BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





СОЦИАЛЬНАЯ жизнь = их смысл

1371. "Там, внизу, где бессознательно пульсируют инстинкты. Дух Мудрости противостоит Духу Любви, а Дух Любви — Духу Мудрости. Но в сознание это начинает входить только в нашу эпоху развития души созна­тельной. Человек должен выдержать эту борьбу в самом себе. В этой внутренней душевной борьбе, разыгры­вающейся в человеческой природе, он будет становиться все сильнее и сильнее. ... Что написано в книге "Как достигнуть познания высших миров?", должно вести человека к победоносному окончанию этой внутренней борьбы. ... А поскольку люди не хотят с этой борьбой иметь дело внутренне, то она проециру­ется ныне вовне". 186 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

328. "Человеку хотелось бы, хотя он этого никогда не признаeт, однако ему больше всего хотелось бы быть ведомым на помочах мировыми силами. Особенно трудно бывает человеку найти себя в тех случаях, когда он в какой-либо инкарнации вынужден жить в такое катастрофическое время, каким, например, является наше. Тогда он охотно задаeт вопрос: почему боги допустили всe это? Но он не хочет спрашивать о жизненных необходимостях. ... Хаос необходим для всеобщего хода развития. И человеку часто бывает настолько же необходимо находиться среди хаоса, как и среди гармонии. ... Мы живeм в эпоху души сознательной. ... Глубочайшие особенности этой эпохи заключаются в том, что человек должен основательнейшим, интенсивнейшим образом познать силы, противящиеся гармонизации общественной жизни человечества. Поэтому в наше время необходимо постепенно расширять сознательное познание враждебных человеку ариманических и люциферических сил. Если бы человек не прошeл через те импульсы развития, в которых действуют ариманические и люциферические силы, то он не смог бы прийти к полному употреблению своего сознания, а также и к выработке своей души сознательной. Но в этом вчленении души сознательной в человеческую природу мы узнаeм в высшей степени антисоциальную потребность". 186(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

394. "Болезненные события проистекают большей частью из неприятия связи со спиритуальным миром. Поэтому события нашего времени можно назвать кармой материализма". 173(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

465. "Как бы удивительно это ни звучало для, так сказать, нормальных людей, тем не менее: в современном хаосе до тех пор не наступит порядок, пока достаточно большое число людей не найдeт удобным для себя признать духовнонаучные истины. Это будет кармой мировой истории".
     "Из этого хаоса тогда возникнет порядок, когда будет понято, из чего этот хаос возник. Он возник из недуховного постижения действительности ... нельзя безнаказанно игнорировать духовный мир ... называйте это, если угодно, эгоизмом, самолюбием Духов, хотя в духовном мире другая терминология, чем здесь, в чувственно-физическом мире. ... Это закон, железная необходимость: Духи мстят за себя. И среди различных характеристик, которые можно дать современности, правильной также является следующая: месть духов за то, что их так долго игнорируют, — вот источник хаоса в современном человечестве".
     "Существует таинственная связь между разрушительными силами Вселенной и человеческим сознанием". Если бы в последние 20-30 лет XIX в. люди так стремились к спиритуальному познанию, как они стремились к материалистическому познанию, то "это послужило бы частичным взносом в нейтрализацию разрушительных сил! ... Люди были бы бодрственнее, и первые десятилетия XX в. не принесли бы разрушений, если бы сознания были сильнее". Множество душ проходит врата смерти, не подозревая о существовании духовных понятий и идей. "Чего жаждут они, эти души, жившие здесь в материализме, чего жаждут они? Разрушительных сил в физическом мире жаждут они! Ибо таков частичный взнос. ... они могут жить в этих силах разрушения после того, как им не удалось здесь через спиритуальные импульсы сделать частичный взнос". 177(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

500. "Общение человека с человеком состоит в том, что в нем прежде всего усыпляется способность образовывать представления ради образования социальной потребности, которая может возникнуть между одним и другим человеком.
     Но вы, естественно, не можете, идя по жизни, в то же время беспрерывно спать. Тенденция образовывать социальные потребности состоит также в том, выражается в том, что вам, собственно, и следует постоянно иметь склонность ко сну. Вещи, которые я описываю, происходят, конечно, бессознательно, но от этого они не становятся менее действительными и в не меньшей степени постоянно пронизывают нашу жизнь. Таким образом, именно при образовании социальной структуры человечества имеет место постоянная склонность ко сну.
     В противовес этому действует нечто иное. Действует постоянное сопротивление, постоянное возмущение людей этой тенденцией именно тогда, когда они не спят. Так что всякий раз, когда вы стоите перед человеком, вы находитесь в конфликте следующего рода: благодаря тому, что перед вами находится человек, в вас постоянно развивается тенденция ко сну, тенденция переживать к нему отношение во сне; благодаря же тому, что вы противитесь сну, не хотите погружаться в сон, в вас возбуждаются силы оставаться бодрствующим. ... Но тенденция оставаться бодрствующим в этом случае является антисоциальной, поскольку это есть утверждение собственной индивидуальности, собственной личности по отношению к социальной структуре общества. ... Когда мы встречаем какую-либо общественную организацию ... то она обычно является выражением этих маятникообразных отношений между социальными и антисоциальными потребностями. Политэкономы могут размышлять о том, что такое кредит, капитал, рента и т.д. — Все эти вещи, образующие закономерности социальных отношений, являются лишь качаниями маятника между двумя видами потребностей: социальных и антисоциальных.
     А каково предназначение человека? Его предназначение, его задача, миссия в нашей, 5-ой послеатлантической эпохе состоит в том, чтобы утверждать себя, не позволять себе спать. Самим положением во времени ему предназначено развивать антисоциальные потребности. И задача нашей эпохи не могла бы быть достигнута людьми, если бы именно антисоциальные потребности, благодаря которым человек достигает вершины своей собственной личности, не становились всe могущественнее и могущественнее. Человек ныне и не подозревает, какую ещe силу предстоит набрать антисоциальным потребностям вплоть до третьего тысячелетия. Чтобы человек мог правильно развиваться, должны вырасти антисоциальные потребности. ... в такое время должно прийти то, что только и можно противопоставить антисоциальным потребностям, а именно такая социальная структура, с помощью которой могут быть удержаны в равновесии тенденции этого развития. Внутри должны действовать антисоциальные потребности, чтобы человек мог достичь вершин своего развития; вовне, в общественной жизни, должна действовать такая социальная структура, при которой в жизненных связях люди не теряли бы друг друга. Потому и встаeт социальное требование в наше время ... как необходимый противовес внутренним тенденциям развития человечества".
     "И если кто-то теперь выступает и говорит, что нужно бороться с антисоциальными потребностями, то это не более, чем обыкновенная бессмыслица, ибо бороться с ними совсем не следует. ... Речь не идeт о том, чтобы найти рецепт, как бороться с антисоциальными потребностями, а о том, как государственное устройство, структуру, организацию того, что лежит вне человеческой индивидуальности, так образовать, так устроить, чтобы оно создало противовес тому, что внутри человека действует как антисоциальная потребность. Потому-то так необходимо, чтобы человек в нашу эпоху всем своим существом вычленился из социальной структуры на благо как ей, так и себе.
     В прошлые эпохи существовали сословия, классы. Наша эпоха стремится преодолеть сословия, преодолеть классы. Наша эпоха больше не может делить людей на классы; теперь необходимо считаться с человеком во всей совокупности его черт, необходимо включить его в такую социальную структуру, которая социально расчленяла бы только то, что обособленно от человека. ... рабочая сила является товаром и, таким образом, нечто, являющееся внутренним человека, оказывается организованным внешне. Это должно быть устранено. Только то может быть социально расчленено, что не является самим человеком: его позиция, место, на которое он поставлен в жизни". Никто не смеет притязать на проведение социальных реформ, если не знает этих вещей. 186(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

812. "Мы живeм в эпоху, где станем свидетелями заходящей фразы и восходящей духовной жизни. Это станет возможным благодаря тому, что англоязычные народы со всe большей очевидностью обнаружат, как всe, сохраняемое традиционно из прошлого, оказывается фразой, а реальностью под этой фразой выступает хозяйственная жизнь... единственно истинная реальность. ... Но тогда наступит момент особого значения... тогда ощутят ничтожность человека, который просто — как в реальности — пребывает в физической жизни. Особенно это познание должно засветить западным народам. Должен прийти момент, когда в душах займeт место убеждение: во всeм, что мы говорим, утвердиться нельзя. Реальностью под нами является то, что мы вырабатываем, приобретаем для желудка, для пищеварения. Пока не видят фразeрского характера фразы, до тех пор не знают, что хозяйство есть единственная реальность, и до тех пор не придут к необходимому осознанию. Если же к необходимому осознанию придут, то человеческая природа скажет себе не что иное, как: чтобы быть человеком, необходима кроме физической действительности, одного только хозяйства, еще духовная действительность.
     Этот момент познания должен наступить. Без него человеческому развитию дальше не пойти, именно по той причине, что мы придeм к новой духовной жизни, мы должны в настоящее время утонуть в элементе фразы. Большая одарeнность, талант для такого познания даны западным народам". 196(17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

918. "Интеллект хотят некоторым образом воплотить в хозяйственную жизнь (в России). Этот эксперимент не получится ни в коем случае. Но предположим, что какое-то время он получался бы, тогда хозяйственная жизнь выросла бы над головой, тогда хозяйственная жизнь повсюду произвела бы из себя разрушительные демонические силы. ... Как в прошлом, глядя на природу и природные явления, человек видел в них демоническое, так новый человек должен научиться видеть демоническое во всeм том, что он производит в хозяйственной жизни. Первоначально эти демоны, ещe не введeнные людьми в машины, угрожали человеку изнутри и заявляли о себе разрушительно в социальных революциях. Эти разрушительные социальные революции есть результат хозяйственной жизни. Элементарную духовность необходимо искать в хозяйственной жизни, как ранее еe искали в природе. Одна интеллектуальная жизнь есть лишь промежуточное состояние, не имеющее никакого значения ни для природы, ни для того, что производит человек, а только для самого человека. Люди вырабатывают интеллект, чтобы стать свободными. Люди должны выработать именно такие способности, которые не имеют ничего общего ни с природой, ни с машиной, а только с самим человеком. Если человек вырабатывает способности, находящиеся в определeнном отношении к природе, то он не свободен. Не свободен он и в хозяйственной жизни, т.к. машины одолевают его, если он вырабатывает способности, с которыми нечего делать ни в познании, ни в практической жизни, — способности как чистую интеллектуальность. Если он может воспитать свободу в ходе культурного развития, и именно благодаря способностям, не стоящим ни в каком отношении к миру, каким является интеллект, то свобода может прийти. Но к интеллекту, чтобы человек не оторвался от природы, чтобы он мог преобразовывать природу, должно присоединиться то, чего хочет найти духовнонаучное исследование". 200(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Борьба материализма со спиритуализмом

1086. "За бесконечно трагическими событиями современности лежит борьба материализма против спиритуализма. Эта борьба должна решаться боем. Различные формы будет принимать она, но решаться она должна боем, ибо люди должны научиться выносить всe, что необходимо вынести, чтобы выработать спиритуальное мировоззрение для шестой послеатлантической эпохи. И можно сказать: многое должно быть выстрадано, ибо из боли и страданий проистекает то, что действительно связывает познание с нашим Я; ибо, с другой стороны, материалистические воззрения в мире... примут бесконечно ужасные формы". 174(20)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru