Главная
Предметный указатель
СТОЙКОСТЬ |
983. "Когда человек засыпает, то на него сначала сходит некий род неопределенного страха. В обычных земных переживаниях этот страх не поднимается в сознание, в представления, но как процесс совершается в астр. теле и в Я; последствия этого страха во время сна человек несет через дневное состояние. И если бы он не мог переносить сюда страх, если бы страх как сила не мог бы действовать во время бодрствования в физ. и эф. телах, то человек оказался бы не в состоянии удержать вместе свою физическую конституцию, так сдерживать ее вместе, чтобы она, например, могла правильным образом выделять соли и тому подобные субстанции. Выделение, необходимое для организма, является следствием бессознательно переживаемого в жизни сна страха. Таким образом, засыпая, мы вступаем сначала в сферу, я бы сказал, боязни. Затем наступает состояние души, которое представляет собой постоянное колебание между внутренним спокойствием и внутренним беспокойством, колебание такого рода, что если бы человек в каждый момент переживал его сознательно, то он бы попеременно то впадал в некий род бессилия, то выходил из него, пробуждался от него. Итак, колебание между стойкостью и бессилием, вот чем является то, что пронизывает страх. А третьим является чувство стояния перед пропастью, когда почва ускользает из-под ног и в каждый момент человек может в эту пропасть свалиться". "Всё это ощущали уже в египетских Мистериях; там сознательно воспринимали то, что выступает во сне: страх, колебание между стойкостью и слабостью, стояние на краю пропасти. Все это называлось миром трех железных необходимостей. ... Что человек здесь переживал, рождало в нем, опять-таки бессознательно, глубокую тоску по Божественному... И то пантеистическое чувство Бога, которое у каждого здорового человека выступает во время дневной жизни, является лишь последствием того, что бессознательно переживается во сне как это пантеистическое чувство Бога. И человек здесь ощущает фактически свою душу наполненной, я бы сказал, и страхом, и бессилием, внутренне рожденным бессознательным убеждением, и в то же время еще тем, что вместо внешнего центра тяжести, действующего физически, дает ему внутренний центр тяжести. О сфере трех железных необходимостей учили также в тайном учении розенкрейцеров. Ученикам сообщалось, что они переживают непосредственно после засыпания. До их сознания доводилось: здесь ваши дневные переживания погружаются в подвижные в себе, но открывающие сущностное, парящие, облачные образования. Вы сами оказываетесь сотканными с этими облачными образованиями, обладая возможностью в страхе и бессилии стоять на краю пропасти. Но вы нашли то, что вам теперь в трех словах должно проткать всю душу: Ex deo nascimur. Это встающее в душе ученика новых Мистерий выражение он сначала переживает в состоянии сна; здесь встает его индивидуальная роль в жизни отдельного человека. Но у него есть и историческая роль. Когда человек спит далее, то прекращается обычный взгляд, который он имел с Земли на космос. Когда человек стоит здесь, на Земле, то там, вверху, сверкают звезды, Луна, Солнце; они действуют на чувства человека, но в определенный момент сна весь звездный мир как бы исчезает. Звезды перестают быть физическими существами. А где они были для чувственного взгляда физическими существами, там выступают некоторым образом из звездного сияния — звездное сияние само также исчезает — звездные гении, звездные духи, звездные боги. И космос преображается в то, что затем становится воспринимаемым для сознательной инспирации: в говорящее Мироздание, в Мироздание, которое через музыку сфер и через Мировое Слово возвещает о себе. Духовно живущие существа вместо чувственного космоса, видимого с земной точки зрения, образуют другой космос. И когда человек пережитое доводит там до сознания, то ощущает это так, как если бы мир в отношении всего, что он, как человеческое существо, совершает доброго и злого, со всех сторон высказывал суждение об этом. В своей человеческой ценности человек чувствует себя единым с космосом. Но вначале то, что случается с человеком — переживай он это сознательно, как это происходит в инспирации, он бы это заметил, — вводит его в заблуждение. Человек нуждается в водителе. В настоящую эпоху развития человечества такой водитель имеется для тех, кто в земной жизни в своей душе, в своем сердце вырабатывают отношение к Мистерии Голгофы, ко Христу ... и чувство, которое охватывает человека в современную эпоху в тех сферах, в которые он теперь вступает, состоит в том, что его введенная в заблуждение душа должна раствориться, если Существо, живущее в его представлениях, в его чувствах, в его сердечных импульсах, Существо Христа в этих сферах не станет его водителем. И чувство приближающегося Христа, Который становится Водителем, и Которого человек представляет в этой сфере связанным с жизнью Солнца, как сам человек связан с жизнью Земли, он ощущает так, как средневековый ученик, как средневековые школы Мистерий ставили перед бодрственными душами своих учеников: In Сhristo morimur; ибо они чувствовали, что душа может умереть, если не умрет во Христе, когда смерть становится космической жизнью. Так живет человек во сне и через сон. И когда он воспринял космические звезды как сущностное, когда он побывал в том необычном для него окружении, в нем наступает тоска — поскольку с сознанием он не может пробудиться в этой сфере — по возвращению в сферу сознания. Это затем является основанием пробуждения. Это сила, которая нас пробуждает. И человек имеет ощущение, которое, опять-таки, не входит в сознание, что через втянутое им из звезд, собственно говоря, из звездных существ, из звездных богов, что через это человек пробуждается не бездуховным, но дух, живущий в душе, он приносит с собой в телесное бытие дня. Это чувство, образующее третий член ночных переживаний в личных переживаниях человека в земном бытии, оно, опять-таки, в средневековых школах Мистерий ставилось перед сознанием учеников в третьем изречении: Реr spiritum sanctum reviviscimus. Таким образом, это трехчленное переживание на пути, проходящем через духовный мир по ту сторону Стража Порога, которое, однако, игнорируют современные люди, оно ощущается как три шага, которые отпечатлевают в человеческой душе то, что в истинном смысле может быть названо Троицей, пронизывающей, пропитывающей духовную жизнь. Все, что я вам описал, человек переживает ночью в образе. И в этот образ вплетаются переживания, через которые человек прошел в течение дня, но там они идут в обратном порядке ... вотканными в воспоминание мира звезд. Но сначала все это является образом. Впервые оно реализуется после того, как человек пройдет через врата смерти".227(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
590. "Существует три добродетели, которые, если их развить, почти делают видящим. Вам лишь следует с надлежащей силой, с интенсивностью упражнять: уверенность в себе со смирением, самообладание с кротостью и присутствие духа в паре со стойкостью. Это большой рычаг в развитии духовных органов. Но если эти добродетели упражнять не парно, а только первые их части, то это приведет к ужасным порокам". Эти упражнения делают на трех ступенях: подготовления, просветления и посвящения. 53(9)
Перейти к данному разделу энциклопедии
983. Медитативное изречение: "Стойкость превыше всякого успеха". 264 с. 88
Перейти к данному разделу энциклопедии
|