BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ХРАМ — церковь

3. Виды искусства

Архитектура, пластика

     569
. "Египетская архитектура, например пирамида, своими пространственными отношениями, линиями указывает путь душе, восходящей из физического в духовный мир. Греческий храм посвящает свои пространственные линии богам, так что они могут их касаться своими эф.телами. Греческий храм может существовать без людей. Романская архитектура, например церковь с ее крестообразной в плане формой, представляет собой место погребения. Готический храм немыслим без молящихся в нем людей". 102 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     570
. "Прикованность к Земле, время Камалоки выражено в пирамиде; победа над физической формой, победа над смертью выражена в кресте, на котором был распят Иисус, и который должен напоминать нам о духовной победе над смертью, о Христе". В форме креста строилась крипта, подземная часовня римских христиан. "Но уже не духовную победу над смертью, а ощущение души, побеждающей смерть в теле, выражает готический храм, собор". 105 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     578
. "В прошлом каждый дверной замок, каждый дом, строение находились в соответствии со строем души; в них была влита душевная субстанция. ... То, как вся деревня группировалась вокруг церкви, было не чем иным, как выражением всей совершавшейся там душевной жизни. Все эфирные потоки сходились к тому месту, где стояла церковь". 284, с. 71


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     357
. Стены Гетеанума эфирно живые. "Внутренними формами наше строение должно говорить, и оно долж­но говорить речью богов". Природа создала в человеке гортань для речи. ..."Так и мы творим гортань, с по­мощью которой боги могли бы говорить нам. Постараемся "подслушать" формы стен, они — гортань для богов; и мы тогда ищем путь обратно в рай". Гетеанум — двухчленен, но архитектонически его формы рав­ноценны. В христианской церкви пространство для верующих и алтарная часть совершенно различны. У нас в большом куполе больше физическое; а в малом мы попытались сделать преобладающим духовное. Но возвы­шение к духу выражено уже через формы.
     Говорящие стены, говорящие окна. В них рисунок дан за счет изменения толщины стекла и меняющегося за счет этого характера прохождения света: взаимодействуют материя и дух. Если человек хочет проник­нуть сквозь говорящие стены, то окна, сочетанием темного и светлого, говорят ему: "так обретаешь ты, о человек, путь к духу". Они являют нам образы, которые мы встречаем, переступая Порог. Греческий храм был обителью Бога, христианские храмы — это оболочка общины. Наше же строение не должно замыкать. 286 с.37-39


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     358
. Чувствовать круг на плоскости, шар в пространстве означает чувствовать самость, чувствовать Я". Для живого чувства характерно умение жить в формах. Если форму круга расчленить т.обр. (1), то это указывает на отношение Я к внешнему миру, борьбу или взаимоотношение с внешним миром (тогда как обычный круг замкнут от окружающего); рождается чувство, что внутреннее сильнее внешнего. Но если круг расчленить так (2), то это означает, что внешнее сильнее внутреннего. Этот принцип действует и в пространственных (архитектур­ных) формах: волнистая линия означает победу внутреннего, зубчатая — внешнего. А такая форма (3) рождает чувство, движения.

     Когда мы переживаем эллипсовидную форму, наше астр.тело бессознательно для нас производит сложе­ние и испытывает наслаждение от идеального совпадения суммы (точек, удаленных от двух центров). В случае переживания гиперболы астр.тело вычитает. Форма лемнискаты вызывает бессознательный процесс умножения. Специальной формой лемнискаты является такая форма (4). В ней точка перекрещивания линий исчезает в 4-м измерении, с линией 3 вновь приходит в физическое, а с линией 5 вновь исчезает и возвращается с линией 6. Деление возникает при определенном поло­жении по отношению к кругу, когда астр.тело фиксирует две точки в круге, а само находится в треть­ей, вне круга.

     Имея перед собой круг, мы имеем нечто простейшее и, одновременно, мы выходим в мир, который явля­ется результатом борьбы, где Ариман и Люцифер производят деление, по отношению к которому наше высшее Я выступает неким частным. Все указанные отношения находят свое выражение в Гетеануме. Если, напр., человек входит с балюстрады туда, где стоит орган, то его душа начинает производить умножение. Весь Гетеанум выражает человека. Когда человек выпрямляется, то его земная воля действует против космичес­кой, от этого сгущается эф.тело и оплотневает свод черепа. Каждое семилетие жизни образует род колон­ны (пары колонн) — эфирные ноги и т.д.
     В христианской (готической) архитектуре выражена мысль: "мы живем в доме, но мы возвышаем душу, возносясь в предчувствии к духу". Новая мысль строительного искусства такова: "в почитании мы входим в дух и становимся едины с духом, который вокруг нас изливается в Формах, ибо вокруг нас Духи Формы, и все приходит в движение, ибо за Духами Формы стоят Духи Движения". 286 с. 44-53


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru