Главная
Предметный указатель
ТРЕХЧЛЕННЫЙ человек — и планеты |
403. Современный человек содержит в себе человека др.Луны, Солнца и Сатурна. "Что специфически относится к Земле — это мы должны представить себе сидящим главным образом в туловище, в верхних и нижних конечностях, вплоть до шеи". Человек Луны находится в голове, Солнца — в пришедших в сильный упадок органах головы, Сатурна — в едва различимых органах головы. Что делает в нас древний человек? — То же, что и на др.Луне, — он видит сны. И эти сны Ангелы развивают для себя в ясные, сознательные представления; для них это имагинации. "Что лунный человек видит во снах, Ангел это имагинирует. ...Что человек Солнца переживает во время сна (без сновидений) в нас, Архангелы это инспирируют. ...Что имеет человек Сатурна в еще более глубоком сне, это интуитивирует Дух Личности. ...И эти интуиции в конце земного времени станут плотными космическими импульсами, а позже — формами Юпитера". При всех обстоятельствах минеральный Юпитер разовьется из того, что мы носим в себе как человека Сатурна. Но чтобы инспирации Архангелов, которые они развивают из человеческого сна, стали растительным миром Юпитера, для этого необходим "человек духовнонаучный". Иначе Юпитер будет состоять только из минералов, чему в сильной мере способствуют материалистические воззрения. В глубине души материалисты ненавидят возможность для Юпитера иметь растительность. "Что человек Солнца переживает во сне, созреет к концу земного времени и станет космическим импульсом, в котором Архангелы дадут Юпитеру растительный мир". "Сновидческие представления лунного человека (или сновидец в человеке) становятся для Юпитера сгущенными имагинациями, основой животного царства через Ангелов. ...Представления земного человека через душевное созерцание наиболее высоко развитых людей станут в конце Земли импульсами для развития человечества на Юпитере". Человек тогда войдет в ранг Ангела. 161 (15) Перейти к данному разделу энциклопедии
Физическое и Космос
472. "Космическая сущность действует т.обр., что под одним лишь ее влиянием человек прежде всего приобрел бы себе из космоса совершенно круглую голову. Только благодаря тому, что солнечный свет он видит отраженным полной Луной, образуется его лицо; солнечный свет, отклоненный новой Луной, образует голову с затылка. Так дифференцируется то, что из космоса образуется в форме шара. Если бы не было полной Луны, конфигурирующей человеческую голову, человек рождался бы с совершенно круглой головой. С другой стороны, поскольку мать находится на Земле, то действует также и Земля. Что человек эмбрионально не развивается в виде одной головы — это происходит оттого, что во время образования головы действует также и Земля. Но она действует так, что, будь человек предоставлен ей одной и не было бы космического воздействия, то он стал бы столбом, колонной. Человек, собственно, заключен, защемлен между тенденциями стать либо колонной по радиусу от Земли, либо шаром. В основе образования человека находятся в действительности круг и радиус". Своими конечностями, их дифференциацией человек обязан ходу года, смене зимы и лета, что подобно разнице между полной и новой Луной. "Мощь исходящего от Земли, действующая в нас как сила, является одновременно и моральной и физической мускульной силой. Красота, лучащаяся внутри нас, лежащая в основе головы, является нам в голове как красота наших мыслей, — и в физическом, и в нравственно-моральном отношении". "А чем является наше кровообращение? Оно есть нечто, вплетенное между прямой линией и кругом; конфигурацию ему дают круг Зодиака и планеты. Действующее в нем двояко: сила, исходящая из головы, постоянно хочет нашу кровь вести по кругу, а сила, исходящая из конечностей, — по прямой. ... так возникает в нас особое кровообращение, возбуждаемое дыханием. Эта ритмическая система является посредником между космическим и земным внутри человека, так что в человеке ткется связь между космическим, красотой, и земным, силой. И эта связь, что соткана здесь, что находится в человеке туловища, она, постигаемая духовно-душевно, с древности называлась мудростью. Красота космоса, проецируясь в человека, является мудростью, живущей в его мыслях. Однако и нравственная сила, что окольным путем, через душу исходит от земной силы, также становится нравственной мудростью. В человеке земная и космическая мудрость встречаются в ритмической системе. ...Возьмите космическую красоту, что действует окольным путем через голову в человеке, и вы получите вклад женского элемента; возьмите то, что выступает в человеке от земной силы, и вы получите вклад мужского элемента. И вы можете сказать: в акте оплодотворения исполняется единение космического с земным. Земной задачи человека не узнать, не взглянув на эту его особую конфигурацию. ... Силы, заключенные в человеке конечностей, должны быть одухотворены, одушевлены. Тогда они идут дальше во внеземное, в период между смертью и новым рождением и там складываются сначала духовно-душевно в головное образование".202 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
