Главная
Предметный указатель
СУГГЕСТИЯ — соц.-политическая |
318. Рим упорно хочет удержать лишь то, что годится для души рассудочной и не пустить человечество вперeд, к душе сознательной. Но и сам подход к душе сознательной не прост: человек должен эмансипироваться как личность, потерять старый центр тяжести и искать новый. Если бы человека предоставить тому, что заложено в самих свободных импульсах идущей вперeд культуры, позволить ему плыть в открытое море исканий души сознательной, то Рим достиг бы ещe большего могущества и человек потерял бы своe будущее развитие. Но возникла и ещe одна более радикальная возможность. "К деятельности привлекается стародавнее начало, чем обессиливаются полносильные импульсы, которые двигают вперeд. Такое начало было принесено с Востока, правда, сначала эзотерически, посвященными тамплиерами и с другим намерением. Но когда было сломлено их стремление ... то от культуры, принесeнной из Азии, хотя и ампутированной, теперь кое-что сохранилось в истории, не у единичных лиц, а в историческом мире. Как я уже сказал, принесeнное тамплиерами просочилось через многие каналы, но в значительной степени будучи лишeнным собственного спиритуального содержания. Что же это было? В существенном это было содержанием 3-го послеатлантического периода времени ... католицизм нeс содержание 4-го периода. И то, из чего был выжат дух, подобно соку из лимона, что передавалось дальше как экзотерическое масонство, как шотландские, йоркские и др. ложи, что охватил ложевый эзотеризм говорящего по-английски народа, — этот лимон, будучи выжат, содержит в себе тайны 3-го, египетско-халдейского периода. И это теперь применяется для того, чтобы излить определeнные импульсы в жизнь души сознательной". В развитии имеет место некое повторение культур: 3-й в 5-й, 2-й в 6-й, 1-й в 7-й. (Кеплер: я приношу сюда незыблемые сосуды Египта и т.д.). "В определeнном смысле, когда переносят эзотеризм, культ египетско-халдейской эпохи, то создают нечто аналогичное тому, что должно произойти в мире; но то, что таким образом переносишь, можно использовать для того, чтобы теперь не только отнять силой суггестии самостоятельность у души сознательной, но вообще парализовать, остановить силы еe собственного развития. ... Рим, мои дорогие друзья — я говорю теперь образно, — нуждается в каждении ладана, чтобы полуусыплять людей, погружать их в сновидения. То же движение, которое я теперь имею в виду, оно совершенно усыпляет людей, усыпляет их душу сознательную". Так что, с одной стороны — братство, равенство, а с другой — то, что мешает это понять; ведь понять тут можно только душой сознательной. "Пробуждаясь в душе сознательной, люди прежде всего чувствуют себя в теле, душе и духе, а это-то и стремятся усыпить. Таким образом, в новой истории перед нами выступают два течения: с одной стороны — стремление (т.к. импульс души сознательной всe же существует) к хаотическому переживанию братства, свободы и равенства; с другой — стремление различных орденов не допустить людей к пробуждению в душе сознательной, дабы это пробуждение некоторые индивидуальности могли использовать только для себя. Оба эти течения переплетаются во всeм вершении исторической жизни нового времени". 185(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
Действие Иерархий от сторон света
335. Когда в IV христианском столетии мысли, пребывающие в вещах, перешли от Духов Формы к Архаям, то отдельные духи Формы отстали и не захотели передать мир мыслей Архаям. Те люди, которые с того времени в силу своей кармы получают мысли от Архаев, получают их в личное владение; несмотря на то, что сами мысли остаются объективными, они вырабатывают мысли как своe достояние. Кто не может этого делать, тот мысли наследует от родителей, от народа и т.д. Это делит людей на группы, действует географически. Сначала импульсом, идущим от Архаев, захватывается поток, что шeл от арабов через Африку в Испанию и в Западную Европу. В этом потоке возникают Спиноза, Галилей, Коперник и др. Во всe это вклинивается влияние отставших духов Формы. Возникает и ещe один поток мыслительной жизни в мировом свершении, движущийся из северной Азии в Европу в виде нашествия турок, гуннов. Художественные, политические, социальные мысли римляне получали от Духов Формы. Всмотритесь в Перикла, Алкивиада или в Суллу, Ганнибала, Цезаря — в их мыслях мировые силы господствуют инстинктивно. Но далее начинается борьба правомерных Духов Личности с отставшими духами Формы. В этой борьбе стоит Августин. Он обращается к манихейству, когда запутывается душой в импульсах духов Формы, которые приносят ему древнее состояние, уже не подходящее для души его времени. По этой причине он не может развить индивидуальных мыслей, опосредуемых правомерными Архаями, и перенимает их у церковной догмы. Эта борьба отразилась и на крестовых походах с их массовыми, суггестивными суждениями. Чем далее они проникают в сферу азиатской жизни, тем более над индивидуальным, над индивидуальностями простираются массовые импульсы, люди теряют свою личность, теряют свои моральные импульсы. И, опять-таки, над этими морально деградирующими людьми, идущими с запада на восток, приобретают власть импульсы, стремящиеся с востока на запад и живущие в мусульманах, в турках. Так отражается на Земле духовная борьба. В описанное движение с юга вмешиваются ещe существа отставших Архангелов, которые не смогли в своe время стать Архаями. Так что на Западе всe более развивается взаимодействие нормальных Архаев с отставшими Архангелами. Эти Архангелы действуют (если говорить географически) с юга на север, Архаи — с запада на восток, а отставшие духи Формы — с востока на запад. Всe происходящее на Западе до сего времени является отображением борьбы и взаимодействия указанных существ. В различные эпохи с той или иной стороны происходит усиление или ослабление деятельности духовных существ. На Западе действуют нормальные Архаи, на Юге — анормальные Архангелы. "Происходящее на Востоке во многом модифицируется деятельностью отставших духов Формы, которые имеют большую власть, однако подвержены сильному влиянию деятельности нормально развитых Архангелов, которое идeт с севера на юг. Так сталкиваются дикие волны стоящих под влиянием отставших духов Формы турок, монголов с тем, что идeт с севера от — если можно так выразиться — добрых Архангелов, которые стоят ближе к каждой отдельной душе, хотя это их влияние временами заглушается тем, что происходит от отставших духов Формы". Смена индивидуального и неиндивидуального в русской истории богато иллюстрирует эти соотношения. В других случаях с севера на юг из живых мыслей идeт евангелически-протестантское движение, в противоположном направлении идeт католически-иезуитское течение; всe это отражает высшую духовную борьбу. 222(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
483. "Лессинг — представитель стоящего на своей высоте буржуазного гражданства, позади которого плетeтся эволюция пролетариата. Аналогично должны быть объяснены и такие явления, как Гердер, Гeте и т.д. ... всe это лишь надстройка; действительностью для элементарного материалистического постижения является только то, что исходит из товаропроизводства, товарооборота, товаропромышленности. Таково материалистическое толкование истории. Если хочешь объяснить Христианство, то надо сказать, что к началу нашего летоисчисления торговые отношения между Востоком и Западом изменились; надо объяснить, что эксплуатация рабов, отношение к ним владельцев стали иными, а затем вывести оттуда, что над всем этим хозяйственно-экономическим сценарием возникает идеологическая надстройка: она есть Христианство. ... Такова первая часть тех убеждений, что с середины XIX в. проложили себе путь в миллионы сердец. Буржуазный слой общества, в сущности, не имеет никакого понятия о том, как глубоко въелось в самые широкие круги такое воззрение. ... Импульс души сознательной продолжает своe действие. Люди пробуждаются, когда им дают пробудиться, хотя с определeнной стороны их стараются усыпить; но души, я бы сказал, даже среди сна требуют своего пробуждения. И, не имея для восприятия ничего другого, кроме чисто материального мира, они создают из истории материалистическую науку. Таково возникновение странных симптомов". 185(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
583. "В Европе больше не употребляют свободного мышления, всe там внушение, догма, поставленные на силу и авторитет. Вплоть до простейших понятий мы сталкиваемся с влиянием этой суггестии". 94(42) Перейти к данному разделу энциклопедии
594. "Массовые внушения есть нечто такое, о чeм лишь в будущем сделают удивительные открытия. В прошлом это было совсем иным, поскольку ещe не была столь свободной душа сознательная. Сегодня человек находится в освобождающейся душе сознательной, но ещe совсем застрял в несвободе души рассудочной. С помощью чего внушают? Не только с помощью того, что в личности является симпатичным или несимпатичным, но также и с помощью того, что некто, например, занят своей профессией, что он должен заботиться о пятерых детях и потому, как он полагает, вынужден заниматься своей профессией". 127(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
699. "Каждое пролетарское собрание заканчивается лозунгом: "Да здравствует интернациональная революционная социал-демократия!" Только подумайте, какой колоссальной суггестивной силой обладает повторяющееся из недели в неделю действие этих слов на пролетариев, как единое сознание пронизывает массы, так что всякая свобода мысли, само собой разумеется, исключается. ... Развивается униформированное классовое сознание". 189(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
1185. "Существуют две возможности (оккультного воздействия на политику). В одном случае люди не знают о реальных оккультных силах: тогда легко может случиться, что они бессознательно становятся инструментом как раз в силу того, что не понимают, что происходит на самом деле, и используются другими... Эти другие люди обладают способностью суггестивно воздействовать на тех, кто ничего не видит. В другом случае, что стало особенно важным для европейской жизни в последние десятилетия, находятся отдельные люди, которые на каком-либо пути через оккультные братства узнают нечто о том, что пребывает как духовные силы, и этим знанием они затем сознательно злоупотребляют в каком-либо смысле. Однако высказать об этом убийственного морального суждения нельзя, ибо это скорее игра с огнем, когда люди, не зная, как обходиться с духовными импульсами, дают этим импульсам определенное направление. ... как, например, это делалось в "Омладине", очень тайном братстве Средней Европы, распространенном в различных славянских областях на Балканах, в котором действовали с помощью оккультных средств и где имел место определенный церемониал. ... Одной из масок этого братства была "Народна Одбрана" ("Народная воля") в Сербии" (См. Lehnhoff, "Politishe Geheimbunde in Volkergeschehen". Berlin, 1930). "Омладина" была оккультным братством, действовавшим в духе панславистских идей на Балканах, "в духе улавливания славизма русицизмом. Эта партия работала хорошо. Сербы, не иностранцы, приводят примечательную статистику. ... Эта радикальная партия, омладинисты, в период 1823 по 1887 г. совершила 364 политических убийства! Если даже это правда лишь наполовину, то и того достаточно". 173(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
1187. "Есть средства, с помощью которых можно осуществлять групповые внушения, особенно если известно, что конкретно объединяет эти группы. Можно определенным образом направить силы, заложенные в отдельном человеке... и он будет действовать будто бы сам, не подозревая о внушении. ... Подобным внушением в больших размерах, действующим совершенно удивительным образом, является т. наз. "Завет Петра Великого". ... Этот завет является большим подлогом, он не принадлежит Петру, а всплыл из определенных подоснов. ... В нем говорится о том, что будущее России требует, чтобы она распространилась на Балканы за Константинополь, за Дарданеллы и т. д." 173(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
|