Главная
Предметный указатель
двенадцать добродетелей — интуитивные |
1159. "Когда делают упражнения, ведущие к интуиции, то они влияют не только на эф.тело, но вплоть до сверхчувственных сил физ.тела. Конечно, не следует представлять себе, что при этом в физ. теле совершаются процессы, доступные обыкновенному наблюдению внешними чувствами. Это такие действия, о которых может судить только сверхчувственное познание. Они не имеют никакого отношения к внешнему познанию. Они наступают как результат зрелости сознания, когда оно может иметь переживания в интуиции, несмотря на то, что удалило из себя все известные ему дотоле внешние и внутренние переживания. Испытываемое в интуиции нежно, интимно и тонко; и по сравнению с этим физ.тело человека на современной ступени своего развития грубо. Поэтому оно является сильным препятствием для успеха в упражнениях, ведущих к интуиции. Если продолжать их с энергией, выдержкой и с
должным внутренним спокойствием, то они в конце концов побеждают могущественные препятствия физ.тела. Духовный ученик замечает это по тому, что постепенно получает власть над некоторыми проявлениями физ. тела, которые раньше протекали совершенно помимо его сознания. Он замечает это еще и потому, что на короткое время испытывает потребность так установить, напр., дыхание (или что-нибудь другое в этом роде), чтобы оно пришло в некоего рода согласие или гармонию с тем, что совершает душа при этих упражнениях и вообще при внутреннем погружении. Это было бы идеалом развития, если бы человек совсем не прибегал для своих упражнений к помощи физ.тела, а также и к дыхательным упражнениям и все, что должно произойти с телом, наступало бы только как последствие упражнений в интуиции". "Упражнения, ведущие к интуиции, требуют, чтобы духовный ученик изъял из своего сознания не
только образы, которым он отдавался для достижения имагинации, но также и жизнь в собственной душевной деятельности, в которую он погружался для приобретения инспирации. Итак, у него в душе не должно быть буквально ничего из известных ему прежде внешних или внутренних переживаний. Если же после этого устранения внешних и внутренних переживаний в его сознании не останется ничего, т.е. если он вообще лишится сознания и погрузится в бессознательность, то по этому признаку он может узнать, что еще не созрел для упражнений, ведущих к интуиции; и тогда он должен продолжать упражнения для достижения имагинации и инспирации. Когда-нибудь настанет время, когда после устранения внешних и внутренних переживаний сознание не окажется пустым, но когда, как следствие этого устранения переживаний, в сознании останется нечто, чему мы можем отдаться тогда во внутреннем погружении, как отдавались прежде
душевному содержанию, обязанному своим бытием внешним или внутренними впечатлениям. Но это "нечто" совершенно особого рода. По отношению ко всему, что было испытано раньше, это действительно нечто новое. Переживая его, мы знаем: этого прежде я не знал. Это есть восприятие в том смысле, в каком является восприятием действительный звук, который слышит ухо; но это "нечто" может войти в сознание только через интуицию, как звук может проникнуть в сознание только через ухо. Благодаря интуиции впечатления человека слагают с себя последний остаток чувственно-физического; духовный мир начинает раскрываться познанию в такой форме, которая не имеет уже больше ничего общего со свойствами физически-чувственного мира". 13 (5)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1164. "Очень легко понять неправильно слово интуиция, поскольку, напр., тот, кто обладает фантазией, поэтическими способностями, называет интуицией свои ощущения чувственного рода, что идут от мира. Но это темная, только почувствованная интуиция. Однако же она родственна тому, что я здесь называю интуицией. Ибо как человек полностью получает здесь свои чувственные восприятия, будучи земным человеком, так получает он отблеск высшего рода познания, интуицию, через земные чувства и земную волю. Иначе он бы не мог быть нравственным существом. Т.обр., то, что темно, полно предчувствий, возвещает о себе человеку в совести, является отблеском, некоторого рода теневым образом высшего, которое человеку впервые является в истинной интуиции, в высшем из доступных земному человеку родов познания. Человек действительно имеет, как земной человек, нечто от низшего и,
опять-таки, — теневой образ высшего, впервые достигаемого в интуиции. Средняя же область им, как земным человеком, оказывается полностью утраченной. Он должен ее себе приобрести: имагинацию и инспирацию. Интуицию он также должен приобрести — в чистом, полном света внутреннем; но именно в нравственных ощущениях, в содержании нравственности, совести он имеет земное отображение того, что позже выступает как интуиция. Т. обр., можно еще сказать: если человек, как посвящаемый, познающий, восходит к действительно интутитивному познанию мира, то тот мир, который он знал лишь в законах природы, становится столь внутренним, столь связанным с ним, насколько в ином случае с ним, как с земным человеком, был связан нравственный мир. И именно это значительно в человеческом существе на Земле, что во внутреннем темном предчувствии мы связаны с наивысшим, которое, в свою очередь, доступно лишь развитому познанию в его истинном
облике. ... Только через высшую выработку и одухотворение способности любви может быть достигнуто то, что открывается в интуиции. Для человека должно стать возможным способность любить сделать силой познания. Мы хорошо подготовимся к этой способности любить, если некоторым образом отделаемся от нашей склонности к внешним вещам, если мы, напр., будем регулярно делать упражнение, в котором пережитые нами вещи мы будем прослеживать идущими не в прямом, а в обратном порядке". Нашим пассивным мышлением мы порабощены событиями мира. Но мы должны поставить себе задачу временами порывать с их естественным ходом и, напр., просмотренную в театре драму прослеживать от конца к началу. Это можно сделать напряжением сил, почерпнутых лишь в своем внутреннем. "Т.обр., мы отрываем внутреннюю деятельность нашей души от помочей, на которых мы постоянно ведемся, и благодаря этому внутренне
духовно-душевное переживание мы понемногу приводим к точке, в которой духовно-душевное действительно отрывается от телесного, а также и от эфирного. Человек хорошо подготовится к этому отрыву, если каждый вечер будет представлять события прожитого им дня в обратном порядке. ... Вы скажете: человек переживает в течение дня так много, что было бы слишком долго все это представлять. Что ж, сначала можно взять лишь один эпизод, напр., представить в обратном порядке подъем-спуск по лестнице; тогда вы получите внутреннюю подвижность, а со временем сможете в 3-4 минуты представлять себе идущим в обратном порядке весь ход дневной жизни. Но этим, собственно, достигается лишь половина, по сути, негатив того, в чем нуждается человек для восхождения, для духовной выработки способности любить. Ибо это должно прийти к точке, где человек с любовью прослеживает каждое
произрастание растения. В обычной жизни человек видит рост растения лишь в пространстве, он не прослеживает совместно с растением его роста. В том же случае человек вплоть до отдельностей проделывает вместе с растением все, что в том происходит, он погружается в растение своей душой, сам становится растением, сам растет, цветет, сам приносит плоды на растении; он так полно погружается в растение, как если бы оно было столь же ценным для него, как и он сам. Далее человек подобным же образом входит в представление животного, в представление минерального, он чувствует, как минеральное образует себя в кристалл, он развивает некое внутреннее удовольствие от этого образования плоскостей, ребер, углов, в восприятии их ощущает внутреннее удовольствие, а при их раскалывании ощущает некое чувство боли, проходящее через его собственное существо. Так человек должен со-чувствовать и даже в душе со-волить со всем природным
свершением. Этому должна предшествовать настоящая, простирающаяся на всех людей способность любить. Человек не сможет правильно, описанным образом, любить природу, если сначала не выработает способности любить всех людей. Но когда мы т.обр. достигнем полной понимания способности любить людей и всю природу, тогда то, что воспринималось нами в аурических цветах, в звуках сфер, оно закругляется, оконтуривается в действительных душевных существ. ... Воспринять духовное существо человек может, лишь полностью погрузившись в него, использовав ту способность любить, которую он прежде развил в связи с природой. Духовная интуиция возможна только благодаря тому, что к ставшему пустым сознанию будет в тиши, в покое применено то, что человек смог развить как способность любить в природе. Представьте себе, вы обладаете способностью любить минералы, растения, животных. Теперь вы стоите с пустым
сознанием. Вокруг вас тишина, та негативная, стоящая ниже нуля тишина (инспирация). Вы ощущаете страдание, проистекающее из основы всего мирового бытия; это страдание в то же время является одиночеством. Здесь нет ничего. Но струящаяся из внутреннего многообразно дифференцированная способность любить, она ведет вас к тому, что выступающее в инспирации видимое, слышимое вы можете пронизать собственным существом. Вы погружаетесь через способность любить в существо, в другое существо (иерархическое существо). ... Нам открывается то, чем мы были до того, как взошли к своему последнему духовному бытию между смертью и новым рождением. Открывается предыдущая земная жизнь. Ибо истинное Я, пребывающее в повторяющихся земных жизнях, может открыться только в том случае, если способность любить ушла так далеко, что человек может другое существо вовне, в природе или в духовном
мире, любить так же, как себя. Но идущее через повторные жизни Я никогда не откроется любви к себе. ... для настоящей земной жизни это Я предыдущей земной жизни является столь же объективным, как объективны для нас камни и растения, когда мы стоим во внешнем пространстве. Мы должны научиться то, что для настоящей субъективной личности является совершенно объективным, совершенно чуждым, постигать в объективной любви. Мы должны преодолеть себя в настоящей земной жизни, чтобы вообще получить хоть какой-то прогляд в предыдущую земную жизнь". 227 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|