BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





УМЕРШИЕ — связь с земным, с живущими на Земле

579. «Непосредственно за входом в страну душ, куда вступают умершие и куда можно последовать за ними в ясновидческом созерцании, непосредственно у входа видны демонические облики с большими -- естественно, в сравнении с земными отношениями можно говорить о большом и малом, -- с большими, мощно развитыми перепончатыми лапами, как у уток и как вообще у водоплавающих птиц; у них мощно развитые, но постоянно изменяющиеся перепончатые лапы, как у уток, у диких уток. Далее, они имеют форму, которую можно сравнить с кенгуру, но она наполовину птицеподобная, а наполовину млекопитающеподобна, большая и мощная. Через широкую область таких существ проходит человек, следуя за умершими».
     Существа эти находятся в мире, который пронизывает наш мир. Рассмотрите ясновидчески, тем сознанием, каким вы следуете за умершими, осенний безвременник, и вы увидите в нем этих существ с перепончатыми лапами и кенгуруобразными телами. Среди растений беладонны вы увидите других ужасных демонических существ. Растения в определенном смысле являются медиумами для существ из мира умерших.243 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Послания коринфянам и Тимофею

262в. (1 кор. 15; 29). В основе этого стиха лежит идея Воскресения, обусловленная в данном случае тем, "...что мы совершенно серьезно признаем реальность связи умерших с живущими на Земле". Если умерший жил на Земле во Христе, то связь с ним особенно благотворна для нас.
     Подойдем к делу с такой стороны: "если вы развиваете живую педагогику, то можете обрести особенно много сил, воспитывая детей во имя какого-либо умершего. Если у вас есть сила так поступать, совсем живо чувствовать в себе, входя в классную комнату, связь с этим умершим, то вы будете в силах сделать учеников восприимчивыми к наставлениям и призывам. Также и в случае того, чего следует достигнуть в обряде крещения... ритуал обретает особую силу, если пытаться обрести ее через умерших".
     Апостол говорит о том, что и умершие христиане должны оставаться помощниками вместе с теми, кто рождается, в деле продления Христианства, должны помогать новорожденным найти путь в христианскую общину.
     "Это неправда, что в праздники поминовения усопших, в праздник всех святых умершие неким образом приводятся к местам их погребения. Нет, мы имеем тут дело с тем, что больше необходимо живым, чем умершим. ... Умершие принимают участие в делах нашего мира, и мы существеннейшим образом причастны к духовному миру. И для живых может иметь определенное значение, что именно в связи с местом погребения, у могилы они развивают свои воспоминания и мысли". В первые века Христианства даже культ совершался у гробниц мучеников, святых: не ради умерших, а ради живущих. 343, с. 492-495
     Особенно действенным материалом для медитации является одно место из 1-го послания Тимофею (3;16) в следующем переводе:
"Может стать осознанной Мистерия Божьего Пути.
Тот, кто открыл Себя через плоть,
Но Чья Суть духовна в себе,
Кто полностью познаваем лишь для Ангелов,
Но может быть однако проповедован язычникам,
Кто в вере мира имеет жизнь,
Он возвышен в сферу Духов Мудрости".
266-2, с. 376


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

108. "Человек является двойственным существом. Нечто входит в него, задерживается силой рук и идет далее до грудобрюшной преграды. Это есть нечто такое, что останавливается благодаря тому, что человек является вертикальным существом, а не горизонтальным, как животное. Другое проявляет себя фактически в том — это звучит удивительно, но мир полон загадок, — что собственные ноги находятся к данному чело­веку в отношении, подобном отношению к нему рук другого человека. Это имеет связь с Землей. Ибо можно видеть излучения, идущие сквозь Землю и проникающие через человека; цветы лотоса проводят их и излу­чают в будущее. ... В обычной жизни оба эти потока идут раздельно, и на этом покоится жизнь. ... Ес­ли бы они соединились, человек не смог бы развить я-сознания. ... Но в некотором ином смысле потоки текут совместно. ... Их соединение дает возможность встретиться с умершими".


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

265. "От минерального царства мы, как физические люди, имеем мало имагинаций. Больше имагинаций мы получаем через развитие нашей совместной жизни с миром растений, с животным миром; но большая часть того, что живет в нашем эф.теле как имагинаций, приходит из нашего отношения к окружающим нас людям и из всего, что следует для нашей жизни из отношения к нашим ближним".
     "Живущий в физ.мире человек не только окружен игрой элементарных сил как имагинациями, которые происходят и от физ.тела живого человека, но наше эф.тело постоянно пронизано игрой всех тех имагина­ций, которые мы воспринимаем в нас — хотя и не замечаем их — от тех, кто уже был в какой-либо свя­зи с нами и ранее нас прошел через врата смерти". При жизни и после смерти мы находимся в связи с существами, низшим телом которых является астральное. "И отличаются люди друг от друга благодаря тому, что они связаны с различными астральными существами". Но к некоторым из этих существ они име­ют и общее отношение. 168 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

718. "Голова является отражением всего шарообразного космоса. Иное дело — грудная организация. Она есть откровение сил, приходящих с востока. Она образована, можно сказать, из полусферы (см. рис. зеленое). ... Над грудной организацией работает только полусфера. Выражаясь парадоксально, можно сказать: грудная организация — это половина головы. ...
     Ваша голова действительно представляла бы собой шар, если бы на человека не действовали ариманические и люциферические силы. Грудная организация действительно являлась бы полусферой, если бы эти силы не действовали на человека. И направление к центру этой полусферы ориентировано на восток, но при этом можно еще сказать, что, в смысле земных геометрических отношений, центр уходит в бесконечность".
     "Во время беременности мать зависит от сил, которые должны быть найдены для образования нижней части тела, подобно тому, как ищется сфера для образования головы (космическая сфера) и Восток, полусфера — для образования грудной части.
     Что, таким образом, как силы, действует на органы нижней части тела, следует представлять себе так, что они приходят из центра Земли, но дифференцированно по территориям, на которых жили родите­ли, родители родителей; по территориям и всему, что связано с этим. Так что эти силы приходят от центра Земли; и здесь играет роль, пришел ли человек в мир в Северной Америке, в Австралии, в Азии или в Европе. ... Итак, органы нижней части тела определяются центром Земли, а их дифференциация — территорией".
     "Целое также является членом. Итак, голова, туловище, нижняя часть, но еще и всё вместе. Т.обр., четвертым членом является целое, и оно также образуется определенными силами... силами всего окруже­ния Земли. ... Рассмотренное т.обр. нами относится к физическому человеку ... и не связано с духов­ным человеком, живущим между смертью и новым рождением. Умершие имеют в своем распоряжении другой мир, чем те, кто живет в трех измерениях".
     "Покидая физический мир, человек в первые дни после смерти еще связан с ним. И особенно зна­чительно, что умерший выходит из физического мира в полном соответствии, зависимости от констелля­ций планет своей жизни. Пока он еще связан со своим эф. телом, то звучат и вибрируют удивительным образом через его эф. тело планетные силы, констелляции планетных сил. Как в эмбриональной жидкости при становлении человека вибрируют силы земных территорий, так в умерших, пока они связаны с эф. телом, вибрируют звездные констелляции. Гораздо более неэгоистические, прекрасные результаты можно было бы получить, составляя гороскоп, именно планетарный гороскоп, на момент смерти.
     Кто проведет исследования в этом направлении — правила при этом те же, что и при составлении гороскопа рождения, — тот придет к интересным результатам, особенно, если он более-менее хорошо знал умершего. ... Т.обр., можно сказать: первая стадия развития — это направление к звездным констелля­циям. Это имеет значение до тех пор, пока человек остается связанным со своим эф. телом.
     Второе отношение человека к космосу заключается в том, что человек покидает физический мир в определенном направлении, когда он сам становится духовным по отложении эф. тела. Здесь правомерно к тому, что делает умерший, не применять понятия, взятые из физического мира, ибо после этой стадии понятия становятся более или менее образами.
     Здесь можно сказать: во второй стадии — здесь еще можно говорить о направлении физическом, хотя все уже вышло из физического — берется направление на восток. И через соответствующее место на вос­токе умерший затем переходит в чисто духовный мир. ... Во всевозможных братствах об умершем в этой связи говорили, что он ушел на вечный Восток. Подобные вещи, когда они не обращены в балагурство, соответствуют старым истинам. Как здесь мы должны говорить о том, что организация груди формируется с востока, так умерших мы должны представлять себе проходящими через Восток. Когда же умерший через Восток выходит из физического мира в духовный, то достигает сферы, или возможности, принимать участие в тех силах сфер, которые не центробежны, как человек в физическом мире, но действуют центростремитель­но к центру Земли; он достигает сферы, в которой может работать над Землей.
     Т.обр., третья стадия — это переход в духовный мир, а четвертая стадия — действие, или работа из духовного мира, но с силами духовного мира. И если вы правильно рассмотрите схему, то увидите, что четвертая стадия заканчивается тем, с чего начинается первая, т.е. работой над головой из сфер. Она производится самим человеком, когда он через Восток входит в духовный мир.
     Что умершие в направлении на восток должны покидать физический мир — это очень отчетливо воспри­нимается при общении с ними. Они находятся в мире, которого достигают через врата на востоке. Они по ту сторону врат на востоке.... и иметь этот опыт в 5-й культурной эпохе, в фазе материализма, очень важно".
1. Голова: из сфер2. Грудная организация: с востока3. Нижняя часть тела: из средоточия Земли, дифференцируясь по территориям4. Целое: через окружение Земли
Первая стадия развития: направление к звездным констелляциямВторая стадия развития: направление на востокТретья стадия: переход в духовный мирЧетвертая стадия: действие из духовного мира.

174 (22)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

2. Жизнь после смерти (общий обзор)

Отношение к линии предков
737. "Вы носите миллионы образов, свернутых в "рулон" (я не нахожу иного выражения) в течение вашей жизни. И что имеет место после смерти — это, прежде всего, развертывание (этих рулонов) образов ... посмертных имагинаций. Вокруг человека образуется понемногу имагинативный мир, и его сознание за­ключается в узнавании себя в этом имагинативном мире. ... В имагинациях, прежде всего, возрастает душевный человек, образный человек, имагинативная духо-телесность, которая здесь образует себя". "Так душевная жизнь, жизнедуша вступает в развитие, и образы должны становиться все более и более говорящими". Умерший смотрит на Землю. На востоке она голубая, на западе — красноватая . В общем об­разе Земли он видит свою жизнь; в этот образ вплетены образы его жизни среди нас. И мы должны по­мочь ему справиться с этими образами. Оказать подобную помощь умершим нико­гда не бывает поздно; 30-40 лет остается кармическая связь у живущего на Земле с умершим."Он покинул Землю, но он покинул ее не имея глаз души. И по­степенно Земля становится звучащей, когда все более и более развивается инспирация. И то, что явля­ется образами, постепенно начинает все более говорить к нему".
     "Выработка душевного "я" в наибольшей степени происходит в то время, когда оно понемногу начина­ет снова направляться к земной жизни. Когда во время между смертью и новым рождением человек, так сказать, пребывает в расцвете юности, то его душевное "я" находится в высшем развитии. На Земле го­ворят: человек стареет; в духовном мире между смертью и новым рождением говорят: человек молодеет".
     "В первое время после смерти в умершем живет имагинативная часть души, это душевный человек. За­тем, постепенно до полной высоты развивается инспирированная часть души, жизнедуша. А после того развивается то, что дает душе полную индивидуальность, душевное "я", интуитивность, способность вхо­дить в других, находить себя в других. Во что входит здесь душа? Чем она до некоторой степени интуитивируется?
     В определенной точке жизни между смертью и новым рождением душа начинает чувствовать себя родст­венной с той линией поколений, в которой она найдет своих отца и мать... с ними душа начинает чувст­вовать себя все более родственной. Непосредственно после смерти она чувствует образы, развертывание образов, а глядя на Землю, постигает эти образы в более или менее имагинативной связи. Когда же че­ловек вновь поворачивает к земной жизни, то он становится все интуитивнее и интуитивнее. И все более перед душой выступает образ: земной шар, мерцающий в Азии, Индии и восточной Африке голубым ... а в Америке — красным; между этими цветами выступает зеленый и другие оттенки. Земля также звучит в раз­личных тонах: мелодии, гармонии, хоры музыки сфер. Постепенно во все это вдвигается ... образ... ли­нии поколений. Человек научается постепенно распознавать 36-ю, 35-ю пару предков, затем 34-ю, 33-ю, 32-ю пару, и так до отца и матери. Это человек учится распознавать вотканным в имагинации. А в них впечатываются интуиции, пока человек не придет к отцу и матери.... Вторая часть жизни между смертью и новым рождением такова, что человек в это время интенсивно привыкает к тому, чтобы жить в другом, в том, что находится там внизу, привыкает уже заранее жить в том другом, в том, что впоследствии станет его близким и далеким окружением — не в себе, а в другом. Человек начинает жизнь между смертью и новым рождением тем, что живет в другом; кончает он эту жизнь тем, что делается в состоянии преимущественно жить в другом. Тогда человек рождается, удерживая нечто от той, дру­гой жизни. По этой причине говорят, что в первые семь лет человек — подражатель; он подражает всему, что воспринимает. ... Подражание ребенка не понять, если не знать, что оно приходит из гранди­озной интуитивной жизни духовно-душевного в последнее время между смертью и новым рождением".181 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

769. "Как здесь, в физическом мире, мы присоединяем к себе физ. тело, так между смертью и новым рождением мы присоединяем душевного человека; как здесь мы присоединяем эф. тело, или тело строящих сил, так там мы присоединяем душевную жизнь (Seelenleben) или жизненную душу (Lebensseele); и как в этом мире мы присоединяем астр. тело, душевное тело, так после смерти мы присоединяем индивидуальную душу (Jndividualseele), или душевное Я (Seelenselbst), Душесамость. Я выбрал эти выражения для того, чтобы их не спутали с тем, что иным образом человеком будет присоединено во времена Юпитера, Венеры и Вулкана и что подобно тому, о чем мы теперь говорим". После смерти человек должен вырабатывать жизнедушу и душевное Я. "И именно эти образы вырабатываются все более и более определенно, так что непосредственно после смерти умерший ощущает их как нечто будущее, что он во все большей степени будет разви­вать. Умерший имеет в этом отношении ощущение, что он должен вырабатывать душевного человека, над ним должен он работать; а жизнедуше он должен позволить развиваться. ... Она, естественно, уже здесь, как уже у ребенка присутствует рассудок, но ее нужно развивать, как у ребенка рассудок должен разви­ваться. Благодаря этому у умершего сразу после смерти выступает инспирирующая сила. Развиваясь, она становится все крепче и крепче. И помогая умершему, ему также помогают развивать эту инспирирующую силу. Ибо в образах следует постепенно кое-что говорить умершим. Эти образы должны стать большим, чем воспоминания о жизни, они должны говорить им новое, чего жизнь не могла им сказать. Ибо сказанное теперь должно стать семенем того, что умерший образует как следующую земную жизнь". После смерти че­ловек бывает окружен образами, "... происходящими из переживаний во время между последним рождением и смертью. ... И примечательно, что умерший сначала испытывает определенные трудности в развитии созна­ния, что это суть его образы. ... И деятельность сознания состоит в том, чтобы эти образы полностью признать как правомерно принадлежащие к нему". 181 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

9. Отношения с Иерархиями

814. "Человек, который умер и который имел обычное сознание во время земной жизни, видит ее в виде мощной панорамы. Он видит ее перед собой (синее). Взглядом посвященного ее можно увидеть с другой стороны, с обратной стороны (желтое); тогда прорастает сеть кармических связей: сначала из мыслей, находившихся в воле во время земной жизни. ... Затем наступает нечто бесконечно значительное: подходят существа третьей Иерархии. Что здесь произрастает, я бы сказал, по ту сторону об­зора жизни, — Ангелы, Архангелы, Архаи воспринимают в себя. Они некоторым образом вы­сасывают то, что здесь произрастает, вдыхают его.
     Это происходит в то время, когда человек обживается в сфере Луны...Когда он в обычной жизни засыпает, то, как духовно-душевное существо, он находится только в своем астр. теле и Я. Он не имеет при себе эф. тела, оно остается в постели. Поэто­му мысли остаются безжизненными, не обладают деятельностью, являются образами. Те­перь, когда человек проходит через врата смерти, он берет эф. тело с собой; оно то­гда разрастается и способно оживлять не только физическое существо, но и мысли. По­этому мысли могут стать живыми, т.к. человек берет эф. тело с собой, и оно, будучи освобожденным, возносит живые мысли от человека к милостивому восприятию их Ангела­ми, Архангелами, Архаями. ... И мы, как люди, совершим добрую, прекрасную, великолепную молитву, если о связи жизни со смертью, об умерших подумаем и скажем:

Воспринимают Ангелы, Архангелы, Архаи
в эфирном ткании сеть судьбы (соответствующего) человека ...

     Это есть то, дорогие друзья, что для сегодняшней науки посвящения является исключительно желательным: чтобы в земной жизни продумывалось такое, что является отображением действительного духовного сверше­ния".
     "Что здесь как сеть человеческой судьбы воспринимается через Ангелов, Архангелов, Архаев, — это раз­вивается так, что производит следующее впечатление: оно ткет и живет в фиолетово-синей эфирной атмосфере. ...А когда эф. тело растворится, когда мыс­ли, т.обр. будут вдохнуты Ангелами, Архангелами, Архаями, тогда человек через несколько дней вступит в обратную жизнь, какой я вам ее описал. ... Если же, опять-таки, взглядом посвященного увидеть все с дру­гой стороны, то видно, как переживаемое человеком теперь воспринимается в сущность, в реальность Кириотетес, Динамис, Эксузиаи. Они всасывают негативы человеческих поступков. И этот взгляд, этот посвященный взгляд, который взирает на все то чудо, как человек в справедливом соответствии с последст­виями своих поступков всасывается Эксузиаи, Динамис, Кириотетес, этот взгляд переносит того, кто его имеет, в такое сознание, что он осознает себя в средоточии Солнца, а вместе с тем, — в средоточии пла­нетной системы. Он смотрит с т.зр. Солнца на все происходящее. И он видит лиловообразное ткание и жизнь, он видит всасывание перенесенной в правосудие человеческой природы через Эксузиаи, Динамис и Кириотетес, в ткание и жизнь светло-фиолетовой лиловоцветной астральной атмосферы. ...

Направляются к Эксузиаи, Динамис, Кириотетес
в астральном ощущении Космоса
справедливые следствия земной жизни человека.

     Затем, когда это исполнилось, когда человек пережил треть земной жизни после смерти, прошел ее в обратном направлении и оказался у исходной точки земной жизни — но будучи в духовном пространстве, — в моменте вступления в земную жизнь, он, можно сказать, вступает через средоточие Солнца в Страну Духов. Внутри этой страны перенесенные в правосудие земные поступки воспринимаются в деятельность пер­вой Иерархии. Здесь они достигают сферы Серафимов, Херувимов и Тронов. При вступлении в их царство человек чувствует: что на Земле свершилось через меня, это воспринимают в их собственную деятельную сущность Серафимы, Херувимы и Троны. ... И опять-таки, мы думаем правильно, когда к первым двум изрече­ниям присоединим третье:

Воскресают в Тронах, Херувимах, Серафимах,
как их деятельная суть,
справедливые облики земной жизни человека".
     237 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1020. "Сны, собственно говоря, всегда есть восходящая из жизни наших чувств совместная жизнь с умершими. ... Умерший говорит к нам, но мы говорим это сами. Только кажется, будто-бы говорит умерший. Как правило, это не является чем-то, идущим от умершего — что выступает нам во сне навстречу, но сон, который мы имеем об умершем, выражает потребность быть вместе с умершим, если в момент засыпания нам удалось сойтись с ним вместе".181 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Органы чувств и Иерархии

1283. "Эф. тело, в конце концов, есть то, что человек получил из макрокосмоса. И когда он обособил его от макрокосмических отношений, то через чувства макрокосмос стал в человеке постигать себя. Мы мо­жем чувствовать себя сыновьями макрокосмоса, поскольку являемся эф. телом и схватываем земной чув­ственный мир нашей макрокосмической частью".
     "Мы говорим: я вижу, идет человек. У греков это звучало так: я вижу идущего человека. — Человек то­гда был много более погружен в деятельность, поскольку в греко-латинскую эпоху имели больше чувства то­го, что нечто уже делается, когда видят или слышат, что своим эф. телом схватывают нечто, пребывая в чувственном мире. Этого деятельного элемента современное сонное человечество не имеет. ... ему больше по нраву мировые процессы подпускать к себе как сны, оно не хочет развивать сознание, соучаствовать в возникновении восприятий чувств".

     Представим себе человеческое тело, в него вторгаются "передо­вые посты" внешнего мира (синее); мы это воспринимаем нашим эф. телом (красное). Вы знаете, в действительности мы имеем 12 чувств. Эти 12 чувств есть, следовательно, 12 видов вторжения внешнего мира в наше тело. Но что же, собственно, здесь вторга­ется? "Если бы человек мог со звуковой волной, со световым лучом, с тепловой волной, извне проникнуть в свой аппарат чувств, про­никнуть так далеко, как далеко вторгаются внешние воздействия на чувства, то на этом пути он оказался бы во вполне определенной области ... в области Духов Формы.
     Так что, будь вы в состоянии следовать в чувствах в направле­нии, указанном стрелкой (зеленое), вы бы оказались в сфере Эксузиаи. Духов Формы. Как люди, мы шествуем через мир, открываем наши чувства, несем, собственно, в нас Духов Формы, которые от­крываются нам, когда мы наши чувства замыкаем от внешнего мира.
     Этот мир Эксузиаи, духовный мир, таится, следовательно, за завесой чувственного мира. ... но этот мир имеет свою универсально-космическую сторону. И проникающее в наши чувства вибрирует, волнуется во всем космосе. Так что мы можем сказать: эта область, что вторгается здесь в наши чувства, она не только здесь, возле чувств, но она имеет свое оформление вовне, в мире. Но где? — А это планеты, принадлежащие к нашей Солнечной системе (оранжевое).
     Действительно, взаимосвязь планет нашей Солнечной системы образует тело, принадлежащее духовному Существу. И это духовное Существо — Эксузиаи, возвещающее о себе через откровения наших чувств, кото­рые свою объективную сторону имеют в Универсуме, в планетах. В весь этот поток деятельности Эксузиаи вплетены другие существа, находящиеся ниже Эксузиаи. ... Они пребывают там, вовне, в той же области, но не доходят до нас. Это существа Иерархии Архаев, Архангелов и Ангелов. ... Итак, вы можете сказать: через органы наших чувств мы наталкиваемся на мир, на область Эксузиаи с системой планет (красное, синее, оранжевое), и во всю эту область еще вплетена Иерархия Архаев, Архангелов, Ангелов. Это как бы слуги Эксузиаи. Но человек от всего этого воспринимает только внешнюю сторону ... ковер чувственного мира".
     "12 видов канатов (нитей) идут внутрь от 12-ти сфер чувств. Итак, вовне находятся зоны чувств, к ним примыкает то, что чувства высылают вовнутрь.
     Это очень сложное строение. ... И то, что пребывает за чувствами внутри — это приходит от Динамис, от Духов Движения. ... Когда вы смотрите вовне, то видите Эксузиаи, созидающих строй природы. Вы види­те Эксузиаи, подступающих к человеку со своими служителями: Архаями, Архангелами и Ангелами. Но когда вы подумаете о своем внутреннем, то вы должны будете подумать о том, что этим внутренним вы обязаны Ду­хам Движения, которые подготовили вам изнутри аппарат мышления как продолжение аппарата ваших чувств — не комбинирующий аппарат, который есть всего лишь преобразованный аппарат обоняния, но мыслительный аппарат, которым человек в обычной физической жизни совсем не пользуется, поскольку употребляет аппа­рат обоняния, просто преобразованный аппарат обоняния. Он уже отвык пользоваться аппаратом чувств; он бы мыслил совсем иначе, если бы действительно мог использовать 12 идущих вовнутрь продолжений аппара­та чувств.
     В мозгу, например, за сферой переднего мозга, который в существенном есть переработанный орган обо­няния, находится сфера зрения. Ее человек едва использует и обычно мыслит только через сферу обоняния. Чтобы уметь комбинировать, ему потребовалось ее переработать. Если бы он воспользовался непосредствен­но сферой зрения, смог бы выключить свой передний мозг, этот подготовленный только для внешнего, чувст­венного мира передний мозг, и мыслить непосредственно четыреххолмной частью, там, где она входит в мозг, то он имел бы имагинации.
     Так же обстоит дело и с другими чувствами. Человек имеет имагинации уже в физическом мире, т.к. один мир постоянно вторгается в другой. ... Но человек их не распознает... они есть имагинации обоня­ния. Что человек нюхает — это для обычной чувственной жизни единственно имагинативная область. Но много более благородная имагинативная область могла бы, например, образоваться из сферы зрения и сфер дру­гих чувств. ... Идя далее вовнутрь, мы приходим в область, которая владеет не только мышлением, но из­нутри владеет чувством, органами чувств, которые большей частью являются железистыми органами. Эти ор­ганы есть деяния... Кириотетес, Духов Мудрости. Чувствующими существами мы, как люди, являемся благода­ря тому, что в нас работают Духи Мудрости. Болящими существами мы оказываемся благодаря Духам Воли, благодаря работе Тронов.
     И как макрокосмически Эксузиаи, Духи Формы имеют свое тело в планетах, которые внешней, видимой сто­роной обращены к нашему обычному сознанию, так Духи Движения — это удивительно, но это так — свою внеш­нюю сторону имеют в неподвижных звездах. Их внутреннюю сторону видят только умершие в период между сме­ртью и новым рождением; это духовная сторона — то, что видно с другой стороны. Поэтому Духи Мудрости и Троны вообще не имеют внешней видимости; они только духовной природы... они пребывают за планетами и неподвижными звездами. И когда умершие смотрят вниз на то, что действует в человеке, в человеческих чувствах и человеческой воле, то они постоянно смотрят на Кириотетес, на Тронов. ... Умершие узнают о людях, с которыми имеют кармическую связь, через Кириотетес и через Тронов. ... К умершим сияет то, что здесь люди чувствуют и волят, и умершие говорят: в теле Динамис, в теле Кириотетес, в теле Тронов блистают мышление, чувствование и воление людей. ... Как мы взираем на небо, так умершие смотрят на небосвод человеческих чувств". Затем идут еще более высокие миры. Конечно, о внешней стороне Херувимов и Серафимов вроде бы говорить не приходится. Однако она имеет место. Их деятельность вовне приходит с другой, совершенно незнакомой стороны. И я апеллирую к вашей доброй воле для понимания этого. "Они так сильно невоспринимаемы. ... что невоспринимаемость вновь делается воспринимаемой. ... Херувимы не только символически, но совершенно объективно являются в том, что выступает в грозовых облаках, в том, что выступает, когда планетой овладевают вулканические силы. А Серафимы приходят в том, что как молния сверкает из облаков или в том, что как огонь выступает в вулканической деятельности".
     "Творческое, заложенное в Серафимах и Херувимах, возвещает о себе с разрушительной стороны... Это обратная сторона, абсолютный негатив, но духовное здесь столь духовно сильно, что даже его непроницаемость, его небытие становится воспринимаемым чувствами".180 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1895. "Полуправда или четверть правды заложено в аналитической психологии, а именно поиск в под­сознательных основах души. ... Но если мы обратимся к этой реальности, которая есть действие умерших в нашей душе, то мы придем к иным интерпретациям и не станем искать "животный ил" души или подавлен­ную эротику, определяющую душевное настроение, но причины душевных настроений будем искать в прошед­шем, где мы собственным поведением создали трудности, и эти трудности подавляют нас потому, что в ду­ше теснится та или иная неудовлетворенность".
     "Психоаналитик говорит: когда человек проникает все глубже и глубже (в собственную душу), то он, наконец, находит там то, что вверху, в душе выражается как расовые связи, национальные связи и т.д., что более или менее бессознательно заявляет о себе в душе; в самом же низу лежит демоническое, особен­но неопределенное, "животный донный ил". И затем эти люди, сторонники психоанализа, нередко потихоньку приходят к тому, что заявляют: там внизу, в тех демонических глубинах пребывают импульсы, ведущие к гнозису, теософии, Антропософии и т.п."!168(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

19. Живые и умершие

Общение в сверхчувственном мире
940. "После смерти с душой знакомятся так, как здесь со своим пальцем или головой: чувствуют себя внутри души ... душа чувствует себя единой с другим, душа пребывает внутри другого. Пребывание вовне означает, что души не замечают друг друга". "Подобным же образом между смертью и новым рождением человек пребывает вовне или внутри существ Иерархий. ... Чем выше Иерархия, тем больше человек чувствует себя после смерти связанным с ее сферой, чувствует себя несомым ею. ... Так, Архангелы несут человека мощнее, чем Ангелы, Архаи — мощнее, чем Архангелы и т.д."182 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

941. "Проведя определенное время в царстве, где человек пребывает между смертью и новым рождением, он расширяет круг своих переживаний и простирает его за пределы тех душ — будь они на Земле или над нею, — с которыми он кармически связан непосредственно. ... Индивидуальность А имеет кармическую связь с индивидуальностью В, но не с индивидуальностью С. Здесь становится видно, как умерший А простирает свои переживания к С через В. Этот последний становится посредником между А и С ... если имеет кармическую связь с С. Так расширяется это второе царство, хотя медленно и постепенно, но широко. Чело­век становится богаче и богаче с такими внутренними переживаниями, которые несут и усиление и ослабле­ние воли, которые позволяют нам вжиться в царство умерших. ... Бытие другой души там ощущают так, что знают: через нечто в этой душе я испытываю усиление воли, а через другую душу — ослабление. ... Себя там человек переживает через Иерархии. ... как сына, дитя Иерархий". Проходя врата смерти, человек "...вступает в царство всеобщей способности ощущения, в царство господства симпатии и антипатии... в этом царстве действует он. ... От этих его действий исходят постоянно несущие ощущение силы, силы симпатии и антипатии".
     "Умерший вообще не может сделать ничего, выражаясь образно, не может и конечности протянуть без то­го, чтобы в своем окружении не пробудить своим деянием удовольствия или страдания".182 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

968. "Если мы приходим в общую связь с духовным миром, создаем себе познание о нашем собственном бессмертии и имеем дело с душевно-духовным, то не может быть и речи о том, что при этом может вмешать­ся нечто не чистое. Но если мы имеем дело с отдельным конкретным умершим, то в таком случае — как уди­вительно это ни звучит — всегда имеется отношение к нашей кровеносной и нервной системе. В желаниях, изживающихся в кровеносной и нервной системе, живет умерший; оттого в нас могут быть возбуждены низшие желания. Опасность это представляет, естественно, лишь для тех, кто не очистил свою природу дисциплиной, культурой. Именно по этой причине в Ветхом Завете запрещается общаться с умершими, а не потому, что это грешно. О методах спиритизма, естественно, не может быть при этом и речи. Если общение совершается духовно, то это не грешно; не грешно, если оно совершается чистыми, проодушевленными мыслями; в противном же случае можно пробудить низшие вожделения. Не умершие возбуждают их, а элементы, в которых живут умершие. За­метьте себе: то, что здесь (на Земле) ощущается как животное, является основным элементом, в котором живут умершие. Царство, в котором живут умершие, проникая в нас, может легко и резко изменяться; что там является высшим, в нас может стать низшим".182 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

94. "Действия умерших сплетаются с чувствами и волевыми импульсами т.наз. живых. Это, собственно, и есть история". 179(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

209. Ницше родился в 1843 г., Шопенгауэр умер в 1860г., когда Ницше было 17 лет. "Существовала реальная связь, исходившая от души Шопенгауэра в духовном мире и входившая в душу Ницше. Каждую строку у Шопенгауэра Ницше прочитал так, что в него входил этот импульс из духовного мира. Ибо Шопенгауэр ушeл наверх, в духовный мир в 1860 г., когда там свирепствовала война. Чего хотел Шопенгауэр? Он хотел под влиянием этой войны дать дальнейший ход не столько своим сочинениям, сколько своим мыслям. Ницше действительно продолжил мысль Шопенгауэра, но сделал это исключительным образом. Шопенгауэр, пройдя врата смерти, видел: там, внизу он оставил свои сочинения в эпоху надвигающихся духов тьмы; но их ещe не было там. Свои мысли хотел он продолжить, импульсы, возникающие из них. ... и он образовал в душе Ницше импульс продлить его мысли. Что тогда из духовного мира вошло в душу Ницше, контрастировало с тем, что на физическом плане происходило в личном окружении Вагнера. ...
     Затем пришeл год 1879-й. Война, происходившая в духовном царстве, перешла вниз после низвержения духов тьмы. В 1883 г. в духовный мир перешeл Вагнер. Ницше, благодаря своей карме, о которой я сейчас говорю как об образующей его конкретное отношение к духовному миру, оказался в опасном положении. Возникла опасность, что духи тьмы поведут его по совсем плохому пути. Шопенгауэр имел, я бы сказал, трансцендентно-эгоистические основания. Как душа, он стоял в духовном мире и инспирировал Ницше так, чтобы тот продолжал его мысли. Это было продолжавшееся после смерти трансцендентно-эгоистическое основание. Эгоистическое не обязательно всегда должно быть злым. Но когда Вагнер вошeл в духовный мир, то духи тьмы были уже внизу. Он вошeл как бы совсем в иную атмосферу. Он стал —это надо сказать, ибо это истина, — он стал в неэгоистическом смысле руководителем Ницше из духовного мира. Он не понуждал Ницше продолжать его (Вагнера) мысли, но помог ему войти в фарватер, подходивший именно ему, Ницше; он сделал нечто благотворное для Ницше, вызвав в нeм в нужный момент духовное помрачение; этим он уберeг его от сознательного вступления в опасные сферы. ... неэгоистическим образом душа Рихарда Вагнера действовала на душу Ницше из более чистых сфер, чем те, где прежде действовала душа Шопенгауэра, пребывавшая внутри борьбы духов тьмы с Духами Света в духовных мирах. Чего действительно хотел Вагнер для Ницше — это как можно лучше уберечь его в его карме от пришедших на Землю духов тьмы.
     И Ницше был основательно убережен от духов тьмы. Ибо, кто даст воздействовать на себя соответственным образом последним сочинениям Ницше, тот найдeт в них большие мысли и именно — когда отделается от сильных сопротивлений". 178(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

291. "Современники Христа, которые через свою любовь ко Христу подготовились к жизни во Христе после смерти, полностью из человеческих сил впервые поняли Мистерию Голгофы в III столетии после еe свершения. Так что те, кто как ученики Христа, апостолы, жили в одно с Ним время, они умерли, жили затем в духовном мире, и там пробудились их силы точно так же, как они пробуждаются здесь. ... С конца II и в III столетии они инспирировали из духовного мира тех людей, которые были тогда внизу, на Земле. Прочтите с этой точки зрения отцов церкви II-III столетий... их речь мало понятна современным людям (напр., Тертуллиан: Верую в то, что абсурдно)".
     "У Тертуллиана сказано: "Распят был Божий Сын; это никакой не позор, ибо это позорно. Также умер Он; это именно потому вероятно, что неразумно". " Prorsus credibile est, quia ineptum est". — это именно потому вероятно, что неразумно. Это стоит у Тертуллиана. "Абсурдно" — сказано не у него, а у другого отца церкви. "И погребeнный воскрес, — говорит Тертуллиан, — ибо это невозможно. Мы должны в это верить, ибо это невозможно". 182(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

292. Старые теологи I и II столетий христианского летоисчисления черпали из древней науки посвящения. "Но такие посвященные, которые смотрели непосредственно в духовный мир, чтобы затем оттуда обозревать чувственный мир, не могли возникнуть в среде наступавших с севера народов по причине всех их задатков. Эти народы были несколько атавистически ясновидящими; они ведь стояли, собственно говоря, на более ранней, примитивной ступени человеческого развития. Они, эти готты, лангобарды и т.д., также принесли с собой нечто от древнего ясновидения. Но это древнее ясновидение не относилось к внутреннему созерцанию, а к такому духовному созерцанию, которое обращалось больше на внешнюю сторону. Они видели духовный мир некоторым образом извне, в те время как южные народы были предрасположены к видению духовного мира изнутри.
     Что это означает, что эти народы видели духовный мир извне, снаружи? — Это означает, что они, например, видели: вот мужественный человек пал в битве... они прослеживали этого человека далее, как он вживался в духовный мир. Но они прослеживали ... и то, как он должен оставаться деятельным для земных людей. ... Это чувство, что умершие здесь, с огромной силой переживалось во время, последовавшее за IV столетием, когда северная формация смешалась с римской формацией.
     И, видите ли, в эти созерцания северные народы восприняли и Христа. Они, прежде всего, смотрели на мир мeртвых, но там-то и были по-настоящему живые. Они смотрели на парящие над ними целые сонмы умерших, которые были живыми. Здесь, среди странствующих по земле людей, они не искали Христа, но они искали Его там, где были эти живые умершие".
     Отражение подобных воззрений можно найти в поэме "Хелианд", записанной между 825-835 годами. Там рассказывается о предводительстве Карлом Великим крестовых походов, тогда как он жил в 742-814 годах. Описывалось, что Христос с 12 палладинами (рыцарями короля Артура), среди которых был Иуда, отправился в Испанию. "Повсюду люди видели длящееся Событие Христа — если я могу так выразиться — как тени в воздухе. Если люди хотели выразить вещи, которые они чувствовали, то говорили: над нами протекает поток Христа; Карл Великий предпринял попытку войти в этот поток Христа и вместе со всеми палладинами создал отображение Христа с его 12 апостолами; в реальном духовном мире он продолжал деяние Христа. ... Некоторое число этих людей, живых умерших... самых избранных, было поставлено охранителями Св.Грааля. Сказание о Граале никак не понять, если не знать, кто были действительные хранители Грааля. Сказать нечто такое: значит, хранителями Грааля были вовсе не действительные люди, — показалось бы людям того времени просто смешным. Ибо они возразили бы: уж не думаете ли вы, фигуры из тени, странствующие по земле, что вы более действительны, чем те умершие, которые теперь собрались вокруг Грааля?... В определeнном смысле физический человек на Земле рассматривался как оболочка для живых умерших в их внешних действиях. Такова была особенность тех столетий. Тогда говорили: если эти живые умершие хотят нечто совершить на Земле, для чего им нужны руки, то они идут к физически живущим людям и совершают это через них.
     Но было и ещe нечто. В то время вообще были люди, которые говорили себе: нет ничего лучше, как тем людям, что почитаются на Земле и являются столь значительными существами в мире живых умерших, что должны охранять Грааль, предоставить оболочку. — И тогда в народе говорили: нужно посвятить себя, скажем, например, ордену Лебедя. — Ордену Лебедя посвящали себя те, кто хотел, чтобы рыцари Грааля могли действовать через них здесь, в физическом мире. И Лебедем назывался человек, через которого рыцари Грааля действовали в физическом мире.
     Обдумайте сказание о Лоэнгрине, как оно изложено: Эльза Брабантская попадает в беду, появляется Лебедь, т.е. принадлежащий рыцарскому ордену Лебедя, тот, кто принадлежит к братству Святого Грааля, его нельзя спрашивать о его тайне. И счастливейшими чувствовали себя в тех столетиях те, кто имел рыцаря Лебедя в своих рядах, подобно Генриху фон Саксен (876-936) во время его венгерского похода (933 г.)". 214(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

2. Христианство и импульс Гондишапура

297. "Мистерия Голгофы отстоит на 333 г. от середины греко-латинской эпохи. Ещe через столько же лет после этого времени определeнные духовные силы намеревались повести земное развитие совсем другими путями, чем те, которыми оно пошло благодаря Мистерии Голгофы. 333 года после 333-го года это — год 666-й; об этом числе лет автор Апокалипсиса говорит с большим темпераментом... Здесь, согласно намерениям определeнных духовных сил, с человечеством должно было нечто произойти и произошло бы, если бы не совершилась Мистерия Голгофы. Нисходящий путь, который предназначался человечеству с 333 г. — вершины эпохи души рассудочной, или характера, этот нисходящий путь был бы использован для того, чтобы человечество ввести совсем в иной фарватер, чем тот, каким оно должно идти согласно намерениям божественных существ, связанных с ним изначально, ещe с эпохи др.Сатурна. Произойти это должно было благодаря тому, что нечто, чему следовало лишь позже войти в человечество, душа сознательная с еe содержанием, через некий род откровения была бы дана человечеству уже в 666 г. И если бы это произошло и осуществились бы намерения существ, противостоящих развитию человечества, желающих захватить это развитие, то в 666 г. человечество было бы захвачено врасплох, наделено душой сознательной. ... Но что впервые должно происходить лишь с середины нашей эпохи, т.е. через 1080 лет после еe начала в 1413 г., т.е. в 2493 г. — когда человек должен будет продвинуться вперeд с сознательным постижением своей личности, — это через ариманически-люциферические силы могло быть напечатлено человеку в 666 г. ... Благодаря этому человеку была бы привита природа, которая сделала бы его неспособным найти путь к Самодуху, Жизнедуху и Духочеловеку. Человеку была бы отрезана дорога в будущее, и выступили бы совсем иные пути развития. Особый облик этой тенденции, феноменальный, грандиозный, но дьявольский облик, в истории не отразился, хотя некоторые следы всe же остались".
     Ряд людей действовал как некоего рода подручные духовных существ. Одним из них был Юстиниан (527-565), восточно-римский император. Он был врагом всего, что пришло из высшей мудрости эллинизма. Действуя как подручный определeнных духовных существ, он закрыл в 529 г. Афинскую школу философии, и последние остатки греческой учeности, высокая аристотелево-платоновская мудрость ушла в Персию. То же самое сделал Зенон Исарикус (император с 474 по 491 г.), закрыв эдиктом 489 г. философскую школу в Эдессе. "Так собрались около 666 г. в персидской академии Гондишапур те, кто были избранной учeностью... Греции и не имели ни малейшего понятия о Мистерии Голгофы. А в академии Гондишапур учили те, кто были инспирированы люциферо-ариманическими силами. ... Если бы намерения академии Гондишапур имели успех, то в VII столетии повсюду выступили бы высокоучeные, через свою высокую образованность в исключительной степени гениальные люди, которые странствовали бы по западной Азии, северной Америке, южной Европе, по Европе вообще и повсюду распространяли бы ту культуру 666 г., исходившую из академии Гондишапур. Эта культура должна была бы прежде всего поставить человека целиком на его личностное, принести целиком душу сознательную. ...
     Это была бы культура, по сравнению с которой всe, что ныне имеет внешний мир, выглядело бы просто малостью. ... Но это было нейтрализовано. На том месте осталось магометанство; Магомет с его учением и ислам пришли вместо того, что должно было прийти из академии Гондишапур. Мистерией Голгофы мир был убережeн от этого убийственного направления".
     Но Мистерия Голгофы не могла быть сразу понята обычными людьми до момента их смерти, и тогда в среде европейского человечества "возникла инспирация со стороны умерших, которую мы замечаем у Тертуллиана и многих других. Этим чувства людей были направлены на Мистерию Голгофы, и так вошло иное, а не то, что хотело изойти от академии Гондишапур. Так было предотвращено распространение хотя и высокой, но дьявольской мудрости". 182(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

391. "Умершие уже сегодня могут возвещать как правомерную, зрелую истину: душа есть то, что вы в состоянии думать о себе". Духи тьмы распространили в противовес этому: человек есть то, что он ест. 178(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Умершие и социальная жизнь

543. "Умершие теперь чаще подходят к отдельному человеку и вырабатывают в нeм то, что более годится в детском и юношеском периоде, тогда как всe то, что человек в наше материалистическое время вырабатывает в более зрелый период жизни, более или менее отделено от деятельности умерших. Часто незаконченными, фрагментарными остаются в наше время таланты по той причине, что умершие могут более подходить к отдельным душам, чем к тому, что живeт сегодня в человечестве социально. У умерших есть большое стремление подойти к социальной жизни человечества, но в нашу эпоху это очень трудно для них". "Резко очерченные понятия, которые неподвижны, не живут, их не любят умершие".
     "В сферах духа теперь, в 5-ой послеатлантической эпохе, содержится больше земного — вы должны представлять это себе, естественно, имагинативно, образно, — больше земных закономерностей в субстанциональности умерших, чем раньше. Умерший сегодня является в облике более образованном земными отношениями, чем раньше, является, я бы сказал, человекоподобнее, чем прежде. Поэтому умершие сегодня действуют на живущих здесь более или менее парализующе. Потому так трудно приблизиться сегодня к умершим, что человек ими легко оглушается. Здесь, на Земле, господствуют материалистические мысли; в духовном мире, как кармическое следствие этого, господствует определенное "оземление" спиритуальной телесности умерших. По этой причине умершие, так сказать, перегружены силой (uberkraftig) и действуют оглушающе. И сегодня, лишь усвоив силы через возможно более сильные духовно-научные ощущения, можно выстоять против этого оглушения. Это трудность из трудностей — вступить сегодня в отношения с духовным миром". 174(22)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1215. "Той стороной, которая на место Христа хочет поставить антихриста, развивается стремление воспользоваться тем, что особенно действует через материальные силы, но действует через материальные силы духовно. С той стороны, прежде всего, стремятся воспользоваться электричеством, а точнее земным магнетизмом, чтобы вызывать определенные действия на всей Земле. Я указывал вам, как в том, что было названо человеческим двойником, восходят силы Земли. Проникнуть в тайны этих сил, чтобы использовать земной магнетизм в его двойственности, как северный и южный магнетизм, с целью распространить по всей Земле управляющие силы, которые действуют духовно, — к этому стремятся американцы. Рассмотрите магнитную карту Земли и сравните ее с тем, что я сейчас говорю: прохождение магнитных линий, где магнитная стрелка отклоняется на восток и на запад, а где она совсем не отклоняется. Об этих вещах я не могу сказать больше нескольких намеков. С определенного направления неба постоянно действуют духовные существа; нужно только этих духовных существ поставить на службу земному бытию, и тогда — поскольку эти духовные существа, действующие из космоса, могут сообщать тайну земного магнетизма — придут к тайне земного магнетизма в связи с тремя вещами: золотом, здоровьем, продлением жизни. С помощью этих вещей можно действовать весьма значительно в плане группового эгоизма. Дело заключается лишь в том, чтобы иметь сомнительное мужество в таких вещах, которое в некоторых кругах уже имеют!... В космическое вторгается человеческая наука, но различным образом... это может происходить. Задача доброй, здоровой науки — найти некоторые космические силы, которые могли бы возникнуть на Земле через взаимодействие космических потоков двух направлений. Эти два направления суть: Рыбы — Дева (горизонт). Прежде всего будет открыта тайна, как то, что в космосе от Рыб действует как сила Солнца, соединяется с тем, что действует в направлении от Девы. Это будет хорошо, если откроют, как с двух сторон космоса утренние и вечерние силы могут быть поставлены на служение человечеству; с одной стороны — от Рыб, с другой — от Девы. Но об этих силах не думают там, где пытаются всего достичь через дуализм, полярность, через позитивные и негативные силы. Спиритуальные тайны, которые на Земле — "с помощью двойных сил магнетизма, положительного и отрицательного — дают духовному притекать из космоса, они приходят в Мироздании от Близнецов; это полуденные силы. Уже в древности знали, где дело здесь касается космического; а сегодня это знает экзотерическая наука, что за Близнецами в круге Зодиака каким-то образом таится положительный и отрицательный магнетизм. И дело здесь сводят к тому, чтобы парализовать то, что через откровение двойственности должно быть приобретено из космоса, парализовать это материалистически-згоистическим образом через силы, которые особенно от Близнецов струятся к человечеству и ни в коем случае не должны быть поставлены на службу двойнику.
     У других братств, которые тоже хотят пройти мимо Мистерии Голгофы, дело сводится к тому, чтобы исследовать двойственную природу человека ... которая в 5-ой послеатлантической эпохе существует благодаря лишь одной низшей, животной природе человека. Человек до некоторой степени действительно кентавр: он содержит в себе низшую, животную природу в астральном. ... Через взаимодействие двух природ в человеке и существует дуализм сил. Это тот дуализм, который восточной, индийской стороной, некоторыми эгоистическими братствами будет использоваться для того, чтобы и европейский Восток, который имеет задачу подготовить 6-ю послеатлантическую культуру, ввести в заблуждение. При этом они будут использовать силы, действующие от Стрельца.
     Перед человечеством стоит альтернатива: или двояким образом неправильно завоевать космическое или единым образом и правильно. Во втором случае астрологии будет дано настоящее обновление, ибо она сделалась атавистической и в старой форме больше не может существовать. Будет борьба за познание космоса. Одни будут использовать процессы утра и вечера тем образом, как я на это указал; на Западе будут использовать процессы полудня, исключая при этом процессы утра и вечера, а на Востоке — полуночные процессы. Больше не будут опираться на химические субстанции с их силами притяжения и отталкивания, но будут знать, что возникает иная субстанция в зависимости от того, имеют ли дело с процессами утра и вечера или полудня и полуночи. Будут знать, что такие материи совсем по-разному действуют на троичность: Бог, Добродетель и Бессмертие, или: золото, здоровье и продолжение жизни. Из взаимодействия того, что происходит от Рыб и Девы, нельзя развить ложное; здесь достигают того, что хотя механизм жизни в некотором смысле и отделяется от человека, но никакого господства силы группы над другими людьми не основать. Космические силы, полученные с этой стороны, породят удивительные машины, но только такие, которые исполнят работу за человека, т. к. будут носить в себе определенную силу интеллекта. И спиритуальная наука, восходящая к космическому, должна будет заботиться о том, чтобы великие заблуждения, исходящие от этих машино-животных, созданных самим человеком, не оказали никакого вредного влияния на человека". В будущем многое будет зависеть от того, насколько правильные отношения будут установлены с умершими. "Окольным путем через Близнецов в человеческую жизнь будут введены умершие, благодаря чему совершенно определенным образом человеческие вибрации будут введены в механические устройства, в машины. И космос будет двигать машины на этом окольном пути. ... Но необходимо использовать только элементарные силы, которые и без того принадлежат природе; так можно избежать включения не предназначенных к тому сил в машинную жизнь".
     "Главным образом две силы противостоят одна другой: представители принципа, который был преодолен уже с концом ХVIII в., и представители нового времени. Инстинктивно, само собой разумеется, большое число людей являются представителями импульсов нового времени. Поэтому представители старых импульсов XVIII, VII, ХVI веков вынуждены искусственно вплетаться в силы, исходящие от братств, действующих в духе группового эгоизма. Действенный принцип нового времени, стремящийся распространить власть среди возможно большего числа людей, есть хозяйственный принцип, принцип хозяйственной независимости. Но это только инструмент. ... Принцип XVIII, XVII, XVI веков маскируется за фразами о революции, за фразами о демократии. Маска здесь нужна для того, чтобы захватить как можно больше власти. ... Война Антанты с силами Средней Европы — это лишь майя, лишь иллюзия". (См. также л. 2, ИПН 180). 178(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru