Главная
Предметный указатель
УСТАЛОСТЬ |
65. "Селезенка является точкой соединения физ.тела с астр.телом. Поэтому в любом учебнике анатомии вы можете прочесть, что знание о селезенке весьма невелико. Селезенка — это тот орган, который находится на границе физических органов. Астр.тело, которое во время сна только через селезенку связано с физ. телом, работает над тем, чтобы удалять субстанции усталости из физ.тела".96 (16) Перейти к данному разделу энциклопедии
165. "Что от головной системы воздействует на весь организм, способствует отложению продуктов обмена веществ. Это воздействие хочет пронизать человека всякими солеобразными отложениями. Оно есть нечто такое, что вмешивается в систему дыхания и циркуляции и вызывает утомление, т.к. находится в отношении с внешним миром, зависит от внешнего мира неритмичным, немузыкальным образом, в то время как ритмы дыхания и циркуляции так жестко связаны с организацией, что равновесие для себя имеют в своих собственных законах. Что является замкнутой в себе системой, не может уставать, по меньшей мере в значительной степени. Ложными мероприятиями, которые разрушают ритмы у детей и взрослых, вызывают заболевания. ...Система конечностей и обмена веществ утомляет (вы можете это наблюдать, глядя на сытую змею)... постоянно хочет человека растворить".303 (II) Перейти к данному разделу энциклопедии
602. Вегетарианец меньше устает, поскольку в нем не отлагается мочевая кислота (соль). "Он сохраняет голову свободной и может поэтому легко думать, если вообще думает. Тому же, кто не может думать, освобождение головы ничего не дает, ибо необходимо привести в гармоническое созвучие весь организм".348 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
632. "Ощущение неправильного соединения астр. тела с эфирным порождает депрессии, с физ. телом— усталоеть и апатию". "Летом астр. тело сильно привлекается внешним миром. Его внутренняя способность к действию отступает назад. Силы физ. и эф. тел становятся преобладающими. В общем ощущении жизни это выражается в виде сильной усталости". "Если пациент впадает в духовную беспомощность, то это происходит оттого, что астр. тело бессильно использовать физ. и эф.тела. Со всем этим связан, однако, хороший сон, ибо астр. тело имеет незначительную связь с эф. и физ. телами. Но по той же самой причине пробуждение бывает трудным. Астр. тело не хочет входить в физическое. Лишь когда физ. и эф. тела утомлены к вечеру, наступает их нормальная связь с астральным. Вследствие этого пациент лишь вечером достаточно бодр. Все состояние указывает на то, что мы должны прежде всего усилить деятельность астр. тела. Этого мы всегда достигаем, давая внутрь мышьяк в форме натуральной воды. Через некоторое время мы замечаем, как человек, о котором идет речь, получает большую власть над своим астр. телом, взаимоотношение между астр. и эф. телами становится сильнее. Депрессия, апатия и усталость прекращаются. Физ.телу, которое вследствие длительного ослабления связи с астр.телом утратило обычную подвижность, мы должны прийти на помощь лечением фосфором в слабой дозе. Фосфор подкрепляет организацию Я так, что она может преодолеть противодействие физ.тела. Розмариновые ванны откроют исход отложившимся продуктам обмена веществ. Лечебная эвритмия вновь восстановит гармонию отдельных членов (нервно-чувственной системы, ритмической системы, моторной системы и системы обмена веществ) человеческого организма, которая была нарушена вследствие бездеятельности астр.тела. Если мы дадим пациенту еще бузинного чая, то вялый обмен веществ, постепенно установившийся благодаря бездеятельности астр.тела, станет снова нормальным. Мы могли констатировать у такого пациента полное выздоровление". Исследование духовного состояния пациента выявило сверхчувствительность, размягченность астр.тела. Как следствие этого проявляется легкая уязвимость физ.и эф.тел от катарального и воспалительного состояний. Пациент уже ребенком имел слабенькое, необеспечиваемое астр.телом физ.тело. Отсюда — корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш, часто ангина". "Следствием недостаточно функционирующего в системе обмена веществ астр.тела является склонность к запорам" Судороги наступают всегда, когда атрофируется эф.тело и астральное получает непосредственное влияние на физ.тело без посредничества эф.тела". "Если астр.тело функционирует недостаточно, то в физ.теле возникают процессы, которые являются чужими в человеческом организме. Результатом таких процессов является образование гноя. Оно представляет собой некоторым образом внечеловеческий процесс в человеке. Вследствие этого в выделениях мочи оказывается чистый гной. Это образование гноя имеет душевный параллельный процесс. Астр.тело столь же мало перерабатывает душевно-жизненный опыт, как физическое — вещества. Если образуются такие внечеловеческие вещества, как гной, то выступает также и такое душевное содержание внечеловече-ского характера, как интерес к анормальным жизненным взаимосвязям, предчувствиям, приметам и т.д.".27 (19) Перейти к данному разделу энциклопедии
975a. Правильным будет сказать: "мы чувствуем себя усталыми, потому что хотим спать". Во время сна наше Я и астр. тело наслаждаются физ. и эф. телами, буквально "переваривают" их, тогда как в бодрствовании они благодаря им получают внешние впечатления.161 (1.V.1915) Перейти к данному разделу энциклопедии
Значение сна
1004. "Ко сну ведет ... не действие усталости; сон состоит в наслаждении собой. И в этом самонаслаждении человек вырабатывает силы, с помощью которых он устраняет наступившую усталость. ... истинно, что каждый сон есть самонаслаждение, но не верно, что каждый сон устраняет усталость. ... И если нет усталости, как, например, у рантье, засыпающего на концерте, то человек орудует над своим физ. телом так же, как и в случае, когда он хочет устранить усталость... и в результате этого ... возникает всяческая неврастения и т.п.".175(5) "Нормальный сон компенсирует лишь столько сил, сколько их истрачено. Если продлить сон произвольно, как это может делать рантье, то это означало бы спать слишком долго. Но бывает необходим и продолжительный сон. Поскольку духовная работа многое изнуряет в физической организации, духовный работник нуждается в продолжительном сне. Обилие сна дает обилие новых жизненных сил, которые тогда разрастаются, поистине разрастаются, так что человек тогда пышет жизненными силами. Такие чрезмерно разросшиеся жизненные силы являются в то же время болезнью, ведут, разумеется, к болезни".154(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1053. Во время сна человек наслаждается, буквально переваривает извне астр. телом и Я свое физ. и эф. тела. Тяга к этому наслаждению вызывает чувство усталости. Получив достаточно такого наслаждения, мы просыпаемся — в нас развивается жажда восприятия внешнего мира. Люцифер и Ариман стараются нарушить нормальную, маятникообразную смену бодрствования и сна. Тогда, например, обыватель, придя в концерт, засыпает, предпочитая наслаждаться собой вместо музыки, не имея к ней интереса.161 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
1280. "На северо-востоке современной Франции некогда жила одна индивидуальность с честолюбивым характером; она владела там обширными поместьями. Тот человек распоряжался своим достоянием исключительно упорядоченным образом, исключительно систематическим, я бы сказал, для того времени образом. Он знал, чего хотел, в его характере смешивались сознающий свои цели человек и любитель авантюр, что позволяло ему совершать, более или менее успешно, небольшие военные походы со своими крепостными, из которых он формировал небольшие военные отряды, как это было принято тогда делать. С такими вооруженными отрядами он в небольших нашествиях искал, чего бы захватить там, либо здесь. С толпой солдат совершал этот человек походы с северо-востока Франции. И случилось так, что другая личность, менее склонная к авантюрам, но энергичная, в отсутствие владельца — сегодня это звучит парадоксально, но в то время подобные вещи могли происходить — захватила его замки и все достояние. И когда владелец вернулся домой, то обнаружил, что его собственностью владеет другой, и ситуация развилась так, что бывший владелец не выступил против нового владельца, т.к. последний был теперь сильнее, имел много сторонников, много солдат. ... Прежний владелец с толпой приверженцев стал в некотором роле крепостным в своем собственном владении. Он должен был теперь вместе со своими приверженцами, с которыми прежде пускался на авантюры, работать как крепостной, поскольку у него было отнято все. ... И часто ночами в окрестных лесах собирались у костра те, кто раньше владели теми территориями, и обсуждали всевозможные заговоры против тех, кто теперь захватил их собственность. Тот, кто прежде был большим собственником, стал более или менее крепостным рабом и всю остальную жизнь во время, свободное от работы, занимался разработкой планов, как снова вернуть себе свое бывшее владение. И он ненавидел того, кто у него все отнял. И вот обе индивидуальности прошли затем через врата смерти и в духовном мире во время между смертью и новым рождением проделали все то, что можно было там проделать, а в XIX в. воплотились вновь на Земле. Тот, кто потерял свое достояние и стал в некотором роде рабом, явился теперь как Карл Маркс, основоположник нового социализма. А отнявший у него владение явился как его друг Энгельс. Произошедшее тогда между ними, в дальнейшем во время долгого пути между смертью и новым рождением, отпечаталось в стремление выровнять его в новой жизни. Почитайте об отношениях, сложившихся между Марксом и Энгельсом, вчувствуйтесь в то, что проистекало из особой духовной конфигурации Карла Маркса, и соедините это с тем, что произошло с обеими этими индивидуальностями в VIII-IХ столетии, о чем я вам рассказывал, тогда, я бы сказал, на каждую строку Маркса и Энгельса упадет новый свет, и вам тогда не будет угрожать опасность утверждать абстрактно: вот это вызвано тем-то в истории, а это тем-то, но вы увидите людей, которые в новое время принесли с собой нечто, подобное их прошлому. А что вы хотите! Когда в VIII-IХ столетии люди собирались у лесного костра, то они разговаривали совсем иным образом, чем в XIX столетии, когда уже выступил Гегель, когда все уже решается с помощью диалектики. Но попытайтесь представить себе лес на северо-востоке Франции в IX столетии, там сидят заговорщики, они проклинают и бранятся на том своем языке. И переведите это на математически-диалектический язык XIX столетия, и вы получите то, что стоит у Маркса и Энгельса". 236 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
Работа физическая, умственная и сон
1875. "Телесная работа духовна, духовная работа телесна у человека и в человеке. Этот парадокс нужно усвоить и понять ... Дух омывает нас, когда мы работаем телесно. Материя действенна, подвижна, когда мы работаем духовно. ... Человек работает слишком много конечностями, слишком много работает телесно, какое это имеет следствие? Это приводит его в слишком большое родство с духом. Его постоянно омывает дух... В результате этого дух получает над человеком слишком большую власть; тот дух, который приходит к человеку извне. ... Извне мы делаем себя слишком духовными. Следствие тут таково: мы слишком надолго должны передать себя духу, т.е. мы должны долго спать. ... А слишком долгий сон, опять-таки, способствует в сильной мере телесной деятельности, исходящей от грудо-брюшной системы, но не головной системы. Он слишком сильно возбуждает жизнь, мы становимся слишком лихорадочными, горячими. Кровь волнуется в нас слишком сильно, она не может использоваться в своей деятельности в теле, если мы спим слишком долго. Следовательно, мы порождаем тягу много спать благодаря чрезмерной телесной работе". Но почему много спит ленивый? Потому, что он много двигает ногами, возможно размахивает руками. Он также что-то делает, и много, но бессмысленно. "Бессмысленная самодеятельность, как ею занимается ленивый, даже больше располагает ко сну, чем осмысленная". В осмысленном действии мы стягиваем к себе дух понемногу, и духу опять-таки не нужно слишком много бессознательно работать во сне, поскольку мы с ним работали сознательно. "Особенно осмысленны движения в эвритмии. Правильное сочетание физкультуры (бессмысленного) с эвритмией дает возможность регулировать сон и бодрствование в детском воспитании". "С духовной работой, т.е. с мышлением, чтением и т.д., дело обстоит так, что она постоянно сопровождается телесной деятельностью, постоянным внутренним распадом органической материи, ее омертвением. ... Если мы весь день без остатка занимались только научной деятельностью, то к вечеру в нас содержится слишком много распавшейся органической материи. Она действует в нас. Она лишает нас спокойного сна. ... Но если мы слишком сильно напрягались духовно-душевно, если мы читали что-то трудное, так что при чтении приходилось также и думать — что современные люди не особенно любят — если мы, т.обр., хотим читать много думая, то мы при этом засыпаем". Подобное же происходит на скучной лекции или концерте. "Если мы нашей духовно-душевной работой занимаемся так, что постоянно связываем с этим интерес, то этот интерес оживляет нашу грудную деятельность и не дает нервам чрезмерно отмирать. ... Чем большим интересом, теплом вы сопровождаете эту работу, тем более способствуете вы деятельности крови, удержанию материи живой, тем больше вы мешаете духовной работе разрушать ваш сон". "Мы должны работу, направленную вовне, одухотворить, направленную вовнутрь, интеллектуальную работу — пронизать кровью!" Первое имеет воспитательную и социальную сторону, второе — гигиеническую".293 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
XII. ДУША МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫМ
Кругооборот тела, души и духа
1908. "Только благодаря тому, что мы в бодрственную жизнь представлений некоторым образом вливаем воспоминания, что мы обладаем состояниями, в которых мы не имеем переживаний, состояниями сна во время от засыпания до пробуждения, мы ведемся назад в самих себя. И также неопределенная память о том, что мы хотим, т.е. нечто сновидческое, играющее в нашем сознательном бытии, дает нам я-чувство, наш я-импульс. В обычном сознании мы не переживаем его в полном сознании, мы переживаем его как толчок, идущий из нашей организации в сознание, этот я-импульс. С другой стороны, мы переживаем его благодаря тому, что от засыпания до пробуждения мы с нашим Я, не вступающим в обычное сознание, и с нашим астр. телом, которое также не вступает в обычное сознание, встречаемся с космосом и в наше сознание ударяет то, что мы как затемнение этого сознания переживаем от засыпания до пробуждения". Но что ввергает нас в сон? Сон наступает благодаря тому, что "...в воле мы развиваем органическую деятельность". Душевное действует в воле вплоть до мышц, как бы тонет в них и делается бессознательным. "Это исходит от потребностей, от телесных условий, из того, что мы в обычной жизни осознаём наше Я. Это происходит оттого, что мы носим на себе тело, которое, когда должна быть исполнена воля, прибегает к душе, которое, когда оно развиваемые им в воле силы хочет уравновесить, похищает душу в бессознательное сна, чтобы способствовать полному сознанию, собственно, пребывающего в бессознательности Я... Мы утопаем в телесно-физическом, когда в это телесно-физическое изливаем наш дух, а прежде — нашу душу. ... Мы чувствуем себя сильно, когда душа изливается в тело. Мы чувствуем себя не сильно, а бодрственно, когда обладаем представлениями и чувственными восприятиями. Иметь представления и чувственные восприятия означает жить вне тела. ... человек живет в духовном мире уже тогда, когда имеет чувственные восприятия и образует представления. ... Физический аппарат (чувства) не переживается; духовное, совершающееся в нем, — вот что переживается. По своей сути содержание восприятий вообще духовно. Только, как мы уже видели, в представлениях мы простираем деятельность чувств в организацию нервов. Деятельность нервов состоит в отмирании. Органическая деятельность непременно должна быть выключена, когда мы хотим представлять. Поэтому в чувственных восприятиях и представлениях мы живем в духовном. Но мы также, как люди, живущие от рождения до смерти, живем в духовном благодаря тому, что от этой жизни мы получаем только образы. Это своеобразное явление, что духовное, осознаваемое нами в представлениях, в чувственных представлениях, предстает только в образах. ... В представлениях мы сознательны, они, как таковые, носят абстрактный характер, они не являются интенсивно насыщенными образами. ... Но они серы только для нашего сознания. В действительности все представления, развиваемые человеком, содержат имагинации. ... Имея представления, вы имеете имагинации. Только представления остаются в сознании, а имагинации соскальзывают вниз и живут во всеобщей витальности вашего организма, во всеобщей жизнедеятельности. ... Мы обладаем чувственными восприятиями (см.рис., красное), затем в нас есть деятельность представлений (синее, зеленое), которую мы образуем из чувственных восприятий, и так получается голова Януса. Спереди она есть бледные представления, приходящие в сознание; сзади она есть имагинации, но они не приходят в сознание. Имагинации идут вниз, в организм и образуют всеобщую жизнедеятельность... они живут в сердце, в мозгу, в легких, повсюду. ... Благодаря этому все происходит так удивительно: здесь у нас — нарисованное красным и синим — дух в образе ... мы переживаем это душевно. Таким образом, дух является духом, когда он обращен вперед; назад, будучи обращенным к организму (зеленое), он является душой. Но в душевном он начинает утопать в полубессознательном и бессознательном и соединяться с телесным. За бессознательной душевной деятельностью исчезают имагинации. А с другой стороны выступает телесность. Но она пребывает в ночи сознания, тонет во сне и, лишь посылая волю в сознание, выявляет себя. Эта воля толкает нас с другой стороны; она делает нас сильными и дает нам переживание действительности. Но это переживание действительности и в наивысшем заявляет о себе как чувство. Мы видим здесь сны о действительности, но в бодрственном сознании ее нет. Так что между рождением и смертью мы дорогой ценой платим за наше бытие в духе: дух переживаем в образе, в образе чувственных восприятий, в образе представлений". "Но все телесное построено духом. И когда человек образует свои имагинации, он переживает эту лежащую на заднем плане жизнь имагинаций. Далее он переживает позади душевного то, что в обычном сознании пребывает как чувство. Чувство он сначала переживает сознательно. А за чувством находится инспирация". С каждым чувством вы получаете инспирацию, но она уходит в телесность, как имагинация — в жизненность. Инспирация нужна там для дыхательной, для ритмической деятельности. За волей стоит интуиция.
"Восприятия чувств. | | представления: | духовное переживание, но в образах, имагинации соскальзывают в жизненность | Чувства: | душевные переживания, но сновидческие,инспирация соскальзывает в ритмическую деятельность | Воля: | телесно-физические переживания, но во сне, интуиция соскальзывает в деятельность обмена веществ и движения." | И только предметное познание мы шлем в образной форме, как духовную деятельность. А поскольку это просто образы, то они могут соединяться с образами внешнего мира". Итак, душевное действует в голове, в нервно-чувственной организации, когда органическое там отмирает. В деятельности желез душевное не касается физического, железы его отделяют. В мышцах и костях душевное полностью связано с физическим. Имагинации, инспирации и интуиции реально присутствуют в нашей телесной деятельности, когда мы схватываем образы духа. "Когда дух погружается в телесность, когда он посылает в нее инспирацию, то он снова выступает на поверхности, проникает через жизненные импульсы вовне, цвет, прежде всего, дает человеческой коже, инкарнат, образует то, что называется человеческой физиономией, выявляется в благородном строении лба, в форме губ, подбородка, носа и т.д. Этот дух, погружающийся как инспирация, является нам, действуя сквозь ступени жизни, в покоящемся человеке". Походка, жестикуляция выражают интуитивное действие духа, когда он присутствует в теле не как дух, а как образование тепла, как химические процессы разложения, происходящие во время человеческой деятельности. Дух, погружаясь в человека, в его формах вновь соединяет его с миром. И так замыкается кругооборот.208(18) Перейти к данному разделу энциклопедии
935. "Чем больше мы устаем, тем больше выступают недуги жизни, например старческие недуги. Наша жизнь заключается в том, что мы постепенно учимся чувствовать, ощущать наше физ. тело. И это происходит, когда оно грубеет". "Устает наше сердце — это означает, что в нас вплетается знание, как построено сердце из Мироздания. Мы устаем желудком благодаря тому, что портим его едой; однако при этом в нас вплетается через усталость желудка вся мудрость, образ той мудрости из космоса, которая построила желудок".168 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
936. Усталость возникает, когда "...астр. тело не имеет достаточно власти восстановить гармонию между физическим и эф. телом".284 с.54 Перейти к данному разделу энциклопедии
937. "Человек не может уставать, если ему подобает жить в духе. Усталость означает потерю интереса к делу".300-в с.190 Перейти к данному разделу энциклопедии
Вера и знание
417. "В древности человек, делая вдох, переживал нечто такое, как будто со вдохом, с воздухом внешнего мира в него входило то, что жило как духовное в существах и фактах внешнего мира. Таким образом, в том, что я здесь обозначаю красным как вдыхаемый поток, человек переживал, скажем, гномов, нимф, всe то, что как духовно-душевное пребывало в окружающей природе. А когда он выдыхал (синее), т.е. воздух дыхания посылал вовне, то в выдохе эти существа снова становились невидимыми. Они некоторым образом терялись в окружающей природе. Человек вдыхал и знал: здесь, во внешней природе, пребывает духовно-душевное, ибо во вдохе можно было почувствовать его действие, человек при этом чувствовал себя связанным с духовно-душевным внешней природы. Это действовало на человека в те древние времена — выражаясь сравнительно —несколько опьяняюще. Он опьянялся духовно-душевным внешнего мира, а когда выдыхал — протрезвлялся". Но, опьяняясь, он также чувствовал, как нечто внутреннее наполняет его голову. А выдыхая, он чувствовал: Я снова отдал ощущение духовно-душевного. Сейчас мы поступаем так: вот перед нами мел, мы смотрим на него и берeм его. "В древности это было не так, но, глядя на мел, человек вдыхал то, что исходило от мела, затем он выдыхал и на выдохе брал мел, так что вдох был для него подобен наблюдению, а выдох — деянию. В позднейшем развитии человечества из человеческого восприятия исчезло переживание вдоха, и человек воспринимает только то, что от дыхания восходит в его голове". Он больше не воспринимает струение дыхания, поскольку впечатления чувств стали сильнее. Они выключают то, что восходит в дыхании. Когда вы сегодня видите или слышите, то внутри процесса зрения и слуха находится процесс дыхания. Но эти восприятия слишком сильны и затемняют дыхание. "И люди, ещe имевшие следы сознания того, что в свое время дыхание вводило людей в духовно-душевный мир, назвали то, что теперь оставалось, что затверждалось из чувственных восприятий в связи с дыханием, "Софией". Дыхания же больше не воспринимали". "Любившие развивать в себе эту Софию, имевшие особую склонность предаваться этой Софии, называли себя философами. Слово философия вообще указывает на внутреннее переживание. ... Как в голове чувственными восприятиями вбирается протекающий по телу вдох, так остальным телом воспринимается выдыхаемый воздух. В организме конечностей и обмена веществ вместе с выдыхаемым воздухом струятся телесные чувства, переживания, подобно тому, как струятся восприятия чувств через слух, зрение в опьяняющем действии в голове вдохнутого воздуха. Отрезвляющее действие выдыхаемого воздуха, погашающее восприятия, протекает совместно с телесными чувствами, возбуждаемыми в ходьбе, в работе. Деятельность, действия связаны с выдохом. И когда человек деятелен, когда он что-то делает, он чувствует, как от него как бы отходит прочь духовно-душевное... духовно-душевное как бы струится в вещи. ... Но это восприятие процесса выдоха, это восприятие протрезвления прекратилось, и остался лишь один след в греческой эпохе. Тогда, делая что-то, люди ещe чувствовали, как нечто духовное переходит в вещи. Но затем всe, что было в процессе дыхания, надломилось от чувства телесности, чувства напряжения, усталости в работе. Как процесс вдоха надломился в голове, так процесс выдоха надломился в остальном организме... чувством напряжения, согревания и т.д., тем, что жило в человеке, когда он чувствовал собственную силу, которую он применял во время деятельности, когда он что-то делал. Он теперь чувствовал в себе не процесс выдоха, как утомление, он чувствовал в себе действие силы, он чувствовал тело, пронизанное энергией, силой. Эта сила, жившая во внутреннем человека, была Пистис, вера, чувство Божественного, божественная сила, позволявшая работать: Пистис, вера. София — духовное содержание вдоха, надламываемое восприятием чувств. Пистис (Вера)— духовный процесс выдоха, надламываемый чувством телесности. Так вливались в человека мудрость и вера. Мудрость струилась к голове, вера жила во всeм человеке. Мудрость была идейным содержанием. Вера была силой этого идейного содержания. Одно принадлежало другому. ... В Софии имели утончение вдоха, в вере — уплотнение выдоха. Мудрость затем утончилась ещe более и в утончении стала наукой. Произошло и дальнейшее уплотнение силы. Человек чувствовал лишь своe тело. Он утратил сознание того, что есть вера, Пистис. И поскольку люди больше не чувствовали связи, произошло отделение того, что как простое содержание веры неким образом субъективно должно было восходить внутри, от того, что связывалось с внешними чувственными восприятиями. Сначала была София, потом, Scientia, обыкновенная наука, истонченная София. Можно также сказать: изначально София была действительным духовным существом, которое человек чувствовал как жильца в своей голове. Сегодня от этого существа остался лишь призрак. Ибо наука есть призрак мудрости. Это современный человек должен проводить через душу как некий род медитации: наука является призраком мудрости. Также и вера, с другой стороны, — так еe теперь обычно называют; особой разницы в словах здесь теперь не различают, — вера, живущая теперь, не является внутренне переживаемой верой древности, Пистис, а тесно связанной с эгоизмом субъективностью. Она есть уплотнeнная вера древности. В ещe не оплотневшей вере в человеке чувствовалось объективно Божественное. Сегодня же в вере находят лишь субъективно восходящее из тела воскурение ... ком былой веры". 211(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
552б. "Человек, который постоянно переживает лишь склонность давать людям любовь и полагает при этом, что он должен помогать всем людям, может впасть в другую крайность и начать постоянно заниматься самим собой и так запутаться в своем Я. Качества всегда проявляются в игре противоположных сил". "Далее следует обратить внимание на безразличие и притупленность в отношении к духовным мирам и приходящим оттуда влияниям. Многие из нас, эзотериков, слушают эзотерические уроки, но даваемое в них не находит в слушателях никакого отклика. Они не могут возвыситься духовно над повседневностью и предаться духовным мыслям. Иными же вообще руководит любопытство: а что там, в духовных мирах? Они принимаются даже за медитации, но не желают регулярно заниматься изучением, поскольку с ним связаны неудобства. Такой образ действий вреден для Я , потом для астр. тела, для эф. тела, а именно для той его части, которую составляет химический эфир. Разрушение этого эфира влечет за собой вредные последствия для соков и желез физического тела". 266-2, с.51-52, 131 "Сознание возникает благодаря тому, что днем астральное тело и Я разрушают эф. и физ. тело. Это такой процесс, когда нервное волокно как бы разрывается на части, когда астральное тело и Я осознают физическое окружение. ... возникает утомление в физическом теле". Ночью Я и астральное тело берут силы в духовном мире, окружают физическое тело образами, действующими оздоравливающе. Усталость возникает от интереса к вещам. "Человек должен научиться физическое познавать через духовное; тогда он теряет интерес к физическому. ... Если он рассматривает вещи без интереса, то сам излучает на них духовный свет; он становится Солнцем, освещающим вещи. Они же отражают его свет. Окружающий мир, отражающий его свет, становится Луной". Стремление к высшему из интереса мешает развитию человека, делает его окостенелым. Нервы разрушаются из-за симпатии и антипатии к вещам внешнего мира. Личный интерес к вещам из чистого долга и стремление представить себе духовных существ, стоящих за ними, — условие имагинации. Но потеря интереса должна вести не к равнодушию, а к хладнокровию. Иногда хотят помочь из сострадания, но потому, что не желают видеть страдания. Помогать же следует ради помощи нуждающимся и страдающим. Есть можно ради удовольствия, но и для того, чтобы, питая тело, лучше исполнять свое дело в мире. 266-1, с. 372-377
Перейти к данному разделу энциклопедии
|