Главная
4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ
VIII. XX-й ВЕК — КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ
3. Природа кризиса и пути его преодоления.
Национализм
|
1009. "Этот "Жан Кристоф" представляется мне совершенно неудобоваримым рагу, в его характере замешаны в одно варево черты характеров Бетховена, Вагнера, Рихарда Штрауса и Карла Маркса. Поклонники романа могут мне возразить, но впечатление именно таково". Черты из биографии Бетховена повторены вплоть до отдельностей, но в карикатурном виде, и т.д. 64 с.235
Импульс Ягве и христианское преодоление национализма
1010. "Поскольку для жизни между рождением и смертью оставалось бессознательным то, что было связано с дыханием, иудейская культура была не культурой индивидуальности, а культурой народа, где всe было связано с происхождением от одного отчего корня. Иудейское откровение есть, в сущности, рассчитанное на этот народ откровение, поскольку оно считается с тем, что вырабатывается в эмбриональном состоянии и модифицируется только через бессознательное, через процесс дыхания. Какое же следствие вытекает отсюда для нашего времени? Отсюда следует, что не желающие признавать мудрость Христа, вносящую в человека то новое, что вырабатывается между рождением и смертью помимо процесса дыхания, тем самым хотят остаться при мудрости Ягве, хотят привить человечеству не индивидуальную, а народную культуру. И современный призыв к разделению людей на обособленные народы есть атавистический, ариманический призыв к такой культуре, в которой каждый народ представлял бы собой лишь одну общенародную, т.е. ветхозаветную культуру. Все народы Земли должны уподобиться иудейскому ветхозаветному народу — таков призыв Вудро Вильсона. ... Социальный элемент является антисоциальным в отношении всего человеческого, когда он хочет основать социальное только в масштабах отдельных народов, ибо в этом хочет проявиться ариманический элемент; ветхозаветный культурный импульс утверждает ариманическое!" 186(5)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|