Главная
Предметный указатель
СОЦИАЛЬНЫЙ хаос |
328. "Человеку хотелось бы, хотя он этого никогда не признаeт, однако ему больше всего хотелось бы быть ведомым на помочах мировыми силами. Особенно трудно бывает человеку найти себя в тех случаях, когда он в какой-либо инкарнации вынужден жить в такое катастрофическое время, каким, например, является наше. Тогда он охотно задаeт вопрос: почему боги допустили всe это? Но он не хочет спрашивать о жизненных необходимостях. ... Хаос необходим для всеобщего хода развития. И человеку часто бывает настолько же необходимо находиться среди хаоса, как и среди гармонии. ... Мы живeм в эпоху души сознательной. ... Глубочайшие особенности этой эпохи заключаются в том, что человек должен основательнейшим, интенсивнейшим образом познать силы, противящиеся гармонизации общественной жизни человечества. Поэтому в наше время необходимо постепенно расширять сознательное познание враждебных человеку ариманических и люциферических сил. Если бы человек не прошeл через те импульсы развития, в которых действуют ариманические и люциферические силы, то он не смог бы прийти к полному употреблению своего сознания, а также и к выработке своей души сознательной. Но в этом вчленении души сознательной в человеческую природу мы узнаeм в высшей степени антисоциальную потребность". 186(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
465. "Как бы удивительно это ни звучало для, так сказать, нормальных людей, тем не менее: в современном хаосе до тех пор не наступит порядок, пока достаточно большое число людей не найдeт удобным для себя признать духовнонаучные истины. Это будет кармой мировой истории". "Из этого хаоса тогда возникнет порядок, когда будет понято, из чего этот хаос возник. Он возник из недуховного постижения действительности ... нельзя безнаказанно игнорировать духовный мир ... называйте это, если угодно, эгоизмом, самолюбием Духов, хотя в духовном мире другая терминология, чем здесь, в чувственно-физическом мире. ... Это закон, железная необходимость: Духи мстят за себя. И среди различных характеристик, которые можно дать современности, правильной также является следующая: месть духов за то, что их так долго игнорируют, — вот источник хаоса в современном человечестве". "Существует таинственная связь между разрушительными силами Вселенной и человеческим сознанием". Если бы в последние 20-30 лет XIX в. люди так стремились к спиритуальному познанию, как они стремились к материалистическому познанию, то "это послужило бы частичным взносом в нейтрализацию разрушительных сил! ... Люди были бы бодрственнее, и первые десятилетия XX в. не принесли бы разрушений, если бы сознания были сильнее". Множество душ проходит врата смерти, не подозревая о существовании духовных понятий и идей. "Чего жаждут они, эти души, жившие здесь в материализме, чего жаждут они? Разрушительных сил в физическом мире жаждут они! Ибо таков частичный взнос. ... они могут жить в этих силах разрушения после того, как им не удалось здесь через спиритуальные импульсы сделать частичный взнос". 177(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
542. "Возьмите, к примеру, индуса, буддиста. Переживаемое им в созерцании мира, в ощущении мира, в чувстве мира, переживаемое им в мыслях о минеральном, в ощущении растений, в чувстве животных — он проносит всe это сквозь врата смерти и обогащает божественное знание в сверхчувственном мире тем, что он таким образом пережил. Переживаемое христианином, когда он вступает в социальные отношения со своими ближними, когда он развивает социальные взаимосвязи, т. е. всe то, что человек только как человек может пережить среди людей, что переживается в человеческом братстве на Земле, это христианин, со своей стороны, проносит сквозь врата смерти. Можно сказать: буддист проносит сквозь врата смерти красоту мира, христианин — доброту. Они дополняют один другого. Но прогресс Христианства состоит в том, что уже социальные земные отношения получают значение для небесного мира. Восточные тираны могли сколько угодно обезглавливать людей, это мало затрагивало мир с той стороны, затрагивало постольку, поскольку люди при этом получали внешние впечатления — впечатление ужаса и т.д., и проносили их сквозь врата смерти. Что сегодня через плачевные социальные отношения, без любви развeртывается между людьми, что при ложном взгляде на социальные взаимосвязи распространяется на Земле как ложный социализм, — это имеет огромное значение для сверхчувственного мира, в который человек вступает через врата смерти. ... если будут развиваться лишeнные любви отношения среди людей во время материализма, то они будут внесены, вызывая отвращение божественно-духовных миров, сквозь врата смерти в сверхчувственные миры. Через Христианство люди должны прийти именно к тому, чтобы результаты земного развития, возникающие через них, вносить также и в сверхчувственные миры. Что человек сам вырабатывает на Земле, должно через мысли о воскресении Христа, о живом Существе, прошедшем через смерть и всe же живущем, вноситься в духовные миры. Поэтому люди, не способные свои социальные действия проносить через смерть, испытывают сегодня такой ужас перед признанием Христа". 211(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
4. От Мистерий древности к социальным отношениям современности.
555. "Всe наше т.наз. гуманистическое образование, вплоть до народной школы, целиком зависит от того течения, что идeт ещe от греческого элемента". "Греческая же культура (включая Платона, Гераклита, Софокла, Фидия и т.д.) сама происходит с Востока. Она претерпела значительные изменения на пути с востока в Грецию. На Востоке эта духовная культура была существенно спиритуальнее, чем в Греции, и на Востоке она изливалась из того, что можно назвать Мистериями Духа, а также, я могу сказать, Мистериями Света. ... она покоилась на совершенно особенном духовном опыте". Эта спиритуальность Востока, азиатских народов 3, 4, 5, 6, 7 тысячелетий до Мистерии Голгофы, покоилась на атавистическом ясновидении, связанном с кровью, с телесной организацией. И это ясновидение приходило в упадок; в то же время оно было явлением социальной жизни того человечества. Наравне с этим "из широкой массы земного населения, из различных центров, но главным образом из некоего центра в Азии определeнным образом восстал род людей с особыми способностями. Эти люди кроме атавистического ясновидения, которое они в некоторой мере также сохранили — из их внутренней душевной жизни восходило ясновидческое постижение тайн мира, — кроме этого ясновидческого постижения мира обладали ещe тем — и именно как первые люди в развитии человечества, — что мы называем силой мышления. Они имели сумеречную интеллигенцию. То было значительное социальное явление. То был особый род людей. Индусы видели в касте браминов наследников тех людей, которые с атавистическим ясновидением связывали силу мышления. И когда эти люди из высоко расположенных северных областей сошли в южные области Азии, то их стали называть ариями. Это арийское население. Их прадревнейшая отличительная особенность состоит в том, что они —если можно здесь воспользоваться более поздним выражением — силу мышления связали с плебейскими способностями к атавистическому ясновидению. Эти люди основали Мистерии Духа, или Мистерии Света... И элементом того, что тогда как светящаяся искра вошло в среду человечества, является наше духовное образование, но, вообще говоря, именно элементом". "Греки художественно значительным образом выделяли человека интеллигенции, вернее сказать, возрастание человека интеллигенции из остального человечества: греческая пластика даeт два совершенно различных типа. Один из них — арийский тип: голова Аполлона, Афины Паллады, Зевса, Геры"; другой тип представлен головой Меркурия. Но есть там и ещe один тип, отличающийся от Меркурия, — это тип сатира. "Жрецы Мистерий Света управляли в своих областях также и экономикой, и хозяйством. Они хозяйствовали согласно правилам Мистерий. Они строили дома, каналы, мосты, заботились о возделывании почвы и т.д." Конечно, это были теократические общественные устройства. Их остатки сохранились и в европейской теократии Средних веков и более новых времeн. Их духовная культура абстрагировалась, стала суммой идей, теологией. Остались короны, мантии, ордена (организации). Всe это осталось от времени Мистерий, но сделалось внешним. И кто теперь распознает в нашем университетском и гимназическом образовании последние отзвуки божественной вести, идущей из Мистерий! Всe это стало лишь мыслями. Это утратило двигательную силу и привело к современному социальному хаосу. "Мы должны вновь найти путь от только мыслимого духа к творящему духу. Это мы сможем сделать, лишь отделив духовную жизнь от государства и дав ей развиваться свободно; тогда она вновь наберет силу проснуться к жизни". "Когда на Западе распространилась весть о Мистерии Голгофы, откуда греческие и латинские учeные взяли понятия для еe понимания? Они взяли их из восточной мудрости. Запад не продвинул Христианство вперeд, он заимствовал его у Востока". И когда возникла потребность обогатить духовную культуру англоязычных стран, то теософы опять же пошли на Восток. "И каждое доказательство бесплодности духовной жизни Запада есть в то же время доказательство необходимости сделать самостоятельной духовную жизнь в трeхчленном социальном организме. Вторым потоком в этом клубке является государственный, или правовой поток (белое; см.схему). ... Откуда он приходит? — Конечно, из культуры Мистерии. Он восходит к египетским Мистериям, которые прошли по областям Южной Европы, а затем прошли через трезвую, лишeнную фантазии сущность римлян, связались с лишeнной фантазии сущностью римлян, с боковой ветвью восточной сути, и из этого возникло католическое Христианство, католическая церковь. Эта католическая церковность по сути, если выразиться радикально, является также и юриспруденцией. Ибо от отдельных догм до того потрясающего, огромного "Страшного суда", образованного всем средневековьем, всe это есть совершенно другая сторона духовной жизни Востока. Здесь имеет место египетский импульс, идущий из Мистерий Пространства, превращенный в общество мировых судей с мировыми суждениями и мировым наказанием, и грехами, и добром и злом: это юриспруденция". "А то, что в упадочном духовном потоке Востока было последним социальным побегом, чем стало оно? — феодальной аристократией. На дворянина уже нельзя смотреть как на человека, ведущего своe происхождение из восточной теократической духовной жизни, ибо он отказался от всего; осталась одна социальная конфигурация. ... Приходящее через конституцию римской церкви, через теократическую юриспруденцию, юриспрудированную теократию, распространяется в мире в средневековой сути города и особенно в новое время. И это — буржуазия (см.рис.)". "Третье течение, что особенно характеризует его внешне, чувственно? ... В обычаях хозяйственной жизни, чьe происхождение коренится в народных привычках англо-американского мира, следует видеть последнее следствием того, что развивалось в зависимости от того, что можно назвать Мистериями Земли, особенную разновидность которых представляют собой, например, Мистерии друидов. Мистерии 3емли во времена старого европейского населения содержали своеобразного рода жизнь мудрости. То население Европы, ничего не знавшее, оставшееся совершенно варварским по отношению к откровениям восточной мудрости, по отношению к Мистериям Пространства, к тому, что затем стало католицизмом, это население, которому свойственен особый род мудрости, целиком и полностью физической мудрости, встретило распространяющееся Христианство. Наибольшее, что можно изучить исторически относительно внешних обычаев этого потока, — это с чем связаны в нeм праздники, от которых пошли обычаи, привычки Англии и Америки. Праздники здесь применяются совершенно в иной связи, чем в Египте, где жатва зависела от звeзд. Здесь жатва как таковая была праздником, и вообще хозяйственная жизнь обусловливала здесь значительнейшие праздники. ... Из Азии и с юга насаждалась духовная и правовая жизнь, которая воспринималась сверху и сводилась на Землю. Здесь, в третьем потоке, процветала хозяйственная жизнь... Один особый праздник года состоял в том, что оплодотворение стад праздновалось как особый праздник в честь Богов". Подобная хозяйственная культура была распространена в Северной и Средней России, в Швеции, Норвегии, Северной Франции, Англии. "Эта хозяйственная культура встретилась с тем, что пришло с другой стороны (см.рис). Сначала эта хозяйственная культура была неспособна самостоятельно развить правовую и духовную жизнь. Первоначальные правовые обычаи были отброшены, т.к. то было римское право; первоначальные духовные обычаи также были отброшены, т.к. представляли собой греческую духовную жизнь. Сначала эта хозяйственная жизнь была стерильной и могла воспроизводить лишь себя самое, пока это не было преодолено хаотизирующейся духовной и правовой жизнью". Например, тайные общества англоязычных народов обладают огромным влиянием, и в то же время являются хранителями старой духовной жизни Египта и Востока, отфильтрованной до символов. Древняя духовная жизнь здесь растет не на собственной почве, а на почве хозяйственной. На этой почве вырастают и Локк, и Юм, и Милль, и Спенсер, и Дарвин, а также теософы, квакеры и т.д. Это всe цветочки хозяйственной жизни, чужие цветочки! ... Они тем больше чужие, чем дальше идти на запад. Но в Европе есть нечто и самобытное, например среднеевропейская философия. Однако в Англии еe уже не знают, на английский язык еe невозможно перевести. "Из свободной духовной жизни развивается Гете, который ничего не хочет знать о последних отзвуках римско-католической юриспруденции в том, что называется законами природы. ... В Средней Европе уже имеется первый толчок даже к самостоятельной правовой, или государственной, жизни". Почитайте сочинения Вильгельма Гумбольдта. 194(12) Перейти к данному разделу энциклопедии
595. "Ещe совсем недавно с понятием "справа стоящая партия" можно было связать разумный смысл. Эта партия имела точно очерченную программу. Ей противостояла программа слева стоящей партии. Теперь же следует констатировать, что после 1914 года эти программы больше не имеют никакого значения. Борются ли ныне партии между собой в смысле их программ? Нет. Больше не существует "справа стоящих" и "слева стоящих" партий, но только их тени. Ибо партии без партийных программ есть ничто. ... Кто недавно был марксистом, тот придерживается своего марксизма, поскольку он должен ещe кое-что читать, чтобы мочь высказываться. Разумного смысла из марксизма не извлекают, но находят себя более или менее радикальными, примыкая к другим, которые также были марксистами, образуют с ними группы, которые составляются благодаря личному родству, происходящему из их прежнего марксизма; члены этих групп кроме того надеются, что они придут к господству. ... Демократия, консерватизм, либерализм, социализм — всe это лишь слова, некогда имевшие содержание, но потерявшие его. Жизнь же при таких обстоятельствах теряет направление, варваризируется". 24, с. 172-174 Перейти к данному разделу энциклопедии
639. "В том и состоит особенность социальных требований современности, что они до тех пор, пока выступают инстинктивно, проистекают из правильных, здоровых инстинктов, но, попадая в хаотическую социальную структуру, становятся спутанными и ведут также к путанице". 186(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
840. "Можно ли желать, чтобы человечество минула подобная катастрофа и оно продолжало бы жить и далее подобно тому, как жило до 1914 г.?... Если обозреть живущее в мире людей, то видно, что отношения людей друг к другу, социальная жизнь имеет вид социального рака, вид раковой опухоли, расползающейся по человечеству. ... С точки зрения вечности вещи выглядят по-иному. ... Их только не следует брать легкомысленно. Насколько верно, что эта военная катастрофа есть бесконечно трагическое событие, настолько верно и то, что благодаря ей ... человечество убережено от ужасного погружения в материализм и утилитаризм. И если сейчас это ещe не проявилось, то в будущем проявится. Это проявится прежде всего в Средней Европе и на Востоке, где вместо строя, воспринявшего в себя материализм, разовьeтся хаос. Конечно, без оттенка страдания нельзя говорить об этом хаосе, разверзающемся над странами Средней Европы и Востока, где пока мало надежды на скорое восстановление гармонии. Но при этом имеет место и нечто иное. Там, где распространяется этот хаос, со временем возникнет мир, которого человечество, проходя через физический план обычным путeм, не в состоянии создать в ближайшем будущем. Благодеяния физического плана будут невелики в странах Средней и Восточной Европы. Всe, что даeт человеку внешняя власть, — будет мало чего стоить. Человек должен будет овладеть собой во внутреннем своей души, чтобы стоять твeрдо... (А тогда) он сможет возыметь решение подойти к духу, от которого только и сможет прийти оздоровление будущего". 186(12) Перейти к данному разделу энциклопедии
959. "Распад совершается так быстро, что у нас в распоряжении осталось очень мало времени". 200(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
963. "Мир стоит сегодня не только перед опасностью погрязнуть в ариманическом, но мир сегодня стоит перед опасностью потерять миссию Земли". 198(17) Перейти к данному разделу энциклопедии
971. От рассудка люди снова должны прийти к духу. Если этот путь будет отвергнут, то будут приходить всe более и более дикие войны. "Люди будут всячески искоренять себя, подобно крысам, запертым в мышеловке; они тогда пожирают друг друга до тех пор, пока их остаeтся не более двух хвостов. Это несколько сильно сказано, но человечество, собственно говоря, работает над тем, чтобы его здесь в конце концов не стало. Это крайне важно знать, каким путeм идeт человечество!" 354(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
1026. Человечество стоит перед выбором двух путей: либо далее вниз, в мировую Камалоку (ещe ниже Кали-юги), либо вверх, к созерцанию эфирного мира. 116(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
1028. "Смертью должно будет стать всe, что не оплодотворится из сверхчувственного мира. Вводите в эту эпоху души сознательной демократию, парламентаризм, технику, новейшее финансовое дело, новейшую индустрию, вводите национальный принцип во всeм мире ... но если всe это вы не хотите оплодотворить импульсами сверхчувственного мира, то вы только способствуете смерти". Всe это хорошо не само по себе. 185(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
|