Главная
Предметный указатель
СОЦИАЛЬНАЯ жизнь — взаимодействие социальное (общение, отношения) |
570. «Ложь и лицемерие -- это процессы в душе и в «я». ...оккультный наблюдатель знает, что благодаря им структурные изменения идут вплоть до физ. тела. Они происходят также и благодаря многообразной условной лжи, распространяемой в мире. ...Если люди говорят одно, а думают другое, то действие этого (в физическом) подобно оттиску печати на сургуче». Когда во время сна существа Иерархий входят в физ. и эф. тела человека, то они не выносят этих отпечатков лжи, отрывают их от физ. тела, и они затем существуют в мире как фантомы. «Фантомами их называют потому, что они ближе всего стоят к физическому восприятию. Далее, они являются существами с физической закономерностью». Они населяют пространство, задерживают человеческое развитие, делают мир хуже. «Когда утром человек входит в физ. тело, то первым делом из него устремляются наружу эти фантомы». «Такие вещи, как несправедливые, плохие законы, наказывающие неправильным образом, плохие учреждения в социальной общности, производят обратное действие на эф. тело. От него тогда отделяются существа, над которыми в наше, полное предрассудков время только смеются. Эти существа суть спектры, привидения. Настоящие привидения -- это те, к классу и порядку которых принадлежат названные существа. Людям следует постараться сделать свои учреждения как можно лучше, дабы не рождать подобных существ». Когда сталкиваются мнения двух людей, то каждый стремится во что бы то ни стало навязать свое мнение другому. «Подобная страсть весьма распространена сегодня среди людей. Но надлежит только изложить другому свое мнение и ждать, не пробудит ли оно в нем силы для его принятия». Если же фанатично навязывают свое мнение другому, то это «...вредит астр. телам обоих (спорщиков). ...Что при этом погружается в астр. тело -- это приводит к тому, что ночью из него выделяются существа, называемые демонами». Они затем мешают людям развивать свои личные воззрения. Нужно только подумать, как много в этом отношении грешат в кофейнях и за пивными стойками. Подобные демоны вползают в души, и их можно наблюдать в залах суда, где люди свидетельствуют о событиях, которых в действительности не было, им же кажется, что они их наблюдали и т.д. «Все эти существа -- демоны, приведения и фантомы, -- сегодня они вредны. Но в будущем мы (те, кто о них знают) преобразуем их в служителей развивающегося человечества. Но к этому необходимо приготовиться».98 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
571. Призраки образуются в эф. теле от плохого общения людей между собой. Демоны образуются в астр. теле, -- когда человек дает плохой совет, укрепляет в другом предрассудки, принуждает к каким-либо убеждениям, вызывает фантазии. Сотни их образуются за игорными столами. Если возникает эпидемически какой-либо предрассудок, та или иная глупая мода, то это работа демонов, создаваемых людьми.98 (17) Перейти к данному разделу энциклопедии
122. (5; 40) "Когда человек будет строить свои отношения с людьми исходя из принципа: обходись с другими так, как ты хочешь, чтобы обходились с тобой, — и когда такое настроение станет всеобщим, то никто не возьмет у дающего последнюю рубашку. Ее не возьмут также при том условии, если тот, у кого берут верхнюю одежду, обладает силой настроиться так: если меня попросят, то я отдам и последнюю рубашку. Здесь имеет значение социальный строй. Нужно определенное социальное устройство, при котором не станут красть. Это хочет сказать Христос. ... Я отдам ему и исподнее, если он попросит верхнюю одежду! — В таком мире не могут красть. Но нужно развивать силу веры. Это означает, что нравственность должна покоиться на внутренней силе веры, должна быть чудом. Каждое нравственное деяние должно быть чудом, не просто фактом природы, но — чудом. Человек должен стать способным на чудо. Поскольку первоначальный мировой строй из высших сфер опустился в низшие, просто естественный строй заменен сверхприродным моральным строем, который делает больше, чем просто естественный строй". 175 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
127.(9; 2) Что означает: "Прощаются тебе грехи твои?" "Это означает... хотя ты и должен ждать кармического возмездия, но твои долги и грехи Христос преобразовал так, чтобы позже ты был избавлен от безграничного страдания, вызываемого созерцанием своей вины в уничтожении части бытия... Выражение "Прощаются тебе грехи твои" означает космический, а не кapмический факт".155(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
363. "Следуя как индивидуальность от инкарнации к инкарнации, человек не ответственен за грехопадение. Мы знаем, что ответственность... лежит на люциферических духах... Благодаря этому событию человек хотя и достиг силы любви и свободы, но этим самым на него возложено нечто такое, что он не мог возложить на себя сам своими собственными силами. Это погружение в материю было не человеческим, а божественным актом, который совершился до того, как люди стали способны сотрудничать в творении своей собственной судьбы. Это есть нечто такое, что высшие силы общего развития совершили сообща с люциферическими силами. ...Совершившееся тогда должно было быть приведено к равновесию. Предчеловеческий, но совершенный в человеке акт — грехопадение — нуждался в том, что опять-таки являлось не людским делом, а делом богов. ...Бог должен был так же глубоко погрузиться в материю, как Он это допустил совершиться с людьми".131 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
365. "Вообще важно понять, что все стремящееся к соединению обязано этим Ягве, а все стремящееся к разъединению — люциферическим духам. В первые времена Христианства существовало изречение: "Christus verus Luciferus", Христос — истинный светоносец; ибо Люцифер означает "светоносец". Почему Христос истинный носитель света? Потому, что теперь благодаря Ему стало правомерным то, что прежде было неправомерным. Прежде, когда возникло разделение, люди не были зрелы для самостоятельности. Теперь же через я-импульс, который они получили через Христа Иисуса, они подвинулись так далеко, что, несмотря на "я", могут в любви (духовной) развиваться навстречу друг другу".104 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
548. "Во имя различных ангелов и даже архангелов, если они люциферически занимают свое место, люди могут строить взаимоотношения так, как они это делают сегодня. Но с именем Христа этого делать нельзя, ибо абсолютно невозможно фактически, чтобы два человека, исповедующие Христа, относились враждебно друг к другу. ...Но тут, конечно, мало произносить одно только Имя Христа".172 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
553. "Если мы просто родились и от рождения до смерти просто живем здесь на Земле с той душевной жизнью, что обусловлена задатками, принесенными с рождения и их последующим развитием, то в этом случае ничто не побуждает нас прийти ко Христу. Будь в нас сколько угодно много духовного, мы не получим никакого побуждения прийти ко Христу. ...Но когда же мы приходим ко Христу? — Стремление — если даже оно подчас идет из подсознательного или из темного чувства — проложить путь ко Христу должно исходить от нас самих. К Богу же, идентичному с Богом Ягве, можно прийти, ведя просто обычную жизнь". "Чем больше человек настаивает на своем собственном своенравном мнении и только им и интересуется, тем больше он отдаляет себя в данный момент мирового развития от Христа. Чем больше человек развивает социальный интерес ко мнению других людей, если даже те заблуждаются, тем больше он просвещает собственные мысли мнением других, тем больше наполняет он внутреннейшее своей души словами Христа, которые должны быть поняты в смысле новой речи Христа. Христос сказал: "Что сделаете вы меньшему из братьев Моих, то сделаете вы Мне". Христос не прекратит все вновь и вновь открываться людям до конца земных дней. И так Он говорит тем, кто сегодня хочет Его слушать: что думает меньший из ваших братьев, это вам следует рассматривать так, что Я думаю в нем, и Я чувствую в вас, когда вы мысли других соразмеряете со своими мыслями, имеете социальный интерес к тому, что происходит в другой душе. Что вы находите как мнение, как жизневоззрение в меньшем из ваших братьев, в том ищите Меня. — Так говорит в жизни наших мыслей Христос — Бог всех людей. Мы не находим Его, если эгоистически остаемся в нас с нашими мыслями, но мы находим Его, если наши мысли соразмеряем с мыслями других, если мы расширяем интерес, нашу внутреннюю терпимость ко всему человеческому, если мы говорим себе: через мое рождение я человек предвзятый, через мое возрождение из мыслей всех людей во всеобъемлющем социальном мыслечувстве я найду в себе тот импульс, который есть Импульс Христа. Если я не рассматриваю самого себя как источник всего того, что я думаю, но вплоть до внутреннейшего своей души рассматриваю себя как члена всего человечества, то путь ко Христу мною найден. — Это путь, который сегодня должен быть обозначен как мысленный путь ко Христу. Серьезное самовоспитание в том роде, что мы постигаем смысл усвоения, терпимого усвоения мыслей других людей, способность исправлять свое собственное направление в общении с другими, — это должно рассматриваться как серьезная жизненная задача. Ибо, если эта жизненная задача не найдет места в среде людей, то люди могут потерять путь ко Христу. А сегодня это путь мыслей. Другой путь проходит через волю". Также и здесь можно пойти ложной дорогой, уводящей от Христа. Врожденного юношеского идеализма, идеализма, приходящего с кровью, теперь недостаточно. Должен быть еще воспитан, выработан второй идеализм — нового рождения. "И это есть волевой путь ко Христу. ...Через воспитание идеализма мы осуществляем то, чего хочет Христос, Который не потому сошел из внеземных миров на Землю, чтобы осуществить одни земные цели, но чтобы осуществить сверхземные цели. И мы срастаемся с Ним только в том случае, если воспитываем в нас идеализм, так что Христос, как Существо сверхземное, в земном может действовать в нас. Лишь в воспитанном идеализме осуществляются слова Павла: "Не я, но Христос во мне". Кто не хочет делать усилий к развитию воспитуемого идеализма во внутреннем моральном возрождении, тот не может сказать ничего иного, как: не я, но Ягве во мне. ...Таковы два пути, на которых мы действительно находим Христа. Если мы идем этими путями, то мы не будем говорить так, что наша речь оказывалась бы внутренне ложью. Тогда мы будем говорить о Христе как о Боге нашего внутреннего нового рождения, тогда как Ягве остается Богом нашего обычного рождения". Эту разницу необходимо научиться делать. Только она приведет нас к действительному социальному интересу193 (3) . Перейти к данному разделу энциклопедии
193. Роза вызывает во мне ощущения — это действует душа ощущающая. Затем я могу думать о ней — тогда действует душа рассудочная. Но если теперь (после чувств и мыслей) я сделаю из цветов букет и говорю себе, что кому-то он может принести радость, то я перехожу к действию, вступаю в душу сознательную, вновь привожу себя через нее в соприкосновение с внешним миром.119 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
198. "Душа образует опосредующий член между телом и духом, пронизывая третий член тела, душевное тело, способностью к ощущениям и пронизывая первый член духа, Самодух, как душа сознательная. Поэтому в течение жизни душа сопричастна как телу, так и духу. Эта сопричастность выражается во всем ее бытии. От организации душевного тела будет зависеть, как сможет развернуть душа ощущающая свои качества. И, с другой стороны, от жизни души сознательной будет зависеть, насколько сможет развиться в ней Самодух. Чем лучше строение душевного тела, тем совершеннее становятся отношения души ощущающей с внешним миром. И тем богаче и сильнее становится Самодух, чем больше пищи доставляет ему душа сознательная. Мы уже указали, что Самодух получает эту пищу в течение жизни через переработанные переживания и через плоды этих переживаний. Ибо указанное взаимодействие между душой и духом, конечно, может быть лишь там, где душа и дух заключены друг в друге, проникнуты друг другом, значит — в пределах объединения Самодуха с душой сознательной".9 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
Обогащение Я
1564. "Обычно человек имеет лишь некую тень следующей инкарнации. И если ничего не делается для того, чтобы как-то обогатить эту тень, какой она выступает в обыкновенной жизни, то она остается в неудовлетворительном состоянии; ибо тогда пребывают в, так сказать, однопунктном представлении: я, я, я. И никак не выйти из этого я-пункта. Но это "я" можно обогатить, и вопрос состоит в том, как это сделать. ... Я-пункт — это единственное, что как семя пребывает для следующей инкарнации; так что, с какой бы силой и как угодно глубоко мистически человек ни вдумывался бы в себя, каким бы прекрасным учениям ни предавался, ему не подойти к своему Я, ибо это Я, это представляемое Я, по сути вовсе не принадлежит нам, поскольку мы являемся существами данной инкарнации, но оно принадлежит теперь — внутри данной инкарнации — этому миру. Мир из того, что в нас является образом "я", я-мыслеобразом, делает для нашей следующей инкарнации то, что тогда в нашей душе будет более действенно. Поэтому это "я" может обогащаться только во внешней жизни. ... Ищи себя самого, ищи богатство, живущее в твоих представлениях; оно больше, чем то, которое ты имеешь в обычной жизни, ты сможешь тогда это богатство обретать через расширенное наблюдение мира. Но это не должны быть внешние чувственные наблюдения, ибо они ведь связаны лишь с нашей современной инкарнацией, связаны только с нашим телом, которое мы теряем со смертью. ... Лишь тогда мы действительно обогатим наше Я как представление, когда не будем думать абстрактно, прямолинейно, как охотно думают в современности, но постараемся, если хотим обогатить это Я, найти, я бы сказал, более таинственные связи жизни, чем те, что открываются, как говорится, безо всякого. Поймите только это правильно! Искать в жизни такие таинственные связи современный человек считает абсолютно не нужным делом, ибо он не стремится обогатить Я. ... Чем далее человек пойдет к самостоятельной разгадке далеко лежащих и тем не менее могущественно говорящих к нашей душе жизненных связей, лежащих вне нас, тем больше он найдет, что это я-представление становится богаче и богаче. ... Я имею в виду совершенно реальные связи, но только такие, которых обычно не ищут". Вот один пример. Однажды священник повстречал цыганку с совершенно грязным ребенком. Он сжалился над ним и предложил цыганке денег, поставив при этом условие, что ребенок будет воспитан по правилам цивилизованного общества. Цыганка, конечно, охотно согласилась взять деньги, но при этом сказала, что образование, которое имел в виду священник, и вся связанная с ним культура людям ни к чему и делают их только несчастными. Цыганский же образ жизни приносит больше счастья. Эта история была описана в литературе Ферхером фон Штайнланг (Иоган Кляйнферхер, 1828-1902 г. "Цыгане", 1859 г.) Точно такая же мысль была высказана в свое время Руссо. С той только разницей, что он за нее получил премию парижской Академии. "Так обнаруживаются примечательные точки соприкосновения... жизнь многозначна, и, вдаваясь в эту многозначность жизни ... человек обогащает, укрепляет Я. Ибо через подобные связи, которые человек отыскивает во внешнем мире, но в обычной жизни не находит, происходит возрастание Я как представления. ... Тогда обнаруживают, что представления, связанные с Я, становятся подвижнее и подвижнее, активнее и активнее, и в Я западают многие вещи, которых лишены другие. И это особенно важно. Ибо причина, по которой мы так легко заболеваем, по которой мы испытываем столь много неудовлетворенности в жизни, состоит в том,что от вещей мира в нас западает так мало, что наше мышление стягивается во все более маленький круг. Если же мы в состоянии встречающееся нам в жизни соединить с очень многим, протянуть длинные нити между событиями опыта и переживаниями, тогда наше Я крепнет, тогда оно чувствует себя в жизни возросшим, так же как и я-мысль. Поэтому всякое воспитание, которое указывает на односторонние мысли об одних и тех же вещах, вредно". "С любовью постигать мир и не отталкивать филистерски отношения, которые не имеют никакого иного значения, кроме того, что далеко лежащие друг от друга вещи соединяют вместе, дабы обогащать Я, приносить нам силу. ... Человек только тогда становится фантастом, когда в этих таинственных связях ищет больше,, чем в них заключено, желает через них нечто познать. Дело же заключается не в том, чтобы через них что-то познавать, а в том, чтобы дать им действовать в себе, чтобы можно было действительно отметить, как человек может вжиться в силу, которая теперь в нем выступает как мыслительная, а в следующей инкарнации ей будет соответствовать действительность. ... Так возникает возможность постичь не только я-представление, но также и то, как это Я живет между смертью и новым рождением". "Русский народ менее пробужден относительно нюансов (более тайных жизненных связей), чем западно-европейские и особенно среднеевропейские народы". В качестве примера в лекции приводится рассказ Эдуарда Бернштейна о Степняке-Кравчинском, которого он встречал в доме Энгельса в Лондоне. Бернштейн рассказывает, что Степняк-Кравчинский отличался сильной предрасположенностью к мечтательности, был человеком мягких чувств. Он был душой основанного в Англии союза освобождения России, ездил с лекциями в Америку, где его тепло встретил Марк Твен. За столом у Энгельса и вообще в обществе Степняк-Кравчинский был тихим гостем, едва выражался, если к нему непосредственно обращались. Но он охотно посещал Энгельса, высоко ценил дружбу с ним, а также и с Бернштейном. Однажды завязался разговор о Польше. Степняк высказался в духе русских на нее воззрений. Это вызвало тяжелый спор, и с тех пор Степняк не появлялся в обществе. Через несколько лет Степняк и Бернштейн случайно встретились у одного общего знакомого. Степняк был очень рад встрече и через день хотел обсудить с Бернштейном многое, волновавшее его, но на другой день он попал под поезд и погиб. Опять вроде бы случай. "Если человек мечтателен в жизни, тогда эта мечтательность начинает действовать в карме. Поэтому те, кто правильно понимает подобные таинственные связи, о которых я рассказал, могут, я бы сказал, руками потрогать карму. Конечно, не будь Степняк человеком мягких чувств и, одновременно, мечтательным, то связь между его сознательной жизнью и таинственным током кармы не действовала бы столь сильно. ... Но чем больше абстрактные повседневные представления погружаются в мечтания, тем большая сила тянет человека к тому, чтобы вызвать (к действию) кармические связи". "Связи, более отвлеченные от человека (как я их охарактеризовал), обогащают Я, которое мы теперь носим в себе, но как семя для будущей инкарнации; так что в отношении этого теневого Я мы обретаем большую силу. Связи, при которых мы не отказываемся от человека, но ставим его в них, обогащают жизнь; душа тогда делается богаче в переживании, в восприятии той области, которую мы проходили между смертью и новым рождением. ... Вы видите, что человек заблуждается, грубо полагая ...путем врабатывания в себя обрести то обогащение Я, которое делает сильным самопознание. Необходимо, напротив, отделаться от себя, чтобы сделать себя сильнее. Поэтому плохи те вожди к самопознанию, которые указывают человеку на него самого, не уводят его от себя и не приводят к тем связям, которые в мире не лежат на ладони". "И как можно миновать заблуждения, рифы и пропасти в отношении представляющего Я, так же можно действовать и в отношении волящего Я. ...От воли исходят, собственно, только впечатления чувств и характера, сама же воля остается тайной. ... Волящее Я ныне не пребывает в человеке, оно есть результат предыдущей инкарнации. ... Когда я говорю: "я есмь", то в этой мысли "я есмь" я живу в семени будущего воплощения. Говоря: "я хочу", я живу в том, что действует из предыдущей инкарнации в современной". "Реально в настоящем пребывает только чувственное переживание; и во времени, входя одно в другое ... в нас живет троякое: нечто, действующее из предыдущей инкарнации, нечто, действующее теперь, и нечто, действующее для будущей инкарнации".176 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Социальные отношения
280. "Если мы приходим со всеобщими понятиями и говорим, каким должен быть человек в том или ином отношении, то мы поступаем неправильно. С каждым определением человека мы надеваем очки, чтобы не видеть индивидуального человека".217 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
281. "Если человек остается таким, каким он сегодня рождается, то через всю жизнь он несет предрассудки. Он живет односторонне. Человек может сегодня спастись только в том случае, если он терпим, если он в состоянии войти во мнение другого человека также и в том случае, когда тот, как он считает, заблуждается".189 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
283. "Человек, поскольку он спокоен, поскольку являет собой спокойный человеческий облик с головой как своим средоточием, является органом восприятия Я других людей. Так что орган восприятия Я других людей самый большой из всех, какие мы имеем; мы сами, как физические люди, являемся органом восприятия". "Органом восприятия мыслей других людей является все, чем мы являемся, поскольку чувствуем в себе подвижность, жизнь ... т.е. не в силу того, что вы имеете облик, но поскольку носите в себе жизнь (как единство)". "Весь человек есть орган чувства для Я; живое в основе физического есть орган чувств для мышления; подвижный в себе человек есть орган чувств для слова".170 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
285. Одни ищут на пути социальных движений, другие — спиритуальных, третьи — на пути морали или реформы средств питания и т.д. "Все эти движения значительны и необходимы... но плоды они принесут лишь в том случае, если станут ответвлениями теософского движения. Не путeм внешнего улучшения средств питания, индустрии, производительности труда достигается жизненный прогресс, но лишь благодаря всему тому, что продвигает вперeд души. Кто тщательно изучает все эти движения, тот знает, как могут они слиться в теософском движении. Потребуйте от своих ближних, чтобы в борьбе за существование они так обращались с другими, как желают, чтобы обращались с ними самими, и это будет правильно. Но напишите на их знаменах "борьба" и вы ничего не достигнете. Лишь через любовь, через соединение, через созвучие всех наших душ может быть найдено исцеление. Лишь когда мы вновь уясним себе, что все мы являемся душевно-духовными существами и что наши души и дух суть искры пра-огня и мы призваны соединиться в этом пра-огне, тогда мы будем действовать на благо нашего будущего". 264 с.364-365 Перейти к данному разделу энциклопедии
326. "Для развития души сознательной в 5-й культуре свобода мысли в области религии является основным условием. Социальное понимание — в области человеческой совместной жизни, свобода мысли — в религиозной жизни". "Развитие души сознательной требует свободы мысли, но эта свобода мысли может разрастаться только в совершенно определeнной ауре, в совершенно определeнной атмосфере". "Практическая психология, практическая антропология должны быть восприняты всеобщим интересом. Это необходимо для социального понимания, дабы в социальном понимании создать противоположный полюс для возрастающей трудности понимания". Это должно выступить совсем по-особенному в 5-й культуре, дабы человечество могло развить душу сознательную. "Чувства симпатии и антипатии ширятся, и только в борьбе, в сознательной победе над поверхностными чувствами симпатии и антипатии может быть правильно рождена душа сознательная". 168(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
522. "Чем больше люди будут разъединяться, раскалываться, тем реже возвышенные души будут сходить в среду людей. Чем больше будут развиваться взаимосвязи и чем больше образуется чувства общности при полной свободе, тем больше возвышенных существ сойдeт к людям и тем быстрее земная планета одухотворится". 102(11) Перейти к данному разделу энциклопедии
531. "Здоровым является лишь одно: всякое влияние на волю другого человека допускать лишь через врата познания". 131(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
537. "От теперешнего взгляда, в котором лишь продолжает жить: "Ты не должен творить себе никакого образа", — человек должен вновь вернуться к тем способностям души, которые творят образы, но теперь уже сознательно. Ибо только в образах, в имагинациях может быть правильно построена социальная жизнь в будущем". "Люди должны в своeм мировоззрении прийти к образности, тогда из сознательного мифотворчества возникнет также возможность в общении человека с человеком творить социальное". 186(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
538. "Когда однажды не только брамин брамина, пария парию, иудей иудея, христианин христианина будут любить и понимать, но иудей христианина, пария брамина, американец азиата поймeт как человека и сможет стать на его место, тогда узнают, как глубоко христиански это ощущается, когда мы говорим: без различия любых внешних исповеданий должно среди людей установиться братство". 155(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
1555."Когда я стою против другого человека, то ни мое физ. тело, ни мое эф. тело не испытывают больших изменений; — их испытывает ас. тело. Когда другой человек говорит мне нечто, исполненное ненависти, этот поток ненависти идет в мое ас. тело и изменяет его. Я должен идущее от него воспринять в мое ас. тело; и оно получает совсем иные свойства в зависимости от того, что стремится к нему от других людей: любовь, терпение или гнев и нетерпение. Между воспитателем и ребенком разыгрывается нечто совершенно подобное". 93(18) Перейти к данному разделу энциклопедии
3. Социальные отношения. Социальный интерес
495. "В современной действительности выступает одно требование ... придать социальный облик отношениям человечества". 186(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
Внутренняя природа человеческих отношений
496. "В греко-римскую эпоху два человека, встречаясь впервые, должны были произвести друг на друга впечатление, и оно было сильным, ударообразным. Теперь же... при встрече впечатление нужно сделать действенным, дав всплыть тому, что соединяло людей в прошлом воплощении. Это даeтся не сразу ... В этом узнавании друг друга шлифуются индивидуальности, в то время как бессознательно, инстинктивно из глубин восходят реминисценции прошлого воплощения. ... и так вырабатывается душа сознательная, тогда как душа рассудочная, или характера, вырабатывалась при ударообразном знакомстве. ... Но при восхождении этих реминисценций выступают и другие деятельные силы". Это создаeт большие трудности для взаимопонимания между людьми. "И всестороннее понимание будет становиться всe труднее и труднее, поскольку всe нужнее будет, чтобы люди сидящему в них кармическому действительно дали взойти изнутри". "Изучающий жизнь очень легко замечает, что человек, не склонный с интересом относиться к людям, бранит почти всех, по крайней мере через какое-то время. ... А происходит это оттого, что подсознание имеет тенденцию искажать тот образ другого человека, какой мы себе составляем. Мы должны сначала хорошо узнать другого человека и тогда увидим, что в том его образе, который мы себе создали, необходимо подтереть искажения. Как бы парадоксально это ни звучало, но это хорошее жизненное правило — хотя из него есть исключения: — постоянно исправлять, при всех обстоятельствах как-то исправлять образ человека, который запечатлелся в нашем подсознании. Ибо подсознание имеет тенденцию судить о людях на основании ,i>симпатии и антипатии. ... Но всякое суждение, исходящее из симпатии или антипатии, ложно. ... Нужно сказать себе, что именно в отношении чувственного общения с людьми нужно вести выжидающую жизнь. Не следует доверять первому образу человека, который из подсознания стучится в сознание, но нужно просто попытаться жить с людьми. ... тогда развивается социальное настроение. ... Строя свои отношения с другими людьми на основе симпатии и антипатии, человек тем самым прививает обществу ложные течения чувств. ... социальное общество было бы, собственно говоря, возможным только в том случае, если бы люди не жили в симпатиях и антипатиях. Но тогда они не были бы людьми". "В отношении волений между людьми роль играют не только симпатии и антипатии — они играют роль, поскольку мы чувствующие существа, — но здесь особую роль играют склонности и нерасположения, отвращения, которые переходят в действие; таким образом — симпатии и антипатии в действии, в их проявлении, в их откровении. Человек относится к другим людям, сообразуясь с особенной к ним симпатией, особенной степенью любви, которую он несeт им навстречу. ... Из этой любви, возникающей между людьми, и выносят они свет, волевые импульсы, которые так переходят от человека к человеку. Однако любовь... если она не одухотворена — в обычной жизни любовь одухотворена лишь в малой степени, и я сейчас говорю не о половой любви или той, что возникает на ее основе, а вообще о любви человека к человеку, — эта любовь, если она не одухотворена, не является любовью как таковой, но образом, который строит себе о ней человек, а это большей частью является...ужасной иллюзией. ... Человек верит, что любит других, но на самом деле любит только себя. Вы видите здесь источник антисоциального, который к тому же может быть ещe источником ужасного самообмана. Человеку может казаться, что он поднялся к переполняющей любви к людям, но на самом деле он любит быть связанным с ними в собственной душе. Ощущаемое здесь как восторг в душе, происходит от связи с другими людьми, от того, что, между прочим, можно говорить им о своей любви; это, собственно, и любят. Человек в основном любит себя, когда в общении с другими в нeм вспыхивает это себялюбие. Такова важная жизненная тайна, до бесконечности важная. ... Через себялюбие, маскирующееся под любовь, человек становится в чрезвычайной степени антисоциальным существом... зарывается в себя. А он, по большей части, зарывается в себя тогда, когда не знает или не хочет знать об этом протекающем во в-себя-погребении бытии". "Человек, каким он является, когда не работает над собой, когда через самообуздание не берeт себя в руки, является, как любящее существо, при всех обстоятельствах антисоциальным существом. ... Само собой разумеется, отец любит своего сына больше, чем других детей, но это антисоциально. Этим вовсе не отрицается, что антисоциальное в жизни порождается самой жизнью". 186(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
503. Красивая речь — культового происхождения. Мы обязаны ею "Востоку. Правильная речь расположена в средней области цивилизации". Западу мы обязаны абстрактностью речи. Ныне новым элементом в речь должна войти этика. "Нам нужно научиться хорошо говорить. Это означает, что мы должны, говоря, переживать нечто от всего того, что мы в иных случаях переживаем в отношении этики, учения о нравственности". "Необходимо освобождать речь от адекватности. Ибо она может быть адекватной только материальному. А если мы хотим воспользоваться ею для спиритуального в смысле современной эпохи развития человечества, то она должна получить свободу". Тогда можно будет научиться характеризовать свободную жизнь. "Если человек не способен, по меньшей мере на какой-то подготовительной стадии, всю речь (доклад) обозреть как целое, то он не может ожидать понимания. Первое — это дать всей речи проистечь из общей еe мысли, исходя из неe вычленить, образовать композицию. Второе — призвать в советники весь опыт, который для речи человек может получить из непосредственной жизни, вспомнить как можно больше, что в соответствующем случае человек пережил сам, и в композицию речи там либо здесь попытаться влить этот опыт". "К рассудку слушателя говорите вы композицией речи, к сердцу — своим опытом". Мысли, развиваемые вами перед пролетарскими слушателями, их не интересуют. Они доводят их до чувства вещи. "Ни в коей мере не может быть настоящим докладчиком тот, кто говорит и охотно слушает себя, много значения придаeт своим речам. Настоящий докладчик всегда преодолевает себя, если ему необходимо говорить; и нужно совсем отчeтливо чувствовать это преодоление. Он должен охотнее слушать другого, пусть плохого, докладчика, чем желать говорить сам". "Логика — это для мыслей, не для устной речи; я имею в виду форму речи, способ выражения. Естественно, речь не должна быть нелогичной. Однако еe нельзя комбинировать так, как комбинируют ход мыслей. Длительным действием в речи обладает то, что содержит в себе образ, если этот образ отстоит далеко от того, что он означает (в речи), и если сам использующий его свободен от рабского следования чистому смыслу мысли". Если мы хотим влить в слушателей волю, то это их злит. Поэтому волю следует направить на овладение образностью, которая внутренне является реальностью. 339, с.35-44, 58, 77, 108 Перейти к данному разделу энциклопедии
|