Главная
Предметный указатель
ТОВАР |
Товар и рабочая сила
718. "Ищут социальной структуры, которая могла бы улучшить положение рабочих, оставляя неприкосновенной связь труда и его продуктов с работой. В этой связи, собственно говоря, возник марксизм, возникла вера в то, что путeм одной лишь передачи орудий труда в общее пользование, путeм введения всего общества во владение машинами, землeй, средствами сообщения можно установить справедливое вознаграждение за труд. При этом совсем не встаeт вопрос: можно ли сделать товар независимым от вознаграждения за труд? — но: как осуществить справедливое вознаграждение, если считать аксиомой ... что работа превращается в товар? — Так ставится вопрос, а с ним связывается всe остальное. С ним связано даже материалистическое понимание экономики и ... истории". "В тот момент, когда человек каким-либо образом вступает в отношение к владению, прекращается продажа его рабочей силы. Так что буржуа не продаeт своей рабочей силы; он покупает и продаeт товары. Он, пожалуй, продаeт произведения своего труда, а это совсем другое дело, нежели продавать работу. Об этих вещах именно современный пролетариат имеет весьма точное понятие". 186(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
719. В эпоху рабства считалось вполне естественным, что человека можно продать, что человека можно вывести на рынок, где на него существует спрос; иного, естественно, рода, чем на корову. "В дальнейшем эта форма рабства была заменена более мягкой — крепостничеством. ... Но человечество восстало также и против него. Наконец, рабство нашего времени не допускает продажи всего человека, но только части его — рабочей силы. Несогласие с куплей и продажей рабочей силы является лишь продолжением неприятия рабства. Поэтому вполне естественно, что в ходе человеческого развития выросла оппозиция товарной форме рабочей силы, еe функционированию в виде товара в социальной структуре. Поэтому нельзя поставить вопрос: как защитить человека от эксплуатации? — если при этом аксиомой является предпосылка, что рабочая сила есть товар, как это повелось с Рикардо,
Адама Смита, да, собственно говоря, и Карл Маркс, и всe пролетарское жизневосприятие имеет на рабочую силу тот же взгляд. Ибо это стало аксиомой — рассматривать рабочую силу как товар. Но при этом хотят ... предохранить еe от эксплуатации". 186(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
Деньги
727. "Деньги переходят от одного человека к другому без того, чтобы при этом циркулировали товары. Ибо в той области, где деньги производятся как таковые, живeт ариманическая сила. Вы не можете получить наследство без того, чтобы вместе с деньгами к вам не перешло какое-то количество ариманической силы. Нет никакой другой возможности здоровым образом иметь деньги внутри социальной структуры, как иметь их по-христиански, т.е. приобретать их наравне со всем другим, что мы приобретаем в жизни между рождением и смертью. Так что способ, каким человек приобретает деньги, не должен быть отражением того, что является ягвестическим. Ягвестически мы рождаемся, т.е. из эмбрионального состояния переходим во внешнюю жизнь. Отражением этого является наследование денег. Способности, которые мы наследуем через кровь, носят природный характер. Незаработанные деньги, приобретeнные путeм наследства, являются отражением этого". "Благодаря тому, что они указывают на работу, деньги есть средство власти". 186(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
|