Главная
Предметный указатель
СПИРИТИЗМ |
51. Восьмая сфера имеет некоторое отношение к тому, что осталось от древней Луны. "На Луне истинное созерцание человека было визионарно-имагинативным, а все субстанциональное 8-ой сферы может быть найдено там, где человек открывает что-либо имагинативно-визионарно... 8-ая сфера может быть открыта на пути визионарных имагинаций". И вообще нельзя развить имагинаций, чтобы при этом не узнать что-либо о 8-ой сфере. "Когда возникает минеральное, возникает 4-я сфера (Земля). А когда приходят Люцифер и Ариман, то вырывают из 4-й сферы минеральное и впечатывают его в 3-ю сферу (др. Луна), и Луна повторяется еще раз, но в материале, который, собственно, принадлежит Земле". Так возникла современная Луна. Она есть сгущенная благодаря земной материи имагинация. Люцифер и Ариман в борьбе с Духами Формы постоянно стараются отрывать от Земли минеральную субстанцию и формируют из нее 8-ю сферу, надеясь со временем оторвать ее от Земли и увлечь на свой путь. Особенно остро идет борьба за наиболее благородную субстанцию, субстанцию нашего мозга и черепа. Поэтому своей головой мы должны особенно освобождаться от эгоизма, возвышать мысли, отличать доброе от злого. Если бы у Люцифера и Аримана дело шло гладко, то в определенный момент они уничтожили бы Землю и все мировое развитие перевели бы в 8-ю сферу; тогда земное развитие пошло бы другим путем. Духи Формы противодействуют этим намерениям. "Мы повсюду окружены имагинациями, в которые должно постоянно всасываться минеральное, материальное. Поэтому была необходима жертва: выделение лунных сил через Ягве...". Он соединился с выделившейся материальной Луной, которая содержит субстанции более плотные, чем земные, дабы Люцифер и Ариман не могли их растворять в своем имагинативном мире. (Об этой грубой материи и говорит Синнет). В физической области Ягве заботится о том, чтобы не все материальное было высосано Люцифером и Ариманом. И когда эта опасность минует, когда Земля станет достаточно сильной, Луна снова соединится с ней. Что в небе является Луной, то в человеке — наследственностью, пронизанной естественной любовью, тем, что не связано с головой, что не продумывается человеком. Все, что на Земле составляет субстанцию наследования, не может быть взято Люцифером и Ариманом. Люцифер и Ариман особенно ловят моменты, когда свободная воля человека преобразуется в визионарное ясновидение. Тогда образующееся в человеке, становится их добычей и исчезает в 8-й сфере. Через связывание свободной воли, введение ее в заблуждение, творятся призраки 8-й сферы. Когда наивные люди полагают, что достигли бессмертия, они видят в действительности в своих видениях, как отрываются части их душевного существа и препарируются для 8-й сферы. Оккультисты, введшие в середине ХIХ века спиритизм, обнаружили, что поток свободной воли вместо вечного утекает во время сеанса в 8-ю сферу".254 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
75. "Утончение материального состояния может достигнуть такой степени, переступив которую кончают негативной материей; ее называют Акашей. В ней отражаются все события окончательным образом, и их можно найти там снова, даже если они произошли совсем давно. Образы Акаши-хроники не неподвижны. Они постоянно разворачиваются как живые образы, где вещи и личности движутся и иногда даже говорят. Если позвать астральный облик Данте, то он бы заговорил в его стиле, как бы из его бывшей жизненной сферы. Это почти всегда образы, которые являются на спиритических сеансах и выдают себя за духов умерших. Нужно уметь расшифровывать страницы этой книги с живыми образами, разматывать ролики этой хроники Вселенной, чего достигают, лишь научившись отличать явления внешних форм от действительности, отпечаток человека от живой души. Тут требуются ежедневные упражнения и долгое ученичество, прежде чем будет выработана способность избегать заблуждений в толкованиях. Ибо может, например, случиться, что от явившегося образа Данте человек получит ответы, идущие не от той индивидуальности Данте, которая в своем развитии пошла дальше, а от старого Данте, каким он был связан с эфирной сферой своего времени". 94 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
552. «Возьмите гномов, ундин. Они пребывают в мире, так сказать, граничащем с миром человеческого сознания. Они находятся по ту сторону Порога. Обычное сознание защищено от видения этих существ, поскольку не все они ` добронравные. Добронравными являются те существа, которых я описал как работающих различным образом над ростом растений. Но не все существа добронравны. И в тот момент, когда человек прорывается в мир, где действуют эти существа, то перед ним оказываются как раз злонравные. И нужно прежде научиться разбираться в том, какие из них добронравные, а какие злонравные. А это не так уж легко сделать. ... Злонравные существа тем отличаются от добронравных, что последние больше держатся в растительном и минеральном царстве, а первые -- в животном и человеческом. Но особенно пышное понятие о злонамеренности существ этого царства можно получить, если рассмотреть то, что те из них, которые хотят подойти к человеку и животным, хотят совершить в голове из того, что высшими Иерархиями предназначено для дел совершаемых добронравными существами в растительном и минеральном царствах. Видите ли, среди гномов и ундин имеются злонравные существа, которые, приближаясь к человеку и животным, хотят физическим образом произвести в человеке то, что должно быть отнесено к низшим животным. ... Физическим образом это уже осуществлено в отношении человека и животного. Благодаря присутствию таких злонравных гномов и ундин на человеке и животном живут низшие животные или растительные существа-паразиты. Т. обр., злонамеренные существа производят паразитов. Но в тот момент, когда человек переступает Порог духовного мира, он еще попадается на хитрости того мира. Там повсюду раскинуты сети, и человеку следует сначала кое-чему научиться относительно Вихтельманов и быть осторожным. Этого, например, не могут спириты. Они повсюду сидят в силках. Можно спросить: для чего они вообще существуют, эти злонамеренные гномы и ундины, производящие паразитов? Ну, если бы их не было, то человек не смог бы развить сил для выработки своей мозговой массы. И здесь мы подходим к чему-то исключительно значительному». Человек -- трехчленное существо. В нижнем человеке обмена веществ и конечностей происходят процессы выделения через кишечник, через почки. Но говорить при этом только о выделении -- бессмыслица. «В той мере, в какой образуется продукт выделения, в той же мере в нижнем человеке духовно появляется нечто, подобное тому, чем вверху является мозг. Происходящее в нижнем человеке -- это процесс, стоящий на полпути в отношении его физического развития. Он стоит на полпути. Это выделяется, поскольку дело переходит в духовное. Вверху процесс завершается. Там физически образуется то, что внизу остается только духовным. Вверху мы имеем физический мозг, внизу -- духовный. И если бы то, что выделяется вниз, подвергалось дальнейшему изменению, если бы это можно было продолжать преобразовывать, то последней метаморфозе этого предшествовал бы человеческий мозг. Человеческий мозг есть дальнейшая переработка продуктов выделения. Тут мы имеем нечто исключительно важное, например, в медицинском отношении, и в XVI-XVII веках врачи об этом кое-что знали. Конечно, сегодня отрицательно говорят, и во многих случаях правильно, о старых «аптеках нечистот», но в прошлом знали, что в нечистотах присутствовала некоторым образом мумия духа. Речь, естественно, не идет о похвале тому, что фигурировало вплоть до последних столетий как аптеки нечистот, но я указываю на истины, имеющие глубокие связи. Мозг, вообще, есть высшая метаморфоза продуктов выделения. Отсюда проистекает связь мозговых заболеваний с заболеваниями кишечника. Видите ли, когда здесь присутствуют гномы и ундины, то тогда здесь также имеются силы, способные от нижнего человека вызвать (bewirken) паразитов, которые в то же время являются побуждением к тому, чтобы в верхнем человеке продукты выделения метаморфизировались в мозг. Мы бы не смогли иметь мозга, если бы мир не был устроен так, что в нем существуют гномы и ундины. Что для гномов и ундин свойственно в отношении сил разрушения -- деструкция ведь исходит от мозга, -- то для сильфов и существ огня свойственно в отношении конструктивных сил. Опять-таки добронравные сильфы и существа огня держатся вдали от человека и животных и заняты ростом растений тем образом, как я уже это описал... Злонамеренные же, прежде всего, несут вниз, в водную и земную области то, что должно быть только вверху, в области воздуха и тепла». Примером этого служит беладонна. «Беладонна -- это растение, которое имеет цветы, если я могу так выразиться, поцелованные сильфами, и в них по этой причине сок становится ядовитым». Это, так сказать, результат сдвижения сфер, когда правильное вверху опускается вниз: гномы и ундины рождают паразитов, сильфы -- яды, являющиеся слишком глубоко ушедшим в землю небесным. Однако посмотрите: люди и многие животные отравляются беладонной, а для дроздов это лучшая пища; ибо к их сфере (птиц) принадлежит то, что содержится в беладонне. Образование паразитов идет от земли вверх, ядов -- сверху вниз. «Когда существа огня вносят в плоды те импульсы, которые принадлежат области бабочек и очень необходимы бабочкам для развития, тогда, например, возникает ядовитый миндаль». Однако своим возникновением миндаль обязан существам огня. Они сжигают окружающую фрукт мякоть. Но если их деятельность заходит чуть далее, то вместо образования только скорлупы образуется ядовитое ядро. Описанное действие природы отразилось в представлениях индусов о Брахме, Вишну и Шиве. «В древние времена на вершине индийской культуры говорилось: Брахма внутренне родственен со всей природой существ огня (саламандр) и с природой сильфов, Вишну -- с природой сильфов и ундин. Шива -- с природой ундин и гномов».230 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
572. Фиалки будут расти и в будущем, только видоизменятся. Ядовитые растения отомрут вместе с настоящей эпохой. У будущих эпох будут свои ядовитые растения. «Подобным образом обстоит дело с существами, которые делают одержимыми собой медиумов. Они некоторым образом отчленяются от своих товарищей, которые имеют задачу настоящее переносить в будущее. Они проникают сквозь медиумов в современный мир, но при этом соединяются с судьбой земного и теряют свою будущую задачу. Вместе с тем они в высшем смысле грабят человека, похищают у него будущую задачу. И это есть то, что человек имеет непосредственно перед собой, действительно познавая медиумическое существо. Будущее должно умереть, -- так, собственно, говорит медиумическое существо, -- настоящее должно стать всем. И если по-настоящему всмотреться в факты и в тех существ, что приходят на спиритический сеанс, то бываешь, прежде всего, поражен тем, как все сидящие вокруг и принимающие участие в спиритической манифестации, окружены тем, что является в форме ядовитых растений. Каждый спиритический сеанс окружен целым садом ядовитых растений, которые выступают там не такими, какими они являются в мире умерших, но иными; они вырастают вокруг спиритического собрания, и из их цветов и плодов вылезают демоны. ...Эти ядовитые растения подвижны, как живые, в них выступает что-то живое. И только по форме можно узнать, что это ядовитые растения».243 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
832. Спиритическое доказательство бессмертия имеет свои плохие последствия. Кто его получает, ведет себя в Камалоке как материалист. "В своем знании (на Земле) они стали спиритуалистами, но привычки мышления у них остались как у материалистов". Материалисты пребывают в Камалоке с убеждением, что все это им снится и они должны проснуться.264 с.384 Перейти к данному разделу энциклопедии
968. "Если мы приходим в общую связь с духовным миром, создаем себе познание о нашем собственном бессмертии и имеем дело с душевно-духовным, то не может быть и речи о том, что при этом может вмешаться нечто не чистое. Но если мы имеем дело с отдельным конкретным умершим, то в таком случае — как удивительно это ни звучит — всегда имеется отношение к нашей кровеносной и нервной системе. В желаниях, изживающихся в кровеносной и нервной системе, живет умерший; оттого в нас могут быть возбуждены низшие желания. Опасность это представляет, естественно, лишь для тех, кто не очистил свою природу дисциплиной, культурой. Именно по этой причине в Ветхом Завете запрещается общаться с умершими, а не потому, что это грешно. О методах спиритизма, естественно, не может быть при этом и речи. Если общение совершается духовно, то это не грешно; не грешно, если оно совершается чистыми, проодушевленными мыслями; в противном же случае можно пробудить низшие вожделения. Не умершие возбуждают их, а элементы, в которых живут умершие. Заметьте себе: то, что здесь (на Земле) ощущается как животное, является основным элементом, в котором живут умершие. Царство, в котором живут умершие, проникая в нас, может легко и резко изменяться; что там является высшим, в нас может стать низшим".182 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1888. "Если бы вундтово понятие сознания было верным, тогда человек постоянно находился бы под гипнозом, а состояния нашего сознания суггестивно напечатлевались бы механически действующим механизмом представлений". Соединение представлений