Главная
4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ
XI. НАРОДОВЕДЕНИЕ
6. Восточноевропейские народы.
Русская культура
|
1452.В I-й половине XIX в. Хомяков выражал идею того рода, что западноевропейская жизнь стара, она пришла в упадок и русский народный дух призван обновить духовную жизнь Европы. И все историческое становление в будущем зависит от посланничества русского народа. Выражал эту идею Хомяков тонким, поэтическим образом, но при этом в 1829 году он, как гусар, добровольно принял участие в русско-турецкой войне, поскольку ощущал в ней первую вспышку всемирно-исторического посланничества России. У Данилевского (см. его книгу "Россия и Европа"), уже в конце XIX в. духовная задача русских целиком сплавлена с волей к завоеваниям. Взгляды Данилевского разделял Страхов. Однако Владимир Соловьев, принимая идею посланничества России, подверг книгу Данилевского критике. Данилевский утверждает: Европа ненавидит нас потому, что боится в нас нового, более высокого типа культуры. Соловьев возражает ему: Европа смотрит на нас враждебно и со страхом ввиду наличия в нашей жизни темного и неясного элемента власти, ввиду слабости духовных, культурных сил. Россия больна, пишет Соловьев, хотя физически мы еще сильны. На нас лежит бремя скрытого в народном характере и не осознаваемого греха. Пока мы духовно связаны и парализованы, все наши элементарные инстинкты будут направляться на вредное. "Существенный, да, единственно существенный вопрос для истинного патриотизма есть вопрос не о силе и не о призвании, а о грехах России" (Соловьев. "Россия и национальный вопрос"). 24 с.300-306
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|