Главная
Предметный указатель
СРЕДНЯЯ Европа — и марксизм |
679. "Английский социализм — это, по сути, ослабленный капиталистический метод. ... он имеет в себе хозяйственно оппортунистическую окраску. Немецкий социализм вместе с милитаристской способностью и с милитаристским духом организации воспринял в себя марксизм... он всецело умещается в том духе, что произведeн прусским милитаризмом". Французский синдикализм содержит в себе характер ассоциаций и мог бы быть наилучшим началом того, что я назвал ассоциациями в хозяйственной жизни; но это если смотреть на дело со стороны рабочих, а не буржуазии. Нет абстрактного социализма, каждый народ должен исходить из своей сущности. 334(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
882. "Как называется в действительности то, что в XIX в. было русским царизмом? Что было русским царизмом, является теперь в своей действительности как Ленин и Троцкий, как большевизм. Такова конкретная истина того, что раньше было просто иллюзией. Царизм — это лишь плавающая на поверхности ложь, а то, что лелеял этот царизм, явилось в своей действительности в тот же момент, как царизм был сметeн. Ленин в первую очередь является не чем иным, как царeм". Подобным же образом порождением вильгельмизма является Носке . 196(17) Перейти к данному разделу энциклопедии
898. На Западе марксизм восприняли как протест против старых отношений к собственности. В Средней Европе о нем вынуждены много дискутировать, ссорясь и говоря много вздора. В Восточной Европе он "оказывается пронизанным и окрашенным русской ортодоксией. Не в своих идеях, а в том роде и образе, в каком русские его воспринимают, несeт он отпечаток ортодоксальной веры". 186(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
946."Это не прогрессивно, что вносится на Восток, это наиреакционнейшее течение, порожденное тем, что как нисхождение было предопределено человечеству ещe в середине XV в. Живущее теперь в русском ленинизме — это продолжение духа Константинопольского собора 869 года. ... Это реакционнейшее течение, если его не поймут, механизирует дух (через хозяйственное папство, единую бухгалтерию), вегетаризирует душу (через правовые воззрения и государственную жизнь) и анимализирует телесные инстинкты (в телах родятся животные инстинкты), которые всe больше и больше станут изживаться в кровных воззрениях. Нет оснований закрывать глаза на эти вещи. ... Я бы сказал: экстремально являет русский Восток то, во что хочет впасть человечество. Оно хочет со старым духом вклиниться в механизирование духовной жизни, целиком огосударствливая школы. Оно хочет впасть в обездушивание, в вегетацию души, оглушая действительное чувство права, а через распространение книг оно хочет ввести видимость, ложное социалистическое государство. Полагают также осуществлять естественную человеческую жизнь, расковывая в теле дикие, животные инстинкты, которые человек носит в себе. И это задача Средней Европы — из глубокой нужды ясно всe это видеть". 192(11) Перейти к данному разделу энциклопедии
662. "Социалистическое жизневоззрение образовано так, что оно целиком стоит под знаком хозяйственной борьбы; оно всe пронизано хозяйственными представлениями, хозяйственными мыслями, хозяйственной борьбой, и оно мало пронизано борьбой жизни воззрений. В этом видна печать того, что происходит в социалистическом мире англо-саксонского Запада... импульс социализма исходит из жизненных отношений пролетариата англо-саксонских народов. ... Этот социальный импульс, хозяйственный на Западе, имеет государственно-политический характер в Средней Европе и с религиозным фурором действует в России и далее в Азии. По сравнению с этим импульсом, проходящим здесь через развитие человечества, многое другое оказывается в высшей степени незначительным. И кто в таких вещах, как теперешняя забастовка английских горняков, не видит нечто в высшей степени значительное, как симптом, тот вообще не понимает всего нашего времени". 200(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
663. "Немецкие социалистические идеи столь же подходят к немецким отношениям, сколь кулак к глазу. ... Три теории (исторический материализм, прибавочная стоимость, классовая борьба) выработаны тонко, но подходят они не к немецким, а к британским отношениям. Там они изучались и Марксом, и Энгельсом, и Бернштайном. Там они возникли, туда они и подходят, поскольку ... основаны на классовой борьбе. ... изучите для этого Кромвеля и всe после него". 174(20) Перейти к данному разделу энциклопедии
664. В Базельской газете можно прочитать письмо одного немца ("Базлер нахрихтен" от 2.IV.1920, № 142), где он пишет: "Германия должна пройти через большевизм. Когда она через него пройдeт, тогда — кто знает когда! — придeт лучшее". 334(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
|