Главная
Предметный указатель
СПЕКТРЫ (существа) |
568. «Существ, пронизывающих астр. тело и делающих его несвободным, называют демонами. Вы постоянно пронизаны в вашем астр. теле такими демонами, и существа, которых вы порождаете правильными или ложными мыслями, превращаются постепенно в демонов. Есть хорошие демоны, происходящие из хороших мыслей. Плохие мысли и особенно неистинные, ложные, порождают демонические облики ужасного, отвратительного рода; ими нашпиговывается астр. тело. Также и эф. тело пронизано существами, от которых человек должен освободиться. Их называют спектрами, или призраками. И, наконец, в физ. теле обитают фантомы. Кроме этих трех родов существ есть и такие, которые расшатывают «я», т.е. они той же природы, что и «я». ...Все это сживается с вами и устремляется к вам, когда вы вновь воплощаетесь».99 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
570. «Ложь и лицемерие -- это процессы в душе и в «я». ...оккультный наблюдатель знает, что благодаря им структурные изменения идут вплоть до физ. тела. Они происходят также и благодаря многообразной условной лжи, распространяемой в мире. ...Если люди говорят одно, а думают другое, то действие этого (в физическом) подобно оттиску печати на сургуче». Когда во время сна существа Иерархий входят в физ. и эф. тела человека, то они не выносят этих отпечатков лжи, отрывают их от физ. тела, и они затем существуют в мире как фантомы. «Фантомами их называют потому, что они ближе всего стоят к физическому восприятию. Далее, они являются существами с физической закономерностью». Они населяют пространство, задерживают человеческое развитие, делают мир хуже. «Когда утром человек входит в физ. тело, то первым делом из него устремляются наружу эти фантомы». «Такие вещи, как несправедливые, плохие законы, наказывающие неправильным образом, плохие учреждения в социальной общности, производят обратное действие на эф. тело. От него тогда отделяются существа, над которыми в наше, полное предрассудков время только смеются. Эти существа суть спектры, привидения. Настоящие привидения -- это те, к классу и порядку которых принадлежат названные существа. Людям следует постараться сделать свои учреждения как можно лучше, дабы не рождать подобных существ». Когда сталкиваются мнения двух людей, то каждый стремится во что бы то ни стало навязать свое мнение другому. «Подобная страсть весьма распространена сегодня среди людей. Но надлежит только изложить другому свое мнение и ждать, не пробудит ли оно в нем силы для его принятия». Если же фанатично навязывают свое мнение другому, то это «...вредит астр. телам обоих (спорщиков). ...Что при этом погружается в астр. тело -- это приводит к тому, что ночью из него выделяются существа, называемые демонами». Они затем мешают людям развивать свои личные воззрения. Нужно только подумать, как много в этом отношении грешат в кофейнях и за пивными стойками. Подобные демоны вползают в души, и их можно наблюдать в залах суда, где люди свидетельствуют о событиях, которых в действительности не было, им же кажется, что они их наблюдали и т.д. «Все эти существа -- демоны, приведения и фантомы, -- сегодня они вредны. Но в будущем мы (те, кто о них знают) преобразуем их в служителей развивающегося человечества. Но к этому необходимо приготовиться».98 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Представление — воспоминание — фантазия
1872. "Это, до некоторой степени, один полюс внешних переживаний в обычном бытии: абстрактные, сухие, холодные идеи, на которых человек не может ни закрепиться, ни обосновать реальности собственного человеческого существа. В конце концов, новое человечество все-таки не может согреться от декартова: я мыслю — следовательно, существую, ибо, сколько ни думай, из мышления не извлечешь какого-либо бытия. Вторым полюсом внутренних переживании являются представления воспоминания. Кто всерьез занимается психологией, а не теми словосплетениями, которыми ныне в университетах занимаются под видом психологии. Тот знает, что представления воспоминания субстанционально суть то же самое, что и представления фантазии, которые мы можем образовывать свободно. ... Мир идей, вплетаемый нами в законы природы, таков, что мы сознаем, что наша воля в образовании мира идей не может действовать через саму себя; она должна соединяться с внутренней логикой, с соответствующим действительности сплетением идей. ... В случае другого полюса, фантазии, также живущей в памяти, мы совсем ясно осознаем: там, внутри, госпосдствует наша воля... а эти фантазии охотно имеют дело с нашим Я, с нашей личностью, с тем, что составляет нашу реальность. Мы, конечно, можем возмущаться фантазией или фантастикой, но когда мы чувствуем, что наше Я действует там, внутри, по своему произволу, то мы в то же время чувствуем, что в этих фантазиях содержится наше Я, наша личность. Это во-первых. Во-вторых: в тот момент, когда по причине какого-либо заболевания разрушается непрерывность наших воспоминаний ... в тот же момент разрушается также действительная доброкачественность нашего внутреннего я-переживания. Таким образом, наше я-переживание, с одной стороны, оказывается не связанным с миром наших идей. С другой же стороны, — мы чувствуем, что я-переживание находится там, внутри, в том, что мы называем нашим миром фантазии, несмотря на то, что мы не можем строить на этом мире фантазии и в определенном отношении не должны искать сущностного Я в этом мире фантазии, хотя и знаем, что оно там деятельно, что оно совсем не может правильным образом жить в нашем сознании, если не придет в связь с этого рода воспоминаниями". Тут большая жизненная загадка. Мир идей является нам то абстрактно, то образно. Мы, прежде всего, используем его, обдумывая то, что действует на наши чувства: цвет, звук, тепло. Это описано в "Истине и науке" и в "Философии свободы". Но что было бы с нами, если бы чувственные восприятия приходили только извне? И каким образом встречаются в наших органах чувств устремляющиеся к нам извне содержания восприятий и противоудар изнутри мира идей? "Отдаваясь миру восприятий, мы, люди, жили бы в нашем эф. теле и вместе с эф. телом — в эфирном мире. Только представьте себе, как вы через глаза отдаетесь миру цвета и живете в эфирных волнах мира цвета... в волнах моря звука, которое, конечно, не является эфирным, но выступает таковым, если вы не противопоставляете ему мир идей. Звук в своем первом выступлении для человека является эфирным. Вы плаваете в море воздуха, а потому — в сгущенном эфирном. Это также эфирное — что материально сгущается только до воздуха; звук, т.обр.,есть лишь воздухообразно-материальное выражение эфирного. То же самое относится к свойствам тепла, вкуса, обоняния, ко всем свойствам чувств". И вот, представьте себе, вы живете в эфирном море как эфирные существа. И, живя так, вы никогда не пришли бы к той человеческой конституции, в которой пребываете между рождением и смертью. И лишь смягчая тон этого эфирного, надламывая его, вы приходите к этой конституции. "Но чем мы надламываем эфирное? Чем мы его убиваем? — Противоударами идей. Это действительно происходит так: извне в живой эфирности приходит содержание мира восприятий (см.рис., красное), и мы, как эфирные существа, плавали бы в ней, если бы изнутри не возникал противоудар мира идей (синее), каким он пребывает в нас между рождением и смертью. Он убивает эфирное, и мир является нам как физический. Мы имели бы вокруг себя эфирный мир, если бы не убивали его миром идей, не сбрасывали его (вниз) до физического облика. Мир идей, каким мы его имеем, как люди, связывается во всей нашей организации со свойствами чувств; он надламывает эти чувственные свойства и низводит их к тому, что мы переживаем как физический мир". Такое действие мира идей на эфирный мир приводит к тому, что между рождением и смертью мы переживаем мир идей как восходящий изнутри, а не в его истинном облике. В реальности мира идей мы живем до рождения и после смерти. "Но что дают нам Боги, посылая нас через рождение в этот мир? — Они дают нам теневой образ той экзистенции, которой мы обладаем между смертью и новым рождением. Этот теневой образ есть идеи, и они служат нам здесь, чтобы мы вообще могли стать физическими людьми; без этого мы остались бы эфирными существами, плавающими в эфирном море. Мы убиваем нашу эфирную жизнь теневыми образами нашей жизни между рождением и смертью". Теперь еще раз обратимся ко второму полюсу и спросим себя: "что представляет собой сумма наших воспоминаний, фантазий-представлений, развивающихся внутри нас? Она представляет собой не что иное, как преобразование того, что жило в нас как сила роста, прежде чем оно метаморфизировалось в силу воспоминания, в силу фантазии. Что внизу, в теле, живет как сила роста, становится духовно-душевной силой воспоминания, когда оно эмансипируется от телесности. Вы ведь знаете, что до 7 лет, до смены зубов в человеке является та сила, которая позже образует в душевной памяти хорошо очерченные воспоминания; она работает формообразующе над телом. Что, наконец, растут зубы — это то же самое, что живет в нас как способности воспоминаний-представлений. Короче говоря, живущее в нас как фантазмы является той же самой силой, что вызывает наш рост, лежит в основе нашего органического становления". Но мы вырываем эту фантазмообразующую силу из нашего организма. Если же мы оставили бы ее там, то все, над чем мы госпосдствуем нашим Я, перекатывалось бы в нас волнами. "Вы не смогли бы сказать: я хочу, — но вы чувствовали бы, как катится в вас кровь; вы не говорили бы: я беру ручку, — но вы чувствовали бы механизм мускулов вашей руки. Вы чувствовали бы себя живущими внутри мира, если бы не могли оторвать мир фантазмов от вашего организма. Вы потеряли бы самостоятельность. Что жило бы, двигалось в вас, было бы лишь продолжением внутри вашей кожи того же, что пребывает вне ее. Человек мог бы сказать себе: вне моей кожи из определенных сил растет трава, внутри моей кожи растут моя селезенка, печень; но я не ощутил бы здесь разницы, не будь я в состоянии вырвать мои фантазмы из того, что организующе действует во мне. Вовне я ничего не разрываю, там я воспринимаю существ в их целостности. Внутри моей кожи я отделяю мир моих фантазмов. Благодаря этому я прихожу к самостоятельности. Благодаря этому вообще становится возможным найти ложе, подоснову для самости в человеке. Таков другой полюс внутренних переживаний. Мы должны умерщвлять жизнь наших чувств миром идей, чтобы быть в состоянии поставить себя в физический мир, т.к. иначе, подобно спектрам, мы плавали бы в эфирном мире. С др.стороны, мы должны внутренне мир фантазмов отрывать от нашего органического свершения, т.к. в противном случае мы попросту стали бы членами природы, подобно растущему дереву ... Как одним полюсом, идейным полюсом, мы связаны с периодом до рождения, так другим — полюсом фантазмов, в котором живет воля, мы связаны с посмертным. С нерожденностью мы связаны миром идей, с бессмертием — миром фантазмов ... которые, когда мы проходим врата смерти, слагаются в организованный космос, и в нем мы затем ткем, живем после смерти".198 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
647. "Благодаря чему человек становится индивидуальным? Благодаря тому, что он очищает себя. Сильнее всего он очищается, когда становится товарищем духовного мира. Когда он работает над астр.телом, то освобождается от привидений, или спектров (которые живут в эф.теле). Работая над физ.телом, он освобождается от фантомов. Совершая все это, человек возвращается назад в чисто Божественное". Христос изгоняет из людей демонов. 96(20)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|