514. "Сатурн является тем мировым телом, которое окольным путем через человеческую голову устанавливает правильное отношение астр.тела к человеческому физ. и эф. телам. Поэтому, с другой стороны, типы Сатурна дают отношение астр.тела к Я, поскольку ведь Сатурн стоит в отношении к действию Солнца. Он находится в таком отношении к действию Солнца, что во времени и пространстве это выражается в кругообороте Сатурна вокруг Солнца, равном 30 годам. Отношение Сатурна к Солнцу в человеке выражается в том, что Я приходит в соответствующее отношение к астр.телу, и именно так, что астр.тело правильным образам вчленяется во всю человеческую организацию. Так что мы можем сказать: Сатурн имеет отношение к верхней части всего астр.тела. Это отношение для людей древних времен было чем-то решающим. Еще в египетско-халдейское время, в З-ем тысячелетии до Мистерии Голгофы мы находим, как учителя, мудрецы Мистерий о каждом человеке судили в связи с отношением его дня рождения к Сатурну; ибо тогда сознавали совершенно точно: когда человек рождается в той или иной констелляции Сатурна, то этим обусловлено более или менее правильное употребление физ.телом астр.тела. Познание подобных вещей играло большую роль в древности. Но в наше время прогресс человеческого развития основывается на том, что с начала ХVI в. мы освобождаемся от того, что действует в нас. Не поймите это, дорогие друзья, неправильно. Это не означает, что Сатурн сегодня не действует в нас. Он действует в нас, как и в древности, только мы должны от его действия освободиться. И знаете ли вы, в чем состоит это правильное освобождение в себе от действия Сатурна? Наихудшим образом человек освобождается от действия Сатурна, следуя теневому интеллекту нашей эпохи. Именно тогда он позволяет неистовствовать в себе действиям Сатурна, тогда мечутся туда и сюда действия Сатурна и делают человека, как теперь говорят, нервным. Нервный человек в существенном возникает оттого, что его астр.тело неправильно включено во все его физическое существо. На этом основывается нервозность нашего времени. И к чему человек должен стремиться прийти — это к действительным созерцаниям, к имагинациям. Оставаясь при абстрактных понятиях, человек делается все более и более нервным, поскольку он вырастает из деятельности Сатурна, а она мечется в нем туда-сюда и в его нервах разрушает астр.тело; потому человек и делается нервным. Нервозность нашей эпохи должна быть познана космически, как деятельность Сатурна. Как Сатурн имеет дело с верхней частью астр.тела, поскольку это астр.тело связано через нервную систему со всем организмом, так Юпитер имеет дело с человеческим мышлением. Человеческое мышление также нек.обр. основывается на частичной деятельности астр.тела. ... Действие Юпитера имеет дело с организацией астр.телом человеческого мозга. Марс имеет дело с речью. Он использует еще меньшую часть астр.тела, чем Юпитер. Солнце связано с Я. Меркурий является посредником между астр.телом и ритмическими процессами в человеке. Поэтому подобно лунным силам он вступает в весь обмен веществ, но лишь поскольку он подлежит ритму, воздействует он на ритмическую деятельность. (Он также еще извне действует на человеческое лицо). Венера действует в том, что из космоса оказывается деятельным в человеческом эф.теле. Луна — возбудитель внутреннего воспроизведения, а также размножения.
Сатурн: верхняя часть всего астр.тела. Юпитер: мышление. Марс: речь. Солнце: Я. Меркурий: соединяет астр.тело с ритмической деятельностью в человеке. Венера: деятельность человеческого эф.тела. Луна: возбудитель репродукции.
Если, например, во время рождения Юпитер стоит на небе, то он формирует мозг для мышления; если же он находится на другой стороне, то его действие прикрыто Землей. Земля с ее веществами и силами действует в нем, да еще во всем этом действует Луна, всегда, собственно, находящаяся здесь, и тогда человек становится притупленным сновидцем с темным сознанием; мышление тогда отступает назад. Между этими двумя положениями существует множество промежуточных ступеней. Если человек из прошлой инкарнации несет значительные силы мышления, то он родится, когда Юпитер стоит вверху. Однако, следуя путем эзотерического ученичества, как оно описано в "Как достигнуть познания высших миров?", человек может освободиться от всех планетных воздействий и встать только в правильное отношение к ним".204 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
533. "Во всем, что существует в космосе и во что заключен человек, во всем живет организация — душа и дух. ... В этой связи можно сказать, что мы живем в лунной сфере. Но вместе с нами в лунной сфере живет все люциферическое. И окольным путем, через нашу головную организацию люциферическое приводит нас к тому, чтобы головную организацию сделать приемлемой для солнечного в нашем земном бытии. И люциферическое пронизывает нашу головную организацию. Но земному это так же чуждо, как сама Луна с ее сферой. Сколь мало наш нервно-чувственный аппарат организован из сил, что образуют сердце, легкие, желудок, столь же мало наше земное духовно-душевное является тем, что представляют собой в нас люциферические силы. Они влились в нас с лунным". "Без лунной силовой сферы, что действует в нас, мы были бы не способны на иллюзии". "Чтобы вообще мы могли развивать в мире свободные от чувственности понятия, мы должны быть способны к иллюзиям. Это просто необходимо, что человек впадает в иллюзии". "Если бы мы, люди, были отданы влиянию одного только Солнца, то стали бы некоего рода ангелами, но глупыми. ... Сами-то Ангелы умны... Мы были бы лишь членами космической организации. Своей самостоятельностью мы обязаны земному бытию. А если бы в нас не действовало Солнце, чем были бы мы тогда? — Бестиями, хищниками, существами, развивающими дичайшие инстинкты". "Мы должны были иметь возможность стать зверьми, чтобы мочь стать самостоятельными существами. А чтобы мы не стали дикими зверями, земному влиянию противодействовало солнечное влияние, парализуя его. И поскольку это так произошло, мы можем обратиться к происхождению зла. Оно возникло просто потому, что мы вплетены в земное бытие". 196 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
547. По отношению к противоположности между Землей и Солнцем (каковой в человеке соответствует противоположность между головой и конечностями) мужчина и женщина стоят в равном положении: оба прикованы к Земле и у обоих голова свободна обращаться к Мирозданию.118 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
696. Отношение сердца и мозга соответствует отношению Солнца и Луны. Болезнь сердца может отразиться на мозге, подобно затмению Луны.107 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
Человек головы, груди и конечностей
494. "Облик головы — это, в существенном, результат развития Сатурна, Солнца и Луны; человек конечностей — исходный пункт для развития Юпитера, Венеры и Вулкана. И лишь грудной человек, то, что заложено в существе современной ритмической системы, является земным человеком".202 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
494a. "Сатурн — голова, Солнце — ритмическая система, Луна — обмен веществ, Земля — конечности".343-(II), с. 69 Перейти к данному разделу энциклопедии
496. "Человеческие моральные отправления оказывают влияние на космический эфир и на космическую астральность лишь в той мере, в какой душевное человека связано с грудной организацией, с организацией дыхания и циркуляции крови. Голова, в определенном смысле, есть чистое отображение космоса. И что как отображение универсальной космической деятельности во время земной жизни происходит позади обычного сознания, там, где постоянно образуются миры, где постоянно миры разрушаются, это сохраняется в определенной чистоте по сравнению с остальной человеческой природой. И если бы человек смог неким образом повернуть глаза и духовно, ясновидчески заглянуть внутрь собственной головы, внутрь человеческой черепной пещеры, то он увидел бы там постоянно мерцающие звезды, движущиеся по отношению друг к другу звезды, мир неподвижных звезд. Стал бы виден целый небольшой космос". В грудной организации сильно влияние земных отношений, и они значительно изменяют отображение космоса. "Когда наши легкие находятся в деятельности, то происходящее внутри них мы могли бы видеть как звезды, как планеты, как мир Солнца и Луны, если бы мы смогли облачение из земной материи видеть в его эфирно-астральной части. Но в этом внутреннем бытии постоянно играют земные отношения. ... Грудная организация воспринимает воздух и перерабатывает его. Это то, что находится в непосредственном окружении Земли, что не столь тонко проникает в человеческий организм, как то, что глаза делают из цвета. Воздух дыхания грубее, чем цветной свет, проникающий в наш организм. Поэтому более грубый воздух оказывает более сильное, более изменяющее влияние на все, что как отображение космических процессов имеется в грудной организации. А что говорить о циркуляции крови! В крови обращаются все человеческие средства питания. Сначала они воспринимаются и изменяются пищеварением, питательной деятельностью, а затем посылаются в циркулирующую кровь. А когда кровь достигает головы, то она уже находится в исключительно тонком состоянии, в том состоянии, которое древнее предчувствующее ясновидческое искусство правильно называло фосфорным состоянием. Это исключительно утонченное состояние; здесь отображение космической деятельности имеет власть над материей, так что материя не может развернуть свои собственные силы. Пожелай какая-либо соль, входящая в мозг, развернуть свои силы, она будет заглушена звучанием, ростом тех направлений деятельности, которые деятельность космоса испытывают еще в той грубой циркуляции крови, которая совершается в груди". "Для духовного взора в груди видны звезды, движение звезд, но если смотреть сзади, то все имеет искаженный вид, а спереди — неотчетливый". Грудная организация является отображением космоса, поскольку на Земле есть процессы годичных и месячных ритмов: растительные, минеральные, погодные. "Т.обр., в человеческой груди в отношении того, что образовано со спины, можно сказать, что это искаженный космос, создающий такое впечатление, как если бы однажды ночью мы увидели, как окружающий нас космос с одной стороны тянет один великан, а с другой — другой, так что вместо закругленного космоса мы бы увидели вытянутую в длину овальную форму с наибольшей толщиной в середине. Так является духовному взору космос сзади, а спереди он предстает в беспорядке. Как переменчивые процессы на земной поверхности, приведенным в беспорядок является космос спереди. Целое же выглядит так, что космос то вспыхивает, то исчезает: со вдохом он вспыхивает, с выдохом — исчезает. Как человек через дыхание вызывает физические процессы, так вдох вызывает блистание искаженного космоса, а выдох — потемнение искаженного космоса". Такой вспыхивающий и гаснущий искаженный космос пытаются пережить йоги, оживляя дыхание. "Так переживаем мы, как люди груди, космос во второй раз, но как бы в борьбе против хаоса. И мы переживаем космос в третий раз, но тогда он является совершенно неотчетливо. Так именно он вчленен в систему обмена веществ и в систему конечностей человека. Здесь с трудом можно распознать, как то, что вчленено сюда из астрального и я-существа, происходит из космоса. ... Это, собственно, становящийся космос", и грудной организации живет вторая Иерархия. В ней "...возникают искажения, потому что материя не становится верным отображением космоса, потому что она все снова и снова разрушается, чтобы мочь растворяться. Космическое образование не закончено. Человек имеет здесь земное, сильно заявляющее о себе, и космическое, которое в человеке еще не закончено, остается космическим; и человек, поскольку он дышит, поскольку он имеет циркуляцию, пронизывает космическую деятельность, в которой действуют, ткя и паря, существа второй Иерархии. И сюда человек вносит живую фотографию... отображение своих моральных, духовных качеств". Деятельностью обмена веществ и конечностей человек связан с первой Иерархией. Здесь он наиболее физический, наиболее предан физическим силам. Космическое же в нем подобно туману. Только существа первой Иерархии способны физические процессы химизма, сами физические процессы переводить из земных форм в формы Юпитера, как это описано в "Очерке Тайноведения".216 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
540."Высшие существа постоянно живут на небесных телах; подчиненные существа посылаются от одного небесного тела к другому, вызывая в Мироздании различные течения. Эти последние часто представляют собой не что иное, как некоего рода пути, по которым определенные элементарные или высшие существа движутся от одного мирового тела к другому. Поэтому ясновидческому сознанию сначала предстает, как, скажем, мировые магнитные или электрические потоки идут от одного небесного тела к другому, а затем, при более точном рассмотрении, все превращается в сонм духовных существ, движущихся от одного небесного тела к другому". Если взять Солнце, то оно предстает разделенным крестообразно на четыре части, или пространства (рис.), и из 1-Й части исходит такой поток духовных существ, пронизывает Землю солнечной жизнью и возвращается на Солнце в 3-ю часть. Другой поток существ пронизывает Луну. Но имеются существа, которые не странствуют к Луне, но в то время, как другие существа идут к Луне, они снова возвращаются на Солнце. В этой картине мы имеем праобраз человека как микрокосма: сердце — как микрокосмос Солнца, легкие — микрокосм Земли, мозг — микрокосм Луны. Космические потоки отражаются в человеке как его система кровообращения с артериальной и венозной кровью, проходящая по большому и малому кругу (рис.). Только в человеке космический ритм нарушается вмешательством Люцифера и Аримана. Благодаря им это и приходит к выражению в вещественном бытии.286 с.56-58 Перейти к данному разделу энциклопедии
541. "Силы Луны некогда пронизывали человека, действуя в первую очередь на его конечности, ноги, а затем пронизывая в нем снизу вверх все остальное. После выхода Луны из Земли лунные силы действуют с обратной стороны — от головы вниз. В этой связи они получили задачу совсем иначе действовать на человека, чем прежде". В новолуние от Луны исходят духовные силы, необходимые человеку для построения внутренней стороны эф. тела, от полной Луны — для внешней. Луна опосредует деятельность других планет, что дает эф. телу человека его конфигурацию при нисхождении в физ.тело. Например, благодаря тому, что существо Луны способно обратить свой взор к Марсу, человек обретает способность к речи, заложенную в его эф.тело; связь Луны с Меркурием концентрирует в эф.теле человека способность к движению, с Юпитером — мудрость, с Венерой — любовь и красоту души, с Сатурном — душевную теплоту. От Солнца через Луну идут охраняющие силы, делающие человека закрытым существом. "От Солнца идут силы существ, которые не должны иметь ничего общего с образованием человеческого эф.тела. ... за эф.телом обращаются к планетам. К Солнцу обращаются за астр.телом и Я человека". "Солнце посылает свой свет Луне, поскольку оно не должно передавать его человеку непосредственно. Он получает лунный свет в соединении с планетными силами. Из этого он образует свое эф.тело". Человек носит в себе силу духовного Солнца. Это выражено в образе Христофоруса. Он — носитель Существа Солнца, а не его восприниматель. Как полная Луна является носителем солнечного света, так человек — носителем Христа. Это ступень посвящения в Солнечно-Лунных Мистериях, и в этом же заключено переживание Пасхи. В Мистериях древности осенью перед началом мировой ночи, в мировую осень, переживали духовное Солнце (Мистерии Адониса). В весенних Мистериях созерцали тайну Луны.233-а с.139-152 Перейти к данному разделу энциклопедии
Ритмы и существо человека
542. "Вегетативная жизнь под влиянием земной жизни стягивается в точку, в семя". "Что действует на человеческую голову (особенно в первые годы) строюще, формообразующе, что извне действует на голову телесно-физически — это мы найдем во внутренней связи с силами, проявляющимися во взаимодействии Земли с Солнцем в ходе года. А в ходе дня мы найдем то, что идет вовнутрь через органы чувств, что делает независимым от роста, что действует в человеке душевно-духовно" (через наблюдение и т.п.). Солнечная жизнь действует так:
1. духовно-душевное: день; 2. физически-телесное: год. Лунная жизнь: 1. духовно-душевное: 28-дневное действие ("В тонком смысле, психологически, нет никакой разницы между тем, что происходит в теле при воспоминании переживания, к которому возвращается воспоминание, и тем, что происходит в теле при женских циклах в отношении того, что пережил женский организм в связи с лунными фазами. Разница лишь в том, что одно более сильно, интенсивно, как духовно-душевное переживание вторгается в тело"); 2. физически-телесное: 28-летнее действие. (Что наблюдается в природе женщины как влияние Луны, у мужчин отступает более в эфирное).323 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
Орел, телец, лев (имагинация человека): социально-космический аспект
1268. "Голова птицы представляет собой лишь губы, переднюю часть рта других животных, а то, что у нее идет далее, в ребро-позвоночникообразные части скелета, — это имеет вид измененной, метаморфизированной головы. Вся птица является, собственно говоря, головой". Это объясняется тем, что птицы прошли очень длительное земное развитие. "В ранние периоды Земли, в лунный период, в солнечный период, они имели в себе все то, что впоследствии в них перешло изнутри наружу до кожного покрова, который позже у птичьего племени покрылся перьями, и дошло до рогового клюва. Внешнее птиц имеет позднее происхождение, оно возникло благодаря тому, что птицы свою головную природу выработали сравнительно рано. И в условиях, в которых птицы оказались в последующие эпохи земного развития, они смогли присоединить к себе то, что заложено в их перьях. Перья даны птицам Луной и Землей, тогда как всю остальную природу они имеют от более ранних времен". Но и Солнце, его духовная сила воздействовала на птиц. Она дала красочность и формы их оперению. "Вы правильно смотрите в Макрокосмос, в большую природу, когда орла рассматриваете так, что говорите себе: у орла есть перья, многоцветные пестрые перья. В них живет та же сила, что и в тебе, когда твой мозг делается носителем мыслей. Что развивает твой мозг, делает его способным воспринимать ту внутреннюю силу соли, которая составляет основу мышления, которая вообще делает твой мозг таким, что ты можешь образовывать мысли, это та же самая сила, которая в воздухе дает орлу перья. ... На физическом плане эта сила вызывает образование перьев, а на астральном — образование мыслей. ... (В немецком языке вещество, которое содержится внутри пера, называют душой; это не случайно — так действует гений речи) ... Понять льва можно лишь развив чувство того, какую радость, какое внутреннее удовлетворение получает лев, живя со своим окружением. Собственно, нет другого животного, не родственного льву, которое обладало бы столь удивительным, таинственным дыханием. Повсюду у животных существ ритм дыхания созвучен с ритмом циркуляции, только ритм циркуляции утяжеляется связанным с ним аппаратом пищеварения, а ритм дыхания облегчается устремленностью к легкости мозгового формирования. У птиц это бывает так, что живущее в их дыхании одновременно живет и в их голове. ... Для правильного чувства природы нужно научиться жить в красоте, внутренне чувствовать ее родство с человеческими мыслями, когда это выражается так конкретно, внутренне живо, как в случае птичьих перьев. Кто внутренне практиковался в подобных вещах, тот знает совершенно точно, когда он мыслит как павлин, когда — по-орлиному, а когда — по-воробьиному. Вещи, вообще говоря, таковы, что за исключением того, что одно является астральным, а другое физическим, они соответствуют друг другу удивительным образом. Это так. И можно сказать: птица имеет преобладание жизни в дыхании, так что другое, циркуляция крови и прочее, почти совсем исчезают. Вся тяжесть пищеварения и даже тяжесть циркуляции крови из "в-себе-чувствия" птицы удалены. У льва дело обстоит так, что он находится в некоем равновесии между дыханием и циркуляцией крови. Конечно, циркуляция крови создает тяжесть и льву, но не так, как, скажем, верблюду или рогатому скоту. У этих последних пищеварение чрезвычайно обременяет циркуляцию крови. У льва с его сравнительно коротким аппаратом пищеварения оно совершается довольно быстро и не обременяет сильно циркуляцию. Зато, с другой стороны, голова льва такова, в ней все распределено так, что дыхание находится в равновесии с ритмом циркуляции. Лев — это такой зверь, который в наибольшей мере обладает внутренним равновесием, внутренней гармонией ритма дыхания и ритма сердцебиения". Он потому так жадно глотает пищу, что голод причиняет ему большую, чем другим животным, боль. При этом он совсем не гурман. Ибо все его удовольствие заключено в равновесии двух мировых биений: дыхания и крови. Все повадки, взгляд льва выражает это совершенное овладение сердцебиением, циркуляцией крови. "Кто обладает чувством художественного постижения обликов, тот обратит внимание на львиную пасть, которая показывает: сердце пульсирует до этой пасти, но дыхание удерживает его, оттягивает назад. Если вы нарисуете это двустороннее касание сердцебиения и дыхания, то придете к львиной пасти. Весь лев — это грудная организация. Он действительно является животным, которое во внешнем облике, в образе жизни целиком приводит к выражению ритмическую систему. Лев так организован, что взаимодействие сердцебиения и дыхания всесторонне выражается в сердце и легких. ... если мы ищем в человеке нечто, подобное льву, то это область груди, где встречаются ритмы циркуляции и дыхания". (Птице подобна голова). Понаблюдайте корову, лежащую на лугу. Голова ее поднята, и она как бы спрашивает: зачем она мне нужна, когда я не щиплю траву? И это заложено в самой голове. Лев никогда ее так не поднимает. "Корова, я бы сказал, являет собой разросшийся аппарат пищеварения: тяжесть пищеварения ложится бременем на циркуляцию крови, одолевает голову и дыхание. ... Чем птица вверху обладает астрально, как ас. телом, которое работает... в образовании ее перьев, — это голова имеет в плоти, в мышцах, в костях. Физическим стало в корове то, что у птицы астрально. Конечно, в астральности это имеет иной вид. Опять-таки, если птичьей астральности дать сойти вниз, проделать преобразование в эфирное и физическое, тогда орел должен стать коровой, ибо то, что является астральным у орла, могло бы воплотиться, облечься плотью коровы, которая лежит на земле и переваривает пищу; ибо этому пищеварению соответствует развитие удивительной астральности. Корова при пищеварении прекрасна. ... в процессах пищеварения птицы содержится очень мало, почти совсем не содержится астральности. ... В человеке соединяется в гармонии, и благодаря этому приходит в равновесие, метаморфоза птицы — в его голове, метаморфоза коровы — в аппарате пищеварения и конечностей; естественно, в аппарате конечностей это, опять-таки, колоссально видоизменяется, метаморфизируется". Природа орла в человеке связана с внешними планетами (орел — птица Юпитера), природа Льва — с Солнцем, а природа тельца — с внутренними планетами. "Внешним сознанием человек сегодня этого не воспринимает, но его подсознание пронизывается волнами, звуками того мира, из которого звучит троякий призыв, который хочет увлечь человека к односторонности. И я бы мог сказать, что это составляет тайну настоящего времени — что звучит из сферы орла, делая его, собственно говоря, орлом, давая ему его оперение, астрально овевая его. Само существо орла — в подсознании человека. Это соблазняющий зов: Таков зов сверху, который сегодня хочет сделать человека односторонним. И есть еще второй соблазняющий зов. Он приходит из средней зоны, оттуда, где силы космоса формируют природу льва, где силы космоса из слияния Солнца и воздуха обусловливают равновесие ритма дыхания и циркуляции крови, как это констатирует природа льва. ... в подсознании человека это сегодня соблазняет так: Куда больше, чем думают люди, эти голоса действуют в подсознании. И на Земле существуют различные человеческие организации, учрежденные так, чтобы воспринимать эти действия. Так, например, по-особому организовано, чтобы искушать, соблазнять идущим от голоса орла то, что живет на Западе. Именно американская культура так организует свое население, чтобы оно соблазнялось тем, что говорит орел. А европейская середина содержит многое от античной культуры, многое из того, что, например, побудило Гете, для освобождения своей жизни, поехать в Италию, где все насыщено тем, что говорит лев. А Восточная цивилизация насыщена тем, что говорит корова. Ибо, как два первых животных звучат в их космическом представительстве, так, можно сказать, снизу, из земных глубин, как бы громыхая, вопиет зов того, что живет в тяжести коровы (корова съедает за день пищи в 1/8 ее собственного веса, человек — 1/40). ... земные глубины, которые под влиянием Солнца, Меркурия, Венеры и Луны обусловливают организацию питания в корове, эти глубины Земли с демонически грохочущей силой пронизывают своим звучанием стада со словами: ... Восток прежде всего подвержен искушению коровы, ибо древний культ почитания коровы имеет место в индуизме. И если этот искушающий зов действительно охватывает человечество, если возникающее из этого зова действительно пожелало бы одержать победу, тогда именно Восток должен бы был возвестить о себе на Западе и в Середине как тормозящая прогресс, как вызывающая распад цивилизация. Земные демонические силы в этом случае односторонне воздействовали бы на земную цивилизацию". Ибо, что в этом случае произошло бы? Запад создал удивительную технику. В ней действуют природные силы в безжизненном облике. Господствует мера, число, вес. Но само по себе это не так уж плохо, пока проявляется дилетантизм в отношении космического аспекта подобных вещей. Но было бы плохо, если бы духовно живущее в корове вошло на Западе в науку посвящения. Ибо пищеварение коровы являет чудные откровения астрального, и, познавая весь организм коровы с его перевесом тяжести (1/8 своего веса она обменивается ежедневно с землей), вы бы пришли к преобладанию по всей Земле, во всей цивилизации меры, числа и веса. Все остальное из цивилизации исчезло бы. Ибо, что дает инициации организация коровы? — Она приводит к ужасному закону созвучных колебаний, если соблазняющий зов коровы на Востоке проникает в бездуховную, механическую цивилизацию Запада и Средней Европы. "Тогда на Земле возникнут механические системы, точно подходящие к механической системе Мироздания. Этим в человеческой цивилизации было бы искоренено все действие воздуха, окружения, все действия звезд. Что человек переживает, например, благодаря ходу