность чувств направлена более вовне (синее), интеллигенция имеет свой аппарат отражения большей частью в мозгу. Далее лежит то, что составляет основу памяти, более связанной с телесной организацией. В действительности память (красное) связана с нижним организмом нервов и с остальным организмом. Я должен построить переход между деятельностью чувств и интеллигенцией (индиго)... Для более абстрактных понятий дадим зеленое, а то, что как понятия носит в нас характер воспоминаний, я обозначу, как переход от зеленого к красному, желтым". Конечно, все это действует одно сквозь другое, и пространственно это особенно не разграничить. "Другого рода душевная деятельность, связанная с нашей организацией — это желания. Они еще более эмбриональны, чем чувства. Все, что в нас составляет мир желаний, вожделений, будучи теперь в зародышевом состоянии, в будущем состоянии Венеры достигнет своей цели. Сейчас они сильно связаны с нашей телесностью. Но они от нее освободятся" и выступят на Венере полностью осознанной инспирацией. Но в еще более эмбриональном состоянии находится наша волевая душевная деятельность. В будущем воле предназначено стать чем-то могущественным, космическим, благодаря чему человек будет принадлежать всему космосу, будет индивидуальным существом и в то же время индивидуальные импульсы изживать как мировые факты. Но это будет во время Вулкана, когда воля станет целиком осознанной интуицией.
Высшие способности: | Деятельность чувств | Сатурн — смутная интуиция | — Архаи | Интеллигенция | Солнце — спящая инспирация | — Архангелы | Память | Луна — сновидч. имагинация | — Ангелы | Низшие способности: социальный мир. | Чувства | Юпитер — полностью осознанные имагинации | — Минеральное царство | Желания | Венера — полностью осознанные инспирации | — Растительное царство | Воления | Вулкан — полностью осознанные интуиции | — Животное царство |
"Как память, интеллигенция и деятельность чувств стоят в отношении к окружающему миру Ангелов, Архангелов, Архаев, так чувства, желания и воля стоят в отношении к окружающему физическому миру. При этом чувства в их отношении к миру во время земного развития все более и более истощают минеральный мир. Весь окружающий нас мир минералов с концом земных времен исчезнет и силы, которые человек истощает в минеральном мире, это силы чувств. ... На Юпитере минерального царства не будет, т.к. на Земле силы чувств истощат это царство; а на Венере не будет растительного царства, т.к. человеческие желания истощат его во время Юпитера; наконец, воля истощит во время Венеры животное царство". Все эти вещи актуальны теперь, поскольку и теперь низший и высший человек взаимно пронизывают один другого. "Темно-красным на рисунке мы обозначили чувства. Но чувства простираются в интеллигенцию... а также проходят и сквозь память. И я должен, рисуя деятельность желаний, дать красно-фиолетовый цвет. Волю, какой она пребывает сегодня, я хочу дать сине-зеленой. Таким образом, человек является двойным существом: высшим, который в существенном является познающим, и низшим — в основном желающим; чувства и воля при этом выступают как два полюса желания. В земном человеке составляющее его нижнее действует в верхнем человеке и как воля, и как желания, и как чувства (стрелка вверх; см.рис.)". "Человек, каким он пришел к настоящему (состоянию), должен переживать струение воли, желаний и чувств в память, интеллигенцию и деятельность чувств, а сверху переживать откровение духовного мира через духопознание, чтобы его деятельность чувств, интеллигенция и память могли этим наполниться, поскольку они не смогут этого сделать, когда наше физ. тело, следуя упадку Земли, станет все более и более иссыхать". "Партиец социал-демократ говорит: живущее вовне есть результат развития хозяйства, хозяйственных сил. — Нет, живущее вовне есть объективация чувств, желаний и воли совместно, социально живущих людей. ... На рис. внизу цветом обозначены чувства, желания и воления. Интеллигенция, чувственная деятельность и память действуют вниз и действуют через нашу волю в социальный мир (стрелка внизу справа; см.рис.). ... Если развитие пойдет дальше так, как это соответствует земному организму, и наша телесная организация усохнет, то отставшая чувственная деятельность, интеллигенция и воспоминание, не оплодотворенные духом, сухая интеллигенция, лишь внешние восприятия чувств и эгоистические воспоминания отдельных людей будут господствовать в социальной жизни. Все шире станет разрастаться то, с чего теперь начали в России. В России теперь в зародыше, в ленинизме и троцкизме, подготовляется тот социальный строй, который происходит из опыта чувств, интеллигенции и пары воспоминаний эгоистической природы отдельных людей. ... там сознательно будут исключать все, что можно воспринять из духовного мира".196 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
536. Дарвин не дал ничего существенно нового в дополнение к тому, что уже содержалось в ламаркизме. "Но только начиная с Дарвина это воззрение нашло широкое распространение. Это связано с жизненными отношениями XIX в. Жизнь стала другой. Сама социальная жизнь стала борьбой за существование. ... таковой она остаeтся и поныне". 53(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
1054. Нервозность, истерия, столь распространeнные в наше время, "стоят в связи с особенностью духовного развития, навстречу которому мы идем: выделению эф.тела из физического". 114(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
|