Главная
Предметный указатель
СОЦИАЛЬНЫЕ типы личности |
.386. Дарвин, Ньютон были людьми, сделавшими большой вклад в основание материализма; сами они при этом оставались благочестивыми людьми в совершенно ханжеском роде. Но уже в геккелизме дарвинизм становится религией в силу особого характера мышления в Средней Европе. 173(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
387. "Люди (в целом) в эту, материалистическую, эпоху, как бы парадоксально это ни звучало, слишком духовны. Поэтому чисто духовно они столь доступны как ариманическим, так и люциферическим влияниям. ... Во что человек верит и о чeм мыслит — это совсем другое — не правда ли? — чем сам человек. Даже духовные люди сегодня легко доступны ариманическим нашeптываниям и благодаря этому становятся материалистичными. ... Мне довелось знать духовных людей не просто с духовными воззрениями, но духовных людей, входивших во всяческие союзы монистов и т.п., и грубо материалистические натуры, состоявшие в спиритических союзах". "Духовный в целом человек, но именно в силу духовности ставший доступным ариманическому воззрению, — таков, например, Геккель". 174(22) Перейти к данному разделу энциклопедии
Тип современного управителя
434. "Мы должны сказать: тип посвященного был господствующим в египетско-халдейское время, священнический тип был господствующим с середины VIII в. и до середины XV в. Затем господствующим в историческом становлении делается, собственно, экономический тип человека". Духовенство, жречество, как господствующий тип, вмешивалось в экономические отношения (делая это с высшей точки зрения), экономический тип — в социальную структуру. "Тип правителя-посвящeнного работает через свою волю, когда он воспринимает в неe спиритуальные требования высших миров. У священнического типа это уже не так. Священнический тип реализует, по сути говоря, не спиритуальную жизнь, а интеллектуальную. Поэтому в той цивилизации, где господствует духовенство... существенной, господствующей становится интеллектуальность. В Азии, на Востоке существенной остаeтся не интеллектуальность, а спиритуальная жизнь. Ибо то, что сегодня там является цивилизацией, сильно пришло в упадок, однако сохраняет остаток того, что некогда было культурой посвященных, спиритуальной культурой. Когда же религиозный импульс с Востока был перенесeн в Европу, то он подвергся интеллектуальному рассмотрению духовенством. Из посвящения в действительные факты духовного мира, путeм их интеллектуальной переработки, возникла теология". А далее на смену пришeл экономический тип. "Если вы вернeтесь в I, II, III христианские столетия, то найдeте людей такими, что они говорят себе: конечно, я родился от отца и матери... но моя интеллигенция пришла от богов. — Это было непосредственным сознанием ... проистекающим из восприятия. И лишь с IV столетия всe больше стало развиваться чувство: здесь, вверху, в ограниченном костями пустом пространстве... находятся органы интеллигенции, и эта интеллигенция имеет определeнное отношение к наследованию, к кровному родству. Лишь в этом столетии, когда совершился переход от веры в божественность интеллигенции к наследованию интеллигенции физическим путeм, смогло совершиться то, что можно назвать интеллектуализацией религиозных импульсов духовенством. ... Господство духовенства могло существовать до тех пор, пока для людей имели значение старые традиции относительно божественности интеллигенции. Экономический тип пришeл в мировой истории в тот момент, когда исчезла вера в божественность интеллигенции, когда человек мало-помалу стал чувственно приходить к вере, что в существенном он есть носитель, орган для развития мыслей. Духовенство с этим боролось и борется до сих пор". "Томаса Кромвеля (1485-1540, канцлер Генриха VIII английского; был обезглавлен) можно понять, зная, что он принадлежал к тем людям, которые после короткой жизни в период между смертью и новым рождением вновь воплощаются на Земле. Среди людей, занимающих господствующее положение в новое время, очень часто встречается этот тип, т.е. люди, проведшие очень короткую жизнь в духовном мире перед последним воплощением на Земле. ... Те, кто, собственно, правит, управляет, в их ряды подбираются не лучшие; это пришло со временем, что лучшие теперь остаются внизу, а избранными на роль водителей оказываются худшие. Имеет место селекция неполноценных. И эта селекция неполноценных базируется на том, что такие люди развивают земную жизнь, которой предшествует очень короткое время между последней смертью и новым рождением. ... Поэтому духовное так мало привилось им. Они мало восприняли духовных импульсов до рождения, ... но много из того, что может дать только Земля. Особенно экономический человеческий тип часто имеет короткую предшествующую духовную жизнь... Проведшие долгую жизнь между смертью и новым рождением оттесняются на задний план. Это принесла с собой судьба исторического человеческого развития, всечеловеческая карма. ... Множество лучших людей взирает как на особый авторитет на значительно более худших. Это повсеместное явление. ... Нужно научиться отличать людей с долгой духовной жизнью от тех, у кого она была короткой". 191(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
435. "Ллойд Джордж — человек, типичный для современного человечества, не для британизма". 185-а(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
575. "Эмерсон был насквозь европейски образованным человеком. ... Люди, подобные Эмерсону, развиваются благодаря тому, что противопоставляют двойнику полноту человечности. В другом случае (как полярная противоположность) возникают люди, подобные Вудро Вильсону, являющемуся лишь оболочкой двойника, через которых совершенно по-особому действует сам двойник, которые в существенном воплощают собой то, чем является американская географическая природа". 178(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
871. "Спартаковцы, большевики не сами себя сделали. ... Их сделали наши руководящие, ведущие классы! Ибо они не чувствовали в себе никаких импульсов основать действительную народную культуру. Не было бы никаких большевиков и никаких спартаковцев, если бы руководящие, ведущие классы смогли исполнить свой долг". 192(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Диктаторы пролетариата
924. "Разные человеческие характеры выступят в течение этой 5-й послеатлантической эпохи: здесь будут идеалисты, здесь будут материалисты. Но идеалисты будут всегда стоять перед опасностью со своими представлениями войти в люциферические области; тогда они становятся мечтателями, фантастами, фанатиками, лениными, троцкими, без действительной почвы под ногами; своей волей они тогда ариманизируются, становятся тираническими, деспотичными. Есть ли, собственно, разница между царeм и Лениным? — Материалисты в своих представлениях ариманизируются, делаются рассудочными, филистерами, мещанами; в своей воле они люциферизируются, в них выступают животность, нервозность, истеричность". 190(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
Большевизм в России и Европа
935. "Для многих бесконечно трудно понять, что в отношении духа сначала должен существовать закон, а затем этот закон указывает на факты. Факты как бы пробуждают закон. Старые духоиспытатели всегда говорили об этом так — я выражусь при этом школьно: — внешнее рассмотрение природы происходит индуктивно, от факта к понятию, духовная наука должна идти путeм дедукции: от понятия к факту". Возьмeм в этой связи пример. Человек ныне развивается естественным путeм до 27 лет. Если он не играет особой роли в социальной жизни, то с 27 лет он носит в себе нечто мeртвое. Если же он эту роль играет, то он вносит в неe мeртвое; он не является вполне представителем нашего времени. И если даже его избрать в парламент, то он будет нести импульсы только из своих 27 лет. Он тогда не продуктивен для будущего, он станет грубо парализовывать семена для будущего. Таков Ллойд Джордж (в лекции даeтся его биография как представителя своего времени, действующего из знания жизни и в соответствии с ней, но не общечеловечески, а национально-эгоистически). Он спасовал, когда пришло нечто, исходящее из другого возраста, не из 27 лет. "Также и Грей, и Асквит, они были в действительности марионетками, и сами до начала августа 1914 г. верили, что войны для Англии не будет, что они хотят сделать всe, дабы предотвратить войну, но внезапно были схвачены, приколоты оккультными силами. По отношению к тем силам, исходящим совершенно от других индивидуальностей, чем те, чьи имена известны, по отношению к тем силам, действующим из совершенно иного возраста, поскольку они действуют из старых традиций и старые традиции берутся на службу английскому эгоизму, оставшийся 27-летним Ллойд Джордж оказывается лишь марионеткой. За импульсами, идущими из Англии и лежащими в основе этой войны, имеется точное знание европейских народных и государственных импульсов. Так что знавшие, что происходит в Англии, знали также, что всe, ныне господствующее как лозунги, уже господствовало как идея, которая должна была осуществиться в 80-90-х годах. ... Говорили: русское царство, что касается его господства, должно рухнуть, чтобы русский народ мог жить. В конце 80-х годов эта формула существовала здесь для того, что осуществилось в марте 1917 г. как русская революция; и здесь были также нити, с помощью которых это велось и руководилось. Но знал об этом лишь тот малый круг, который через свои тайные отправления был старше, чем Л.Джордж. ... Тот оставался лишь при своих способностях. Он был способным министром вооружения. Человек, из внутренней убеждeнности выступавший против вооружения, вооружил Англию не хуже других стран. ... Мало существует примеров, где убеждения настолько превращались бы в свою противоположность, насколько это случилось у Л.Джорджа с помощью стоявших за ним сил. ... Ибо его убеждения коренятся в 27-летии". Подождем, как он кончит. 176(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
975. "...создать свободную школу. Это значит, что должно быть создано течение против того, что своей вершины достигло в большевистской России, против того течения, которое своей вершины достигает в абсолютно принудительной государственной школе, распространяющейся повсюду в Европе, из которой Луначарский лишь вывел последние следствия. ... Луначарский = превращению человека в элемент внутри абсолютного государства-машины". 303(приложение) Перейти к данному разделу энциклопедии
1146. "Англо-американский мир имеет своих посвященных людей, прошедших через инициацию, знающих, как ценить духовные силы". "В ложах посвященных эти люди говорят: мы на Западе подготовляем все для того, чтобы в будущем со всеми средствами, какие можно извлечь из духовного мира — извлечь неправедным путем, — мы могли бы возвеличить национальную честь таких людей, которые как отдельные люди, смогут господствовать (над странами, где будет проводиться социалистический эксперимент) на плутократической основе. Это было подготовлено на Западе. В это внедрились ариманические духи и в нашем мире искали тех индивидуальностей, которые могли ждать, которые не годы — десятилетия готовились к своим действиям, действиям, ставшим большой политикой. В этом англоязычном мире господствует не военная дисциплина, какой она известна в Средней Азии, а спиритуальная дисциплина, и в высокой мере. Она настолько сильна, что таких людей, как Асквин (1852-1928; в 1908-1916 гг. английский премьер-министр) и Грей (1862-1933; в 1905-1916 гг. английский министр иностранных дел), которые, по сути, являются невинными зайцами, смогла сделать своими куклами, марионетками. ... о Грее его коллега сказал: он производит впечатление постоянно сосредоточенного человека, т. к. не произвел ни одной собственной мысли. Но таких людей и разыскивают, когда хотят иметь марионеток для мирового театра". 192(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
1189. "Подумайте однажды над тем, каким образом в России велась пропаганда, чтобы в последние два десятилетия постепенно подготовить низвержение царизма. В этой порабощенной, закабаленной России открыто заниматься пропагандой, естественно, было нельзя, все пропагандистские тексты там конфисковывались полицией. Говорить там также нельзя. И тем не менее в сравнительно короткий период с 1900 по 1904 г. в России появилось 60 млн. антицарских текстов. Из этих 60 млн. лишь 20-25% было изъято полицией. ... так была подготовлена большая часть народа к свержению царизма ... но почему была конфискована только четвертая часть тех текстов? — Потому, что ведущие руководители агитации пришли к чему-то совершенно особенному, что ныне имеет колоссальное значение, но о чем люди сегодня не хотят ничего знать. ... Если же это увидеть в ариманическом смысле, как его видят руководители, то оно может действовать с огромной силой. Эти руководители открыли, что есть вещи, которые следует облечь в определенные слова, и они начнут по-разному действовать на крепко верящего в царя полицейского и на человека из народа. Одно и то же предложение, если его сказать определенным образом, делает полицейского кротким как ягненок, а при иных обстоятельствах станет действовать среди народа ужасно социалистически. Конечно, такие тексты не пишут так, как те, которые теперь пишут в Швейцарии, и их конфискуют. Поступают иначе: распространяют книгу или брошюру о ботанике, о растениях, которая лишь благодаря тому, что она составлена особым образом, в нужном смысле чрезвычайно эффективно подготовляет души. Таким вот путем в России в 1917 г. действительно была подготовлена революция. Проникнуть в тайну, что сказанное в одном случае действует так, а в другом иначе, —бесконечно важно. Конечно, это внимательно изучалось, и изучения, производимые в этой области, чрезвычайно