Главная
4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ
VI. СОЦИОЛОГИЯ
2. Роль мышления в современной цивилизации
Марксизм
|
489. "Карл Маркс берeт один-единственный элемент в своeм учении о стоимости. Для него всe, что имеет ценность в человеческой жизни, имеет еe благодаря тому, что конденсирует в себе время, но именно рабочее время. ... На этом стоит большая часть теории Маркса. ... Все, что в мире обладает ценностью, имеет еe в себе столько, сколько в нeм конденсировано работы. — Но не означает ли это, иными словами, следующее: итак, ваша действительность есть иллюзия, и только то, что является конденсированным временем, обладает действительной ценностью? Заблуждение проистекает именно от тех, кто хотят быть целиком материалистами, которые хотят стоять только на почве действительности, так что и время хотят сделать формой действительности, а действительности не замечают. Это лишь один пример". 184(3)
490. Маркс сказал однажды, что философы до сих пор старались объяснить мир, дело же заключается в том, чтобы его изменить. "Первая часть абсолютно верна. Философы, как таковые, пытались мир интерпретировать, и если они были хоть немного умны, то не могли полагать, что могут делать что-то иное, кроме того, чтобы мир объяснять. ... В этой области необходим отказ, необходимо сказать себе: конечно, мы, люди, призваны, как все люди, изменять мир, поскольку мир состоит из людей, но то мышление, которое является мышлением современности, не способно вызывать эти изменения... оно не годится там, где должна действовать воля. Но это неудобная истина. Ибо когда еe понимают, то уже нельзя больше говорить: ... теперь дело заключается в том, чтобы мир изменить. — И при этом ещe тайно верить, что к этому можно прийти через какую-либо диалектику". 184(5)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|