Главная
Предметный указатель
СОЦИАЛЬНЫЙ хаос — причины |
328. "Человеку хотелось бы, хотя он этого никогда не признаeт, однако ему больше всего хотелось бы быть ведомым на помочах мировыми силами. Особенно трудно бывает человеку найти себя в тех случаях, когда он в какой-либо инкарнации вынужден жить в такое катастрофическое время, каким, например, является наше. Тогда он охотно задаeт вопрос: почему боги допустили всe это? Но он не хочет спрашивать о жизненных необходимостях. ... Хаос необходим для всеобщего хода развития. И человеку часто бывает настолько же необходимо находиться среди хаоса, как и среди гармонии. ... Мы живeм в эпоху души сознательной. ... Глубочайшие особенности этой эпохи заключаются в том, что человек должен основательнейшим, интенсивнейшим образом познать силы, противящиеся гармонизации общественной жизни человечества. Поэтому в наше время необходимо постепенно расширять сознательное познание враждебных человеку ариманических и люциферических сил. Если бы человек не прошeл через те импульсы развития, в которых действуют ариманические и люциферические силы, то он не смог бы прийти к полному употреблению своего сознания, а также и к выработке своей души сознательной. Но в этом вчленении души сознательной в человеческую природу мы узнаeм в высшей степени антисоциальную потребность". 186(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
Ошибка! Фрагмент 303291 не найден.
Перейти к данному разделу энциклопедии
2. Духовно-социальная симптоматология
330. "Смысл большого поворотного момента в нашем времени состоит в том, что мир являет нам образ разрушения, хаотически становящегося, но кто разбирается в этом хаотически-становящемся, в этой ужасной ярости человеческих страстей, которые всe затмевают и хотят в конце концов всe привести к упадку, тому во всeм этом открывается напор духовных сил, которые стоят за всем этим и хотят ввести человека в новую духовность". 243(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Ителлигенция. Разделение Ангелов
345. "Всегда было так, что Солнечная интеллигенция некоторым образом находилась под господством Михаэля, другие планетарные интеллигенции — под господством других Архангелов. Так что мы скажем: Но всегда было так, дорогие друзья, что нельзя было сказать: Михаэль правит солнечной интеллигенцией один. Вся космическая интеллигенция специфицирована в солнечной интеллигенции и в планетарных интеллигенциях: Меркурия, Венеры, Марса и т.д. Космическая интеллигенция соуправляется отдельными существами Иерархии Архангелов, но надо всем вместе постоянно господствует Михаэль, так что всей космической интеллигенцией управляет Михаэль". В прошлом вся человеческая интеллигенция притекала от Михаэля, с Солнца. Но с VШ, IX, Х столетия это стало меняться. "Вы знаете, что период солнечных пятен длится 11 лет; Солнце выглядит с Земли таким, что в определeнных местах оно имеет тeмные пятна, оно выглядит пятнистым. Это не всегда было так. В древности Солнце сияло равномерно, солнечных пятен не было. А через тысячи и тысячи лет Солнце будет иметь намного больше пятен, чем теперь, — оно всe будет в пятнах. Это является внешним откровением того, что сила Михаэля, космическая сила интеллигенции постоянно убывает. В увеличении солнечных пятен ...проявляется упадок Солнца...его помутнение, старение в космосе. И по выступлению достаточно большого числа солнечных пятен другие планетарные интеллигенции узнали, что они могут больше не управляться Солнцем. Они вознамерились сделать Землю зависимой не от Солнца, а прямо от всего космоса. Это произошло в результате планетарного решения Архангелов. А именно, под водительством Орифиэля произошла эмансипация планетной интеллигенции от солнечной интеллигенции. Это было полное разделение сплочeнной до того мировой власти. Солнечная интеллигенция Михаэля и планетарные интеллигенции постепенно пришли к космической оппозиции друг другу". Это привело к большим последствиям в Иерархии Ангелов. "Один их сонм обратился к земной интеллигенции и одновременно — к планетарной интеллигенции; другой сонм остался верен сфере Михаэля, дабы то, чем Михаэль правит как вечным, пронести во всe будущее. И теперь в этом заключается нечто решающее: удастся ли Михаэлю то, что в его действии является вечным, внести во всe будущее, когда вся власть теперь находится среди людей, когда то, что является в физическом Солнце, затмевается и постепенно исчезает". "Потрясающее впечатление производит то раздробление, произведeнное на Земле на экуменическом соборе в 869 г. Это явилось сигналом того колоссального события, что разыгралось в духовном мире. ... Ангелы одних человеческих душ, прежде кармически связанных с другими людьми, теперь становятся всe менее и менее связанными с Ангелами этих других человеческих душ. Из двух кармически связанных человеческих душ Ангел одной остался с Михаэлем, другой — ушeл вниз к Земле. Что в этой связи должно было произойти? В период времени между основанием Христианства и началом эпохи души сознательной об этом было заявлено — в IX столетии. Это проявилось в 869 г., когда в карму человека вошeл беспорядок! В этой связи должно быть сказано наиболее значительное, из всех возможных, слово о новой истории человечества: беспорядок вошeл в карму нового человечества. В последующих земных жизнях стало больше невозможно все переживания правильным образом включать в карму. И хаос новой истории, всe более развивающийся в новой истории социальный, культурный и другой хаос, когда ничто не может достичь своей цели, происходит в результате беспорядка, внесeнного в карму разделением, произошедшим в Иерархии принадлежащих к Михаэлю Ангелов. С окончанием господства Габриэля через господство Михаэля, Михаэлем вносится сила, которая у тех, которые пришли с ним, должна снова привести в порядок карму. Так что в ответ на вопрос: что соединяет членов Антропософского Общества? — мы можем ответить: их соединяет то, что они должны привести в порядок свою карму. И если кто-то замечает в ходе своей жизни, что там, либо здесь он входит в отношения, которые не соответствуют его внутренним влечениям, которые каким-либо образом выпадают из того, что является в человеке настоящей гармонией между добром и злом, — это с одной стороны, а с другой — в нeм постоянно имеется тяга идти вперeд с Антропософией, то это означает, что человек снова стремится к карме, к действующей карме, к изживанию действительной кармы. Это космический луч, который для познающего изливается через Антропософское Движение: восстановление истинной кармы. С этим связано многое как в судьбе отдельного человека, находящегося в Антропософском Обществе, так и в судьбе всего Общества. Одно при этом, конечно, переливается в другое. Ещe нужно принять во внимание следующее. Видите ли, те люди, которые связаны с существом из Иерархии Ангелов, оставшимся в рядах Михаэля, такие люди испытывают трудность в связи с тем, что они должны понять, найти (соответствующие им) формы интеллигенции. Они ведь стремятся к тому, чтобы и личную интеллигенцию содержать так, чтобы она могла быть связанной с почитанием Михаэля. Те люди, о которых я говорил, что они принимали участие в том подготовлении в XV и в XIX в., пришли на Землю, неся в себе глубочайшую тягу к Михаэлю и его сфере. Тем не менее они должны воспринять, в силу принципа развития человечества, индивидуально-личную интеллигенцию. Это ведeт к расколу, но этот раскол должен быть преодолен через спиритуальное развитие, через соединение индивидуальной активности с тем, что приносят духовные миры в настоящую эпоху интеллигенции. Другие же, чьи Ангелы отпали — что, естественно, связано с кармой, ибо Ангел отпадает, будучи связан с человеческой кармой, — эти другие воспринимают личную интеллигенцию как нечто само собой разумеющееся, но зато она действует в них автоматически, она действует через телесность. Она действует так, что люди думают, думают умно, но сами этим не заняты. И долгое время шeл большой спор между доминиканцами и францисканцами. Доминиканцы не могли вырабатывать личный принцип интеллигенции иначе, как только с наибольшей верностью сфере Михаэля. Францисканцы, приверженцы Дунс Скотуса — не Скотуса Эригены, — были целиком номиналистами. Они говорили: интеллигенция вообще является только суммой слов. Всe, что разыгрывается в действительности, является отображением мощной борьбы, происходящей между одним сонмом Ангелов и другим сонмом Ангелов". Тот, другой, сонм сошeл с человеком на Землю, инкорпорировался в людей и стал наделять их ариманической интеллигенцией. 237 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
371. "Различными инструментами пользуется супостат, противозаконный князь мира сего. Среди них, например, такие, как голод и социальный хаос. В этих случаях с помощью физических средств принудительно отбираются силы, которые должны быть направлены на службу свободному человеку". 186(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
393. "Люди не должны слепо, сонно срастаться с тем, что составляет железную необходимость ближайшего времени: в лабораториях, в цехах, в банках иметь дело с посланцами дьявола. Дьявол есть существо, которое в будущем станет и должно стать носителем культуры. Это скорбная, но важная истина". В технической, коммерческой культуре господствует принцип: где двое или более грызутся во имя меня ... там я среди них". 177(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
442. "Сколь многие становятся приверженцами Ницше! Ницше поставил идеалом "белокурую бестию". Люди это мало понимают. Но это становится сегодня точкой зрения обывателей. ... хотят чем-то сразу быть, а не становиться". 177(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
457. "Лишь одни целящие суждения могут вывести и выведут из огромных бед современности. Ни в малом, ни в большом нет никакого основания для пессимизма; но есть много оснований для того, чтобы изменить суждения. ... вплоть до каждого единичного случая". 186(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
458. "Для ведения войн и революций идеи не нужны. Но чтобы удержать мир, нужны идеи, иначе приходят войны и революции. ... Если время бедно идеями, то мир от него уходит". 185-а(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
465. "Как бы удивительно это ни звучало для, так сказать, нормальных людей, тем не менее: в современном хаосе до тех пор не наступит порядок, пока достаточно большое число людей не найдeт удобным для себя признать духовнонаучные истины. Это будет кармой мировой истории". "Из этого хаоса тогда возникнет порядок, когда будет понято, из чего этот хаос возник. Он возник из недуховного постижения действительности ... нельзя безнаказанно игнорировать духовный мир ... называйте это, если угодно, эгоизмом, самолюбием Духов, хотя в духовном мире другая терминология, чем здесь, в чувственно-физическом мире. ... Это закон, железная необходимость: Духи мстят за себя. И среди различных характеристик, которые можно дать современности, правильной также является следующая: месть духов за то, что их так долго игнорируют, — вот источник хаоса в современном человечестве". "Существует таинственная связь между разрушительными силами Вселенной и человеческим сознанием". Если бы в последние 20-30 лет XIX в. люди так стремились к спиритуальному познанию, как они стремились к материалистическому познанию, то "это послужило бы частичным взносом в нейтрализацию разрушительных сил! ... Люди были бы бодрственнее, и первые десятилетия XX в. не принесли бы разрушений, если бы сознания были сильнее". Множество душ проходит врата смерти, не подозревая о существовании духовных понятий и идей. "Чего жаждут они, эти души, жившие здесь в материализме, чего жаждут они? Разрушительных сил в физическом мире жаждут они! Ибо таков частичный взнос. ... они могут жить в этих силах разрушения после того, как им не удалось здесь через спиритуальные импульсы сделать частичный взнос". 177(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
437. "Никому не следовало бы надеяться, что он может как-либо иначе реформировать в мире, кроме как через развитие души". 96(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
438. "Человек не посвящается благодаря тому, что, в смысле настоящего времени, он, подобно петуху с кучи навоза, начинает кукарекать о своих собственных убеждениях в любом возрасте!" Так появляются программы, способные, как полагают, овладеть миром. 184(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
439. "Внутренний мир — человек нуждается в нeм не для себя, а для своих ближних. Никакая деятельность не служит человечеству, если не проистекает из внутреннего мира. Всякое действие, проистекающее из внутренне неудовлетворeнной души, каким бы оно ни было, разрушает здоровое развитие человечества". 264, с.41-42 Перейти к данному разделу энциклопедии
|