характерны для нашего времени. Они представляют собой то, что с наибольшей злостью восстает против всего, что духовнонаучно входит в мир. Я, например, не могу представить себе, что есть нечто, ощетинивающееся в большей мере против праэлементов духовного, чем такие книги, как те, что написаны Николаем Рубакиным*, который пытается совершенно по-новому, но так, что это особенно противостает живому Духовной науки, изучать человеческую душу, так что некоторым образом фиксируется (космическая. — Сост.) интеллигенция, как она действует и как активность интеллигенции может быть выключена из действия. Стремление такого человека считается с тем, что в наше время все хочет совершаться интеллигентно, но не следует повсюду действовать путем усиления субъективной интеллигенции. Поэтому он предпринял следующее. В колоссальном объеме он организовал изучение читателей. Он исследовал, какие книги они любят больше всего, что в этих книгах особенно действует на них, что в этих книгах оказало на них влияние. Вопросы читателям ставились таким образом, что совершенно исключалась симпатия и антипатия к книгам; в рассмотрение входило только объективное действие интеллигенции. В своем исследовании он так расчленял читателя, что лишь путем постановки вопросов вскрывалась суть дела; и он проникал в их души глубже, чем это могли сделать сами читатели. С другой стороны, через тысячи и тысячи случаев путем такой рафинированной постановки вопросов анализировалось восприятие людьми появляющихся книг. При этом не принималось в расчет, какая это книга: математическая, ботаническая, политическая, социалистическая или анархическая. Содержание менее принималось в расчет... Пытались твердо установить, как действует книга: через красоту ли предложений, или через проступающий в изложении темперамент автора, или благодаря степенности изложения; т. е. изучались одни только свойства, через которые познавалась объективно действующая интеллигенция, познавалась статистически в книгах. Все было направлено к тому, чтобы познать действующую в столетии интеллигенцию в ее излиянии и ее восприятии. А если такое знание до определенной степени получено, то тогда можно написать книгу о планете Юпитер, а она будет действовать ужасно революционно, или даже о правой передней ноге майского жука, а она будет служить той же цели, что и книга о Юпитере. Ибо дело тогда заключается не в том, что говорят, но как говорят, поскольку знают, как интеллигенция объективно действует в людях, но чего сами они не сознают. Действуют не только субъективно, как, например, при счете, когда выключают собственную интеллигенцию, но действуют в том, что господствует как интеллигенция; не в том, что эта интеллигенция развивает от человека к человеку, но в том, что целиком исключает субъективную интеллигенцию". На этом основании можно создать институт, и он будет вести революционную пропаганду. Такое стремление существует в современности. Хотят в век интеллигенции вытолкнуть человека из интеллигенции. Не хотят, чтобы человек сознательно, современным сознанием воспринимал спиритуальный мир. Люди, подобные Рубакину, хотят вылезти из собственной кожи, т. к. внутри ее протекает живое, а они не хотят иметь с ним дела. Они любят разобъективировать собственную интеллигентную сущность, оказаться рядом с самими собой и переживать, как через них проходит волна интеллигенции, но не пользоваться ею лично! Этого, собственно, хочет и Духовная наука: знания, не замкнутого в пределах кожи. Но воспринимать знание следует здоровым человеческим рассудком. Не следует освобождаться от тела, чтобы приобрести знание, которое действует в мире независимо от действий тела. "Такова задача, а то первое есть ее карикатура". 187(8)
________________________________________ *Н.А.Рубакин (1862-1946), известен как книговед. С 1907 г. жил в Швейцарии. С 1930 г. жил как пенсионер в Москве; там же и похоронен. Перейти к данному разделу энциклопедии
1520."Эстетический тип столь же свойственен Средней Европы, как этический тип Востоку, а утилитаристский, интеллектуалистический тип — Западу". "Этическая точка зрения может однажды рационализироваться, интеллектуализироваться. Все в мире подвержено различным метаморфозам и является совсем в иной форме. Так, этическая точка зрения Востока, совершенно очевидно, не интеллектуалистична, но ее можно повстречать и в таком обличье, можно интеллектуализировать и ее, тогда она "кенигсбергизируется", становится кантианской. "Долг! Ты возвышенное, великое имя..." (у Канта) речь идет о подчинении нравственному". 191(14) Перейти к данному разделу энциклопедии
|