Главная
4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ
VIII. XX-й ВЕК — КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ
2. Революция в России
Кризис мышления. Эмпириокритицизм
|
875. "Если бы вы в начале XX в. спросили тех людей, которые затем стали большевиками в России, какова их официальная философия, то вы получили бы ответ: авенариусова; она является официальной философией большевизма. Конечно, если какой-либо умный философ, хороший логик сделает выводы из авенариусовой философии, то, вероятно, он не придeт к большевизму, он придeт к чему-то другому. Но логика жизни другая, чем логика мышления. В жизни произошло так, что с третьим поколением из авенариусовой философии вышел большевизм". 198(15)
876. "Радикальнее, чем Авенариус, вряд ли можно увести от понимания духовного. Ибо его философия остроумна, написана рафинированным профессорским языком и потому в наибольшей степени подходит для того, чтобы, усыпляя, уводить людей от духа. А если люди, засыпая, уходят от духа, то этот уход они расценивают как необходимость, как нечто такое, что подобно математической необходимости. Если только они не замечают, что уведены от духа, то они принимают это за научное доказательство. ... Большевизмом должен быть основан такой социальный строй, который исключит всe духовное; человечество должно быть социально так сгруппировано, чтобы дух при этом не играл никакой роли. Как видите, здесь имеет место внутренняя связь. Приходит в действие логика фактов. Не на внешнем основании, но по причине высшей степени внутреннего, сущностного родства стали Авенариус и Мах государственными философами большевиков". 186(12)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|