BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ТРОИЦА Божественная — Восток и Запад


1. Божественная Троица

410. "Между тем как у человека отдельные элементы его существа не являются существами и воспринимаются как однородные единства, мы можем подняться к таким существам, которые... подобно тому, как человек одним из элементов имеет физ. тело, имеют своим элементом то, что мы называем Духами Формы".
     "Вместо того, что мы, как люди, имеем эф. тело, эти существа имеют своим вторым членом Духов Движения; вместо того, что мы имеем как астр. тело, эти существа имеют Духов Мудрости; вместо нашей души ощущающей эти существа имеют Престолов; вместо души рассудочной — Херувимов; шестым членом, вместо нашей души сознательной, они имеют Серафимов. ...Как мы говорим о нашем Манасе, Буддхи, Атма ...так взирают как бы из своего серафического элемента — как мы из нашей души сознательной — эти сущности ввысь к изначальной духовности. Только там имеют эти сущности нечто аналогичное тому, что мы называем нашей внутренней духовной жизнью. Чрезвычайно трудно пробудить представление о том, что там, в высоте, над Иерархиями пребывает, так сказать, как духовная Сущность самых высочайших духов. Поэтому в ходе эвоюции человечества отдельные религии и мировоззрения с благоговейной осторожностью избегали говорить в ясных, напоминающих о чувственном мире представлениях, о том, что пребывает там, вверху, еще превыше Иерархий. ...И для человеческого духа было бы гораздо достойнее не стремиться с помощью представлений, построенных им из опыта обыкновенной жизни, путем всяческих аналогий и сравнений характеризовать естество столь высокого рода; гораздо достойнее для человека было бы в глубоком благоговении хотеть все больше учиться, чтобы получить приблизительное представление о том, что пребывает на той высоте...
     К этому нельзя подходить с человеческими рассудочными понятиями, полученными из внешнего мира. Поэтому в ряде религий и мировоззрений пытались приблизительно, в предчувствии указывать на эти вещи, прибегая уже в самих обозначениях... к тому, что превышает пределы человека и является уже мистериальным в природе. Древние египтяне привлекали понятие младенца или сына, отца, матери, т.е. то, что выходит за пределы отдельного человека. Христианство пыталось найти наименование для этой Троичности, Триединства в последовательности Святого Духа, Сына и Отца; так что на седьмое место мы могли бы поставить Святой Дух, на восьмое — Сына, на девятое — Отца".136 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

412. Благодаря развитию, предшествовавшему другому развитию, идущему от др.Сатурна до Вулкана, первая Иерархия смогла приблизиться "...к Той высшей Божественности, о Которой мы вообще можем говорить, — к Троице, к Божеству в Трех Лицах. По ту сторону Серафимов пребывает эта высшая Божественность, Три Лица Которой вы найдете почти у всех народов: как Брама, Шива, Вишну; как Отец Слово и Святой Дух. Этой высшей Божественности, этому высшему Триединству принадлежат планы каждой вновь возникающей мировой системы".110 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

413. "Данте перерастает церковно-христианское. Он видит три круга, тройственное прасущество мира: Отца, Сына и Духа. Индийская религия называет их Брама, Вишну и Шива".97 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1281а. “На Западе сознание, ориентированное на одно лишь пространственное, угрожает сделать человека просто пространственным существом — подражание крестовому походу. На Востоке пространственными импульсами желают помешать приходящим свыше духовным импульсам соединиться с человеческим сознанием. На Западе стараются заставить душу забыть, что она обладает бытием вне пространства; на Востоке хотели бы забыть об условиях самого пространственного бытия.
     Человек Запада благодаря существу своего закона заходит в тупик, из которого он выходит только на “Пороге”, когда это существо закона познает как привидение. На Востоке душевное, не желая приспосабливаться к пространству, приходит в безысходное колебание между духом и материей; лишь на “Пороге” наступает закрепление, когда враждебное ощущение пространства ощущают как призрак. Человеку Запада не следует изгонять Отца, ...Востока — искать Сына на ложном пути... На Западе нужно человека поставить на место абстракции с помощью восприятия своего человека, как привидения; на Востоке следует своего человека ощущать как призрак, и тогда поймут себя как пространственное существо. Восток должен отказаться от борьбы с Отцом, Запад — с Сыном. Западу надлежит одухотворить науку, Востоку — научно пронизать свое религиозное сознание.
     В космосе должен человек Запада найти внутреннюю суть природы, ее одухотворенность; человек Востока должен откровение внутренней духовности найти через природу.
     Человеку Запада должно быть сказано: ... ты уничтожаешь будущее, ведя человечество в тупик; Востока — ты уничтожаешь будущее, лишая света дальнейший путь человечества, заводя его во тьму”. На Западе человека уводят из сферы свободы, на Востоке его лишают свободной воли, не дают ею воспользоваться в сфере свободы. На Западе надламывают человека, на Востоке — ослепляют. Д. 13, с. 18-19


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Спиритуальность, религия

1457."На Западе мы находим следующие друг за другом, находящиеся один возле другого миры. На Востоке же мы находим прежде всего отчетливое сознание о мире космического Отца. Все, что творчески деятельно в воздухе, огне, вообще в элементах, находящихся в земле и под землей, выступает нам навстречу в большом, емком понятии, которое в то же время является и общим ощущением, — в понятии Небесного Отца. Как мы, например, представляем себе мир Девахана, оплодотворяющим Землю, так с Востока нам навстречу выступает этот небесный мир, мир Отца, оплодотворяющего то, что ощущается как Материнское начало: Дух Земли. У нас нет иного выражения и иного средства для того, чтобы представить себе Универсального Духа Земли, как только образ оплодотворения Материнского Существа Земли. Здесь противостоят друг другу не единичные фигуры индивидуальных богов, а два мира. И этим двум мирам как третий мир предстает то, что ощущается как благословенное Дитя обоих. Это не индивидуальное существо, не душевное ощущение, но рожденное от Небесного Отца и Матери Земли. Так ощущается духовное отношение Девахана к Земле. Возникающее здесь как благословение, как весна, как расцвет и рост в материнском теле, это ощущается совершенно духовным, а что расцветает и растет в душе — ощущается как мир и одновременно как благословенное Дитя Небесного Отца и земной Матери. Эти представления в их универсальности мы находим в продвинувшихся на Запад славянских народах. Подобного универсального ощущения мы не находим ни в какой западноевропейской мифологии. ... В благословенном Дитяти, опять-таки, заключается мир, проникающий собой другой мир. Этот мир, правда, представляется уже индивидуальным потому, что он связан с физическим Солнцем и его светом. Это Существо, часто встречающееся в персидской мифологии, имеет и славянский элемент, хотя в иначе выработанной форме ощущения и представления; этот славянский элемент содержит Солнечное Существо, которое вливает свою благодать в три другие мира, так что судьба человека вовлечена в творение, в Землю, дарованную силой оплодотворения земной Матери Небесным Отцом, и силой того, что несет в эти два мира Солнечный Дух. Пятый мир — тот, который объемлет все духовное. Восточноевропейский элемент ощущает лежащий в основе всех сил природы и всей твари духовный мир. Но его мы должны представлять себе в совершенно ином оттенке ощущения, быть может более связанным с существом, фактами и творениями природы". 121 /10/


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1461а. “Пойдите на Восток, к русским и вы получите там сильное впечатление: Отец и Сын — различны. Русскому не придет на ум впасть в заблуждение Канта, т. е. заговорить о Боге с позиций онтологии.” До Скотуса Оригены это различие переживалось совсем живо. Мы находим его и у Вл. Соловьева. 343, с. 454-455


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Восточная церковь

     122. Единое начальное развитие в ходе времен разделилось на три потока: поток Святого Духа, поток Христа и поток Отца. "... Особенно отчетливо пошло вперед развитие потока, направленного к Духу Святому, но это не было первым по времени, естественно, было единство. И этот поток теперь в существенном воплощен в русской ортодоксальной церкви". Европейская, римская церковь "имеет тенденцию до некоторой степени развивать принцип Христа. ... Лишь в новое время эта церковь пытается проникнуться и принципом Отца. Но поскольку она не знает внутренней связи, то правильного отношения Христа к Отцу здесь не находят". "Односторонне принцип Отца лелеется в том духовном потоке, к которому примыкают Дарвин, Геккель и другие". 165 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     123
. "Восточное Христианство восприняло Бога Отца, хотя Его и называют Христом. Римско-католическая европейская религия взяла Бога-Сына ... А евангелическое Христианство имеет Бога-Духа. Ведь это в евангелическом христианстве особенно дискутируют: как освободиться от греха? как человеку исцелиться от греха? ...".
     "Где господствует культ, там человеку приходится менее защищать религию. В Европе больше господствовало учение, чем исшедший из Рима культ, и оно выдержало трудные религиозные бои с магометанством". Магометанство с его принципом одного Бога утверждает принцип судьбы, фатума, которому следует строго подчиняться, поскольку все определяется Богом Отцом. По этой причине восточное Христианство с преобладанием в нем культа верности древним преданиям приводит к особому подчеркиванию Бога Отца. "С большой силой эти люди Востока придерживаются Христа, но они переносят на Него свойства Бога Отца. ... Так в восточной религии возникло воззрение: Христос — наш Отец".
     "Учение хочет выражать в словах то, что принадлежит духовному миру или, по меньшей мере, что человеческое чувство может охватить в духовном мире. Учение — это суть то, к чему человек всегда хочет подступать со своим разумом. Культ же является чем-то таким, чем постоянно обладают, что остается более консервативным. И где особенно господствует культ, там религия носит консервативный характер. Так что можно уже сказать: восточная религия консервативна по своему характеру, более обращена на культ, чем на внутренний религиозный импульс, на религиозную жизнь в человеке, что более присуще западным религиям". 353 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Христианство и современность

     141. "В древнеиндийскую культуру душевно-духовное развитие человека сопутствовало его физическому развитию до 56 лет. Этот период делился натрое. В первый период человек реально переживал: Е. D. N.".
     Во второй период, в кульминации физического развития, когда физические силы начинали склоняться к упадку, он переживал переход. "Духовно, или божественно, одушевленная природа сменялась восприятием духа из космоса, и человек знал: одно восходит, другое нисходит. Соединение космического духа с духом природы — это было непосредственным переживанием. Человек сознавал: в земном окружении пребывает космический дух, здесь, на Земле, —природный дух, но оба имеют связь, втекают один в другой. И в ходе жизни человек переходил от одного к другому ... перешагивая кульминационный пункт, он пронизывался космическим Духом, Который позже обнаружил Себя как Христос.
     Становясь старше сорока лет ... люди узнавали дух как таковой, который не связан с материей, но живет как Святой Дух. ... Повсюду, где бы вы ни искали, вы найдете Божественную Троицу: Брахма, Вишну, Шива". В ходе дальнейшего развития душевно-духовная эволюция все ранее прекращала сопутствовать физической эволюции. В египетскую эпоху это происходило между 35-42 годами, и чистое созерцание духа замутнилось. Лишь в Мистериях познавали Троицу. К моменту Мистерии Голгофы духовно-душевное развитие прекращалось на 33 году. "Бога-Отца еще охватывали сознанием; ... космический Христос из сознания исчез. И тогда пришла как бы замена ... космический Христос низошел на Землю в тело Иисуса из Назарета, чтобы на Земле простереть свою силу и, с другой стороны, дать людям то, что ранее они получали непосредственно через человеческий опыт, через связь душевно-духовного с телесно-физическим. В этом состоит огромное значение Мистерии Голгофы. ... Теперь должно начаться время, в которое Святой Дух через возжженный Христом Импульс должен постигаться изнутри, помимо естественного человеческого опыта".
     В 5-й культуре душевно-духовная эволюция сопутствует физической эволюции в период от 21 до 28 лет; но в последнее время это отодвинулось еще на год, т.е. до 27 лет. "Ныне человечеству недостает одного года до периода жизни от 28 до 35 лет, который представляет собой ее середину. И в этой нехватке одного года и заложено основание того, что человечество организовано для материализма и атеизма. Атеизм распространяется через человеческую организацию, и если не создать спиритуальный противовес, который шел бы через развитие чисто душевного импульса независимо от тела, то атеизм будет распространяться и далее, т.к. человек не может целостно переживать себя здоровым образом. ... Человек становится атеистом, поскольку не может ощутить здоровым образом связь душевно-духовного с физически-телесным в течение всего восхождения жизни. Поэтому атеизм, с т.зр., Духовной науки — это болезнь". 176 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     149
. "Брахма — возникновение, Вишну — пребывание, Шива — разрушение. Это лежит в основе всего как творческая сила (троичность). ... И отражение этой Троицы является везде, где со временем считаются только как с последовательным повторением". 139 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Магометанство

     154. "Понимающие говорили себе в первые христианские столетия: рядом с Богом-Отцом пребывает Сын-Бог, или Христос-Бог. Бог-Отец правит тем, что в человеке предрасположено к фатальному, ибо это рождается с ним и действует в нем как природная сила. Т.обр. конституирована также еврейская религия. Христианство присоединяет к этому силу Сына, Который в ходе человеческой жизни входит в душу человека как Творец, делает человека свободным и дает ему возможность заново родиться в себе, так что он делается способным в земной жизни на что-то такое, к чему не принес никаких предпосылок с рождением, через лунные силы. В этом состоял главный Импульс Христианства в первые столетия.
     Этому Импульсу воспротивилось магометанство со своим тезисом: Нет Бога кроме Бога, и Магомет Его провозвестник. Это возобновленное возвращение к прошлому, поскольку оно возникло через полтысячелетие после основания Христианства. Этим не Бог свободы, не ведущий людей к свободе Бог, а Бог природы, Бог-Отец делался всеобщим Богом. ... Возобновление пра-древних культур с исключением Христианства грандиозным образом имело место в различных центрах цивилизации Востока. С военными течениями арабизма это распространялось с востока на запад...". 236 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     155
. "Магомет испытал некоего рода страх. Он увидел, как древнее язычество, имевшее множество богов, приходит в упадок, как разрушается человечество. И при этом он увидел восходящее Христианство и сказал себе: Оно также несет в себе опасность, в нем содержится многобожие, а именно: три Бога. Он не смог разглядеть, что это суть три Божественных Облика. Поэтому он встал к этому в оппозицию и особенно подчеркнул: Есть лишь один Бог, и Магомет его провозвестник". 353 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru