BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





БОЛЕЗНИ = хандра, «сплин», меланх.

Процесс пищеварения

558. Жизнь к средствам питания в нас "...приходит на пути, идущем от кишечной организации через сосуды к сердцу. Так что мы можем сказать: когда средства питания достигают крови, а кровь проходит через сердце, тогда нашим эф. телом воспринимается то, что как мертвое средство питания проникло в нас. И вы можете себе представить: когда пища с губ достигает кишечника, то постепенно теряются последние следы внешнего мира ... но затем все вновь оживает на пути к сердцу. Это новое оживление означает, что средства питания восприняты нашим собственным эф. телом. Но вы бы слишком мало обладали характером земного, если бы просто происходило лишь то, что я вам сейчас описал. Мы могли бы стать существами, которые имели бы рот, аппарат пищеварения и сердце, а затем мы бы нача­ли превращаться в ангелов, поскольку наше эф.тело восприняло бы все как средства питания и полнос­тью растворило бы их. Мы бы не были земными существами. Мы бы тогда были порхающими устами и глоткой; к ним ещё добавлялись бы желудок, кишечник и сердце; ну, а потом, не правда ли? наше эф.тело все это восприняло бы в себя*. Мы бы не смогли быть земными существами. А поскольку мы ими являемся, то это обусловливается тем, что в воздухе содержится кислород. В то, что в средствах питания пронизано эф.телом, воспринимается кислород, и благодаря этому для нас на Земле между рождением и смертью сохраняется возможность быть земными телесными существами. Итак, кислород делает земно-живым то, что улетучилось бы в нашем эф.теле. Кислород — это материя, которая ввергает в земное то, что иначе могло бы образоваться лишь эфирно, и тут мы подходим к связи сердца с легкими. Серд­це не сделало бы нас земными людьми, но повело бы нас так далеко, что мы, соединив с сердцем свое эф. тело, в таком виде парили бы как ангелы над Землей.
     И вот приходит необходимость то, что воспринимает наше эф.тело, что пропитано кислородом, соеди­нить с астр.телом, чтобы мы могли стать земными людьми. Воспринятое эф. телом не может быть воспри­нято астр.телом, должна быть развита деятельность, которая все то, что выработалось до сердечно­-легочной деятельности, воспринимает всем организмом, но так, что астр.тело будет при этом нечто де­лать. Эта деятельность совершается посредством системы почек, которые выделяют лишь ненужные суб­станции, принятые (в организм), а остальное в организме направляет по путям, которые современная физиология совсем не описывает, но которые существуют.
     И вот вся, если можно так выразиться, кашица, которая теперь остается живой — она только в кишечнике была мертвой, а затем ожила и пропиталась кислородом, — через деятельность системы почек, простирающейся через весь организм и излучающейся повсюду, способствует тому, что астр.тело может соучаствовать в дальнейшем формировании того, что вызывается в нас через средства питания.
     Этот астральный организм, поскольку он получает толчки от системы нервов, находится, в свою оче­редь, в связи с системой головы и чувств, которая образует над ним некоего рода крышу. Система голо­вы и нервов действует постоянно так, что протекающее сквозь сердце формируется в отдельные органы. ... Все они не могут быть твердыми. Формирование органов идет из почек, а почкам на помощь приходит то, что исходит из головы.
     Органы должны образовываться не только в детстве, но постоянно; ибо наши органы постоянно разрушаются. В течение 7-8 лет такой орган, как, например, желудок, мог бы полностью исчезнуть. ... Здесь должны постоянно присутствовать формообразующие силы, которые обновляют органы . В детстве эта работа должна совершаться в большей мере, но и позже должны присутствовать формирующие силы. ... Например, легочные крылья образованы так — если их рассматривать со стороны, — что, будучи предоставлены лишь первым силам, они были бы спереди об­разованы вполне миловидно, а сзади они бы совсем расплывались. К ним должна подступить сила из голо­вы; так что передние поверхности вырабатываются головой. ... Тем, что идет из головы, поверхности должны формироваться снаружи. Почки же посылают в организм некий род излучения..." изнутри, дей­ствуя наподобие скульптора, когда он, делая из куска гипса сферу, работает одной рукой внутри сферы. Так действуют астральные силы. В этом процессе происходит также сильное изменение азота. В излучении почек, в действенных силах астрального тела азот совершенно изменяется. Не измененный же азот выхо­дит с мочой.
     "Мы, опять-таки, могли бы стать ангелами, если бы в нас не действовал азот, который, излучаясь от системы почек, из астр.тела, удерживает нас в земном. Однако целое, в создании которого принимает участие также и Я, было бы иным, если бы не было еще системы печени. Система печени гонит всё в Я. Вы видите, это является продолжением деятельности сердца, ибо вплоть до желудка идет деятель­ность сердца.
     Всасывание через лимфатические сосуды есть нечто такое, что принадлежит сердцу. Сердце, как правило, является тем органом, который вместе с легкими внешнюю субстанцию вводит в наше эф.тело. А оттуда далее наши почки вводят ее в астр.тело. Печень с желчным пузырем вводят всё это в наше Я. Система печени и желчного пузыря имеется у высших животных; у низших ее нет, нет и желчи ... Благодаря тому, что имеется печень, а от нее отделен желчный пузырь, и питательная кашица уже в кишечнике смешивается, пронизывается печеночной секрецией, она может быть вог­нана в я-организацию. Так участвует наша я-организация через печень, которая физически в существенном представлена водородом, во всем построении человеческой организации. Человек не должен получать живого извне, не должен получать астрального; всё, что он получает извне, он должен сначала в своем собственном организме переработать так, чтобы оно могло быть воспринято в его собственное астраль­ное, в его собственное эфирное и в его я-систему". Так созвучно все в человеческом организме. И ес­ли астр.тело не в порядке, то возникают застои в почках; деградирующее сердце является точным отображением того, что происходит в эфирном сердце. Если эф.тело работает слишком сильно, а астральное — нормально, то в почках может возникнуть застой. В противоположном случае почки недостаточно принимаются во внимание, они выключаются, возникает сморщивание, уменьшение почек, что далее в обратном действии, выражается в вырождении сердца. (Соотношение ритмов эф. и астр.тел 1:4, что выражается в отношении ритма дыхания к пульсу).
     Если астр.тело неправильно пронизывает какой-либо орган, то исходящее от почек (от головы идет закругление, от почек — излучение) так возбуждается, что все работающее от сердца навстречу почкам оказывается слишком сильным возбуждением для них. В этом перевозбуждении — основа всех воспале­ний, всего нарывообразного в человеческом организме. Тогда необходимо ограничить деятельность почек, необходимо унять возникающее, как следствие этого, внутреннее излучение телесного тепла с помощью тех цветков растений, которые вызывают внутреннее охлаждение. Может оказаться слишком сильной плас­тическая деятельность головы, противодействующая деятельности почек; тогда возникают опухоли, в ко­торых, я бы сказал, слишком сильна кристаллизующая, закругляющая деятельность. Тогда нужно дополни­тельное тепло, но идущее извне (компресс). Однако необходимо иметь в виду, что у лечебных средств большая специализация, и что, например, помогает против рака желудка, не годится против рака груди.
     "С селезенкой связана вся деятельность, выходящая за человеческое Я, достигающая Самодуха (это выразил гений речи даже в самом слове в немецком и английском языках). Селезенка — это орган Самодуха. Здесь все уходит в дух, только человек должен быть способен это вынести. Многие люди не выносят духа, и деятельность селезенки не побуждает их к деятельности в духе, в спиритуальном, и они становятся "speeling" (от англ. "сплин", что также означает "селезенка". — Сост.) ... "Сплин" является не чем иным, как духом, который вместо того, чтобы идти в голову, проскальзывает в кишеч­ник". (В институте д-ра Колиско сделаны исследования деятельности селезенки, которые, будучи прове­денными в другом исследовательском институте, были бы объявлены эпохальными. Но когда что-то возникает в нашем кругу, то в мир оно проникнуть не может.)
     "В период от IV до ХIV столетия деятельность почек была важнейшей; но после того времени для всей человеческой природы важнейшей стала деятельность печени". Не входя в тонкие структуры человека, не­льзя изучить истории. Божественные творческие силы преобразуют человека также и тем, "...что, натянув однажды струны почечней деятельности, а затем отпустив их и натянув струны печеночной деятельнос­ти, они получают совсем иную музыку цивилизации".218 (4)


*   -  "Мы стали бы эфирным телом, и в эфирном теле улетучились бы питательные вещества".


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

560. "Все печальные ощущения замедляют обмен веществ. В отношении телесного человека существу­ет подобие между тем, что остается лежать в желудке, что мы не можем переварить, что из желудка не очень хочет идти в кишечник, и тем, что делает нас печальными. Когда мы имеем по-настоящему горест­ное переживание, то оно, в буквальном смысле, вызывает затвердение в обмене веществ. Хотя это и не сильный процесс, тем не менее он имеет место. Когда вы внутренне сильно печалитесь, то вы фактичес­ки противодействуете своему пищеварению. Это все равно, что оставить пищу лежать камнем в желудке.
     ... Если же пищеварение совершается правильно, то питательная кашица сквозь желудок идет в кишечник, воспринимается кишечными ворсинками и переходит в кровь, а для верхнего человека она пронизывает по­всюду диафрагму; ... здоровый жизненный процесс действительно зависит от того, что мы сквозь диаф­рагму проносим переваренное вверх, распределяем в верхнем человеке. — Взятый телесно, этот процесс качественно подобен смеху, поскольку смехом мы искусственно приводим в колебание диафрагму. Смех — это процесс, делающий нас органически здоровыми. Он действует как здоровое, протекающее без помех пищеварение". 302 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

638. "Как Я имеет точку приложения в системе ганглиев, так астр. тело имеет точку своего прило­жения во всех процессах, связанных с системой спинного мозга. ... Это не нервная система мозга, но система спинного мозга, связанная, например, с нашими рефлексивными движениями, и которая многое регулирует в человеческом теле. ... Астр. тело либо сковывается всем, что связано с системой спин­ного мозга, либо через заболевание или частичное усыпление процессов — с помощью магнетизма и т.п. — может стать свободным. Здесь вы имеете другого заключенного, который свои люциферические свойст­ва с небольшой примесью ариманических свойств, имел уже во время др.Луны... Если у человека что-ли­бо не в порядке, то может оказаться, что его астр. тело не может быть сковано, тогда наступает физи­ческое заболевание, физическое нарушение. Могут быть раскованы как Я, что ведет к безумию, так и астр. тело, что тоже вызывает безумие.
     Если расковывается Я, то развиваются такие свойства, как коварство, лукавство, хитрость, выставление себя на свет, а других в тень и т.д. Когда расковывается астр. тело, то развивается небре­жное отношение к идеям, прерывающаяся, дискретная логика, маниакальные состояния или бегство от ми­ра, меланхолия, ипохондрия. ... Эти болезненные явления родственны сомнамбулическим явлениям. Толь­ко у сомнамбул органы не больные, а подавлены в их нормальных физических функциях, что достигается (также) через гипнотическое, магнетическое и т.п. влияния".
     "Как астр. тело сковывается системой спинного мозга, и всеми процессами органической жизни, свя­занными с этой системой, так эф. тело сковывается системой мозга и всем, что относится к ней. Эф. тело имеет точку своего приложения в системе мозга. ... В нашей голове мы имеем тюрьму для эф. тела.
     Безумие и сомнамбулические состояния наступают в случае, если наше тело не в порядке и эф. тело рас­ковывается. Если оно предоставляется самому себе, то оно проявляет склонность не оставаться заклю­ченным в голове, оно множится и благодаря этому становится чуждым самому себе, некоторым образом переходит в мир, вживается в другое".
     "Эф. тело, когда оно освобождается, проявляет ариманические свойства: зависть, недоброжелательст­во, скупость и т.п., что изживается тогда болезненным образом".174 (19)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

651. "Древние хорошо сознавали, что ипохондрия происходит от затверделости нижней системы тела". Английское слово "сплин" означает в то же время "селезенку". И действительно, сплин имеет большое отношение к селезенке".201 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1254. "Имеются случаи, когда причину заболеваний нельзя отыскать ни в предыдущей, ни в настоящей жиз­ни. Болезнь наступает как "первое" событие в ходе человеческой жизни, она сама есть "первая" причина. Свои последствия она каким-либо образом обнаружит в следующей жизни". В карме многое можно встретить как при­чину, следствие которой лежит в будущем. Можно многое сказать о закономерных связях кармы. Например, в одной жизни нечто может касаться астр. тела, а в следующей жизни выступить как задатки эф. тела. Так, ложь, переходя в эф. тело, в следующем воплощении выражается в флегматическом темпераменте, причинение ближним страданий — в меланхолических задатках. С другой стороны, недостойные привычки, коренящиеся в эф. теле, в следующем воплощении действуют на физ. тело и вызывают в нем болезни. Бессмысленная жизнь создает в следу­ющем воплощении задатки к беззаботности, выражающейся в забывчивости, потере памяти, а еще в одном во­площении забывчивость создает предпосылки к т. наз. "нервозности". Карму не следует понимать в смысле некой юриспруденции.34 с.405-6


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru