Главная
Предметный указатель
УХО — и Люцифер |
Пасхальная имагинация
623. "Существует разница между зимней известью и весенней известью, этими важными отложениями под поверхностью земли. Зимняя известь ... в некотором роде представляет собой удовлетворенную в себе сущность. Она, если в ее сущность углубиться интуитивно, в том смысле, как это описано в моей книге "Как достигнуть познания высших миров?", — она пронизана многочисленными духами. Имеются элементарные существа, живущие в земном. Земля пронизана духами. Но она еще бывает в некотором роде удовлетворенной, что подобно удовлетворенности человеческой головы, когда она решила важную проблему и рада, что обладает мыслями, которые составляют это решение. Человек воспринимает, поскольку в интуиции он повсюду воспринимает также и элемент чувств, во всех земных образованиях извести внутреннее удовлетворение во время зимы.
...Но когда приближается весна, а именно с приходом марта, известь в отношении своих духовных качеств, можно сказать, приглушается. Она больше их не имеет, поскольку, как вы знаете, элементарные существа через некий род духовно-космического дыхания направляют свой путь в Мироздание. Известь становится притупленной в отношении своих мыслительно-духовных свойств. Но примечательно то, что она теперь становится вожделеющей. Она развивает некий род внутренней жизненности. Тонкая жизнь все более и более обнаруживается в извести, и она, по мере наступления весны, а потом лета, по мере прорастания растений, становится внутренне все подвижнее. Вещи, естественно, разыгрываются не грубо, а тонко, интимно. Вырастающие растения отнимают у извести воду, нечто из углекислоты... И это означает для нее внутреннее оживление. Она становится живой. Но благодаря тому, что известь становится внутренне живой,
она развивает колоссальную притягательную силу для ариманических существ. Каждый раз с приближением весны ариманические существа обретают надежду. В отношении природы они в общем-то не имеют особых надежд, поскольку свою суть они могут развивать только внутри человека. В животной природе человека могут действовать ариманические существа. Но с приближением весны ...под воздействием весенней извести у них слагается мнение, что во всеобщей природе могла бы развернуться их драконова природа ...они могли бы обрести возможность стянуть астральное из Мироздания, дабы одушевить эту живую известь, пронизать ее душой. Таким образом, с приближением марта для действительно ясновидящего наблюдателя начинается эта удивительная игра: человек видит повсюду, как в имагинациях по всей Земле развертываются надежды ариманических существ подобно, я бы сказал, духовному ветру, дующему повсюду, и видно, как ариманические
существа стремятся вызвать дождь астральности. ...И он, если бы им это удалось — а они стараются изо всех сил, — землю в летнее время, по меньшей мере частично, там, где она состоит из извести, превратил бы в одушевленное живое существо. ...И если бы какое-либо существо тогда поставило осенью свою ногу на землю, то земля ощутила бы от этого боль". Такого рода иллюзии ариманические существа получают и теряют каждую весну. И эти иллюзорные надежды ариманических существ заключены в нашей повседневной пище, в нашем хлебе. "Вовне эти иллюзии разрушаются. И тем более пробуждается у ариманических существ тоска по достижению своей цели там, где душа уже имеется, — в человеке. Так что человек каждую весну, хотя это и разыгрывается интимно, фактически рискует пасть жертвой ариманических существ. Весной, как ни в какое другое время, человек в этом отношении подвергается воздействию всех
ариманических сил в космосе. Нечто иное открывается взгляду, направленному вверх, куда восходят земные элементарные существа. Они там соединяются с облачными образованиями, принимают внутреннюю подвижность, подчиненную планетной жизни. Там, вверху, с приближением марта также происходит нечто. ...Там, вверху все пронизывается люциферическими существами. И как внизу ариманические существа, так вверху люциферические существа получают свои надежды и иллюзии. Если мы точнее войдем в природу ариманических существ, то она окажется эфирной. И ариманическим существам, свергнутым Михаэлем, недостает возможности так развернуть себя, чтобы иным образом, чем через оживающую, вожделеющую известь, смочь получить господство над Землей. Люциферические существа вверху пронизывают и заполняют собой то, что восходит туда, и делаются
деятельными, подвижными в верхнем элементе Земли. Эти люциферические существа астральной природы. Они получают надежду через все то, что весной устремляется вверх, смочь пронизать свою астральную природу эфирной природой и эфирную оболочку Земли увлечь вверх и поселиться в ней. Можно, таким образом, сказать: ариманические существа стремятся Землю одушевить астрально (см. рис., красноватое); люциферические существа стремятся воспринять снизу в свое существо эфирное (синее с желтым)". С прорастанием растений углекислота проникает в более высокие области, чем зимой. Эту углекислоту стараются притянуть к себе люциферические существа. Если бы им это удалось, то на Земле прекратилось бы дыхание, все, кроме физ. тела в человеке, они утянули бы к себе, и через эф. тело человека сами стали бы эфирными существами. Таковы стремления люциферических существ (духов) от начала до конца марта.
"Они надеются всю Землю превратить в такую тонкую чащу, в которой они, будучи сгущенными через эфирную природу человека, могли бы заниматься своим существом". "Если бы исполнились надежды ариманических существ, все человечество постепенно растворилось бы на Земле. Земля вобрала бы в себя людей. В конце концов на Земле возникло бы — таково намерение Аримана — одно большое существо, в котором растворились бы все человеческие существа. Они бы оказались связанными с этим большим, единым земным существом. Развитие связи с состояло бы в том, что человек своим организмом все более походил бы на живую известь. Он все более соединял бы свой организм с живой известью, все более обызвествлялся бы. Через это он метаморфизировался бы. превратил бы свой облик в иной, который выглядел бы примерно так: склеротизированный облик с некоего
рода крыльями летучей мыши и с такой вот головой (см. след. рис.). Человек был бы тогда в состоянии постепенно раствориться в Земле, и земное, вся Земля, на ариманический лад стала бы земно-живым существом. Если, с другой стороны, люциферические существа утянут эфирное человека и благодаря этому со своей астральностью некоторым образом сгустятся эфирно, тогда из них эфирным образом нечто возникнет... что, прежде всего, как бы из земных паров образует тело (синее), но оно строится только до груди, а над нею идеально поднимается человеческая голова (красное). Далее возникает нечто особенное, это существо имеет как бы крылья, образованные из облаков (желтое). Эти крылья как бы концентрируются спереди в некий род увеличенной гортани: с боков они могли бы сконцентрироваться в органы слуха, уши, и опять-таки соединиться с гортанью". Так встают образы Аримана и Люцифера, какими они изображены в малом куполе первого Гетеанума и в деревянной скульптурной группе. В то же время, это те предельные состояния человеческого, которых оно достигло бы, если бы впало в одну или другую из описанных крайностей. Ариманическое искушение возрастает весной, а с ним и люциферическое, которое длится потом все лето. "Если посмотреть в перспективе на окончание земного развития, то можно увидеть стоящую перед человечеством опасность того, что ариманические существа если и не растворят человека в Земле, то, по крайней мере, приведут к тому, что он сможет очерстветь в себе, перефилистерствовать, перематериализоваться, так что уже не сможет больше ни мыслить, ни чувствовать сверх того, что автоматически в нем думает и чувствует материя". "Кто развивает чувство того, как вверху, в испарениях углекислоты люциферическое хочет удушить физическое человечество, как внизу ариманическое в астральном дожде хочет так оживить всю Землю в ее известковых залежах, чтобы человек в ней склеротизировался, растворился, кто все это провидит, для того между люциферическим и ариманическим встает облик Христа, облик уже освободившегося от материи Христа, имеющего Аримана под своими ногами ...не принимающего в расчет ариманическое, преодолевшего его. ...Такой человек, с другой стороны видит Христа, преодолевшего то, что высшее человека хочет увлечь прочь от Земли. ...появляется голова Христа с таким лицом, с таким взглядом, с таким выражением лица, что этот взгляд, это выражение закругляются текучими силами Люцифера. Люциферическая мощь, втянутая в земное, поставленная в земное, — это облик Христа, каким Он является каждую весну, каким Он должен нам являть Себя: стоящим на земном — которое должно быть сделано ариманическим, — побеждающим смерть, восстающим из гроба, возносящимся как Воскресший к просветлению, которое приходит путем перевода люциферического в земно-прекрасное лицо Христа. Так между ариманическим и люциферическим является на Пасху в облике Воскресшего Христос ...так встает перед человеком воскресший Христос, утверждающийся внизу на ариманической власти, а сверху над ним парит Люцифер. Эта мировая имагинация встает как Пасхальная имагинация". (См. скульптурную группу "Представитель человечества".)223 (12)
Пасхальное время
Все переходит в эфирное. Все, что было в Земле духовным (в соли) увеличивает земную сферу. — Также и земные формы — через меркуриальный принцип. — Создается возможность для люциферических духов получить в свою власть элементарных духов; постоянно возобновляющееся "сбрасывание вниз". У люциферического принципа отнято лицо — крылья, гортань — ухо; никакой интеллектуальности, а (лишь) являющееся мышление, выражающееся в форме придатка к голове; крылья нащупывают мировые силы, ухо превращает их в мысли, гортань отпечатывает их в творящем слове. Слово. Оплодотворение земно-лунных сил через Солнце". Д.19, с.4 Перейти к данному разделу энциклопедии
Скульптурная группа 380. "Рассмотрим сначала трех существ. Одно стоит прямо. Оно выражает собой не символически, но художественно то, чем является человек как таковой. Конечно, в этом облике можно видеть, что земное человеческое выступает наиболее концентрированно в том облике, в котором три года жил Христос; и в этом облике, конечно, можно видеть выражение Христа. Но не следует все уплотнять, не следует подступать к группе с идеей: теперь я вижу Христа. ... Эта фигура стоит на уступе скалы. За нею скала поднимается ввысь. Внизу в выступе видна пещера; в которой сидит некое существо; я бы сказал, оно там скорчено; существо должно выражать нечто, относящеся к фигуре, стоящей вверху, которая как бы излучает из рук силы. И видно, как в пещере эти силы лучатся далее. Там, в пещере, видна рука — это лучащиеся силы выражаются в форме руки, выступающей из скалы. Видна рука, но это не рука — это силы, и они выражают себя в форме руки. Существо, находящееся в пещере, лишь одной головой напоминает человека; у него огромные крылья, как у летучей мыши, и драконообразное тело. Далее видно, что нечто вьется вокруг этого облика и под действием этого он сам вьется. И также можно видеть, что вьющееся вокруг облика связано со стоящей фигурой благодаря ее опущенной руке. Из нее лучатся силы и вносят нечто в то, что вьется. Если дать впечатлению воздействовать на душу, то можно прийти к ощущению, что золото течет в этот провал в земле и этим золотом существо в провале сковано. Другая рука у центральной фигуры поднята вверх. И над ней в скале видно другое существо, также лишь головой напоминающее человеческий облик; у него свисающие до земли крылья, но это не крылья летучей мыши. Его тело имеет такую форму, что вызывает вопрос: что бы это могло быть? Это тело таково, как если бы весь человек стал лицом, если бы лицо эластично растянулось и образовало форму тела. Это существо упало с высочайшей вершины скалы и сломало крылья. И видно, что поднятая рука главной фигуры отпечатлена в крыльях. Так мы имеем три образа: человек стоит здесь в своем существе; под ним, как вы уже догадались, Ариман, закованный в земной расщелине тем действием, которое исходит от протянутой вниз руки главного образа. Это действие производится на золото, находящееся в земле, и Ариман сам себя в него заковывает. Другая рука главного образа протянута вверх, она ломает крылья Люциферу, и он свергается вниз. ...Все в этих трех образах вплоть до самых мельчайших деталей создано из духовнонаучного созерцания". У Люцифера верхняя часть головы вся есть движение духовного, ничто не побуждает нас зафиксировать границы лба, как у человека. Там все подвижно, как пальцы на руке. У Люцифера также выступает связь ушей с гортанью. У человека они разделились лишь на Земле, на Луне же они были одним органом. Что составляет малые крылья гортани — это было могучим образованием, переходившим в нижние части ушных раковин. Верхние части ушей образованы лбом. "Весь человек был ухом... уши были крыльями; так что вы имеете уши, гортань и крылья, двигавшиеся согласно колебаниям мирового эфира гармонически-мелодично, а затем они обусловили своеобразное явление Люцифера ... Люцифер при этом локализовал то, что по сути было только космическим. Люцифер должен иметь вид вытянутого лица, ибо он — целиком ухо", и крылья -это уши, вытянутые в длину ушные раковины. Ариман — противоположность Люциферу, и естественно, у него присутствуют лишь намеки на то, что у Люцифера простирается столь мощно. У Люцифера — лоб-крылья, у Аримана — нижняя челюсть. Весь мировой материализм выражается в образовании жевательной и зубной системы. Как правило, человеческие лица бывают симметричны лишь с небольшими отклонениями. "Но у главного образа следует обратить внимание на то, что вся левая сторона лица склоняется к Люциферу, что левая часть лба иная, чем правая, склонившаяся к Ариману. Левой части лица соответствует поднятая рука, правой — опущенная. А во всем облике должна быть заключена большая внутренняя подвижность, чем она свойственна людям". "Христос — ни ненавидящий, ни неправомерно любящий. Он простирает руку не для того, чтобы сломать крылья Люциферу, но Христос есть Тот, Кто простирает руку, поскольку Он это может сделать из Своего внутреннего Существа. Он не ломает Люциферу крыльев, но Люцифер вверху не выносит того, что излучается из этой руки, и сам себе ломает крылья. ...Часто бывает и в жизни, когда человек, живя в окружении хороших людей, не выносит его, ибо не выносит соприкосновения с тем, что исходит от добрых людей. ... Также и Ариману Христос ничего не делает. ... он все делает с собой сам". 157 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
389. "Эти крылья (Люцифера) в их волнообразном формировании, они осязают все то, что как таинственно-духовное, спиритуальное, волнообразное действие имеется в Мироздании. И что в этих волнах осязается, — это идет через ушное образование во внутреннее люциферического существа, продолжается там. Люциферическое через ушное образование понимает то, что оно осязает крыльями, а через связанную с ними гортань это становится творческим словом, которое в формах живого пребывает и живет. ... Так Люцифер представлен художественно в куполе, так он будет представлен в пластической группе, которая должна была образовывать средоточие нашего Гетеанума. В этом средоточии Гетеанума должна была, в определенном смысле, стоять тайна Пасхи (Пасхальная имагинация)". Угрожающее в Люцифере и Аримане — это природные силы, развивающие свои тенденции от весны к лету. Им следует противопоставить исцеляющий Принцип Христа. Если бы удалось закончить все это архитектурно-пластическое целое (Гетеанум), то в будущем в нем должно бы было состояться во время Пасхи живое драматическое представление, род мистериального представления внутри этой пластики, этой архитектоники. Главными действующими лицами этой Мистерии были бы человек и Рафаэль с жезлом Меркурия, со всем тем, что связано с жезлом Меркурия. "На Пасху эта архитектура, эта пластика способствовали бы мистериальному представлению: человек, поучаемый Рафаэлем, поскольку ариманические и люциферические силы делают человека больным и поскольку через власть Рафаэля может быть введен исцеляющий принцип, большая мировая терапия, которая живет в Принципе Христа; и это может быть проведено и познано. И если бы могло быть сделано все это в целом — чему и предназначен Гетеанум, — тогда, напр., среди многого другого в людей могло бы течь то, что как тайна исходит от ариманического и люциферического, и это определенным образом венчало бы праздник Пасхи". Рафаэль — это Меркурий в христианской терминологии. 223 (12)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|