BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ХРИСТОС Иисус - см. также ИИСУС из Назарета ИМПУЛЬС Христа — в истории

ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ



I. ДУХОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ (общий обзор)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

2. "В период от 1413 до 3573 г. ... должно быть обретено братство для тел, свобода для душ и равенство для духов". 185(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

487. "Политическим революциям надлежало бы совершаться лишь в большом стиле, в связи с революцией всей духовной жизни. Одна из таких великих, всеобъемлющих революций произвела Христианство. Политические революции последнего времени не достигают своей цели по той причине, что им недостаeт движущей силы, революционизирующей мировоззрение". Люди становятся революционерами не в силу новых представлений, а только из-за недовольства существующим.
     "Гегель был наинепродуктивнейший дух, какой только можно себе представить. Он был не способен порождать из своей фантазии новые идеи. Но он был наиразумнейшим из всех когда-либо живших людей. Поэтому он пронизал весь старый мир идей вплоть до самых его интимных уголков. И этот мир идей он нашeл осуществленным в прусском государстве". Ибо мир представлений и форма государства связаны друг с другом. Поэтому Гегель сказал, что всe действительное разумно. "Последнее слово старого мировоззрения высказал Гегель. И с этим революционизировать нельзя". 33, с.114-115


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

502. "В человечестве должна развиться способность видеть сквозь речь: люди должны будут усвоить постижение в речи движения, жеста. И не истечeт ещe этот (5-й) период — хотя в целом это будет ещe развиваться и в 6-ой культуре, — как люди придут к тому, чтобы иначе, чем теперь, внимать речи человека. Речь сможет выразить зависимость человека от третьей Иерархии: от Ангелов, Архангелов и Архаев, — выразить то, благодаря чему человек как бы врастает в сверхчувственно-духовное.
     Это приведeт к тому, что сквозь речь станут слышать душу человека, что вызовет и иную социальную жизнь. ... И как раз многое из того, чем являются силы зла, должно быть претворено так, чтобы стало возможно вслушаться в речь другого, дабы через речь услышать его душу. Тогда ... человека охватит своеобразное цветоощущение, и из этого цветоощущения речи люди научатся интернациональному взаимопониманию. ... Что в ином случае, когда смотришь на человека, ощущаешь как тепло, станет в некотором роде цветом. ... Третье заключается в том, что люди станут интимно переживать в себе также выражения чувств, конфигурации чувств других людей. Во многом этому может способствовать речь. Но конфигурацию чувств встречаемого человека другой будет переживать не только в речи, но и в себе, в своeм собственном дыхании. ... Один будет вызывать в нас более ускоренное, другой — замедленное дыхание... и так мы будем знать, с какого рода человеком мы имеем дело. ... На развитие этого уйдeт весь 6-ой и часть 7-го послеатлантического периода.
     В 7-ом периоде будет достигнута частица того, что является четвeртой областью, т.е. следующее: принадлежа волевым образом какой-то общине, люди должны будут — да простят мне такое выражение — друг друга переваривать ... Люди должны будут друг друга переваривать в области воли. Люди должны будут дышать друг другом в области чувств ... красочно ощущать друг друга в области понимания через речь ... познавать друг друга как Я, учась правильно смотреть друг на друга.
     Все эти силы будут внутренне-душевного характера, т.к. для их полного развития наступят эпохи Юпитера, Венеры и Вулкана. Но намeка на их развитие требует от человека уже земное развитие. И наша современность, в еe знаменательном катастрофическом движении, представляет собой противление человечества всему этому". Должно быть преодолено всякое социальное обособление, но в мир бросается дешeвая формула: люди должны группироваться по нациям!
     "Необходимо проникнуть взором в подобные факты, если желаешь обрести почву для понимания т.наз. мистерии зла". 185(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

525. "Прекраснейшим, значительнейшим качеством для будущего развития является лелеяние в себе как раз естественнонаучного, объективного интереса к ошибкам других людей, когда ошибки других людей интересуют человека гораздо больше, чем желание их критиковать. Ибо в течение трeх последних эпох — 5-й, 6-й и 7-й — человеку предстоит всe больше и больше с любовью разбираться в ошибках другого человека". Познать себя можно будет познавая других.
     "Что способно привести к значительным выводам о человеческой природе — это рассмотрение патологического в человеке. ... надо сказать себе: как раз трагическое — его, конечно, нельзя желать — может быть иногда бесконечно поясняющим глубочайшие тайны жизни. Значение мозга для душевной жизни узнаeшь лишь благодаря тому, что всe больше и больше изучаешь болезненные мозговые явления людей. Это школа для пробуждения интереса к другому человеку. Мир, я бы сказал, подходит к болезни с грубыми средствами, чтобы приковать к ней наш интерес. Интерес же к другому человеку — это, вообще, есть то, что в ближайшие времена способно социально продвинуть человечество вперeд, в то время как противоположностью позитивности — например, бесконтрольным энтузиазмом или отталкиванием человека — человечество социально отбрасывается назад. Все эти вещи связаны с тайной нашей эпохи сознания". 185(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

528. "Кто здесь считает, что на те деньги, которые он получил по наследству или каким-либо другим способом, исключая нормальный путь, когда их зарабатывают, он может жить, кто считает, что он может жить на деньги, тот не имеет никакого интереса к окружающим его людям, ибо на деньги (как таковые) никто не может прожить... Деньги не имеют никакой ценности, кроме той, что дают мне власть использовать работу других. И в тех социальных отношениях, в которых люди живут сегодня, только тогда возникнет интерес у человека к человеку, когда соответствующим образом решат этот вопрос, когда в умах со всей отчeтливостью встанет: столько-то и столько-то людей должны в течение стольких-то часов работать, чтобы я мог жить в социальной структуре. Дело заключается не в том, чтобы, уважая себя, говорить себе: я люблю людей. Людей не любят, когда считают, что живут на собственные деньги, и не имеют представления о том, как трудятся люди, чтобы обеспечить себе хотя бы жизненный минимум. ... Вернуть что-либо социуму, опять-таки, можно не в виде денег, но в виде работы, которую для этого необходимо исполнять. И лишь когда почувствуют себя обязанными вернуть в какой-либо форме то количество работы, которое взяли для своих нужд у других, только тогда появится у человека интерес к своим ближним. А когда дают своим ближним деньги, то это лишь означает, что своих ближних держат на привязи, в оковах рабства, заставляют их работать на себя... Многие ли люди представляют себе, что их вообще могло бы не быть в этом физическом мире, если бы не работа других людей, которую они используют для своей жизни? Чувствовать себя в долгу перед обществом, в котором живeшь, — здесь лежит начало того интереса, который должен быть развит в здоровом социальном организме. Все эти вещи необходимо однажды самостоятельно продумать, иначе можно нездоровым образом впасть в спиритуальные абстракции и нездоровым образом взойти от физической к духовной действительности. Отсутствие интереса к социальной структуре особенно характерно для последнего столетия". 186(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

563. "Учение Ария доступно людям, когда апеллируют к определeнным чувствам, которые в их лучшем виде ... существуют во всех людях. То же, что заложено в веротолковании Афанасия, —очень мало затрагивает человеческое понимание и ощущение; желая ввести это в народную общность, его надо декретировать, сделать законом. Как создают светские законы, так и афанасиевское вероисповедание надо ввести в закон. Так это и произошло. Совершенно непонятное, странное утверждение о равенстве Отца и Сына — оба от извечности богоедины и т.д. — это и позже принималось таким образом, что говорили: понимать тут нечего, тут надо верить. А это и есть то, что поддаeтся только декрету. Афанасийская вера была доступна такому постановлению. ... доступна введению в политическую организацию церкви. ... Так то, что в тенденции к декретированию выступало с юга, из афанасийства, срослось с инстинктом к организации, с тенденцией к ней, во главе которой стоял главный вождь с двенадцатью подвластными ему вождями.
     В Центральной Европе эти элементы взаимно пронизывали друг друга. В британской Западной Европе, а позже в Америке сохранился определeнный остаток старого умонастроения, каким он существовал в княжеском, в аристократическом элементе, в том, что организовывало общественное начало, что втягивало духовное в общественное. (Вы видите его в сказаниях об Артуре, когда его рыцари побеждают чудовищ.) К нему примешивалось духовное, примешивалось таким образом, что его можно было лелеять только тогда, когда не декретируешь, а принимаешь его как само естество, когда организуешь его. И это привело к тому, что когда в Центральной Европе развивался народ церкви, то в еe западной стороне, а именно в части говорящего по-английски народонаселения, возникало течение, которое можно назвать — чтобы получить третье наименование — народом лож или народами лож, в котором первоначально существовало определeнное стремление основывать общества и создавать в них организационный дух. Организация, в конечном итоге, имеет значение лишь тогда, когда производится духовными средствами, без того, чтобы другой их замечал; в противном случае нужно декретировать. Декретирование происходило в Средней Европе; сообразное ложам господство стремилось укореняться больше там, где в говорящих по-английски народах образовывалось продолжение кельтского элемента. Таким образом, возник народ лож, или народы лож, которые в существенном несут в себе то, что не организует всe человечество, но охватывает его сообразно общественному началу, орденообразно. Такое орденообразное охватывание является продолжением того, что идeт ещe от сказаний о короле Артуре. ... В развитии факты взаимно проникают один в другой и ... так принцип лож, который в свободном масонстве создал затем свою карикатуру, весь этот принцип (характер) лож, опять-таки, внутренне родственен иезуитизму. Таким образом, как бы ни был, как говорят, на ножах, как бы ни был враждебен иезуитизм (вы это ведь знаете) этим ложам, в отношении форм представлений здесь, тем не менее, господствует чрезвычайное сходство. И всему грандиозному созданию Игнатия Лойолы вне всякого сомнения способствовал элемент кельтской крови, которая текла в его жилах". 185(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

627. "Валентин Андреа написал книги "Confessio rosicruсi" (1615) и "Fama fraternitatis" (1614). В них была сделана попытка показать государственным деятелям его времени, каким следует основать социальный строй, дабы он соответствовал истине, а не майе". 177(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Христианство и современность

     141. "В древнеиндийскую культуру душевно-духовное развитие человека сопутствовало его физическому развитию до 56 лет. Этот период делился натрое. В первый период человек реально переживал: Е. D. N.".
     Во второй период, в кульминации физического развития, когда физические силы начинали склоняться к упадку, он переживал переход. "Духовно, или божественно, одушевленная природа сменялась восприятием духа из космоса, и человек знал: одно восходит, другое нисходит. Соединение космического духа с духом природы — это было непосредственным переживанием. Человек сознавал: в земном окружении пребывает космический дух, здесь, на Земле, —природный дух, но оба имеют связь, втекают один в другой. И в ходе жизни человек переходил от одного к другому ... перешагивая кульминационный пункт, он пронизывался космическим Духом, Который позже обнаружил Себя как Христос.
     Становясь старше сорока лет ... люди узнавали дух как таковой, который не связан с материей, но живет как Святой Дух. ... Повсюду, где бы вы ни искали, вы найдете Божественную Троицу: Брахма, Вишну, Шива". В ходе дальнейшего развития душевно-духовная эволюция все ранее прекращала сопутствовать физической эволюции. В египетскую эпоху это происходило между 35-42 годами, и чистое созерцание духа замутнилось. Лишь в Мистериях познавали Троицу. К моменту Мистерии Голгофы духовно-душевное развитие прекращалось на 33 году. "Бога-Отца еще охватывали сознанием; ... космический Христос из сознания исчез. И тогда пришла как бы замена ... космический Христос низошел на Землю в тело Иисуса из Назарета, чтобы на Земле простереть свою силу и, с другой стороны, дать людям то, что ранее они получали непосредственно через человеческий опыт, через связь душевно-духовного с телесно-физическим. В этом состоит огромное значение Мистерии Голгофы. ... Теперь должно начаться время, в которое Святой Дух через возжженный Христом Импульс должен постигаться изнутри, помимо естественного человеческого опыта".
     В 5-й культуре душевно-духовная эволюция сопутствует физической эволюции в период от 21 до 28 лет; но в последнее время это отодвинулось еще на год, т.е. до 27 лет. "Ныне человечеству недостает одного года до периода жизни от 28 до 35 лет, который представляет собой ее середину. И в этой нехватке одного года и заложено основание того, что человечество организовано для материализма и атеизма. Атеизм распространяется через человеческую организацию, и если не создать спиритуальный противовес, который шел бы через развитие чисто душевного импульса независимо от тела, то атеизм будет распространяться и далее, т.к. человек не может целостно переживать себя здоровым образом. ... Человек становится атеистом, поскольку не может ощутить здоровым образом связь душевно-духовного с физически-телесным в течение всего восхождения жизни. Поэтому атеизм, с т.зр., Духовной науки — это болезнь". 176 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     178
. "Те, кто хотят в наше время вести человечество просто под влиянием догмы откровения, ведут его в люциферическом смысле. А если водительство, как это делают естествоиспытатели, осуществляется в смысле догмы внешнего чувственного опыта, то оно ариманического характера". 195 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     338
. "Каменный уголь — это дитя, графит — юноша, алмаз, по меньшей мере, находится в зрелом возрасте" 316 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     336
. "Взяв в руки кусок гранита, вы можете сказать: там в нем имеется кварц, в нем я вижу нечто такое, что со временем станет живым. Некогда это было живым, сейчас оно мертво. ... Но некогда оно оживет". 349 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru