Главная
Предметный указатель
СТАРЕНИЕ, старость |
99. "Это истинно, дословно истинно: когда мы замечаем на лице морщины, тогда расцветает наше эф. тело и делается толстощеким".180 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
399. "Перед нами может встать опасность: мы станем неспособны стареть. Мы снова родимся, а люциферические силы уведут нас назад, на ступень детства; они могут нечто занавесить от нас, и мы не станем зрелыми". 203 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
400. "Становиться старым в определенном смысле означает — это один из аспектов — духовное впрессовывать в земное. Этим мешают расчетам Аримана. Благодаря этому Ариман не может продолжительно и интенсивно так действовать на людей, что полностью могло бы исчезнуть мнение, что идеалы имеют какое-либо значение".183 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
935. "Чем больше мы устаем, тем больше выступают недуги жизни, например старческие недуги. Наша жизнь заключается в том, что мы постепенно учимся чувствовать, ощущать наше физ. тело. И это происходит, когда оно грубеет". "Устает наше сердце — это означает, что в нас вплетается знание, как построено сердце из Мироздания. Мы устаем желудком благодаря тому, что портим его едой; однако при этом в нас вплетается через усталость желудка вся мудрость, образ той мудрости из космоса, которая построила желудок".168 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1322. "Не только нервный аппарат губ пробует пищу, но ее пробует весь пищеварительный тракт; а при переходе питательных веществ в организм, в кровь, и т.д. весь организм пробует то, что приготовили для него органы пищеварения. Можно сказать, что весь организм пронизан ощущением вкуса. ... Каждый орган имеет свое специфическое переживание вкуса; его имеет желудок, печень, легкие, сердце... Общий вкус дифференцируется на вкусы органов. Здесь мы видим, как сфера я-переживания погружается в сферу астральных переживаний. Ибо этот дифференцированный вкус органов бессознателен ... но бесконечно значителен... Астр. тело притупляется в отношении привычки вкуса... на этом покоится добрая часть того, что мы называем старчеством, когда отдельные человеческие органы теряют свежесть переживания вкуса, не пронизываются соответствующим образом своим астр. телом и заболевают". Поэтому человек, прибегающий к вегетарианству, должен тонко, рафинированно делать различия во вкусе отдельных растений, тогда как при мясной пище эта разница переживается грубо. "Что человек переживает от вкуса салата и шпината — это живое отношение макрокосмоса к микрокосмосу, и это живое отношение продолжается бессознательно в астр. тело, которое пронизывает все органы".156(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Парапсихология
1902. Животное рождается с необходимыми ему в жизни способностями; человек должен их приобретать. Благодаря этому человек имеет особенно важный для него средний период жизни, когда он выражает себя в мире согласно приобретенным способностям, а его органы еще обладают пластичностью. Животное рождается с неподвижной формой, к чему человек приходит только в старости. Понять животность можно особенно хорошо, сравнив ее с человеческой старостью. Но не выражает ли тогда животное и душевных свойств старости? — Нет, ибо этому в нем есть противополюс: способность к размножению. Эта способность действует на него омолаживающе; как в общем-то и на человека. Достигнув способности производить потомство, животное вступает в старость. У человека детство и старость стоят на концах жизни, а в середине находится органически-практический этап, осваиваемый через отношение с внешним миром. От этого нормального состояния бывают отклонения. Случается так, что старость наступает значительно раньше появления седых волос и проч. Такое явление доступно внутреннему интимному наблюдению жизни. Это душевная старость, возникающая в пластический период. При наступлении обычной старости наша головная организация теряет внутреннюю подвижность, подвижную пластику, и все приобретенные в жизни способности в старости делаются душевнее, духовнее. "Но происходит это за счет анимализации нашей головной организации. Мы физически становимся такими, каким животное бывает с самого начала. ... Эта анимализация нашей верхней организации может быть перемещена внутренним образом в более ранний зрелый период. Но поскольку человек всегда остается человеком, также и тогда, когда он некоторым образом анимализирует свою головную организацию, то выступают в таком случае не внешние, а внутренне-душевные особенности. ... возникают анималистические, свойственные животности особенности...". Животное инстинктами в высокой степени связано со своим окружением; куда в большей степени, чем человек. Например, животные могут заранее почувствовать приближающееся природное событие, опасное для них, и заранее покинуть данное место. Животные обладают инстинктами, пророческим даром, когда дело касается их жизни. Животные сильнее человека ощущают ход времени года и т.д. "Когда человек указанным выше образом преждевременно вносит в свою жизнь старость, тогда у него наступает, конечно, не точно так же, как у животного, поскольку у человека все поднято до человеческого, но у него наступает это инстинктивное переживание окружающего мира. И то, что сегодня известно, описанное местами верно, а местами неверно, как телепатия, как телепластия, как телекинез, вещи, выступающие у человека как анормальное, это есть не что иное, как внесение старчества в переживания более раннего периода жизни. В правильное время старость переживают здоровые люди. Если же ее переживают в 20 лет, то становятся в низшем смысле ясновидящими. ... Для непредвзятого рассмотрения своеобразие телепатии, телекинеза, телепластии не теряет своего значения оттого, что их рассматривают не как проявление сверхчувственного, но как результат воздействия более позднего в более ранней человеческой жизни. Благодаря этому человеческое существо изучают в его основном характере. Ибо такое временное его рассмотрение означает: не делать заключения из отдельных моментов жизни относительно всего хода жизни, а внутренне сопереживать время и видеть, как позднее проявляет себя, если его изживать раньше. Созерцать во временном означает: обозревать время в созерцании и в настоящий момент мочь видеть прошлое и будущее". Возможен и противоположный случай: внесение детства в более поздний период. Детство состоит в том, что не только инстинктивным образом через головную организацию переживается отношение к окружающему миру, но головная организация интенсивно сопереживает в обмене веществ его отношение к внешнему миру. У ребенка вся жизнь наполнена ощущениями вегетативно-органических процессов. Впечатления внешнего мира ребенок усваивает вплоть до обмена веществ, до выделения желез. Такое детское свойство человек может сохранить и в зрелом возрасте. Это выражается иногда в интенсивной любви к собаке, в любви, вызывающей органические, вегетативные процессы. Не весь обмен веществ, но некая его периферия привыкает совершать выделение, регенерацию в соответствии с излюбленными ощущениями любви к собаке. Естественно, что со смертью собаки человек тогда может заболеть, если вскоре не обзаведется другой собакой и не удовлетворит внутренний органический процесс внешним переживанием. Подобное, детское по сути, сживание с окружающим миром происходит и во многих других случаях. "Такие вещи случаются в человеческой жизни, и тогда нужно искать, откуда приходят такие внутренние состояния, смутно поднимающиеся изнутри. Человек переживает от них неудовлетворенность, делается мрачным, сварливым, ипохондричным и приобретает всевозможные последствия этого". Тогда необходимо найти коррелят того, с чем сжился вегетативно-органический процесс. Такому человеку можно помочь, сердечно беседуя с ним и помогая внести в сознание то, что находится в неопределенных глубинах вегетативно-органического. Психоанализ говорит в данной связи о "сокрытой душевной провинции". Но это никакая не душевная провинция, а вегетативно-органический процесс, который жаждет внешнего исполнения. И нужно поискать, исполнения чего нужно предложить такому человеку. И в этой части психоанализ содержит в себе правомерное.303(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
552. "Нужно правильным образом становиться "старым", когда духу дают развернуться в душе. ... Тогда навстречу молодeжи принесут не то, что время сделало с телом, но вечное, открывающееся из духа". Молодeжь не уважает старших именно потому, что те не стареют, не внушают к себе доверия. Это бессодержательная фраза, когда говорят, что с молодeжью нужно быть молодым. Молодeжь любит критиковать, и это еe право. Но если старый человек критикует вместе с молодыми, то вскоре надоест им. В его голосе нет той жизни, что у молодeжи. 37 с.148-149 Перейти к данному разделу энциклопедии
|