BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





СОЦИАЛЬНАЯ трехчленность — правовой элемент

723. "Любовь к себе — это люциферическая сила в человеке. Но когда человек преодолевает любовь к себе и любит долг, как он раньше любил только себя, то он спасает Люцифера, берет его в сферу долга и делает его правомерным существом в действии, в чувственном импульсе долга... Если человек не любит долг, лишь подчиняется ему, то он становится рабом долга, черствеет, иссыхает как чело­век долга, становится холодным, рассудочным, хотя следует долгу. Он черствеет ариманически, даже сле­дуя долгу. ... Если мы подчиняемся долгу, то он уничтожает нашу свободу ... но если мы приносим дол­гу в жертву нашу любовь к себе, приносим люциферическое тепло как любовь к долгу, то в результате этого мы обретаем состояние равновесия между Люцифером и Ариманом. ... Люциферические силы, заколдо­ванные в нас, в нашей любви к себе, мы выводим на борьбу с Ариманом. ... Мы освобождаем Люцифера, ко­гда любим долг".
     "Свои права человеку не приходится учиться любить ... он их любит естественным путем. Существует естественная связь между Люцифером и правом в чувстве... И везде, где о себе заявляют права, говорит Люцифер. Даже внешне можно иногда очень тонко наблюдать, как в пропагандировании тех или иных прав сильно заявляет о себе сила Люцифера. Здесь дело заключается в том, чтобы в отношении права мы при­шли к противоположному, чтобы мы как бы вызвали Аримана против Люцифера, связанного с правом, созда­ли противоположный полюс. ... Любовь — это внутреннее тепло; противоположный ей полюс есть невозму­тимость, примирение с тем, что подступает к нам в мировой карме, невозмутимость с пониманием. Как только мы невозмутимо и с пониманием подходим к нашим правам, мы вызываем Аримана снаружи. Только здесь его труднее познать. Мы спасаем его от его просто внешнего бытия, вызы­ваем его в себе, согреваем через любовь, которая уже связана с правом. Невозмутимость содержит холод Аримана. Пониманием того, что происходит в мире, мы связываем нашу понимающую теплую любовь с тем, что является холодом внешнего мира. Мы спасаем Аримана, когда с пониманием стоим против проис­ходящего, когда мы требуем прав не только из-за любви к себе, но понимаем, что происходит в мире.
     Это извечная борьба между Люцифером и Ариманом в мире. С одной стороны, человек учится консерва­тивно понимать состояния, как они исходят из космических, кармических необходимостей. Это одна сто­рона. Другой является та, что в своей груди человек постоянно испытывает тягу к новому, к революци­онному. B революционном стремлении живет Люцифер. Человек живет между этими двумя полярными противо­положностями, когда живет в своей правовой жизни".
     "Вся мораль, этика, нравственная жизнь с ее полюсами: долгом и правом, — лишь тогда станут понят­ными, если человек поймет роль в них Люцифера и Аримана".158 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

В. Правовая жизнь

795. До Рима не существовало права. Глупо приводить в пример Хамураппи. До Рима была только заповедь. 106(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

795а. "С востока пришла жреческая окраска юриспруденции" Д.39, с.19


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

805. "Вместо сегодняшних государственных систем по всей Земле должны прийти организации, пронизанные братством".
     "Эти рассыпанные в мире казармы наук, которые называются университетами, более всего препятствуют тому, что должно вступить в 5-ю послеатлантичеекую эпоху. ... В области сознания должна возникнуть возможность совершенно равного продвижения ... ни в какой отрасли знания не должно существовать привилегий, патентов, монополий". Но нет необходимости говорить об этом подробнее, т.к. люди и в следующей инкарнации успеют с этим столкнуться. 185(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Хозяйство и право

816. "В хозяйственную жизнь вчленяется жизнь политического государства в узком смысле. Оно ограничивает рабочую силу в совместной жизни, в правовой жизни". Это касается продолжительности рабочего времени, характера, условий труда, возраста рабочего и др. При этом речь не идeт о максимальном рабочем дне, но о его верхней и нижней границах.
     "На товары, которые предприниматель даeт рабочему, последний обменивает произведeнные им товары. Здесь открывается заблуждение, будто товары обмениваются на рабочую силу. ... Правовое отношение между работодателем и производителем работы ни в коей мере не может быть установлено в хозяйственной сфере, а лишь в сфере политического государства, как правовое отношение. ... Так хозяйственная жизнь определяется с двух сторон: ... правом и независимыми от человеческой деятельности природными факторами (в разных местах одно количество труда даeт разный урожай)".
     "Трудовое соглашение заключается между работодателем и производителями работы относительно рабочей силы и еe оплаты. Правильное отношение будет установлено тогда, когда соглашение будет заключаться не об оплате, а о том способе, как поделить труд, который будет произведeн, между работодателем и производителями работы. Тогда рабочий — в этом заключено больше, чем сегодня думают — увидит, что без создания прибавочной стоимости дело не пойдeт. Но он должен видеть, как она возникает. ... Он должен видеть, что без прибавочной стоимости невозможна никакая духовная культура, еe не может дать правовое государство, ибо всe здесь исходит от прибавочной стоимости. И если социальный организм здоров, то всe это возникает из его трeхчленности".
     "Почва как таковая — это не объект хозяйственного процесса. Она может стать таковым через человеческую деятельность. ... Почва —не товар; товар на ней только возникает. А что приобретается, так это право на владение землeй. Покупая землю, вы обмениваете ... товар на право.
     Так вы соединяете ... с чисто политическим правовым государством хозяйственную жизнь. Единственно здоровым решением здесь является их разьединение. ... Что в хозяйственной жизни коренится как право — это должно проистекать совсем из другого источника. Это значит, что всe имеющее связь с политическими отношениями, должно иметь относительную самостоятельность от хозяйственной жизни". 189(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

816а. "Связи, основанные на гражданском праве — в правовом государстве — лишь земные. Им ничто не предшествует в жизни до рождения и никаких следствий они не вызывают после смерти". Связи, возникающие в хозяйственной жизни, имеют свои следствия в жизни после смерти. Д.23, с.24.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

818. "Прибавочная стоимость — это всe то, что производится работой рук за вычетом вознаграждения за эту работу рук. Представьте себе, что не было бы прибавочной стоимости и всe произведeнное руками тут же шло на удовлетворение непосредственных потребностей. Тогда, разумеется, не было бы никакой духовной культуры и никакой культуры вообще!" Речь должна идти об использовании прибавочной стоимости. Присвоение еe — эгоистично. 189(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     4.
"В то время как во внешней, обычной материальной и духовной жизни моральная культурная жизнь действует облагораживающе на астр. тело, — на эф. тело, изменяя и облагораживая его, действует только то, что человек воспринимает в религии и искусстве, где он предчувствует вечное во временной форме. Импульсы искусства действуют сильнее, чем моральное воспитание, сильнее, чем то, что как правовая, государственная жизнь существует в человечестве, ибо через истинное произведение искусства сияет вечное и непреходящее. Но сильнее всего на эф. тело действуют религиозные импульсы. Под влиянием таких импульсов вычленяется часть эф.тела, чтобы преобразоваться в Буддхи, в Логос, в Слово. В эзотерическом Христианстве это называют Христос". 96 (17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     200
. Взгляды "Философии Свободы" "лишь в том случае ведут к анархизму, если считать обреченным на неудачу стремление людей действительно стать людьми, т.е. если считать, что люди хотят стать "под-людьми", если они хотят быть взаимосвязанными как животные в животном виде". 196(5)
     "В моей "Философии свободы" работает (строит) также правовая жизнь (в духе социальной трехчленности. — Сост.) на основе действующего всецело из самого себя индивидуального человека". 342, с. 57


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru