BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ТЕКУЧАЯ возбудимость

62. "Первое, что необходимо усвоить, если желаешь научиться ориентироваться в душевном мире, — это умение различать отдельные виды его образований ... надо узнать две силы, являющиеся здесь наиболее важными. Их можно назвать симпатией и антипатией. Сообразно тому, как они действуют в том или ином душевном образовании, определяется его вид. Симпатией должна быть названа та сила, благодаря которой одно душевное образование притягивает к себе другие, стремится слиться с ними, проявляет свое родство с ними. Напротив, антипатия есть сила, посредством которой душевные образования отталкиваются друг от друга, исключают одно другое, утверждают свою обособленность. От того, в какой мере обе силы присутствуют в душевном образовании, зависит та роль, которую оно будет играть в душевном мире. Прежде всего, сообразно действию в них симпатии и антипатии, надо различать три вида душевных образований. Они отличаются один от другого тем, что симпатии и антипатии в них пребывают в совершенно определенных соотношениях. Возьмем сперва образование первого рода. Оно притягивает к себе другие образования из своего окружения благодаря действующей в нем симпатии. Но кроме симпатии в нем в то же время есть и антипатия, в силу которой оно отталкивает от себя находящееся в его окружении. Вовне подобное образование предстает таким, как будто бы оно обладает только силами антипатии. Но это неверно. В нем есть и симпатия и антипатия, только последняя преобладает. ...Подобные образования играют себялюбивую роль в душевном пространстве. Многое вокруг себя они отталкивают и лишь немногое притягивают к себе с любовью. Оттого они как неизменные формы движутся через душевное пространство. Благодаря силе симпатии, которая в них есть, они являются алчными. Но алчность в то же время является ненасытной, как бы не находящей утоления, потому что преобладающая антипатия отталкивает столь многое из приходящего навстречу, что становится невозможным какое бы то ни было удовлетворение. Если сравнивать душевные образования этого рода с чем-либо в физическом мире, то можно сказать: они соответствуют твердым физическим телам. Эта область душевной вещественности должна быть названа пламенем вожделений. — Примешанное из этого пламени вожделений к душам животных и людей определяет в них то, что именуется низшими чувственными порывами, преобладающими себялюбивыми инстинктами.
     Во втором роде душевных образований обе основные силы находятся в равновесии; в них, значит, с одинаковой силой действуют симпатия и антипатия. Они подходят к другим образованиям с известной нейтральностью, действуют на них как родственные им, не притягивая и не отталкивая их особенно. Они как бы не ставят резкой границы между собой и окружающим миром, постоянно позволяют влиять на себя другим образованиям окружения, и поэтому их можно сравнить с жидкими веществами физического мира. И в том, как такие душевные образования притягивают к себе другие, совсем нет алчности. ...Та душевная вещественность ... совершенно пластическая, текучая. Не себялюбиво, как первая, движется она через душевное пространство, а так, что ее бытие везде получает впечатление и оказывается родственным многому из того, что ей встречается. Наиболее подходящим для нее названием было бы: текучая возбудимость. — Третий род душевных образований есть тот, у которого симпатия берет верх над антипатией. Антипатия приводит к себялюбивому самоутверждению, но последнее отступает перед склонностью к вещам окружающего мира. Представим себе подобное образование внутри душевного пространства. Оно является центром притяжения, распространяющимся на предметы окружающего мира. Подобные образования можно назвать вещественностью хотения. ...(ее) можно сравнить с газо- или с воздухообразными телами физического мира. Как газ стремится расшириться во все стороны, так распространяется по всем направлениям вещественность хотения.
     Для высших ступеней душевной вещественности характерно то, что в них совершенно отступает назад... антипатия, и действующей оказывается только симпатия. Проявляется она прежде всего внутри частей самого душевного образования, которые действуют взаимно притягательно одна на другую. Сила симпатии внутри душевного образования выражается в том, что называется радостью. А каждое уменьшение симпатии есть печаль. Печаль — это лишь уменьшенная радость, как холод — лишь уменьшенное тепло. Радость и печаль являются тем, что ... в человеке живет как мир чувств. Чувствование есть пряжа душевного в себе самом. От того, как в душевном прядутся чувства радости и печали, зависит то, что мы называем удовольствием.
     К еще более высокой ступени принадлежат душевные образования, у которых симпатия не остается заключенной в пределах собственной жизни. Такие душевные образования, так же как уже и принадлежащие четвертой ступени отличаются от трех низших тем, что у них силе симпатии не приходится бороться с противодействующей ей антипатией. Лишь начиная с этих высших видов душевной вещественности, многообразие душевных образований сливается в один общий душевный мир. Поскольку существует антипатия, душевное образование стремится к чему-либо иному ради своей собственной жизни, чтобы усилить и обогатить себя самое при помощи другого. Где молчит антипатия, там другое воспринимается как откровение, как возвещение. Эта высшая форма душевной вещественности играет в душевном пространстве роль, подобную свету в физическом пространстве. Она обусловливает то, что одно душевное образование как бы впитывает в себя, ради них самих, бытие и сущность других, или можно сказать так: дает им осенить себя. Лишь благодаря тому, что душевные существа черпают из этих высших областей, пробуждаются они к истинной душевной жизни. Их тупая жизнь во мраке раскрывается наружу, светится и сама излучается в душевное пространство; вялая, тупая деятельность во внутреннем, стремящаяся замкнуться благодаря антипатии, когда имеются налицо одни лишь вещества низших областей, становится силой и подвижностью, которые исходят изнутри и струясь изливаются наружу. ...Таким образом, мы должны различать три нижние и три верхние области душевного мира, связанные четвертой областью. ...
1. Область пламени вожделений.
2. Область текучей возбудимости.
3. Область желаний.
4. Область радости и печали.
5. Область душевного света.
6. Область деятельной душевной силы.
7. Область душевной жизни".
     9 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

79. Схематический обзор уровней бытия.
     (По книге Э.Хагемана "Эволюция духовных существ и царств природы в период развития Земли". Любек, 1959)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Духи народов и элементы

Земли 1507."Связь между отдельными людьми и народной Душой у итальянцев происходит через воздух". Воздух — это самая низшая составная часть народной Души Италии.
     "Мы, скажем, хотим изучать русскую народную Душу. Нижним ее членом совсем не является что-либо материальное в том смысле, в каком материальным является твердое, жидкое, воздушное и теплое, но ее нижним членом, столь же свойственным ей, как человеку свойственна соль, твердое, является световой эфир. Звуковой эфир присущ ей как человеку жидкость; жизненный эфир — как человеку воздух; а зной вожделений соответствует тому, что является как бы физ. телом русской народной Души; он присущ ей, как тепло человеку. Тогда встает вопрос: как русская народная Душа относится к отдельным русским людям? Это происходит таким образом, что свет, идущий с высот, некоторым образом светит назад из земли. Свет оказывает некоторое действие на землю. Он не только, я бы сказал, светит назад физически, но свет лучится обратно из земли, из всего произрастающего, что несет на себе почва. Свет действует не прямо на отдельных русских, но сначала он действует на землю, на грубо физическую землю; он действует в растениях и во всем том, что на земле растет, а затем светит обратно. И в том, что тогда светит обратно, дан посредник, через которого русская народная Душа приходит в связь с отдельными русскими. Поэтому у русских отношение к земле, ко всему, что из нее произрастает, намного интимнее, чем у других народов. ... А текучее возбуждение (см. "Теософию") — исключительно значительно. Этот первый эфирный ингредиент, имеет для русской народной Души то же значение, что свет для человека".
     Когда итальянец дышит и воздухом поддерживает свою жизнь ... то шепчет, говорит с ним в подсознании народная Душа. Он этого не слышит, но его ас. тело воспринимает это и живет в том, что за порогом сознания разыгрывается как общение отдельного человека с народной Душой".
     "В том, что как оплодотворенное солнечным светом излучает русская почва, содержатся таинственные руны, через которые русская народная Душа говорит с отдельным русским, когда он идет по своей земле или ощущает жизнь, излучаемую светом. Но не думайте, что вещи следует принимать материально. Вы можете, естественно, как русский, жить в Швейцарии; также и в Швейцарии есть свет, отражающийся землей. Если вы итальянец, то в Швейцарии вы можете с дыханием слушать шепот вашей народной Души. Если вы русский, то также и в Швейцарии вы почувствуете восходящим от почвы то, что вы можете слышать как русский. Вы не должны вещи воспринимать материально. Это не связано с местом, хотя, конечно, человек обусловлен некоторым образом и материально, и его родные места дают ему больше. ... русский может быть русским где угодно, хотя русская земля, естественно, русскому бытию доставляет особое состояние. ... Ибо не просто свет, распространяющийся над русской почвой, содержится в теле русской народной Души, но всякий свет, свет вообще. ... Архангел не обусловлен местом, он сверхпространственен." 174(24)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru