Главная
Предметный указатель
крест и розы - см. МЕДИТАЦИЯ — переживание природы |
Переживание природы 1009. "Из того, что тянется из прошлого, развивается идущее в будущее. В том, что мы созерцаем, постоянно находится возникающая и горящая материя, т.е. умирание и возрождение; огонь дает облик, переходящий в будущее. Если вы изучите это через те упражнения, что даны в "Как достигнуть познания высших миров?", изучите эти два полюса чувственных восприятий отделенными один от другого, то вы действительно научитесь ощущать эти явления умирания и рождения, и тогда мир впервые приобретет для вас свое истинное лицо. Правильно обученный, стоя перед человеком, воспринимает его правильно, т.е. видит, как в нем постоянно что-то умирает, а что-то вновь рождается. ... В тот момент, когда это постоянное отмирание и рождение нового становится для нас предметным, когда мы это действительно видим, не мыслим просто абстрактно,
но действительно постоянно видим возникающий в человеке труп и рождающееся дитя — так это можно видеть, — в тот момент, когда это делается восприятием, мы стоим внутри восприятия третьей Иерархии: Ангелов, Архангелов и Архаев. Мир тогда действительно приобретает это содержание. Мы не видим его больше таким, как прежде, когда, взирая на природу, мы воспринимали единство. Мы уже не можем это умирание и возрождение, этих Прану и Шиву природы воспринимать без того, чтобы не находить, как во всей природе растворяются деяния существ ... стоящей над человеком третьей Иерархии". Возникновение и прехождение можно наблюдать и в наших делах, но труднее. Путем долгого обучения мы тогда воспримем здесь Серафимов, Херувимов и Престолов. Так мы можем переживать два полюса: восприятие и воление. Между ними пребывает сфера чувства. Развивая внутреннюю жизнь,
мы живем в сфере чувства. Эта сфера открывается через саморассмотрение. "И когда мы научимся — научиться этому трудно, но все-таки возможно — наблюдать эти внутренние изменения в конкретных внутренних переживаниях, то мы воспримем себя как путешественника через мировое пространство. ... Тогда мировое пространство предстанет нам как нечто внутренне живое". Тогда мы научимся различать движения: вправо-влево, вверх—вниз и вперед — назад. 192 (17) Перейти к данному разделу энциклопедии
1013. "Полезно весь животный мир рассматривать как физиономию природы". Но делать это следует особым образом: в орле, напр., можно видеть выражение человеческого лба, в тельце — систему пищеварения, во льве — дыхание. Растительный мир тогда представляет собой мимику природы: он цветет, увядает. "Мимика природы — мир растений". Жестами природы является минеральный мир. Упражнения в подобных переживаниях вырабатывают в человеке способность отождествляться с другими существами. 156 (3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
5. О вопрошании духовного мира 1084. "Древние посвященные в местах Мистерий готовили себя к тому, чтобы свои наисерьезнейшие, святейшие вопросы посылать из сердец в мировые дали мировым духам во время утренней зари. Они говорили себе: когда Солнце посылает свои первые лучи на Землю, тогда человеческим вопросам дается лучший путь, чтобы проникнуть в дали космоса. ... Затем они говорили себе: теперь мы передали наши вопросы-загадки далям мира, в мировом лоне покоятся они, Боги воспринимают наши вопросы-загадки. ... Затем такие посвященные ждали, и в ночные часы они готовили свои сердца к восприятию. Это не было настроением, в котором выдвигают вопросы, они предавали свои сердца благоговейному, почтительному, но восприимчивому настроению. Так противопоставляли они свое почитание пробивающемуся свету полной Луны. И здесь они чувствовали:
теперь они получают ответ из Мироздания". "Древний посвященный сказал бы: ... люди развивают на Земле свою волю (красное), и когда солнечные лучи приходят от Солнца на Землю, человек может посылать свою волю по направлению к Солнцу, в миро вое пространство (стрелки). Некоторым образом на волнах воли, излучающейся от Земли к Солнцу, древние посвященные посылали свои вопросы в Мироздание. И если современный человек говорит: на Землю светит Луна (желтое), — то древний посвященный говорил: это лишь физическое, в действительности на волнах этого света к Земле идут мысли (оранжевое). Когда Солнце посылает свой свет на Землю, то Земля постоянно посылает в мировое пространство лучи воли, волю всех людей, живущих на Земле. А когда человек находится в лунном свете, то ему
посылаются из космоса лучи мыслей". Теперь человеческая организация стала грубее. И хотя человеческая воля и ныне излучается в Мироздание, но человек уже не чувствует столь горячо свои вопросы. Интеллект охлаждает вопросы. Колоссальной любознательности в отношении самых святых вопросов бытия теперь не испытывают. Современный посвященный также должен ставить вопросы и иметь терпение, если ответ не приходит сразу. Когда он воспринимает цвета, Солнце, Луну, звезды, других людей, растения, животных, то, давая им воздействовать на себя, он посылает им навстречу из себя поток, а в нем — загадки бытия. "Человек видит прекрасное растение. Он не смотрит на него пассивно, но направляет, например, взгляд на желтое. Он дает желтому подействовать на себя. И в то же время человек посылает желтому свой загадочный вопрос и дает ему погрузиться
в желтое цветка или также в утреннюю зарю. Человек передает, так сказать, все вопросы своего сердца не определенному впечатлению, такому, как восходящее Солнце, но изливает их во все чувственные восприятия". Древний посвященный ждал ответа до 14 дней, пока не появится полная Луна. Не сразу получает ответы и современный человек, погружая вопросы через восприятия чувств во все вещи. Но если он прошел достаточно продолжительную подготовку, то ответ явится, явится как бы изнутри. Вы не должны ждать 14 дней, точно определять время, когда придет ответ. "Вы должны ждать, пока не придет правильный ответ, когда внешнее станет внутренним и из вашего внутреннего придет ответ. В том состоит искусство духовного исследования мира, что человек может ждать и не надеется мигом получить ответ. ... Человек сегодня должен в поток времени погрузить то,
что он хочет развивать как большой разговор с космосом, как древние посвященные в лоно пространства вкладывали свои вопросы, чтобы они снова могли родиться для них из пространства: солнечное из лунного. И космическое должно вновь явиться, вновь родиться из человеческой души через некоторое время, которое определяют космические силы сразу, и нужно оказаться способным правильно ощущать, когда внутри встает действительно божественный свет, а когда просто человеческий". Понимая, как душевное стремится в волевом элементе к Солнцу, легче поймут и то, как духовно-душевное на волнах духовного космоса устремляется в мир после физической смерти. И человек поймет, как духовное возвращается с Луны, когда осознает свои лучшие мысли приходящими от лунного. Древние посвященные говорили, что вся необузданная инстинктивная воля, излучавшаяся от Земли, сжигается Солнцем и вредит
таким образом только самим людям, но не космосу. Но во время солнечных затмений земное зло распространяется по всему космосу. При лунном затмении мысли, устремляясь через тьму, получают внутреннее отношение к бессознательному человека. И древние посвященные говорили ученикам примерно следующее: лишь те, кто желает уловить дьявольские мысли из Мироздания, идут гулять при лунном затмении. 213(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1164. "Очень легко понять неправильно слово интуиция, поскольку, напр., тот, кто обладает фантазией, поэтическими способностями, называет интуицией свои ощущения чувственного рода, что идут от мира. Но это темная, только почувствованная интуиция. Однако же она родственна тому, что я здесь называю интуицией. Ибо как человек полностью получает здесь свои чувственные восприятия, будучи земным человеком, так получает он отблеск высшего рода познания, интуицию, через земные чувства и земную волю. Иначе он бы не мог быть нравственным существом. Т.обр., то, что темно, полно предчувствий, возвещает о себе человеку в совести, является отблеском, некоторого рода теневым образом высшего, которое человеку впервые является в истинной интуиции, в высшем из доступных земному человеку родов познания. Человек действительно имеет, как земной человек, нечто от низшего и,
опять-таки, — теневой образ высшего, впервые достигаемого в интуиции. Средняя же область им, как земным человеком, оказывается полностью утраченной. Он должен ее себе приобрести: имагинацию и инспирацию. Интуицию он также должен приобрести — в чистом, полном света внутреннем; но именно в нравственных ощущениях, в содержании нравственности, совести он имеет земное отображение того, что позже выступает как интуиция. Т. обр., можно еще сказать: если человек, как посвящаемый, познающий, восходит к действительно интутитивному познанию мира, то тот мир, который он знал лишь в законах природы, становится столь внутренним, столь связанным с ним, насколько в ином случае с ним, как с земным человеком, был связан нравственный мир. И именно это значительно в человеческом существе на Земле, что во внутреннем темном предчувствии мы связаны с наивысшим, которое, в свою очередь, доступно лишь развитому познанию в его истинном
облике. ... Только через высшую выработку и одухотворение способности любви может быть достигнуто то, что открывается в интуиции. Для человека должно стать возможным способность любить сделать силой познания. Мы хорошо подготовимся к этой способности любить, если некоторым образом отделаемся от нашей склонности к внешним вещам, если мы, напр., будем регулярно делать упражнение, в котором пережитые нами вещи мы будем прослеживать идущими не в прямом, а в обратном порядке". Нашим пассивным мышлением мы порабощены событиями мира. Но мы должны поставить себе задачу временами порывать с их естественным ходом и, напр., просмотренную в театре драму прослеживать от конца к началу. Это можно сделать напряжением сил, почерпнутых лишь в своем внутреннем. "Т.обр., мы отрываем внутреннюю деятельность нашей души от помочей, на которых мы постоянно ведемся, и благодаря этому внутренне
духовно-душевное переживание мы понемногу приводим к точке, в которой духовно-душевное действительно отрывается от телесного, а также и от эфирного. Человек хорошо подготовится к этому отрыву, если каждый вечер будет представлять события прожитого им дня в обратном порядке. ... Вы скажете: человек переживает в течение дня так много, что было бы слишком долго все это представлять. Что ж, сначала можно взять лишь один эпизод, напр., представить в обратном порядке подъем-спуск по лестнице; тогда вы получите внутреннюю подвижность, а со временем сможете в 3-4 минуты представлять себе идущим в обратном порядке весь ход дневной жизни. Но этим, собственно, достигается лишь половина, по сути, негатив того, в чем нуждается человек для восхождения, для духовной выработки способности любить. Ибо это должно прийти к точке, где человек с любовью прослеживает каждое
произрастание растения. В обычной жизни человек видит рост растения лишь в пространстве, он не прослеживает совместно с растением его роста. В том же случае человек вплоть до отдельностей проделывает вместе с растением все, что в том происходит, он погружается в растение своей душой, сам становится растением, сам растет, цветет, сам приносит плоды на растении; он так полно погружается в растение, как если бы оно было столь же ценным для него, как и он сам. Далее человек подобным же образом входит в представление животного, в представление минерального, он чувствует, как минеральное образует себя в кристалл, он развивает некое внутреннее удовольствие от этого образования плоскостей, ребер, углов, в восприятии их ощущает внутреннее удовольствие, а при их раскалывании ощущает некое чувство боли, проходящее через его собственное существо. Так человек должен со-чувствовать и даже в душе со-волить со всем природным
свершением. Этому должна предшествовать настоящая, простирающаяся на всех людей способность любить. Человек не сможет правильно, описанным образом, любить природу, если сначала не выработает способности любить всех людей. Но когда мы т.обр. достигнем полной понимания способности любить людей и всю природу, тогда то, что воспринималось нами в аурических цветах, в звуках сфер, оно закругляется, оконтуривается в действительных душевных существ. ... Воспринять духовное существо человек может, лишь полностью погрузившись в него, использовав ту способность любить, которую он прежде развил в связи с природой. Духовная интуиция возможна только благодаря тому, что к ставшему пустым сознанию будет в тиши, в покое применено то, что человек смог развить как способность любить в природе. Представьте себе, вы обладаете способностью любить минералы, растения, животных. Теперь вы стоите с пустым
сознанием. Вокруг вас тишина, та негативная, стоящая ниже нуля тишина (инспирация). Вы ощущаете страдание, проистекающее из основы всего мирового бытия; это страдание в то же время является одиночеством. Здесь нет ничего. Но струящаяся из внутреннего многообразно дифференцированная способность любить, она ведет вас к тому, что выступающее в инспирации видимое, слышимое вы можете пронизать собственным существом. Вы погружаетесь через способность любить в существо, в другое существо (иерархическое существо). ... Нам открывается то, чем мы были до того, как взошли к своему последнему духовному бытию между смертью и новым рождением. Открывается предыдущая земная жизнь. Ибо истинное Я, пребывающее в повторяющихся земных жизнях, может открыться только в том случае, если способность любить ушла так далеко, что человек может другое существо вовне, в природе или в духовном
мире, любить так же, как себя. Но идущее через повторные жизни Я никогда не откроется любви к себе. ... для настоящей земной жизни это Я предыдущей земной жизни является столь же объективным, как объективны для нас камни и растения, когда мы стоим во внешнем пространстве. Мы должны научиться то, что для настоящей субъективной личности является совершенно объективным, совершенно чуждым, постигать в объективной любви. Мы должны преодолеть себя в настоящей земной жизни, чтобы вообще получить хоть какой-то прогляд в предыдущую земную жизнь". 227 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|