BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЧЕЛОВЕК - см. также ЭОНЫ,- коренные расы и по названиям — защита

637. "Когда праздник Михаэля осенью станет истинным и сердечным, тогда в ощущении, в сознании справляющих праздник людей будет в глубочайшей честности высвобождаться и жить лейтмотив: исполненная идеями, переживает душа свет духа, когда чувст­венная иллюзия звучит в человеке лишь как воспоминание. Когда человек сможет ощутить подобное, он сможет также и после праздничного настроения правильно по­грузиться в чувственный мир. И Ариман не сможет ему повредить".26 (168-170)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

655. "Для Аримана главное состоит не в том, чтобы представления соответствовали объективно суще­ствующему, но — в действии для достижения желаемого. ...Люциферу также нет дела до этого соответст­вия, но он стремится вызывать в человеке как можно более интенсивное сознание, как можно более широ­кое сознание (сознание того, что лежит вне правильного цикла времени)... и связать это сознание с внутренним наслаждением человека. И это наслаждение есть люциферическая сфера. ...Люцифер абсолютно не понимает невинные внешние забавы людей. ...Но он хорошо понимает страсти, вызываемые челове­ком внутри себя, которым он предается с наслаждением, так что в сознании оказывается возможным вызвать то, что там пребывает бессознательно. Но несмотря на свою мудрость — а она у него, естественно, велика, — он совершенно не понимает невинных острот, которые вызываются внешними событиями. И от нападок Люцифера, которые он охотно предпринимает, человек может защититься, пытаясь жить в том, что невинным образом развлекает, веселит, невинным образом извне занимает людей. Этого Люцифер совсем не выносит. Если человека веселит хорошая карикатура, то Люцифера это злит чрезвычайно".170 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Отношение к мышлению

676. "Ариман принадлежит к совсем другой области, весьма далекой от той, которую мы разви­ваем как силу здравого суждения. В тот момент, когда Ариман встречается со здравым смыслом, дости­гнутым нами в земном бытии, он пугается, так как это что-то совершенно неизвестное ему, и он этого очень боится". Когда незрелые люди рассказывают о своих видениях, то чрезвычайно трудно им что-ни­будь объяснить, пробудить в них способность к различению, — они пребывают под сильной властью Аримана. 120 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Действия в физическом человеке

701. "В действительности человек плоское существо и известный его облик есть майя. ... Человек стоит в середине некоего рода борьбы... Люциферическое существо слева борется с ариманическим справа. ... Наше жизненное искусство состоит в том, что мы находим правильное равновесие между ними. Мы дела­ем это бессознательно, когда чувственно воспринимаем. Когда мы слышим левым ухом и правым, осязаем левой рукой и правой и так соединяем эти парные импульсы в восприятии, то мы представляем собой пло­скость, которая есть граница борьбы между Люцифером и Ариманом; она тоньше острия ножа... Наш орга­низм не принадлежит нам, он образован борьбой люциферических и ариманических сил, а также сил одного с нами рода. ... Наш левый человек, собственно, не относится к нам, а также и правый человек, но — процесс, который разыгрывается между ними". Левая сторона выглядит более светлой, правая — более темной.
     "Левая и правая части головы очень подобны, здесь пребывают силы, мало вторгающиеся одни в другие, они мало касаются плоскости в середине... Люцифер и Ариман отскакивают здесь один от другого, и чело­век развивает в середине спокойную деятельность. Его мышление мало нарушается влиянием Люцифера и Аримана. Если же мы идем ниже, то положение меняется ... Желудок есть средство, которым Люцифер вою­ет слева направо. Через печень Ариман борется справа налево".

     В направлении спереди назад человек не представляет собой плоскость. "Ариман подступает лишь до плоскости, проходящей вдоль позвоночника, а Люцифер — до плоскости, проходящей вдоль груди, вдоль ко­сти, в которой сходятся ребра. А в середине находится пространство, разделяющее их, где их деятельности проходят одна сквозь другую. Они борются здесь, можно сказать, не сталкиваясь непосредственно, посылая свои снаряды через пространство. ... В направлении спереди назад мы являемся существами, об­ладающими пространством.
     Борьба между Люцифером и Ариманом ведется тут больше через чувство. И поскольку силы здесь не сталкиваются непосредственно, то для нас остается пространство, в котором мы с нашими чувствами пре­бываем в нас самих. ... В наших чувствах мы принадлежим себе".
     "В направлении слева направо Люцифер и Ариман воюют через мысли. Здесь мысли приносятся слева и справа и соприкасаются у плоскости. Это космические мыслеобразования... мы чувствуем, что эти мысли принадле­жат миру. Когда мы образуем собственные мысли, то это фантасмагории, и тогда они больше не принадле­жат миру".
     "Как люди мы есть творение существ высших Иерархий. И мы представляем собой плоскостное существо в направлении слева направо, потому что так нас поставили в мире Иерархии. Т. обр. они не дают соеди­ниться Люциферу и Ариману. Мы являемся существами добрых богов в той мере, в какой добрые боги, исходя из своих творческих мыслей, говорят: Здесь перед нами борьба между Люцифером и Ариманом, мы должны воз­вести между ними границу, чтобы они не подошли один к другому непосредственно. — Мы, люди, поставле­ны в эту борьбу как творения добрых богов, и чем более мы сохраним себя в этой борьбе, тем лучшим творением добрых богов мы окажемся. В направлении спереди назад дело обстоит так, что добрые боги не пускают Люцифера в нас, устраивают ему по грудной кости баррикаду ... а в позвоночнике — укрепле­ние против Аримана".
     По вертикали сверху вниз действует в человеке Люцифер. Если провести плоскость через то место, где череп соединен с шейным позвонком, то это будет граница его действия. Ариман действует снизу до диафрагмы. Через среднее пространство они посылают друг в друга волевые снаряды. Тут — поле их борьбы.
     Ягве вдохнул свое дыхание в это промежуточное пространство между передней и задней, верхней и нижней плоскостями. "Это "куб Ягве". Сотворенного человека наполнил он своим существом, волшеб­ным дыханием, и его действие распространилось затем в остальном человеке, в области Люцифера и Арима­на".158 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

709. "Да, да, никогда не оставляйте свой рассудок без охраны. Это крайне необходимо, и хо­рошо, если знают, с какими прекрасными, сильными, полными словами Ариман подступает к человеку и ис­кушает, если даже человек не хочет дать себя в обиду, если знают, как искушает Ариман, как человечес­кий рассудок, извините за выражение, он червяками вытягивает из носа". Особенно Ариман подкарауливает, когда человек в течение дня ощущает некий род головокружения, когда он произносит словесные штампы, которые хотя бы на короткие моменты, но выключают мышление. Люцифер подкарауливает человека, когда тот проявляет групповую эмоциональность, темперамент, когда индивидуальная воля удалена, не­здорова.254 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Искушения и борьба с ними

713. "Человек поставлен между люциферическим и ариманическим. От этого не уйти, но это теряет силу, когда мы о нем знаем. Такова особенность духовного мира: когда человек о чем либо знает, оно теряет силу, которой делало человека одержимым. Люцифер и Ариман невидимы. Когда мы получаем о них представ­ление в пространстве и времени, то они теряют свою силу над нами".159 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

714. "Мы не должны ни ненавидеть Аримана, ни бояться Люцифера, ибо эти силы оказываются враж­дебными в мире лишь там, где действуют не в своей сфере".158 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

724. "Как ариманическое, так и люциферическое являются с двух сторон. С одной стороны встает не­что, уводящее на ложный путь. Ариманическое выступает как ложный путь в виде педантизма, филистерс­тва, односторонней рассудочности. С другой стороны встает то, что, вообще говоря, в необходимой линии развития человека стоит впереди, что развивает волю к свободе, волю к использованию материального бытия, ведет человека к освобождению и т. д.
     Люциферическое в человеческой душе представляет все то, благодаря чему человек желает вырваться вверх, выйти из себя. Благодаря этому он попадает в туманно-мистическое. Благодаря этому он может выйти в те сферы, в которых всякая мысль о материальном станет неприятной, покажется низкой, так что он будет подведен к тому, чтобы материальное бытие полностью презирать и направляться лишь к тому, что лежит над материальным; он будет подведен к желанию иметь крылья, чтобы над земным бытием подняться по меньшей мере душевно. Так действует в нем душевно-люциферическое. Рядом с ариманической, рассу­дочной, сухой, холодной наукой выступает душевная мистика, выступает то, что в религиозном исповеда­нии делается аскетическим презрением к Земле и т. д. ...
     Но то, что не только правомерно, но является необходимым действием люциферического в прогрессивном развитии человечества, это заявляет о себе в человеческом творчестве, когда человек материальное бытие не пронизывает сегодняшним жизненным принципом (утилитарным. — Сост.), чтобы полностью использо­вать импульсы материального бытия, как это имеет место в случае ариманического, но когда он матери­альное бытие ослабляет до видимости и использует его в этой видимости, дабы изобразить сверхчувствен­ное, дабы преобразить нечто действительное духовно, которое, однако, в этой духовной действительно­сти не может быть также действительным и чувственно, благодаря простому природному бытию. ... И ко­гда человек ищет правильное равновесие между люциферическим и ариманическим, то он должен, приходя к нему, дать действовать форме прекрасного, художественного, люциферического. ... он должен дать люциферическому светить в жизнь в форме прекрасного, в форме—художественного, чем в жизни на­колдовывается недействительное, но что через силу самого человека превращается в видимость действительности.
     Люциферические силы стремятся в современное бытие внести то, что в мировом бытии давно прошло и чего, согласно законам бытия, в действительности не должно быть в современной жизни. Если человек преследует космически консервативное, если он то, что было правильным обликом бытия в прошлом, хочет установить в современности, то подпадает ложным образом люциферическому. Если он, например, то воззрение на мир, что жило в текучих образах, что было всецело правомерным только в древние косми­ческие эпохи, если все, что живет в его душе, он сливает в одно, то тогда он предается ложным обра­зом люциферическому бытию. Если внешнему, материальному бытию он дает облик, который выражает нечто такое, что, согласно собственным законам природы, это бытие выразить не может — мрамор в состоянии выражать лишь минералогические законы, — когда человек заставляет мрамор выразить то, что тот нико­гда не в состоянии выразить силой собственной природы, тогда возникает пластическое искусство. Тогда то, что в подобной чувственности не может быть никакой действительностью, недействительное, наколдовывается в бытии. И именно в том состоит стремление Люцифера, что он человека от действитель­ности в которой тот находится между рождением и смертью, хочет увести к действительности, которая была действительностью для другой эпохи, но для настоящей эпохи таковой быть не может".210 /1/


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

525. "Свободные внутренние душевные силы действуют очищающе на кровь, и существа Луны тогда не могут нам вредить.
     Действие сил Марса на лимфу становится добрым благодаря ясному мышлению. ... Благородные чувства должны одушевлять нас в отношении существ Венеры, чье действие сказывается в соке хилоса; чистые намерения определяют чувственно-нервные течения, на которые имеют влияния жители Сатурна. — Чест­ность в мышлении, способность слушать с добрым настроением парализуют злые влияния".98 с.258


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

881. "Мы находимся во времени, которое следует за Полночным часом бытия в духовном мире, когда мы, оглядываясь назад на свои бывшие радости, говорим: мы можем превратить действия этих переживаний в способности, которые мы сможем проявить в новом воплощении. Но тогда можно заметить: в то время, как в своем настоящем положении человек изменяет, путем выработки новых способностей, свои прошлые переживания, ему мешают известные элементарные существа. ... в то время, как мы приобретаем себе известные способности, те существа чувствуют себя как бы омраченными в своем бытии, как бы потерявшими часть своей мудрости. И одно из часто наступающих здесь последствий состоит в том, что когда мы снова родимся на Земле, то найдем там одного или нескольких людей, одержимых этими элементарными существа­ми, людей, которым они внушают против нас особенно враждебные намерения. ... Но отсюда не следует, находясь на физическом плане, повторять себе: я должен был тогда защищаться и этим создал себе врагов; а теперь я должен позволить им действовать. — Бывают случаи, когда можно по­зволить им действовать, но бывает и по-другому: если мы позволим этим элементарным сущес­твам действовать через тех или иных людей, то благодаря своим достижениям на физичес­ком плане, эти существа создадут себе слишком сильное возмещение для того, что было у них, так сказать, отнято на­шей самозащитой. Они превысят то, что у них отняли, и вследствие этого, вступая в соответствующий мо­мент во временной поток... мы не сможем спастись от них, от того, чтобы они нас не убили за известные наши способности".153 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1203. "Определенные оккультные общества, кроме многого прочего, хотят следующего: они хотят материализм некоторым образом сверхматериализовать; они хотят создать в мире больше материализма, чем его возникает естественным путем в среде человечества 5-ой послеатлантической эпохи. ... Суще­ствуют разные виды подобных обществ. Один определенный их вид, очень распространенный на Западе в многочисленных разновидностях, охватывает организации, занимающиеся церемониальной магией. Конечно, церемониальная магия может быть и доброй магией, но мы теперь говорим о тех обществах, которые за­нимаются ею не ради интересов всего человечества, а во благо отдельных групп или специальных стремлений, не общечеловеческих. ... И существуют определенные виды церемониальной магии, обладающие той особенностью, что могут определенным образом действовать на физ. тело человека. Ведь все физиче­ское является в конце концов откровением духовного. То духовное, которое возникает под влиянием определенных церемониальных магических откровений, может воздействовать на человеческий физический аппарат, на систему ганглиев, как я вам ее недавно охарактеризовал (см. лекцию от 14.1.1917 г.), на систему позвоночника. Но особенно трудно при этом с помощью отправлений церемониальной магии воздействовать на церебральную (мозговую) систему. Однако обходными путями, через духовное, все это может происходить и происходит, и может быть на этих путях действенным.
     Представим себе, таким образом, оккультные общества, занимающиеся с некой серой или черной сто­роной церемониальной магии и оказывающие на своих сторонников влияние, доходящее до физ. тела, до тонких колебаний и сплетений физ. тела, но всегда до физ. тела; духовное здесь как бы втекает в физ. тело. Каково следствие этого? В результате этого наступает то, что подходило прежним эпохам, но не годится для нашей эпохи. Через подобные отправления образуется возможность, в силу которой духов­ный мир, если даже человек не стремится приблизиться к нему на пути, о котором я говорил, начи­нает влиять на людей, принимающих участие в отправлениях церемониального рода. Это означает, что образуется возможность умершим рядом с другими духами воздействовать на тех, кто впряжен в такое кольцо, созданное церемониальной магией. А благодаря этому материализм      Этим указывается на нечто крайне значительное. Представьте себе некое число людей, объединившихся в определенное братство. Эти люди знают прежде всего: нам предшествовали другие, те, кто отпечатлел сильные господствующие мысли, но им не хватило жизни, чтобы их осуществить. ... Для них мы создаем круг, и через то, что мы делаем, через церемониальные магические действия, которые мы предпринимаем, они действуют в наших телах. Этим мы отвоевываем более крепкую силу, чем та, которую уже имеем. Благо­даря этому мы оказываемся в состоянии, выступая перед другими слабыми людьми, которые стоят вне такого общества, оказывать на них возрастающую магическую власть. Когда мы говорим слово, держим речь, то че­рез нас действуют эти мертвые, так как мы подготовлены путем сплетенности в действиях церемониальной магии.
     Это большая разница, стоит ли человек, я бы сказал, честно, обыкновенно в культурном процессе нашего времени и ... с этой позиции держит речь в парламенте или пишет газетную статью или человек стоит в кругу церемониальной магии и благодаря этому усилен импульсами власти от неких умерших, и с этими импульсами теперь держит речь в парламенте или пишет газетную статью; во втором случае он оказывает куда бо­льшее действие, стремясь к своей цели, чем тот, кто этого не имеет. Это одно.
     Другое заключается в том, что такой человек, стоящий в кругу определенного церемониально-магическо­го общества, обеспечивает себе за порогом смерти некоего рода ариманическое бессмертие. ... Для таких людей общество, в которое они включены, является порукой того, что их силы будут жить за пределами смерти, тогда как в ином случае они, собственно, могли бы жить только до их физической смерти. И эта мысль живет сегодня у большего числа людей, чем вы думаете, мысль обеспечить себе ариманическое бессме­ртие, которое состоит в том, что человек действует не отдельно, не индивидуально, а через инструмент такого — как я охарактеризовал — общества. Такие общества многочисленны, и люди с определенными сте­пенями в таких обществах знают: через общество я буду в состоянии те силы, что должны иссякнуть со смертью, сделать в определенной мере бессмертными, и они будут действовать после моей смерти. При этом люди через переживание церемониальной магии так отупляются, что их больше не смущает мысль, ко­торая должна была бы встать перед душой, которая эти вещи воспринимает с истинной серьезностью и насто­ящим достоинством; ибо в какой мере, как-бы прорастают к бессмертной смертности, или, лучше сказать, к ариманическому бессмертию, в такой же мере теряют сознание о другом, действительном, настоящем бессмертии. Но материализм в наше время так захватил многие души, что они не стесняются тем, что их оглушают, и в действительности умирают в ариманическом бессмертии. И можно сказать: сегодня имеются общества, которые спиритуально, оккультно мыслят себя "страховыми обществами" по обеспечению ариманического бессмертия!
     Но лишь немногим доверяют подобные вещи, ибо такие общества, как правило, так организованы, что це­ремониальная магия должна действовать именно на тех, кто ничего не подозревает и имеет потребность вступать в отношения с духовным миром через всяческие символические действия. Таких людей имеется много. Сами по себе они могут быть неплохими. Их принимают в круг церемониальной магии, и небольшое число других людей, вплетенных в круг церемониальной магии, пользуется ими как инструментом. Поэтому нужно быть осторожным в отношениях со всеми т. наз. оккультными обществами, которые заведуют т. наз. высокими степенями, но оставляют свои цели в тайне от нижних степеней. Эти управляющие степени имеют, как правило, те, кто настолько посвящен во все, что предчувствует то, о чем я вам теперь рассказал. ...Правильным сегодня является: не принимать ничего непонятного в том, что сегодня дается во многих оккультных общест­вах".
     "Когда ищут те силы, те импульсы, которые из мира умерших указанным образом дают ариманическое усиление, то находят доступ к отставшим духам из египто-халдейской эпохи, к ее отставшим ангелам. Они играют большую роль в подобных оккультных обществах. ... Они там — важные помощники и важные ведущие духи. И в таких оккультных обществах имеется много такого, что стремится древним образом египто-халдейское перенести в современность. ... И это важное магическое отправление, служащее цели так распространить в мире ложь, что она действует как правда. Ибо в этом действии лжи как правды заложена огромная сила зла". 174(21)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

987. "Вредные для человека силы теряют свою вредоносность, когда внимание обращается на то место, где они действуют, когда мы не смотрим бессмысленно на машину и не говорим: машина есть машина, — но: это место обитания демонически-ариманических существ". 157(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

988. "С заявляющей ныне о себе фразой и проистекающей из неe ложью человек справляется только в том случае, если говорит себе: это действует люциферическое существо... а в отношении материалистических убеждений: ... здесь действует ариманическое существо". 197(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

989. Низвергнуты духи тьмы. "Они не смогли помешать — ведь они проиграли войну, — они не смогли помешать приходу времени, когда спиритуальное знание стало изливаться в мир. Теперь это спиритуальное знание здесь и будет развиваться всe далее и далее; люди должны обрести способность созерцать духовный мир". Духи же тьмы стремятся это знание направить по ложному пути и сделать это с помощью людей. "Они хотят разрушить добрый мировой план, который состоит в том, чтобы знание о власти над человеческими массами, знания о рождении, болезни и смерти и других вещах пришли в сферу человечест­ва в соответствующий им, зрелый век. Духи же тьмы хотят преждевременно распространить это через пре­ждевременное духовное рождение (т.е. преждевременное возвращение души в духовный мир через насильст­венную смерть).
     Помогает против влияния этих ариманических существ только сознание; я не раз об этом говорил в Драмах-Мистериях, вспомните хотя бы заключение четвeртой Драмы. Против желаемого Ариманом помогает только то состояние, когда человек начинает это видеть, понимать, что это такое. В развитии 5-й послеатлантической эпохи многие люди должны прийти к тому, чтобы ариманическим силам и существам гово­рить то же, что и Фауст: "В твоeм ничто я всe найти надеюсь" ... тогда Ариману-Мефистофелю придется таким людям говорить то, что он говорит Фаусту, посылая его к Матерям: "Хвалю тебя, доколь нам не пришлось расстаться: чeрта знаешь ты насквозь" (ч.II, акт 1, Мрачная галерея). Недавно в Дорнахе я заметил в одном разговоре, что Вудро Вильсону он бы этого не сказал! Ему бы он сказал так: "Народец не чувствует чeрта и тогда, когда тот держит его за воротник". ... Человек переживает много заблу­ждений и особенно тогда, когда пытается те вещи, которым надлежит возникнуть — и поэтому они возник­нуть должны, — правильным образом направить на путь. Необходимо быть так охваченным импульсами, что­бы оказаться в состоянии сделать то, что должно совершиться, сделать, не оглядываясь на то, с какой стороны выступят при этом последствия".
     "Боится ли рыба метать икру в море из-за того, что большинство еe уйдeт в пищу другим рыбам? ...
     Вы должны будете долгие годы всe вновь и вновь говорить большим массам людей, и будьте довольны, ес­ли в этих массах найдутся лишь отдельные люди, которых сказанное вами затронет; ибо таков характер всего живого. Чего-либо можно достичь, лишь поступая подобно природе, которая есть отражение духа". 178(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru