Главная
Предметный указатель
ТЕОРИЯ относит. |
192a. Ошибка Эйнштейна заключается в том, "... что он обычные формулы механики применил к движущемуся свету, предположил, что такой свет можно измерять точно так же, как другие, движущиеся сквозь пространство материальные тела. Он не учитывает, что распространяющийся свет не есть разлетающиеся материальные частицы, а нечто, происходящее в пространстве, оставляющее свои следы в виде эффекта свечения". Ошибкой Эйнштейна было также принципы механической системы распространять на всю мировую систему. "При этом было обойдено вниманием, что вся мировая система не может быть таковой, чтобы ее можно было получить, суммируя механические процессы". А если она есть организм? Делая что-то рукой я имею не замкнутую механическую систему, а реакцию всего организма. Также и со светом, не выступает ли тут реакция всей мировой системы? Она не мыслима без света и ее реакции есть нечто иное,
по сравнению со скоростью в замкнутой механической системе. Изучая природу света, необходимо пользоваться не уравнениями механики, а эластичными уравнениями. Распространяющийся свет образует "поверхность уровня", и мы приходим к некой сущности в пространстве, распространяющей себя в бесконечное. Далее мы имеем сферу, от которой все отражается. Имеется целое, в котором сила эластичности исчерпает себя и возвращается к себе. Нет бесконечных, бессущностных систем. "Всякая распространяющаяся сущность достигает границы, от которой она возвращается назад, я бы сказал, приходя в соответствие с законом эластичных тел. Говоря о свете, мы не имеем никакого дела с тем, что распространяется во все стороны. Мы тут постоянно имеем что-то такое, что можно сравнить со стоячими волнами; и формулы тут нужно искать другие, не из обычной механики". Ну, наконец, и время в сфере механики никакой реальностью не обладает.
В формуле мы вынуждены пространство как-либо математически мыслить идентичным с "c" (со скоростью). Время в такой формуле может быть лишь числом. В формуле мы получаем некую скорость вне зависимости от того, что движется. Но физик не может представить себе атом без имманентной скорости. А что следует думать о продолжительности (времени) жизни? Организму имманентна продолжительность жизни. Также и протяженность организма есть имманентная величина. Всякая "сущность несет в себе свою тотальность — свое время". Время имманентно тотальности. Любая тотальная система в своем имманентном бытии обладает собственным временем, собственной скоростью протекания (хода). "Протекание скорости неорганических или жизненных процессов приводит нас назад к имманентному времени.
Поэтому вместо теории относительности, которая постоянно предполагает переход от одной системы координат к другой, было бы, вероятно, лучше обосновать теорию абсолютного, повсюду занимающуюся исследованием тотальных систем, о которых следует говорить в том же смысле, в каком говорят о тотальности организма. Нельзя говорить о тотальности периода силура в эволюции Земли, но его в совокупности с другими геологическими периодами можно свести в тотальную систему. Точно также невозможно говорить о тотальности одной человеческой головы. В геологии мы описываем период за периодом, как если бы они, будучи взятыми по отдельности, были действительностью. Но такого нет. Они являются действительностью лишь в целом Земли и именно таким образом, каким целостностью является организм, из которого нельзя вырезать ни одной части. Было бы целесообразней вместо того,
чтобы наши процессы привязывать к какой-либо системе координат, привести их в связь с их собственной внутренней действительностью; тогда мы пришли бы к тотальной системе. И тогда мы смогли бы вернуться к некоего рода монадизму. Мы бы преодолели теорию относительности и пришли бы к теории абсолютного. Мы увидели бы тогда, что теория Эйнштейна есть, собственно говоря, лишь последнее выражение абстрактных устремлений (ума)". 324а, с. 140-145 "Если человек с воспитанным мышлением, с воспитанной жаждой познавать реальность читает выкладки Эйнштейна, его теорию относительности, то он ... испытывает при этом муку ... математически все эти вещи выведены последовательно, но не имеют никакой связи со смыслом действительности". 324а, с. 182 Перейти к данному разделу энциклопедии
197. "Наше время все еще пожинает плоды этого нового познания. Мы присутствовали при триумфе научной мысли, которая так пугала Беркли. Триумф длился до того времени, пока теория относительности не пришла развенчать ньютоновские идеи. Мнения Гете не одержали верх; чтобы хорошо понять теории, которые заставили принять себя, надо уметь заметить страх, который охватил определенные умы, не потерявшие еще всех живых контактов с прошлым или впечатлениями, бывшими сродни прежним чувствам". 326 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
208. "Согласно теории Эйнштейна, человек (это говорится среди эйнштейнианцев в связи с делающей эпоху теорией относительности), если он движется через мировое пространство с определенной скоростью, не имеет толщины, он становится тонким как бумага. Об этом говорится серьезно". 201 (15) Перейти к данному разделу энциклопедии
216. "Благодаря отречению от всякого внутреннего единения с явлениями, теперь потеряли возможность перекинуть какой-либо мост между ними и человеческим существом. Когда я бегу, то я не спрашиваю: я ли это бегу или почва под моими ногами передвигается в противоположном направлении. Это положение, являющееся конечной точкой пути, пройденного человеческим разумом в нашу эпоху, представляет собой мщение Мирового Разума, расплату, взимаемую с нас за то, что мы отделили человека от мира явлений. В то время как Ньютон еще обладал уверенностью в абсолютном движении, в наши дни многие затрачивают достаточно усилий, чтобы доказать, в конечном итоге, что знание о движении утеряно одновременно с опытом и внутренним ощущением этого движения. В этом основа теории относительности, предназначенной опрокинуть доктрины Ньютона. Теория пришла в предназначенный судьбой час. Она должна была появиться в нашу эпоху, потому что для выхода из тупика, куда она нас загнала, для того, чтобы в действительности узнать, что такое движение или покой, надо самим принимать в них участие. Движение или покой, когда человек не переживает их внутренне, соотносятся одно с другим только как понятия относительные, релятивные". 326 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
284. "Внешне, абстрактно мы приходим к утверждению: целое больше, чем любая его часть, прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками. ... Но как только вы выходите в эфирный мир, перестает действовать закон: целое больше своей части. В эфирном мире человеку предстает следующее: он видит то, что эфирно стоит за частью целого человеческого существа, он видит печень, легкие и ищет их эфирный коррелят, и оказывается, что каждая часть человека существенно больше, чем весь человек на Земле. ...Когда вы войдете в эфирный мир, то там окажется, что легче путь, проделываемый по кривой, а если человек хочет там идти по прямой, то он неким образом прокалывает себя. Он прокалывается в каждой точке, он оказывается на самом длинном пути от одной точки к другой". Современная физика говорит о застывающей силе света, об убывающей силе тяжести с увеличением расстояния. Но наивно утверждать, что для звезды, удаленной от Земли на много световых лет, действительны те же законы природы, что и для нас. "Действие наших законов природы сохраняется лишь для земных отношений и прекращается в мировом пространстве. Но из далей мирового пространства повсюду идут эфирные законы". 224 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
292. "Пока остаются при одной математике, можно заниматься теорией относительности, но если с нею войти в жизнь, то там она не годится. Когда человек движется из пункта А в пункт В, то можно сказать, что его движение относительно, что верно и обратное: пункт В движется к человеку. Однако, если один человек остается просто стоять в пункте А, а другой движется, то в результате один из них устанет, а другой нет. Далее, рост человека также относителен, и нельзя сказать, кто действительно выше, поскольку рост можно взять в разных отношениях. Однако в жизни быть карликом или великаном — значит быть больным, а величина человеческой головы обусловлена всем космосом. Человеческий рост колеблется в определенных пределах, но в Мироздании человек полностью предопределен к некоему росту: здесь опять-таки нельзя говорить об относительности. Можно мыслить о движении, превышающем скорость звука, и прийти к возможности, скажем, услышать звук выстрела до того, как выстрел произведен, но в жизни такого не бывает. Эйнштейн мыслит логически, но логическое еще не означает действительное". 352 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
|