Главная
Предметный указатель
СПРАВЕДЛИВОСТЬ |
121. "Будучи выраженной для эф. тела, новая истина должна звучать так: переносящие страдания не могут более получать утешение от того, что они вживаются в духовный мир и позволяют притекать к себе потокам духовного мира в состоянии ясновидения; но когда они теперь сживаются со Христом, исполняются новой Истиной, то находят в себе утешение во всех страданиях". Для астр. тела новая истина звучит так: в прежние времена, если человек хотел избавиться от страстей, эгоизма, то в высших сферах добывал он силу; "...с ним предпринимались процедуры, убивавшие плохие инстинкты его астрального тела. Но теперь пришло время, когда человек через деяние Христа в своем "я" сам может обрести силу, чтобы обуздать, сковать страсти и эмоции своего астр. тела. ... Блаженны кроткие благодаря самим себе, благодаря силе "я", ибо они наследуют земное царство!" "Человек должен стать таким, чтобы, желая все более и более переживать в себе Христа, он в своей душе ощущающей переживал такую тягу, какую в ином случае он переживает в своем теле как голод и жажду. ... И если в своей душе ощущающей он исполняется силой Христа, то может достичь того, что в себе самом найдет возможность насытить свою жажду справедливости". "Когда человек воспринимает силу Христа, то в душе рассудочной он развивает те добродетели, которые идут от подобного к подобному, которые не приходят с Неба как вознаграждение, но вновь возвращаются к подобным существам, каков есть и сам человек. ...Блаженны милосердные, ибо достигнут милосердия".123 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
579. "Все убранство сна в летнюю ночь, сна Иоанновой ночи, является тем, что осталось в позднейшие времена от удивительного оформления, некогда осуществлявшегося из человеческих имагинаций в отношении всего, что духовно-душевно пронизывало вершину лета и что в большом и малом бралось как духовно-божественно-моральное откровение космоса в человеке. И мы должны сказать, что в основе этого лежит следующее представление: в вершине лета божественно-духовный мир открывается через моральные импульсы, насаждаемые человеку в просветлении (см. схему). И то, что человек здесь совершенно по-особому ощущал, что здесь действовало на человека, он это ощущал как, я бы сказал, сверхчеловеческое, входившее в человеческий порядок. Он осознавал из соощущения этой праздничности, что он, каким он был в то древнее время, может подняться над самим собой в сверхчеловеческое, что Божество в это время в некотором роде протягивало ему руку". Осенью с увяданием природы божественно-духовный мир отступал. Листья, деревья минерализовались. Все склонялось к смерти года. Человек врастал в природу. Если на современном языке выразить ощущавшееся тогда человеком, то можно сказать: "Человек переживал этот переход так, что направлением своего мышления, родом своих ощущений он находил переход от духопознания к природопознанию. ...Так что осенью мы больше не имели моральных импульсов, а — познание природы. Человек начинал размышлять о природе". В те времена, когда человек ощущал себя существом внутри космоса, было бессмысленно говорить летом о природопознании. "Лето приходит, чтобы привести человека в связь с духовным в мире. Когда начиналось время, которое теперь мы называем временем Михаэля, то говорили: из всего, что человек ощущает вокруг себя в лесах, в деревьях, в растениях, исходит к нему побуждение заняться природопознанием. ...Так человеческая жизнь переходит от просветления к познанию. Это было время познания, восходящего познания". В более ранних, еще догреческих. Мистериях в вершине лета ученик получал изречение: "Восприми свет. — Под светом при этом понималась духовная мудрость. Так обозначалось то, внутри чего сияло, собственно, человеческое Я". Осенью душа призывалась: "Смотри вокруг себя". Зимой человек чувствовал себя как бы омываемым силами Земли. "Он чувствовал себя так, как будто его волевая природа, природа его инстинктов, потребностей чем-то пронизывается, через нее течет сила тяжести, сила разрушения и другие силы, находящиеся в Земле". Нам зимой просто холодно; в древности чувствовали, как с морозом идет тьма, из земли исходит темнота и облаками окутывает до середины тела. То переживание можно выразить так: "В вершине лета я стою перед светом, который струится в земной мир как небесно-сверхземное, теперь же земное струится вверх. ... Человек чувствовал, как одновременно с этой чернотой, что обволакивала его подобно облаку, его опутывали силы, противящиеся моральному. Он чувствовал тьму змееобразно восходящей из земли и обвивающей его". Но одновременно с этим он чувствовал, как его рассудок укрепляется. "Это четыре платоновских понятия добродетели (см. схему): мудрость, мужество, рассудительность, справедливость". "На протяжении всего будущего бывшее праздниками даяния станет или должно стать праздниками воспоминания. Монументальное слово, которое должно составить основу для всех праздничных мыслей, также и для тех, которые еще возникнут, это монументальное слово следующее: это делается для моего воспоминания". Чтобы продолжалось живое действие Импульса Христа, праздники должны сохраняться. А поскольку человек меняется, то праздники должны претерпевать метаморфозу.223 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
579a. "В вершине лета. Растительный мир, одухотворяясь, восходит в космос: все групповые души животных соединяются и отдают сновидения растительного мира мысли Я человечества. — Воздух и огонь содержат в себе нечто животное. В глубинах зимы. Соединяются духи растений и минералов Земли. Вода и земля содержат нечто растительное. Животные пребывают в своих формах. Человек может созерцать свой сложный человеческий облик".Д.19, с. 2 Д.19, с. 2
"Зимой — пра-собственные силы природы: в движении человека. — Уриэль. Весной — питающие силы природы в пищеварении человека. — Михаэль. Летом — целящие силы природы в дыхании человека. — Габриэль. Осенью — духовные силы природы в голове человека. — Рафаэль.
Нисходящее Восходящее | Зима — Габриэль = Уриэль — духовное Сатурн | Весна — Рафаэль = Михаэль — движение Луна | Лето — Уриэль = Габриэль — питание Луна | Осень — Михаэль = Рафаэль — дыхание Меркурий |
Осень — указующее-позитивное — глубокий взгляд, поддерживающий жест Зима —мягко благословляющее — серьезно-судящее Весна — глубокий, поддерживающий взгляд — указующе-позитивное Лето — серьезно судящее — мягко благословляющее
Движение — Михаэль — осень в весне — движение в дыхании. Пищеварение — Габриэль — зима в лете — питание в духовном. Дыхание — Рафаэль — весна в осени — дыхание в движении. Восприятие — Уриэль — лето в зиме — духовное в пищеварении.
Рафаэль Уриэлю передает силы целения, духовные силы; Уриэль Михаэлю — духовные силы, силы движения; Михаэль Габриэлю — силы движения, силы питания; Габриэль Рафаэлю — силы питания, силы целения". Д.19, с.7-8 Перейти к данному разделу энциклопедии
"Платоновские добродетели": мудрость, сердечность, рассудительность, справедливость. Физическое, эфирное, астральное и Я. Душа сознательная
1409. Платон говорит о четырех добродетелях: о мудрости, сердечности (в смысле твердости духа — Starkmut, способности, дельности, содержащей в себе сердечную силу, т.е. душевной способности),о рассудительности и справедливости. Им в человеке соответствуют: Я, астр. тело, эф. тело и физ. тело. Через эти четыре добродетели моральные импульсы распространяются в человеческой ауре (см.рис.1). "При эстетическом переживании можно заметить, что человек живет более в окружении головы, а в голове он более захвачен своим астр. телом (рис.2).
Я — зеленое (мудрость), астр. тело — желтое (сердечность), эф. тело — фиолетовое (рассудительность), физ. тело — красное (справедливость).
Истина струится в эфирную часть головы, где рождаются мысли. "Когда мы постигаем истину, то вначале она действует вовне, в ауре (это видят после посвящения), через Я и астр. тело, и лишь затем в эф. теле головы, а грудная часть здесь переживается как физ. тело". Если мы хотим почувствовать истину, то она должна излучиться в грудную часть. Так спиритуальное переживается как моральное (рис.3). Через сферу морали, эстетическую сферу и сферу мудрости мы связаны с силами духовного мира. В физ. теле через мозг мы связаны с элементарными существами, принадлежащими сфере мудрости. При эстетическом способе рассмотрения (рис.2) нашу голову непосредственно окружают элементарные существа: эльфы, домовые и т.д. Далее (рис.3) нас окружают духовные существа, принадлежащие астральной сфере.170 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
1410. Антропософия стремится вызвать в душе те переживания духа, какие имели первые христиане. Их переживания были глубоки. Но с наступлением материализма пришли рассудочные суждения. "И здесь духи, так сказать, отступили назад, ибо ничто не действует на духовные существа столь отчуждающе, как рассудок. Рассудок, когда он всклокочивает вещи, впадает в свою ядовитую критику, вынуждает духовных существ к бегству также и в человеческих душах. Миф о домовых имеет свое глубокое значение. Они были здесь до той поры, пока в людях не засветился рассудок. Свет рассудка спугнул домовых".98 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
Прошлое, настоящее, будущее: истина, красота, добро и четыре платоновские добродетели. Физическое, эфирное, астральное
1413. "Две добродетели: справедливость и мудрость, указывают нам на прошлое, на времена, протекшие в прошлых воплощениях, когда мы еще пребывали в лоне Бога. ... Мужество и рассудительность (умеренность) светят в будущие инкарнации. ... Мудрость и справедливость нельзя развивать, не удалив эгоизм. ... Они выводят нас за самих себя и делают членами единого всечеловеческого организма".159 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
523а. "Если мы должны осудить деяния человека, то самого человека не следует критиковать, но любить его". 266-2, с. 420 "Всякий лишний грош у меня означает недостачу его у другого". 266-3, с. 334 Перейти к данному разделу энциклопедии
|