Главная
4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ
VIII. XX-й ВЕК — КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ
3. Природа кризиса и пути его преодоления.
Люциферическое и ариманическое
|
990. "Почти всe из того, что теперь через технику действует в культуре и во что человек в высшей степени вплетeн своей жизнью, — не природа, а подприрода. Это мир, который высвобождает себя от природы вниз. Для развития души сознательной человеку требовалось отношение только к земному. И вот в новейшее время появилась тенденция повсюду, также и в человеческой деятельности, осуществлять то, во что должен вжиться человек. Но, вживаясь только в земное, человек встречает ариманическое. Он должен своим собственным существом поставить себя в правильное отношение к ариманическому. Однако в развитии технической эпохи от него всe ещe ускользает возможность найти правильное отношение и к ариманической культуре. Человек должен найти стойкость, внутреннюю силу познания, чтобы Ариман не осилил его в технической культуре.
Подприрода должна быть понята как таковая. Это может произойти только тогда, когда человек в духовном познании поднимется к внеземной сверхприроде, по крайней мере настолько, насколько в технике он опустился в подприроду. Эпоха требует познания, переходящего за природу, ибо она внутренне должна справиться с опасно действующим жизненным содержанием, погрузившимся в подприроду. Конечно, здесь говорится не о том, что нужно снова вернуться к более ранним состояниям культуры, а о том, чтобы человек нашeл путь к приведению новых культурных условий в правильное отношение с собой и с космосом. Ещe очень немногие чувствуют, какие важные задачи открываются тут для человека. Электричество, которое после его открытия прославилось как душа природного бытия, должно быть познано в его способности уводить от природы в подприроду. Но человек не смеет соскальзывать вместе с ним.
В то время, когда ещe не было независимой от природы техники, человек находил дух в природовоззрении. Делаясь независимой, техника заставила человека уставиться взором в механически-материальное как в то, что теперь для него становится научным. Но там ныне отсутствует всe Божественно-духовное, связанное с происхождением и развитием человечества. Чисто ариманическое властвует над этой областью. В Духовной науке создаeтся теперь другая область, где вовсе не присутствует ариманическое. И как раз через познающее принятие той духовности, к которой не имеют доступа ариманические власти, человек укрепляется для того, чтобы выступить в мире против Аримана". 26(183-185)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|