может совершаться и без участия нашего Я, только силой содержащегося в них взаимопритяжения. "Подобное может происходить, если Я каким-либо образом выключено, приведено к бездеятельному состоянию. Человеческая душа соединяет два момента: она воспринимает мир как множественность, как сумму отдельностей и она вновь соединяет их на более высокой ступени в то единство, из которого они произошли. И поскольку они уже принадлежали этому единству, то будут стремиться к соединению и в том случае, если присутствуют в сознании, а Я не выступает как упорядочивающий их фактор. И когда такое случается, то мы имеем дело с внушением в широком смысле слова". "Живущий под действием внушения человек вчленяется в цепь низших процессов природы, где причины явлений также всегда следует искать не в них самих, но вне их. Лишь я-сознание возвышает нас над этой вчлененностью, разрывает связь с остальной природой, чтобы вновь восстановить ее в сознании. Эта центральная постановка Я в области науки представляет собой заслугу И. Г. Фихте, которую невозможно переоценить. ... В этом мыслителе развитие человеческого разума сделало ни с чем не сравнимый скачок вперед. Поднимающийся к пониманию Фихте должен испытать в себе перемену, сравнимую с той, которую переживает слепорожденный, обретая после операции зрение. Обо всех заблуждениях как спиритизма, так и физиологической психологии может судить лишь знающий Фихте".30 с. 335,338,339 Перейти к данному разделу энциклопедии
1907. "Медиумы считают, что они имеют дело с духами умерших, в то время как это лишь их астральные акаша-образы. Дух Цезаря может быть вновь воплощен на Земле, а его акаша-образ отвечает на сеансах".99(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
350. "Определeнные круги, и вовсе не узкие круги, попытались в это время (с 1840-х годов) исследовать связь с духовным миром через медиумов, т.е., по сути, материальным образом. Увенчайся это успехом, будь воинство духов тьмы достаточно сильным, чтобы в 1879 г. одержать победу над сторонниками Михаэля — спиритизм получил бы колоссальное распространение. ... Мы бы тогда жили в мире невыразимого остроумия, простeршегося на различные сферы человеческой жизни. Биржевые спекуляции и т.п. вещи, совершаемые сегодня подчас глупо, тогда производились бы с бесконечным остроумием. Это — с одной стороны, а с другой — люди искали бы удовлетворения своих духовных потребностей медиумическим путeм. Материальный рассудок — с одной стороны, покоящееся на подавленном сознании искусство связи с духовным миром — с другой, таково было намерение духов тьмы. Они хотели, прежде всего, помешать ... приходу духовного опыта, духовных переживаний в человеческих душах". "Лишь благодаря низвержению указанных духов вместо просто критического, материального рассудка и медиумизма смог выступить непосредственно духовный опыт и далее выступать всe более и более". 177 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
Католицизм, иезуитизм, британизм
562. "Де Местр (Жозеф Мари, граф, 1754-1821) является истинным представителем несомого на волнах романизма католицизма, имеющего намерение всю Европу увести назад в лоно римского католичества. Де Местр — это личность с гениальностью, какую только можно помыслить, человек проницательнейшей духовности, но весь насквозь романо-католический". Мировоззрение, которого придерживался де Местр, считает человека павшим творением. С XV в. с началом материализма распадается вся человеческая цивилизация. Всe человечество делится на две категории, на тех, кто представляет царство Божие, и тех, кто представляет царство мира. Первая категория людей — это верующие в древнейшие истины, исчезнувшие к XV веку, чей отзвук ещe содержится у Августина, разделившего людей на предназначенных к блаженству, и предназначенных к проклятию. Лишь по видимости люди перемешаны, око же духовного мира строго отличает одних от других. Люди, принадлежащие к царству мира, в древности впадали в суеверия, а с XV в. — в неверие. Последователи де Местра хорошо знают, что с XV в. началась новая эпоха. Сильнейшее отпадение от прадревних истин видел де Местр во французской революции. Божественное мироправление больше не обязано давать людям милость, а воздаяние, которое выявится в день страшного суда; и уже предопределено, кому куда идти. Де Местр развивал грандиозные мысли в связи с Россией. Он хотел соединить восточный образ мышления, простирающийся до России, с Римом. В 1810 г. в Петербурге он написал книгу "Попытка постижения творческой пра-основы государства", где апеллирует к Христианству досхоластической эпохи, акцентируя при этом особенно Рим. Аристотеля ему хотелось бы совсем исключить. Другая его работа "О папстве". Она действует столь проникновенно, как только действуют инспирированные сочинения. Папа там представлен как правомерный князь современной цивилизации. Папы и папство — не одно и то же. В папстве в некотором роде представлена инкарнация того, что как дух Земли должно господствовать на этой Земле. Наследие культуры Ормузда (т.е. отставшее) живeт в латинском элементе, в латинской культуре; им пронизан и весь католицизм, как противником Ормузда — Ариманом — пронизана новая культура. В папстве — этим дышит вся книга де Местра — как будто инкарнирован сам Аура Маздао. Последняя работа де Местра, появившаяся также в Петербурге, "Вечерние беседы с Санкт-Петербургом", кроме вышеизложенных идей содержит ещe радикальную войну романского католицизма с тем, что выступает на Британских островах. Особенно сильно он там ниспровергает Локка. "Де Местр, по сути, видел присутствие Божественного в развитии человечества только до IV христианского столетия. Действующего после того времени Христа он не хотел признавать. ... Ему хотелось назад, в древние времена, и потому его представление о Христе было рода представления о Ягве, вообще несло в себе нечто от древних языческих богов; он, по сути, уходил назад до культа Ормузда". Тогда Божественное, естественно, ищется по ту сторону души сознательной, а следовательно, и по ту сторону крови. Де Местр говорил о том, что боги — о которых, естественно, говорил он сам — имеют отвращение к крови, и принесением еe в жертву можно было бы с ними помириться. Это может показаться смешным, но не следует забывать, что де Местр имеет множество последователей в романской церковности, он блестящий представитель французского элемента, игравшего в XIX столетии столь существенную роль в политике, в клерикализме. Жестко сталкиваются во Франции абстрактные импульсы свободы, равенства, братства с тем, что живeт в римском католицизме. Посмотрите сами, как чувствовал клерикализм в социальном экспериментировании Гамбетты* . Обратитесь к тому, что жило в Наполеоне III** , в буланжизме*** , в борьбе вокруг личности Дрейфуса, и что живeт и поныне. "Во всeм этом живeт то, что стоит во внутренней духовной сверхрадикальной противоположности ко всему, что находится по ту сторону Ла-Манша и что воплощено, по сути говоря, в том, что осталось от другого, что осталось от масонства, от лож. Если с одной стороны вы имеете посвященный римский католицизм, то с другой вы имеете течение тех тайных обществ, которые я охарактеризовал с иной точки зрения и которые представляют ариманическое течение". Сравните парламенты во Франции и Англии. Во Франции всe идeт из теории, из определeнной идеологии, в Англии — из непосредственно практических отношений торговли, промышленности. Во Франции борются за свободу, равенство, за отделение школы от церкви, за оттеснение церкви. Но оттеснить это не удастся, т.к. это живeт в подосновах душевного бытия. Разыгрывается же оно, я бы сказал, в области диалектики, некой дискуссии. В Англии же играет роль вопрос власти. В англо-американском мире склонность к духу идeт через "сверхматериализм, через спиритизм. 204(12)
______________________________________ *Гамбетта Леон(1838-1882), премьер-министр и министр иностранных дел Франции в 1881-1882 гг.,лидер левых республиканцев, выступал против клерикалов и монархистов. ** Наполеон III(1808-1873), племянник Наполеона I (Бонапарта),французский император в 1850-1870 гг. Был избран президентом, но в результате военного переворота был провозглашен императором. При нем Франция учавствовала в Крымской войне (1853-1856), в войне против Австрии в 1859 г. и в др. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг., сдался со 100-тыс. армией в плен под Седаном. Низложен революцией 1870 г. *** Движение во Франции в конце 80-х годов XIX века, названное по имени генерала Жоржа Буланже (1837-1901), который его возглавлял. движение носило националистический характер, выступало за войну против Германии, за пересмотр республиканской конституции 1875 г. и за роспуск парламента. Перейти к данному разделу энциклопедии
631. "Члены дворянской касты — это те души, по крайней мере большая часть тех душ, которые для своего воплощения ищут тел, принадлежащих к дворянской касте". "Дворянин обычно не склонен научно подходить к мировым событиям. Он не против что-то узнать о мировых событиях, но только не на путях научного исследования, научного мышления. Без напряжения мышления — я говорю это без симпатии и антипатии, — полагаясь на авторитет, он мог бы подойти к мировым тайнам, не через познание. По этой причине ... спиритизм имеет много сторонников в классе дворян. ... С другой стороны, то, на что постоянно претендует дворянство, — это военная служба. ... Без военной опоры дворянская каста немыслима". В мире много говорится против и за прусско-немецкий милитаризм. И с той и с другой стороны при этом говорится нечто правомерное. Дело же, однако, заключается в истинных основаниях, которых сегодня не имеет никто. Отвлечeмся от всех за и против и отметим, что более 80% офицеров в прусско-немецкой армии состоит из дворян. Это поможет нам ответить на вопрос. "Всe, что где-либо и когда-либо человечество переживало благодаря дворянству, является проявлением, последствием старой человеческой кармы, последствием импульсов, вступивших тем или иным образом в человеческое развитие. Чтобы определeнные вещи могли постичь человечество за прежние осложнения в совместной жизни людей, для этого на том или ином месте было необходимо, рассматривая это спиритуально, дворянство". "С буржуазией выступает определeнное требование сделать познание научным, представлениям, которые хотят войти в духовный мир, дать научный облик. На этом покоится сила буржуазии во владении средствами производства. ... Для неe особенно характерна склонность перенимать нечто от вышестоящего класса. Например, от дворян она переняла милитаризм. Но интересно, что буржуазия повсюду проявляет тенденцию милитаризм демократизировать. Дворянину нужна армия, которая была бы в его распоряжении, дабы содержать его. ... Буржуа хочет опираться на армию, но она должна набираться из того же народа, который занят и с его средствами производства. Поэтому он горячий сторонник всеобщей воинской повинности". 185-а(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1211. "Нет более люциферически-ариманическего пути к духовному миру, чем спиритизм. С одной стороны, здесь медиума приводят в близость с Люцифером, а с другой — те, кто выслушивает "истины", высказываемые медиумом, ариманизируются". 196(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
Англоязычные народы и Страж Порога
1363. Характер народа выражается в определенных переживаниях возле Стража Порога. По этому признаку можно отличить здоровый оккультизм, выступающий по всей Земле без национальных различий, от одностороннего оккультизма западных братств. "Всем, кто, принадлежа к оккультным обществам англоязычных народов, ищет оккультного развития, у Стража Порога является примерно следующее: в тот момент, когда они переступают Порог, им открывается то, что в глубинах человеческой природы, которая становится видимой при вступлении в сверхчувственный мир, живет как сила того же рода, что и разрушительные силы Мироздания. ... они познают злые силы болезни и смерти, познают все парализующее и разрушающее. Ибо, когда силы, являющиеся вовне, в природе причиной смерти, а также и разрушения — ведь они действуют также и в нас, — когда эти силы вызывают познание, то это и есть то познание, которым обладают указанные общества. Это оккультное познание. ... В сверхчувственный мир вступают вполне уверенно, если проходят мимо Стража Порога. Но чтобы пройти мимо Стража Порога, нужно приобрести опыт, связанный с познанием смерти в ее истинном облике, какой она живет в нас и вовне, в природе. Обусловлено это тем, что во внешней природе, какой мы ее видим вокруг себя, живут ариманические силы. Каких-либо иных сил, кроме ариманических, вы воспринять во внешней природе не можете, пока остаетесь внутри нее. Там вам могут предстать силы, выступающие подобно призракам. Этим объясняется склонность Запада к спиритизму... Это все сплошь силы смерти, силы разрушения, ариманические силы. Абсолютно на всех спиритических сеансах выступают никакие иные духи, как ариманические, даже и в тех случаях, где эти сеансы проводятся с добрыми намерениями, ибо это суть те духи, которых человек берет с собой из чувственного мира, переступая Порог сверхчувственного. Они идут за ним туда, они преследуют его и там. Человек переступает Порог, и его сопровождение, состоящее из ариманических демонов, которое раньше оставалось для него невидимым, теперь, по ту сторону Порога, открывается сверхчувственному взору как состоящее из служителей смерти, болезней, разрушения и т. д. ... Все люди, воспитанные и подготовленные таким образом к оккультизму, получают значительный опыт. ... но этот опыт получают тогда, когда стоят на позиции не общечеловеческого оккультизма, а оккультизма, приноровленного к интересам отдельного народа. В этом состоит разница. И если где-либо в мире вам говорят: когда ты переступишь Порог, то прежде всего познаешь злые силы болезни и смерти, — то знайте, что данный оккультизм пришел из этого угла..." 186(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Опыт со спиритизмом
54. Начало спиритизму, можно считать, положила книга У.Мартина, члена Королевского общества, "Описание западного острова Шотландии", опубликованная в 1716 г. в Лондоне. Там речь идeт о вещах, не воспринимаемых обычным зрением. В XVIII в. спиритизм стоял под влиянием Сведенборга. С ним дискутировал даже Кант. В XIX в. следует отметить Алана Кардека (1803-1869), французского спирита. Его спиритизм носил научный характер и получил распространение в Германии. Кардек защищал идею перевоплощения.52 (30.05.1904)
Перейти к данному разделу энциклопедии
55. В Камалоке человек через определeнное время сбрасывает с себя ас.тело — носитель вожделений. Существует возможность гальванизировать такие астральные трупы и так притягивать их к физическому миру, где медиум на спиритическом сеансе предоставляет в их распоряжение своe эф.тело. "С его помощью осуществляются т.наз. "материализации". Некоторое время посвященные надеялись таким способом что-то противопоставить надвигающемуся материализму. Но вскоре выяснились все отрицательные последствия спиритизма и для живых, и для умерших, и посвященные отказались от него. Как видите, и посвященные должны идти путeм проб и ошибок". 264 c. 390-391 Перейти к данному разделу энциклопедии
57. "Существует возможность ас.тела (трупы), сброшенные умершими, гальванизировать, вызывать в чувственный мир. Для этого медиум должен предоставить им своe эф.тело. С его помощью совершается т.наз. материализация. Это был метод, с помощью которого посвященные хотели показать материалистическому человечеству, что после смерти нечто остаeтся. Но при этом выявились два недостатка. Во-первых, хотевшие переубедить других с помощью спиритизма, не становились морально лучше. ... Во-вторых, подобного рода воззрения, или убеждения, стали сказываться неблагоприятным образом после смерти. Обладавшие ими ещe труднее переживали Камалоку. Кроме того, этим было принесено желание всe духовное созерцать материально, с помощью чувств, поскольку каждое подобное созерцание выступало как свойство Камалоки. Это была угнетающая тяжесть, лeгшая на умерших. По этой причине посвященные сказали себе: "это не должно продолжаться". Однако нельзя сказать, что они ошиблись. Посвященные также должны собирать и проверять свои опыты. И в большой общине оккультистов тогда было решено... проложить другой путь, теософский. ... На этом пути хотят, чтобы было познано то, что в самом человеке живeт как дух".97(28) Перейти к данному разделу энциклопедии
Манипуляции с умершими
1204. “Есть посвященные, которые являются материалистами и через братства способствуют распространению материалистических учений. Об этих посвященных не следует думать, что они стоят на какой-либо вздорной точке зрения и думают, будто бы нет никакого духа или что человек не имеет души, которая может быть независимой от тела и жить без него. Можете быть спокойны, те, кто действительно посвящен в духовный мир, не настолько глупы, чтобы верить в простую материю. Но есть немало таких, которые заинтересованы в распространении материализма, они способствуют созданию всевозможных учреждений, через которые большая часть людей верит только в материализм, стоит под влиянием одного только материализма. Существуют братства с посвященными на вершине, заинтересованные в том, чтобы опекать и распространять материализм. Этим материалистам хорошо служат и разговоры о том, будто бы материализм уже преодолен. ... Эти посвященные хотят, чтобы как можно больше душ здесь, между рождением и смертью, воспринимали только материалистические понятия. Этим души подготавливаются к тому, чтобы оставаться в земной сфере. ... оставаться в сфере власти этих братств, от чего сила братств колоссально возрастает. ... Так что эти братства готовят клиентуру из душ умерших, которые остаются в сфере Земли. ... И в этом деле ясно видит только тот, кто разгоняет всякую тьму и туман, кто не обманывается относительно существования подобных братств или относительно того, будто бы действия их безобидны. Они ни в коем случае не безобидны, они даже очень "обидны"; по их мнению, люди должны дальше и дальше шествовать в материализм, верить, что хотя духовные силы и существуют, но они представляют собой не что иное, как определенные силы природы. Я бы хотел охарактеризовать идеал подобных братств. Для его понимания нужно немного напрячься. Представьте себе безобидный мир людей, которые мало смущены господствующими ныне материалистическими понятиями, мало смущены старыми проверенными религиозными представлениями. ... Представьте себе мир этих безобидных людей в большом круге. ... Эти люди не знают, как относиться к духовному миру, как относиться к тем, кто прошел врата смерти. А здесь, в малом круге, представьте себе подобное братство; оно распространяет материалистические учения, заботится о том, чтобы люди мыслили только чисто материалистически. Этим оно достигает возможности так обрабатывать души, что они после смерти остаются в сфере Земли. Они становятся спиритуальными клиентами такой ложи (см. оранжевое)... И вот здесь организуются заседания (подобно заседаниям спиритов в XIX в.)... Заметьте при этом, что заседание управляется из ложи с помощью умерших. Но мастера ложи заинтересованы в том, чтобы заседавшие не знали, что люди имеют дело с умершими, но верили, что действуют лишь высшие силы природы. Людям хотят это преподнести как высшие силы природы: психизм и т. д. ... наподобие электричества, магнетизма. ... Благодаря этому, такие безобидные души мало-помалу становятся целиком душевно зависимыми от ложи, не зная при этом, от чего они зависят, кем они, собственно, управляются. И против этого нет никакого иного средства, как только знание о нем. Если человек об этом знает, то он уже предохранен. ... Но для некоторых может оказаться неудобным приобретать знание о подобных вещах. Однако следует сказать, что взяться за это никогда не поздно. ... Во второй половине XIX в. многие западные братства ввели спиритизм для пробы, чтобы убедиться, насколько много они преуспели с человечеством. ... На спиритических сеансах — они это ожидали — люди должны были говорить: существуют высшие силы природы. Но эти левые братья были приведены в замешательство, когда люди большей частью не говорили: есть высшие силы природы, — но было сказано: на сеансах является дух умершего. Это было горькое разочарование посвященных, ибо этого слышать они вовсе не хотели, т. к. веру в умерших они как раз и хотели отнять у людей. ... Итак, вы видите, есть высший материализм, есть материализм, который не просто отвергает дух, но хочет его закабалить материей. ... Вы видите здесь начало того, что в течение последующих пяти столетий будет становиться все интенсивнее и интенсивнее. Этим злые братства и ограничены; но они смогут продолжить свои дела, если у них не изымут их ремесло. А его не изымут в том случае, если найдут неудобным преодолеть пассивность в выработке духовно-научного мировоззрения. ... Неудача со спиритизмом показывает, что им удается далеко не все в их махинациях. Потому-то они же сами и постарались на определенное время дискредитировать спиритизм". 178(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1205. "В Штуттгарте мне задали вопрос, почему теософы не дали Геккелю такого доказательства существования духа, чтобы он мог его "потрогать" руками". Как видите, требуется указать, как осязать дух руками! И это пытаются делать в спиритизме. Спирит заставляет дух сходить к нему на Землю и доказывать свое бытие. Теософ стремится сам приблизиться к духовным высям. 264с.379-382 Перейти к данному разделу энциклопедии
1206. Братства, знакомые с импульсами человеческого развития, видели развитие того значительного духовного события, которое закончилось в 1879 г. низвержением духов тьмы. И перед ними встал вопрос: что же с этим делать? "Те члены братств, которые прежде всего хотели считаться с требованиями времени, до некоторой степени были воодушевлены лучшими намерениями, и это были те, кто стоял во вводящих в заблуждение импульсах и хотел считаться с материализмом времени; это были они, кто преимущественно думал о том, чтобы людям, которые хотели узнавать нечто только на физическом пути, я бы сказал, привнести именно материалистическим образом на этом физическом пути нечто из духовного мира. Так что в 40-х годах из хороших побуждений с этой стороны в мир был выпущен спиритизм. Необходимо было во время этой борьбы, когда, как я указывал, на Земле до некоторой степени должен был господствовать критический дух, рассудок, направленный на внешний мир, было необходимо дать людям по меньшей мере ощущение, чувство того, что вокруг человека существует духовный мир. И вот... был заключен некий компромисс. Те члены таких братств, которые предпочитали не давать человечеству определенных спиритуальных истин, оказались постепенно в большинстве, но согласились на это мероприятие. Это не было первоначально их намерением — переносить в мир эти вещи, связанные со спиритизмом. Где дело связано с корпорациями, выступает воля корпораций, там возникает компромисс. Но, естественно, как это бывает и во внешней жизни, когда какая-либо корпорация решается на что-то, то от ее решения ждут чего-то не только те, кто из своих намерений выводит дело на сцену, но и те, кто сначала был против. Так благонамеренные спиритуальные члены братств вознамерились — а это было заблуждением — с помощью медиумов убедить людей в существовании окрест них духовного мира; на этом основании затем хотели давать более высокие истины. ... Но те, кто дал себя уговорить, были разочарованы тем, что на спиритических сенсах — отчасти по праву — заговорили о манифестациях духов умерших. Благонамеренно настроенные посвященные вообще не ожидали, что заговорят об умерших; они ожидали, что будут говорить о всеобщем элементарном мире... Так что они тоже были разочарованы... но кроме них были еще...члены других братств или члены тех же братств, которые сначала составляли там меньшинство, но постепенно смогли образовать большинство. Мы должны принять во внимание еще других посвященных, кого в братствах называют "левыми братьями", т. е. тех, которые используют все, что как импульс можно привить развитию человечества в смысле силового воздействия. И, естественно, эти братья слева также ожидали кое-чего от выступления спиритизма. ... Эти братья слева суть те, кто через определенные учреждения оперируют с душами умерших (через материалистическое мировоззрение, привязывая их после смерти к ложам)... Постепенно они завоевали все поле деятельности. Благонамеренные посвященные постепенно потеряли всякий интерес к спиритизму, почувствовали себя даже устыженными, т. к. бывшие сначала с ними не согласны, теперь говорили, что это можно было предвидеть еще в самом начале. Благодаря этому спиритизм пошел, я бы сказал, в зону силы, к братьям "слева". Последние дискредитировали спиритизм, т. к. в их цели вообще не входило выпускать людей из материалистических учений"* . 178(8)
________________________________
*Появилась книга папского лейб-медика Лаппони, вступающаяся за спиритизм. Факт заслуживает того, чтобы его обдумать. (Профессор, доктор медицины Лаппони, лейб-медик Пап Пия Х и Льва ХIII "Гипнотизм и спиритизм. Медицинско-клиническое изучение". Нем.издание 1906 г.).
Перейти к данному разделу энциклопедии
85. "Когда дело заключается в том, чтобы реальное познание по способу древних Мистерий воссоздать из человека, то это познание в определенном смысле должно быть где-то записано. Чтобы его можно было увидеть, оно должно быть внесено в называемый так издревле астральный свет, в тонкую субстанциональность Акаши. Сюда должно быть записано все. И человек должен развить способность записывать в астральный свет". Эта способность изменялась в ходе человеческого развития. Если обратиться сразу к древней персидской культуре (в пра-персидской культуре дело обстояло в значительной степени по-другому), то тогда через инстинктивное ясновидение достигалось знание о божественно-духовных мирах, которое записывалось в астральный свет благодаря тому, что земля создавала сопротивление. "Запись, естественно, производится духовными органами,
но духовные органы нуждаются в сопротивлении. Не на Земле, естественно, производились те записи, а в астральном свете, но Земля создавала необходимое сопротивление. И благодаря тому, что сопротивление земли в пра-персидскую эпоху могло быть почувствовано познающими, то познание, которое они черпали из своего внутреннего, могло стать для них также и видимым". В древнеегипетскую эпоху познание посвященных записывалось в астральный свет через жидкий элемент. "Вы должны только правильно себе это представить. Посвященный пра-персидской эпохи смотрел на твердую землю и повсюду, где были растения, где были камни, астральный свет отражал ему его собственные созерцания. Посвященный египто-халдейской эпохи смотрел на море, на реки, он смотрел на падающий дождь, на поднимающийся туман. Тайны, относящиеся к прошлому, видел он в падающем дожде, в восходящем тумане".
В греко-латинском периоде видение выступало в воздухе как Фата-Моргана. И это сохранялось до IV христианского столетия. И даже некоторые отцы церкви через сопротивление воздуха смотрели на астральный свет. Только единицы сохранили особой милостью эту способность до ХII-ХIII столетия. И когда выступило абстрактное познание, логическое мышление, то сопротивление этому оказывал только элемент теплового эфира. И тогда возникает следующее. Когда сопротивление создавала Земля, то содержащееся в астральном свете сияло до сферы Луны, а оттуда возвращалось назад. Отражавшееся водой излучалось до сферы Сатурна и оттуда возвращалось назад. Внесенное в астральный свет через воздух достигало конца мировой сферы, и тогда возвращалось назад. Но когда сопротивление начал создавать тепловой эфир, то все, записанное в него, он понес в мировые дали,
за пределы пространства в духовные миры. "Такая индивидуальность, как Христиан Розенкрейц сознавала, что посвященные древности сживались со своими созерцаниями, что увиденное они усиливали тем, что сознавали: увиденное — оно здесь, оно рефлектируется где-либо в небе, в лунной ли, планетной ли сфере или у границ Мироздания. А теперь это не рефлектировалось. Это не рефлектировалось для непосредственного бодрственного созерцания. Люди теперь могли находить идеи относительно природы, могла возникнуть коперниканская система мира, стало возможно найти любые идеи, но все они рассеивались в тепловом эфире в мировых далях. И тогда Христиан Розенкрейц по вдохновению высокого Духа нашел путь, как все же воспринимать обратное излучение и от теплового эфира. Это стало возможным благодаря использованию другого, смутного, подсознательного,
подобного сну состоянию сознания, того состояния, в котором нормальным образом человек пребывает, находясь вне своего тела. И там, хотя и не в пространстве, но все же в мире, в духовном мире, можно было воспринимать записанным то, что возвещается о вещах в современных абстрактных идеях. Так для розенкрейцерства выявилось нечто примечательное: розенкрейцерство как бы в переходной стадии ознакомилось со всем тем, что в новой эпохе могло быть исследовано в природе. Оно восприняло это в себя и переработало так, как это может переработать только человек. Что другие сделали наукой — это оно возвело до мудрости. Затем розенкрейцеры сохраняли это в своих душах и пытались со всевозможной чистотой в интимной медитации перевести в сон. И тогда произошло так, что духовно-божественные миры — не границы мира, а духовно-божественные миры — принесли им назад в духовно конкретной речи то,
что было схвачено в абстрактных идеях. В розенкрейцерских школах, напр., изучали коперниканскую систему мира, но в особом состоянии сознания в ответ на это приходили идеи, о которых мы говорили в эти дни. Так что, в действительности, именно розенкрейцерами было признано, что содержащееся в современном познании сначала должно быть донесено до богов, дабы они перевели это в свою речь и вернули назад людям. И так это осталось и поныне. Ибо дело обстоит так, милые друзья: если вас затронули разумеемые здесь розенкрейцерские принципы посвящения, то изучите геккелизм со всем его материализмом, изучите его, а также дайте пронизать себя тем, что как метод познания содержится в "Как достигнуть познания высших миров?"... и понесите это затем навстречу богам, — назад вы получите то, что в моей книге "Очерк тайноведения"
рассказано об эволюции мира. Как видите, существует связь между слабым, тусклым знанием, которое человек вырабатывает здесь со своим физ.телом, и тем, что при надлежащем настроении, при надлежащей подготовке может быть дано богами в связи с этим знанием. Но человек должен то, что он может изучить на Земле, принести навстречу богам, ибо времена изменились. И пришло еще нечто. Человек сегодня может стремится сколько хочет, но черпать из себя так, как это делали древние посвященные, он больше не может. Здесь все стало нечистым, все пропиталось инстинктами, как это выступает у спиритических медиумов в болезненных патологических состояниях. Все, что приходит только изнутри, становится нечистым, ибо времена для этого черпания из себя прошли. Они прошли уже с ХII, ХIII веком, и то, что при этом произошло, можно описать примерно следующим образом".
Посвященные др.Персии многое вписали в астральный свет через сопротивление Земли. И в этой части, так сказать, вся доска астрального света была исписана, но она оставалась чистой в Других частях. Они были заполнены впоследствии через сопротивление воды, воздуха. С ХIII-ХIV столетия до XIX столетия записывали в тепловой эфир. Но теперь пришло время, когда люди должны признать: не из себя в древнем смысле должны они искать тайны мира, но через такое подготовление души, чтобы можно было читать на целиком исписанных таблицах. Человек должен подготовить себя к тому, сделать себя зрелым для того, чтобы черпать не из себя, как древние посвященные, но мочь читать в астральном свете то, что человек получает из мирового эфира. И тогда получаемое из мирового эфира действует благодаря тому, что навстречу человеку идут боги и вносят в реальность то,
что должно быть выработано здесь, на Земле; затем это воздействует в обратном направлении на то, что стоит записанным на таблицы через воздух, воду, землю. Т.обр., естествознание является сегодня фактически основой для видения. Если человек сначала через естествознание познает особенности воздуха, воды, земли и достигнет при этом внутренних способностей, то при взгляде в воздушное, водное, земное ему навстречу из них устремится астральный свет. Но он изливается не как неопределенный туман, а так, что в нем можно прочитывать тайны мирового бытия и человеческой жизни. Что, по сути, мы там читаем? Как человечество, мы сегодня там читаем то, что сами вписали. Ибо что это означает: древние греки, древние египтяне, халдеи, персы нечто вписывали туда? — Это означает: мы сами в своих предыдущих земных жизнях производили эти записи. "Видите ли, как наша память, наша внутренняя память сохраняет нам внешние вещи, которые мы пережили, так астральный свет сохраняет нам то, что мы записали как окружавшее нас, и в виде исписанных таблиц являет нам тайны, которые мы сами вписали, и это одновременно является тем, что мы должны прочесть, если хотим прийти к тайнам. Это своего рода память эволюции, которая здесь должна вступить в среду человечества. И постепенно должно возникнуть сознание того, что здесь присутствует такая память эволюции, и человечество сегодня должно читать в ней в астральном свете о прошедших культурных эпохах, как в старости в обычной памяти мы читаем о своей юности. ... Древнее посвящение в существенном сводилось к субъективному. Новое посвящение идет к объктивному. Это большая разница. Ибо субъективное вписывает во внешний мир все, что боги как тайну заключили в человека. Что как тайну они заключили в его тело ощущений — это выступило в пра-персидскую эпоху. Что как тайну они заключили в душу ощущающую — это выступило в египетско-халдейский период. Что как тайну они заключили в душу рассудочную, или душу характера, — это выступило в греческую эпоху. Но душа сознательная, которую мы должны развивать теперь, она самостоятельная, она не выступает из себя. Она встает напротив того, что уже присутствует здесь. Мы должны, как люди, наше человеческое снова обрести в астральном свете. В этом состоит своеобразие розенкрейцерства, что оно в переходное время должно было придерживаться некоего сновидческого состояния и в нем, в сновидениях, находить те высокие истины, которые наука трезво находила здесь, в природе. Но с начала эпохи Михаэля, с конца семидесятых годов XIX столетия, достигаемое в старое розенкрейцерcкое время описанным путем может достигаться сознательным образом. Так что теперь можно сказать: больше нет нужды в прежних полубессознательных состояниях, но необходимо высшее сознательное состояние. И в этом состоянии с приобретенным познанием природы можно погрузиться в высший мир. ... И когда человек это делает, вносит в духовный мир добытое здесь природопознание, или также творения натуралистического искусства, или ощущения религии, натуралистически действующей во внутреннем души — ибо, по сути говоря, также и религия становится натуралистической, — когда человек все это вносит в духовный мир, когда он развивает для этого способности, то он встречает Михаэля. ... просветленнейшие последователи розенкрейцерства испытывали сильную тоску по встрече с Михаэлем. Такая встреча была доступна им лишь как сон. С конца последней трети XIX столетия люди могут сознательным образом встретить Михаэля в духе ". 233 (15)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1110. "Человек может пойти по двум ложным путям. В одном случае, он станет вести себя по отношению к духовному миру так же, как по отношению к чувственному миру. Здесь чувственный мир дает ему прежде всего иллюзии. Если же он ищет, как тот же самый путь продлить в духовный мир, как это делают обыкновенные спириты, то он приходит не к меньшей, а к большей иллюзии. И существует другой путь, где в духовный мир хотят проникнуть не с проницательным, ясным исследованием, но хотят верить, хотят мистически чувствовать. Тогда духовный мир остается неизвестным. И если человек делает усилия, чтобы этот путь предчувствия, мистицирования продолжать далее, то духовный мир становится для него все более и более неизвестным. В обоих случаях человек не приходит в духовный мир. В одном случае возрастает иллюзия, в другом — невежество.
По отношению к этим двум ложным путям следует искать правильный путь". 243 (1)
Перейти к данному разделу энциклопедии
X. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА* 1178. К середине XIX в. человечество особенно глубоко низошло в материалистическое воззрение. Это вызвало большую тревогу в среде оккультистов, серьезно и искренне заинтересованных в развитии человечества. Возник вопрос: а не следует ли, в противовес успехам материализма, раскрыть людям кое-что из сокровенных знаний о духовном мире? Часть тех оккультистов, которых называли эзотериками, возражала, что на это откликнутся лишь наиболее легковерные, а серьезные ученые останутся при своих материалистических взглядах; что прежде, чем давать такие знания, придется проводить большую подготовительную работу, на которую мало кто согласится. И эти возражения, несомненно, были основательны. Другая часть оккультистов — экзотериков, которые, однако, были не меньшими эзотериками, чем первые, — настаивала на том,
чтобы знания о духовном мире все же сообщались людям и совершенно открытым образом. Между обеими группами в конце концов был заключен компромисс, который сводился к тому, что о духовном мире они будут говорить людям через медиумов. Так был открыт путь спиритизму. Полагали, что медиумы смогут способствовать открытию тайны элементарных законов природы. Но это было большим заблуждением. Поскольку Я и астр.тело медиума подавляются гипнотизером, или инспиратором, то он не может здоровым образом войти в царство умерших. Поэтому через медиумов стало выступать чисто люциферическое учение, связанное с одними только ариманическими наблюдениями; и от спиритизма пришлось отказаться. В то же время сообщения Духовной науки находятся в связи с намерениями и надеждами т.наз. экзотериков середины XIX в. При этом Духовная наука дает способ правильного общения с умершими. (Лекция 1). В духе заключенного
между экзотериками и эзотериками компромисса действовали и ведущие личности Теософского Общества, т.е. они получали свои знания о сверхчувственном через медиумов. Когда д-р Рудольф Штайнер опубликовал свои исследования об Атлантиде в журнале "Люцифер-гнозис" .(см. ИПН 11), то одной влиятельной личностью из Теософского Общества ему был поставлен вопрос: каким способом он приобрел это знание. Это было в 1904 г. И та личность совершенно не поняла д-ра Штайнера, когда он ответил, что свои знания он получает в результате индивидуальных духовных исследований, считаясь при этом в полной мере с методами естественнонаучных исследований. Та личность не могла понять, как мог сам исследователь быть одновременно и тем, кто проникает в духовный мир. Так в мире наступила новая эпоха духовнонаучных исследований, начало которым было положено д-ром Рудольфом Штайнером. Однако те из прежних эзотериков,
которые, так сказать, стояли особенно далеко слева, не пожелали отказаться от спиритизма и в этом своем намерении возобладали над мнением экзотериков. Они стали внушать медиумам также и свои идеи и намерения, и те сообщали их на спиритических сеансах как исходящие из духовного мира. Когда среди оккультистов выступила Е.П.Блаватская, то те из них, которые из совершенно честных намерений пошли на вышеуказанный компромисс, попытались воспользоваться ее способностями для доказательства существования духовного мира. Сама же Блаватская была не просто пассивным медиумом, а обладала колоссальной силой воспоминания о том, что она возвещала из духовных миров. Поэтому ее рассматривали как особенно значительную индивидуальность, появившуюся в столь критический момент развития. Оккультисты же, стоявшие далеко "слева", попытались использовать ее в достижении своих специальных, не общечеловеческих
целей. 254 (2)
________________________________________ * Содержание этой главы в основном представляет собой краткое изложение автобиографии Рудольфа Штайнера, опубликованной им под названием "Мой жизненный путь". Жизнь Рудольфа Штайнера — это жизнь величайшего посвященного нового времени. Через все, что он дал как учение о новом пути посвящения, он прошел сам. Его жизнь есть совершенная реализация этого пути, и потому она — составная часть антропософской науки посвящения. Для углубляющегося в эту науку все этапы жизненного пути Рудольфа Штайнера приобретают совсем особое значение по сравнению с жизнью просто выдающихся людей культуры. Нужно только суметь в нее вникнуть и понять ее глубинный смысл. Перейти к данному разделу энциклопедии
|