Главная
Предметный указатель
ТРЕХЧЛЕННЫЙ человек — и оболочки |
1799. "Бодрствующий человек имеет эфирный организм, который внутренне сильно дифференцирован, снаряжен сложными образованиями в тех частях физического организма, где находятся легкие, печень, желудок, где находятся конечности. Так эфирный организм многообразно расчленяется в течение бодрственной жизни. Зато в головной организации в течение бодрственной жизни, чем дольше это бодрствование длится, эф. тело оказывается все менее и менее дифференцированным. Оно там, наконец, становится просто равномерным облаком, поскольку строящие силы, пребывающие в ином случае в этой эфирной организации, теряют свое значение, а разрушающие силы астрального организма, отмирая в бодрственном состоянии, воздействуют на головную организацию. Во сне все обстоит совершенно по-другому. Здесь человек с имагинативным сознанием видит, как указанная дифференциация, разнообразная многочленность эфирного организма вклинивается в эфирную организацию головы. Здесь эфирный организм головы расчленяется так же, как во время бодрственного состояния расчленен остальной эфирный организм. Во время сна в голове бодрствуют жизненные силы, строящие, формообразующие силы эф.организма, и голова становится бессознательной, но очень живой организацией. Т.обр., вы видите, что человек в земном бытии из бодрственного состояния постоянно вносит в свою головную организацию латентную смерть. Тенденция к умиранию постоянно имеется в головной организации. Астральная организация постоянно хочет головную организацию переместить в духовное. Она хочет сделать ее планетарным органом движения, хочет сделать ее отображением звездных констелляций; она является постоянным разрушителем физической головной организации. Астральная же организация человека производит это действие не только в бодрственной жизни. Лишь одна ее часть обладает этой деятельностью. Другая часть живет в земном бытии в большей мере так, как она жила в доземном бытии. Эта часть астр.организма человека не деятельна в головной организации, но она деятельна во всем том, что в человеке является ритмической организацией, т.е. в тех органах физ. тела, в которых разыгрываются процессы дыхания, циркуляции крови и другие ритмические процессы. Эта часть астр. тела, о которой я теперь говорю, хотя и живет в ритмической организации человека, но она не соединяется с физическим ритмическим организмом так, как другая часть, которая деятельна в головной организации. Эта другая часть, деятельная в головной организации, захватывает головную организацию так сильно, что постоянно склоняет ее к отмиранию, к смерти, поскольку она ее раскалывает. Зато каждая часть астр. тела, которое примешивается к ритмической организации человека, пронизывает этот ритмический организм; оно живет в дыхании, живет в циркуляции крови. Но поскольку оно не захватывает эту организацию особенно интенсивно, то оставляет ее в некотором отношении необремененной; оно не захватывает ее так, чтобы желать ее разрушить. И благодаря этому соединению астрального организма человека с ритмической организацией не возникает никакой мыслительной жизни. Что изживает себя как душевное — это в постоянно стремящейся к отмиранию физической головной организации рефлектируется, вызывает полностью осознанное мышление. Но разыгрывающееся в постоянном взаимопронизании астральной и ритмической организаций не рефлектируется тем же самым образом... это изживает себя в неопределенном роде душевной жизни, в жизни человеческих чувств. Это чувства. Они возникают благодаря тому, что астр.организм в бодрственной жизни пульсирует через дыхание, через циркуляцию крови; но он их не раскалывает, не погружается в них слишком глубоко, а через взаимодействие с ритмической организацией воспламеняет то, что в человеке является жизнью чувств".215 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
162. "В голове духовный человек, духовно-душевный человек крепко связан с физическим человеком; они там стали единством. В грудном человеке это обстоит не так, там они более разделены; физический организм там в большей мере существует для себя, а духовно-душевный — для себя. А теперь сравните это с состоянием сна. Во время сна Я и астр.тело находятся вне человека, они разделены. Ведь грудной человек, т.е. человек дыхания и сердца, ритмический человек, представляет собой организм для чувств. И поскольку духовно-душевное не особенно связано с физическим организмом в отношении ритмического человека... то чувства протекают будто сновидения".212 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
163. "Вы имеете в голове: физ,тело, эф.тело, астр.тело, И все это отображено в физическом, так что эти отображения вы можете указать в физической форме. Вы не поймете человеческой головы иначе, как только фактически увидев в ней эти три формы. В свободном отношении к голове стоит Я (см.схему). Перейдем к астральной организации человека, например, к дыхательной организации. В ней имеют свое отображение физ. и эф. тела, но астр.тело и Я своих отображений в ней не имеют, они некоторым образом свободны. В человеке конечностей и системы обмена веществ мы имеем физ.тело как таковое, и свободными: Я, астр.тело и эф.тело. Вы должны делать различие между наличием и состоянием свободы и связанности. Разумеется, дело не обстоит так, будто в основе человеческой головы не находятся астр. и эф. тела. Они, естественно, пронизывают голову, но они в ней не свободны и имеют свое отображение. Зато астр.тело в ритмической системе, а именно в дыхательной системе, свободно; оно деятельно как таковое, оно не просто заполняет ее, но оно постоянно деятельно внутри". Например, способность воспоминания зависит от того, насколько мы в состоянии привлечь к этому нашу внеголовную организацию. Между миром памяти и миром чувств мы обнаруживаем связь.206 (24.VII) Перейти к данному разделу энциклопедии
164.
Я | ходьба удержание равновесия самодвижение | конечности обмен веществ | астр.тело | речь | грудь | эф.тело | мышление | голова (нервы) | 349 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
|