Главная
Предметный указатель
ФИЗИЧЕСКОЕ тело — см. также ТЕЛА — и сон |
1043. "Когда мы (утром) возвращаемся в физ. тело, то оно нам как бы говорит: в течение всей ночи ко мне подступала Земля, желая превратить меня в пыль. Только благодаря тому, что вчера, позавчера весь земной день ты удерживал меня вместе с помощью Я и астр. тела, я все еще остаюсь физ. телом: во мне продолжают действовать консолидирующие силы. — Также строящие силы эф. тела говорят: как раз благодаря тому, что мы усвоили привычку быть подобными себе, мы сохранили человеческую форму. Во время сна, когда ты спал, когда ты был вне эф. тела, силы Мироздания хотели разметать его по всем ветрам. Каждый раз, просыпаясь, мы, по сути говоря, делаем напряжение для того, чтобы наше физ. тело снова правильным образом взять в свое распоряжение — оно же хочет потеряться в течение нашего сна, — и мы это делаем с помощью Я. Обученное Я может ощутить, как каждое утро ему приходится как бы заново овладевать физ. телом. Астр. тело при пробуждении может ощутить, как ему приходится эф. тело делать подобным себе, а оно хочет принять не человеческую форму. Астральное тело должно снова вгонять его в человеческую форму. Можно сказать так: тело во время сна теряет склонность к тому, чтобы им овладевало Я, эф. тело теряет склонность к тому, чтобы иметь человеческий облик. Оно хочет развеяться". Если Я и астр. тело внезапно покидают физ. и эф. тела, то последние не могут распасться сразу, т.к. в них еще сохраняется тенденция к консолидации, заложенная в них Я и астр. телом. Поэтому человек мог бы даже превратиться в статую. Это изображено в мифе о Ниобе, у которой было семь здоровых сыновей и семь дочерей. Ей позавидовала Латона, мать Аполлона и Артемиды, у которой, хотя она и была Богиней, было только двое детей. Ниоба отказалась приносить жертвы, жила целиком в физ. теле, и ей пришлось пережить смерть своих 14 детей от стрел Аполлона и Артемиды. В страданиях ее Я и астр. тело соединились с тем, что произошло вокруг нее, а она сама превратилась в статую. "Если бы Ниоба смогла проспать хоть одну ночь после испытанного горя, то она не стала бы статуей, поскольку физ. тело тогда восприняло бы в себя силы стать подобным Земле, т.е. силы распасться". В древности человек постоянно испытывал страх перед тем, что утром его Я не удастся овладеть правильным образом физ. телом. Грек, например, хорошо сознавал: "эф. тело каждую ночь испытывает склонность разлететься на четыре различных облика: на нечто ангелоподобное, львоподобное, орлоподобное и тельцеподобное. Человек должен был каждое утро из астр. тела стараться эти четыре члена эф. тела, если можно так выразиться, синтезировать таким образом, чтобы снова возник правильный человек. Но греки охотно жили в физ. и эф. телах. Я часто приводил вам звучавшее в Греции изречение: лучше быть нищим на Земле, чем царем в царстве теней, в нижнем мире. — Грек любил это физическое бытие. Он хотел быть укрепленным в овладении своим физ. телом, в уподоблении эф. тела человеку. И, видите ли, из этой тенденции возникла трагедия. Из аристотелевского определения трагедии, драмы видно, что греки представляли ее себе совершенно иначе, чем современные люди. ... Трагедия была средством правильно овладеть физ. телом, сформировать свое эф. тело. И трагедия строилась так, что человек, глядя ее, переживал страх и сострадание... Он должен был переживать страх, поскольку благодаря ему возрастала его сила правильным образом каждое утро овладевать физ. телом. Через переживание сострадания укреплялось астр. тело для правильного формирования эф. тела". "Вы поймете Лаокоона, если будете знать, что здесь перед вами нечто, подобное Ниобе, что здесь извне разрушаются физ. и эф. тела. Целое борется с Я и астр. телом, которые вытесняются, выдавливаются. Во всем: в форме губ, в форме лица, в положении рук, в форме пальцев Лаокоона — перед вами ситуация, описанная выше".211 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
1045. Человек туловища спит постоянно. "Сонное сознание туловища днем более смутно, чем во время сна, где оно более просветлено; разница эта невелика, но она есть". "Как днем спит голова под светлым дневным сознанием, так спит человек конечностей под смутным сознанием сна параллельно смутному сновидческому сознанию. Какие сны видит человек конечностей? Он видит сны о будущей инкарнации".181 (15) Перейти к данному разделу энциклопедии
1053. Во время сна человек наслаждается, буквально переваривает извне астр. телом и Я свое физ. и эф. тела. Тяга к этому наслаждению вызывает чувство усталости. Получив достаточно такого наслаждения, мы просыпаемся — в нас развивается жажда восприятия внешнего мира. Люцифер и Ариман стараются нарушить нормальную, маятникообразную смену бодрствования и сна. Тогда, например, обыватель, придя в концерт, засыпает, предпочитая наслаждаться собой вместо музыки, не имея к ней интереса.161 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
1054. Ребенок во время сна наслаждается телом, корова — пищеварением. Взрослый человек так пользуется своим телом в течение дня, что к вечеру испытывает к нему большую антипатию. "Он засыпает потому, что тело ему больше не симпатично. ... и он спит до тех пор, пока не преодолеет в душе эту антипатию; и он просыпается, когда снова возникает симпатия к телу".349 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Работа физическая, умственная и сон
1875. "Телесная работа духовна, духовная работа телесна у человека и в человеке. Этот парадокс нужно усвоить и понять ... Дух омывает нас, когда мы работаем телесно. Материя действенна, подвижна, когда мы работаем духовно. ... Человек работает слишком много конечностями, слишком много работает телесно, какое это имеет следствие? Это приводит его в слишком большое родство с духом. Его постоянно омывает дух... В результате этого дух получает над человеком слишком большую власть; тот дух, который приходит к человеку извне. ... Извне мы делаем себя слишком духовными. Следствие тут таково: мы слишком надолго должны передать себя духу, т.е. мы должны долго спать. ... А слишком долгий сон, опять-таки, способствует в сильной мере телесной деятельности, исходящей от грудо-брюшной системы, но не головной системы. Он слишком сильно возбуждает жизнь, мы становимся слишком лихорадочными, горячими. Кровь волнуется в нас слишком сильно, она не может использоваться в своей деятельности в теле, если мы спим слишком долго. Следовательно, мы порождаем тягу много спать благодаря чрезмерной телесной работе". Но почему много спит ленивый? Потому, что он много двигает ногами, возможно размахивает руками. Он также что-то делает, и много, но бессмысленно. "Бессмысленная самодеятельность, как ею занимается ленивый, даже больше располагает ко сну, чем осмысленная". В осмысленном действии мы стягиваем к себе дух понемногу, и духу опять-таки не нужно слишком много бессознательно работать во сне, поскольку мы с ним работали сознательно. "Особенно осмысленны движения в эвритмии. Правильное сочетание физкультуры (бессмысленного) с эвритмией дает возможность регулировать сон и бодрствование в детском воспитании". "С духовной работой, т.е. с мышлением, чтением и т.д., дело обстоит так, что она постоянно сопровождается телесной деятельностью, постоянным внутренним распадом органической материи, ее омертвением. ... Если мы весь день без остатка занимались только научной деятельностью, то к вечеру в нас содержится слишком много распавшейся органической материи. Она действует в нас. Она лишает нас спокойного сна. ... Но если мы слишком сильно напрягались духовно-душевно, если мы читали что-то трудное, так что при чтении приходилось также и думать — что современные люди не особенно любят — если мы, т.обр., хотим читать много думая, то мы при этом засыпаем". Подобное же происходит на скучной лекции или концерте. "Если мы нашей духовно-душевной работой занимаемся так, что постоянно связываем с этим интерес, то этот интерес оживляет нашу грудную деятельность и не дает нервам чрезмерно отмирать. ... Чем большим интересом, теплом вы сопровождаете эту работу, тем более способствуете вы деятельности крови, удержанию материи живой, тем больше вы мешаете духовной работе разрушать ваш сон". "Мы должны работу, направленную вовне, одухотворить, направленную вовнутрь, интеллектуальную работу — пронизать кровью!" Первое имеет воспитательную и социальную сторону, второе — гигиеническую".293 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
|