года, когда он соучаствует в прорастании жизни весной, в отмирании, надламывании жизни осенью, все это потеряло бы для него значение. Человеческая цивилизация была бы пронизана звучанием бренчащих, стучащих колебательных машин, и эхо этого бренчания и стука устремлялось бы из космоса на Землю как реакция на земной механизм". И часть современной цивилизации уже находится на пути к достижению этой, вызывающей ужасный распад, цели. "А теперь подумайте о том, что было бы, если бы середина (Средняя Европа) была искушена тем, что говорит лев! Вышеописанной опасности тогда не существовало бы. Тогда постепенно механизмы исчезли бы с земной поверхности. Цивилизация больше не была бы механической, но человек с односторонней силой отдался бы всему тому, что живет в ветре и громе, что живет в ходе года. Человек был бы вплетен в годовой ход и смог бы жить во взаимоотношении ритма дыхания и ритма циркуляции. Он бы вырабатывал себе то, что ему может дать его непроизвольная жизнь. Он бы особенно вырабатывал природу груди. Но благодаря этому у человека развился бы такой эгоизм в отношении земной цивилизации, что каждый хотел бы изживать только самого себя и ни один человек не стал бы задумываться ни о чем, кроме благополучия данного момента. Этому подвержена цивилизация середины, и она могла бы предложить такую жизнь всей земной цивилизации. И, в свою очередь, если зов орла соблазнит Запад, так что ему удастся свой образ мыслей и настроение распространить по всей Земле и самого себя сделать односторонним в этом образе мыслей и настроении, тогда в среде человечества возникнет настроение, желание связать себя непосредственным образом со сверхземным миром, как это было однажды в самом начале Земли. Человек тогда приобрел бы тягу исключить то, что он может завоевать в свободе и самостоятельности. Человек пришел бы к тому, чтобы жить целиком лишь в той бессознательной воле, которая позволяет богам жить в человеческих мышцах, нервах. Человек вернулся бы к примитивному состоянию, к первоначальному примитивному ясновидению. Человек постарался бы отделаться от Земли путем возврата к ее началу. И я бы сказал, для точного ясновидческого взгляда все это еще более оплотневает благодаря тому, что пасущаяся корова все далее и далее пронизывает созерцание некоего рода голосом, который говорит: не смотри вверх, все силы приходят от земли. Познакомься со всем, что лежит в земном действии. Ты станешь господином Земли. Ты сделаешь пребывающим то, что выработаешь на Земле. — Да, если бы человек подпал этому искушающему зову, тогда ему не избежать бы опасности, о которой я сказал: механизирование земной цивилизации. Ибо астральное животное с преобладающим пищеварением хочет настоящее сделать пребывающим, увековечить настоящее. Из львиной организации происходит то, что не хочет сделать настоящее пребывающим (вечным), но хочет сделать настоящее наиболее летучим, свести все к повторяющейся игре годового кругооборота, к тому, что хочет проявляться в ветре и грозе, в игре солнечных лучей, в воздухе. И такой характер также могла бы принять цивилизация. Орел, если его рассматривать действительно с пониманием, как он парит в воздухе, выступает так, будто несет на своем оперении память о том, что было исходной точкой Земли. Он сохранил в своем оперении силу, которая еще из высей действует в Земле. Можно сказать, что каждому орлу видны тысячелетия Земли, и он не касается ее своим физическим, лишь самое большее, схватывая на ней свою добычу, но, во всяком случае, не для удовлетворения своей жизни. Он кружит в воздухе, если его занимает его собственная жизнь, ибо происходящее на Земле для него безразлично, поскольку радость и воодушевление он получает от сил воздуха, поскольку земную жизнь он просто презирает и хочет жить в том элементе, в котором жила сама Земля, когда еще не была Землей, но в своем начале была пронизана небесными силами. Орел — это гордое животное, которое не хочет соучаствовать в твердом развитии Земли и отдаляется от влияния такого развития; он хочет оставаться связанным лишь с теми силами, которые были в исходной точке Земли. Таковы учения, даваемые нам тремя животными, если мы хотим их рассматривать как большие мощные письмена, вписанные в Мироздание для объяснения мировых загадок. Ибо, по сути говоря, каждая вещь в Мироздании — это знак, если мы можем его читать. И именно, когда мы можем читать взаимосвязи, тогда мы понимаем загадки Мироздания". Мы взвешиваем, мерим, считаем — это все фрагменты. Целое возникает из понимания внутренней духовности коровы. Такова мудрость современного посвящения. Но человеку сегодня трудно быть человеком. Каждый из трех зверей хочет захватить его целиком. В одной негритянской легенде рассказывается, как лев, гиена и волк убили антилопу, и лев велел гиене поделить ее. Она разделила ее натрое и сказала: одну часть, лев, тебе, другую — волку, а третью — мне, гиене. Лев разорвал гиену и велел делить волку. Тот сказал: одна часть, лев, принадлежит тебе, как сказала гиена, другая часть, что гиена хотела взять себе, также принадлежит теперь тебе, а третья часть принадлежит тебе же, как царю зверей. Лев остался доволен таким дележом и оставил волка в живых. "Человек по отношению к трем зверям играет сегодня роль антилопы. Что хочет быть односторонним, принимает определенную форму. Лев остается львом, но он хочет из своих хищных товарищей сделать, путем метаморфозы, других зверей. И в отношении того, что является орлом, он использует хищного товарища — зверя гиену, которая, по сути, живет от мертвого, от того мертвого, что нуждается в нашей голове, что по атомам, в каждый момент передает нас смерти. Таким образом, в сказке орел заменен гиеной, пожирающей падаль, а на место коровы лев ставит своего хищного товарища — зверя волка, что является упадочным, поскольку сказка взята из негритянской культуры. Так что в сказке у нас другие звери: лев, гиена, волк. Но сегодня искушающий зов, встающий, я бы сказал, в космическом символизме, имеет такой вид, что орел погружается в землю и становится гиеной, рогатый скот больше не хочет отображать со святым терпением Мироздание, а становится набрасывающимся волком". И у нас тогда появляется возможность эту легенду перевести на язык современной цивилизации. Логика у обоих (у волка и гиены) одинаковая (они делят), в действительности же она приводит к разным результатам. В применении логики к действительности заключается существенное. "И можно бы, переводя это в современную цивилизацию, рассказать нечто иное. Но я всегда рассказываю, заметьте это, я всегда рассказываю то, о чем идет речь в большом ходе культуры. Я не говорю о "проблеме зон" (особенно актуальная в том году в Швейцарии проблема; ред.); я говорю вообще только о том, что касается больших взаимосвязей культуры. И здесь, выражаясь современным языком, я бы мог эту сказку рассказать так: антилопа убита. Гиена отступает и рассуждает молча; она не отваживается возбудить у льва злобу. Она отступает. Она выражает суждение молча, ждет в подосновах. Лев и волк начинают биться за добычу, за антилопу, и бьются, бьются до тех пор, пока не перекусают один другого так сильно, что умрут от ран. Тогда выходит гиена и пожирает и антилопу, и волка, и льва после того, как они начнут разлагаться. Гиена являет образ того, что заложено в человеческом интеллекте, что в человеческой природе является мертвым. Она есть обратная сторона, карикатура на цивилизацию орла. Если вы почувствовали, что я хочу сказать этой европеизацией старой негритянской сказки, тогда вы поймете, что сегодня подобные вещи должны быть правильно поняты. И они только тогда будут правильно поняты, когда троякий искушающий зов орла, льва и коровы человек научится встречать изречением, которое сегодня должно стать шибболетом (пробным камнем) человеческой силы и мышления, и действования: Я должен научиться, о корова, твоей силе из речи, которую звезды во мне открывают. Не земная тяжесть, не просто взвешивание, измерение и исчисление, не просто то, что заложено в физической организации коровы, но то, что в нее воплощено. Отвести взор от организации коровы и обратить его к тому, что она воплощает: направить взор в выси. ... тогда одухотворится то, что иначе стало бы механистической цивилизацией Земли. И второе, что должен при этом сказать себе человек: Я должен научиться, о лев, твоей силе из речи, которая в году и дне окружения во мне действует. Обратите внимание на: "открывают", "действует"! И третье, чему должен научиться человек: Я должен научиться, о орел, твоей силе из речи, которую земнопрорастающее во мне творит. Такое троякое изречение должен человек противопоставить искушающему зову, чтобы односторонность привести в гармоническое равновесие". Он должен изучить корову и ощутить речь, открываемую звездами; глубоко ощутив природу орла, взглянуть на то, что прорастает из Земли, а также снизу действует в человеке; а от льва обратиться к окружающему миру: ветру, молнии. Это должен сделать человек, чтобы способствовать восхождению земной цивилизации. 230(1, 2) “Прежде всего, внизу существуют духи земли. Они стремятся поддерживать пребывание Земли; им хотелось бы кругооборот года увековечить. Для этого было бы необходимо отказаться от поклонения; деятельное, осуществляющее дух в годовом кругообороте Земли, сделать всеобщим, т. е. воспитать чисто рассудочного человека. — Гиена. Духи атмосферы делают ход года носителем земного духа. Они дают земному свершению протекать в вечном повторении. — Лев. Духи высот — ход года делают зеркалом прогресса. Этому соответствует воспитание человека пронизанным духом существом, которое применяет Землю лишь как материал духа, т. е. — воспитанию чисто волевого человека, предающегося высям и жертвующего своей свободой. — Волк. Есть такой рассказ. Была убита антилопа. Лев и волк умерли от ран, полученных в борьбе за добычу, и гиена принялась за продукты разложения. Духи земли: должны быть удержаны силы . Гиганты должны измысленное человеком распространить в безмерное. Они могут это перенять, если человек это разовьет, если колебания человеческой механики совпадут с колебаниями мировой механики. — Корова. Духи атмосферы. — Переворачивание (инверсия) — внизу; вверху; так эмансипируется земная деятельность: такое происходило бы, если бы жизнь была изолирована от Космоса. — Лев. Духи высот. — Нижние исключаются, делаются носителями высей. Все возвращается к примитивному — вновь открываются праисточники. — Орел”. " в нижней части тела — они несут орла вниз. Если душа соучаствует в этом, то действует иссушающе. в голове — они несут корову вверх. Если душа соучаствует в этом, то действует сбивая с толку”. Д. 40, с. 9 Перейти к данному разделу энциклопедии
|