Главная
Предметный указатель
СОЦИАЛЬНАЯ жизнь — и возраст |
348. "Борьба происходит среди нас, полная значения борьба. Духам Света хотелось бы лишь с 28 лет делать нас зрелыми для выступления во внешней жизни, способными к действиям. Духам же тьмы хотелось бы ... ранее выталкивать человека во внешнюю жизнь. И всe, что действует в силах нашей социальной жизни, которые есть отражение подобных вещей, происходит отсюда, когда, например, там или здесь выдвигается предложение предоставлять избирательное право в возрасте около 20 лет, или даже ранее 20 лет. Отсюда происходят эти вещи". 177 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
438. "Человек не посвящается благодаря тому, что, в смысле настоящего времени, он, подобно петуху с кучи навоза, начинает кукарекать о своих собственных убеждениях в любом возрасте!" Так появляются программы, способные, как полагают, овладеть миром. 184(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
503. Красивая речь — культового происхождения. Мы обязаны ею "Востоку. Правильная речь расположена в средней области цивилизации". Западу мы обязаны абстрактностью речи. Ныне новым элементом в речь должна войти этика. "Нам нужно научиться хорошо говорить. Это означает, что мы должны, говоря, переживать нечто от всего того, что мы в иных случаях переживаем в отношении этики, учения о нравственности". "Необходимо освобождать речь от адекватности. Ибо она может быть адекватной только материальному. А если мы хотим воспользоваться ею для спиритуального в смысле современной эпохи развития человечества, то она должна получить свободу". Тогда можно будет научиться характеризовать свободную жизнь. "Если человек не способен, по меньшей мере на какой-то подготовительной стадии, всю речь (доклад) обозреть как целое, то он не может ожидать понимания. Первое — это дать всей речи проистечь из общей еe мысли, исходя из неe вычленить, образовать композицию. Второе — призвать в советники весь опыт, который для речи человек может получить из непосредственной жизни, вспомнить как можно больше, что в соответствующем случае человек пережил сам, и в композицию речи там либо здесь попытаться влить этот опыт". "К рассудку слушателя говорите вы композицией речи, к сердцу — своим опытом". Мысли, развиваемые вами перед пролетарскими слушателями, их не интересуют. Они доводят их до чувства вещи. "Ни в коей мере не может быть настоящим докладчиком тот, кто говорит и охотно слушает себя, много значения придаeт своим речам. Настоящий докладчик всегда преодолевает себя, если ему необходимо говорить; и нужно совсем отчeтливо чувствовать это преодоление. Он должен охотнее слушать другого, пусть плохого, докладчика, чем желать говорить сам". "Логика — это для мыслей, не для устной речи; я имею в виду форму речи, способ выражения. Естественно, речь не должна быть нелогичной. Однако еe нельзя комбинировать так, как комбинируют ход мыслей. Длительным действием в речи обладает то, что содержит в себе образ, если этот образ отстоит далеко от того, что он означает (в речи), и если сам использующий его свободен от рабского следования чистому смыслу мысли". Если мы хотим влить в слушателей волю, то это их злит. Поэтому волю следует направить на овладение образностью, которая внутренне является реальностью. 339, с.35-44, 58, 77, 108 Перейти к данному разделу энциклопедии
592. "Большие беды проистекают, например, оттого, что несколько одарeнный человек может уже в 18 или 19 лет стать фельетонистом". 192(17) Перейти к данному разделу энциклопедии
Большевизм в России и Европа
935. "Для многих бесконечно трудно понять, что в отношении духа сначала должен существовать закон, а затем этот закон указывает на факты. Факты как бы пробуждают закон. Старые духоиспытатели всегда говорили об этом так — я выражусь при этом школьно: — внешнее рассмотрение природы происходит индуктивно, от факта к понятию, духовная наука должна идти путeм дедукции: от понятия к факту". Возьмeм в этой связи пример. Человек ныне развивается естественным путeм до 27 лет. Если он не играет особой роли в социальной жизни, то с 27 лет он носит в себе нечто мeртвое. Если же он эту роль играет, то он вносит в неe мeртвое; он не является вполне представителем нашего времени. И если даже его избрать в парламент, то он будет нести импульсы только из своих 27 лет. Он тогда не продуктивен для будущего, он станет грубо парализовывать семена для будущего. Таков Ллойд Джордж (в лекции даeтся его биография как представителя своего времени, действующего из знания жизни и в соответствии с ней, но не общечеловечески, а национально-эгоистически). Он спасовал, когда пришло нечто, исходящее из другого возраста, не из 27 лет. "Также и Грей, и Асквит, они были в действительности марионетками, и сами до начала августа 1914 г. верили, что войны для Англии не будет, что они хотят сделать всe, дабы предотвратить войну, но внезапно были схвачены, приколоты оккультными силами. По отношению к тем силам, исходящим совершенно от других индивидуальностей, чем те, чьи имена известны, по отношению к тем силам, действующим из совершенно иного возраста, поскольку они действуют из старых традиций и старые традиции берутся на службу английскому эгоизму, оставшийся 27-летним Ллойд Джордж оказывается лишь марионеткой. За импульсами, идущими из Англии и лежащими в основе этой войны, имеется точное знание европейских народных и государственных импульсов. Так что знавшие, что происходит в Англии, знали также, что всe, ныне господствующее как лозунги, уже господствовало как идея, которая должна была осуществиться в 80-90-х годах. ... Говорили: русское царство, что касается его господства, должно рухнуть, чтобы русский народ мог жить. В конце 80-х годов эта формула существовала здесь для того, что осуществилось в марте 1917 г. как русская революция; и здесь были также нити, с помощью которых это велось и руководилось. Но знал об этом лишь тот малый круг, который через свои тайные отправления был старше, чем Л.Джордж. ... Тот оставался лишь при своих способностях. Он был способным министром вооружения. Человек, из внутренней убеждeнности выступавший против вооружения, вооружил Англию не хуже других стран. ... Мало существует примеров, где убеждения настолько превращались бы в свою противоположность, насколько это случилось у Л.Джорджа с помощью стоявших за ним сил. ... Ибо его убеждения коренятся в 27-летии". Подождем, как он кончит. 176(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
|