BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





СОЦИАЛЬНАЯ трехчленность — хозяйственный элемент

634. По сути говоря, встаeт один основной вопрос: "какой должна быть социальная структура, чтобы она позволяла в совместной жизни людей отделить ценности, товары, изделия, продукцию от рабочей силы? И всe, к чему должно стремиться народное хозяйство, состоит в том, чтобы отделить продукцию, предметы, циркулирующие на рынке, от рабочей силы. Именно народнохозяйственно должна быть решена эта проблема". 186(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

725. "Единственно правильный путь: экономические суждения и решения обосновывать не теориями, а находить их в живом общении людей в ассоциациях, непосредственно участвующих в экономической жизни. Только такие решения будут действительно реальны и практически действенны. В этих ассоциациях на основе непосредственного опыта всех участников станет возможным определять правильную, т.е. экономически обоснованную стоимость всякой вещи". 340(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

726а. "В народном хозяйстве следует исходить из следующих принципов:
     1) человек не должен быть включен в народное хозяйство, т.е. все что имеет к нему отношение, должно расцениваться с иных позиций;
     2) товар получает свою стоимость от вожделения, которое он вызывает, от интереса к нему;
     3) эта стоимость, ценность вводит его в народнохозяйственную циркуляцию;
     4) стоимость товаров не должна измеряться затратами на их производство труда или сэкономленным трудом, а только мерой удовлетворения, какую они доставляют.
     Работа не сберегается товарами, а извлекается; она существует вместе с товарами, а не накапливается в них". Д. 24/25, с. 42.
     "Работа — она может регулироваться только через другие социальные факторы: земля, капитал, право и т.д.
     Цена товара: владение должно оплачиваться способностями, право — долгом (обязанностями); владение — духовными способностями, оно есть телесная способность; право — долгом — обоюдность — воля — ощущение.
     Цена одного товара определяется через цены других товаров.
     В хозяйственной жизни существует лишь цена товара; поэтому зарплата есть часть продажной цены. Спрашивают: кто оплачивает повышение зарплаты? Потребитель или производитель? Оба практически есть одно и то же".
     "Нет объективной стоимости капитала, земли. Она зависит в обоих случаях от способностей тех, кто с ними работает". Д. 21, с. 15-16.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Капитал. Дарение

730. "Экономический процесс начинается, пускается в ход трудом, прилагаемым к продукту природы; здесь из чисто природного вещества, не обработанного трудом и не имеющего ещe в экономическом процессе никакой стоимости, возникает экономическая стоимость — продукт природы, обработанный трудом. Затем мы видели, что процесс движется дальше благодаря тому, что труд как бы улавливается капиталом. Капитал расчленяет, организует труд, и в ходе этого процесса труд снова исчезает, растворяясь в массе капитала. Поэтому для дальнейшего движения экономического процесса капитал должен работать сам. Но работа капитала — не та работа, не тот труд, какой мы видели в начале экономического процесса. Здесь вступает чисто духовная деятельность человека, которая овладевает капиталом. Благодаря тому, что эта духовная деятельность, как я говорил, умножает капитал в ходе экономического процесса, этот последний и может развиваться дальше".
     "Для истинно здоровой экономики необходимо, чтобы люди, во-первых, имели что дарить, а во-вторых, имели добрую волю разумно дарить то, что они имеют. Здесь мы видим нечто, весьма своеобразным способом включающееся в экономический кругооборот. Примечательно, что осознание подобного рода вещей получается не путeм разработки понятий, а добывается только на основе обширного опыта. А обширный опыт вы приобретаете, как можно больше изучая существующие экономические факты. И я даже порекомендовал бы вам темы ваших диссертаций побольше ориентировать именно на исследование этого вопроса: что происходит в ходе экономического процесса с дарениями? Как действуют в экономическом процессе дарения? И тогда вы увидите, что дарение — самый продуктивный вид капиталовложения. Менее продуктивен заeмный капитал, а самый непродуктивный — тот, что остаeтся в сфере простого обмена, в сделках купли-продажи. То, что выплачивается непосредственно при купле-продаже, — самый непродуктивный вид капитала". 340(7, 9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

731. "Для дарения вы употребили бы старые деньги, которые теряют свою стоимость наивозможно скорей после того, как сделан дар, но с таким расчeтом, чтобы получивший дар имел бы время купить на эти деньги то, что ему нужно".
     "Итак, мы имеем три вида денег, качественно друг от друга отличных: покупательные, кредитуемые и даруемые. Чтобы понять взаимоотношения, надо рассмотреть ... замкнутый, самодовлеющий экономический комплекс. И мы увидим, что в такой экономической системе кредитные деньги с течением времени переходят в категорию безвозмездно даруемых. Иначе и не может быть в такой замкнутой экономической системе, какой является мировое хозяйство. Кредитные деньги должны постепенно полностью переходить в сферу безвозмездных дарений. Нельзя допускать, чтобы кредитный капитал возвращался в форму обменных, покупательных денег, внося этим расстройство в сферу товарообращения. Кредитный капитал переходит в форму безвозмездных дарений — так должно быть в условиях замкнутого экономического кругооборота. Что же происходит с деньгами, когда они переходят в сферу действия безвозмездного дарения? Они теряют свою стоимость. Так что мы можем сказать: в сфере действия покупательных денег они представляют собой определeнные обменные стоимости. В сфере действия безвозмездных дарений — по отношению ко всему тому, что можно купить — они имеют как бы негативную стоимость, здесь покупательная стоимость денег исчезает. Переход между этими двумя видами денег осуществляется через посредство кредитного капитала, который постепенно переходит в сферу безвозмездных капиталовложений и исчезает в ней".
     "Иными словами, когда закономерно и неизбежно складывается замкнутое самодовлеющее хозяйство —мировое хозяйство, — то мы должны понять как экономическую необходимость, что избыточный капитал, во избежание его застоя в земельной ренте, должен направляться в духовные учреждения и в них исчезать, потребляться. Он должен исчезать в духовных учреждениях, он должен действовать как дар. Это значит, что современная экономическая наука должна найти правильный ответ на вопрос: каковы должны быть в экономическом смысле отношения купли-продажи для того, чтобы стоимости, создаваемые как средства пропитания в чисто материальном производстве, могли переноситься и потребляться в сфере духовной жизни? Это очень важный вопрос". 340(13,12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

А. Хозяйственная жизнь

771. Идеологи размышляют о том, в какой форме организовать хозяйственную жизнь, какую придать ей структуру. Но это бессмыслица, смерть хозяйственной жизни. "Хозяйственную жизнь организовать нельзя. Лишь из ассоциаций она может вырасти в некое целое. ... Что имеет родственные интересы, вчленяется в ассоциации... родственные интересы образуют цепь связей..."
     "К эксплуатации сегодня ведут, во-первых — политическая власть, во-вторых — хозяйственная власть". 334(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

772. "В настоящий исторический момент человечества мы стоим перед необходимостью отделить владение капиталом от управления им". 329, с.21


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

786а. В социальной трехчленности из правового и духовного элементов в элемент хозяйственной жизни станет приходить поток социальных сил, которые хозяйственный элемент не может развить из самого себя. Д. 15, с.23


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

807. "Для производителей собственности общество может оказаться даже худшим предпринимателем, чем частный предприниматель. ... Невозможно образовать социальную трeхчленность, если всех людей сделать пролетариями. Социальная трeхчленность приведeт к тому, что отдельный человек обретeт телесную, душевную и духовную свободу. Этого не достичь, если все станут пролетариями; но это достижимо для каждого отдельного человека, если все имеют возможность обладать собственностью". 186(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

808. "Две области человеческой жизни никогда не могут быть демократизированы: область духовной жизни и хозяйственная жизнь". 334(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

818. "Прибавочная стоимость — это всe то, что производится работой рук за вычетом вознаграждения за эту работу рук. Представьте себе, что не было бы прибавочной стоимости и всe произведeнное руками тут же шло на удовлетворение непосредственных потребностей. Тогда, разумеется, не было бы никакой духовной культуры и никакой культуры вообще!" Речь должна идти об использовании прибавочной стоимости. Присвоение еe — эгоистично. 189(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru