Главная
Предметный указатель
ЧЕЛОВЕК - см. также ЭОНЫ,- коренные расы и по названиям — многочленный |
126. "Впервые в середине этой (Лемурийской) эпохи то, что мы называем верхней троичностью человека — Самодух, Жизнедух, Духочеловек — соединилось с тем, что мы называем четырьмя низшими членами человеческой природы, — с физ., эф., астр. телами и "я". В Пифагорейской школе для обозначения этого факта использовали треугольник и четырехугольник. Тогда весь человек обозначался нижеследующей схемой. "Три верхних члена человеческой природы представляют собой вечное и могут рассматриваться не просто как три высочайших принципа человеческой природы, но также и как три принципа в Самом Божестве. ... как три нижних члена Божества, стоящего близко к человеку". "Совершая ошибки из-за своего эфирного или жизненного тела, человек в основном грешит в кругу своих ближних, пренебрегает своим социальным долгом, играющим роль в человеческих отношениях и в общественной жизни. Но те грехи, которые имеют более индивидуальную природу, которые человек совершает только как особая индивидуальность, происходят через свойства астр. тела. ...Тривиальное слово "долги" того же происхождения, что и моральное слово "долг", обозначающее моральную задолженность одного человека другому. Долг, таким образом, проистекает из ошибочных свойств эфирного тела". (Прости нам долги наши.)96 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
214. Три с половиной дня пребывал древний посвящаемый в своеобразном летаргическом сне. "В каждый из этих дней посвящаемый переживал в духовном мире нечто новое. ...Представьте себе видящего того времени. Он переживал духовное значение того, что звучало как призыв (Моисею): "Скажи твоему народу: Я есть "Я-Есмь" до будущего прихода Мессии. Как вторую часть он переживал нисхождение Христа в материю, как третью — то, как постепенно человечество подготовляется к восприятию духа, или Самодуха, Манаса, в шестой культурной эпохе. Переживал он все это в астральном созерцании. Он переживал свадьбу между человечеством и духом. ...о благополучном завершении третьей части посвящения мы поэтому можем сказать: человечество празднует свой брак с Самодухом, или Манасом. Это произойдет, когда наступит для этого время, когда время созреет для полного осуществления Импульса Христа. До тех пор, пока оно не придет, будет проявляться отношение, основанное на кровном родстве; и до тех пор любовь не станет духовной. Повсюду, где в духовных провозвестиях говорится о числах, имеет место тайна числа. И когда мы читаем: "На третий день был брак в Кане Галилейской", — то каждый посвященный знает, что под этим "третьим днем" подразумевается нечто особенное. ...Эта свадьба выражает великую свадьбу человечества, которая является в посвящении на третий день. ...Таковы три дня посвящения. И Импульс Христа должен ждать до третьего момента времени. Пока еще не пришел этот момент, где Он может действовать". "Импульс Христа столь велик, что человечество сегодня поняло лишь малую Его часть, а полностью Он будет понят только в будущем". 103 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
394.У натановского Иисуса развитие по годам шло иначе, чем у современного человека.
Нормальные отношения | Натановский Иисус | Физическое тело 1-7 | | Эфирное тело 7-14 | 12 — вхождение Я Заратустры | Астр. тело, или тело ощущений 14-21 | 19 | Душа ощущающая 21-28 | 26 | Душа рассудочная 28-35 | 33 |
Чтобы пришествие Христа на Землю стало возможным, было прежде необходимо Заратустре в ряде воплощений достичь нужной зрелости, а Бодисаттве — выработать физ. тело, в котором он смог бы воплотиться как Будда.114 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
Ошибка! Фрагмент 104851 не найден.
Перейти к данному разделу энциклопедии
1. Праздники в кругообороте года
Переживание времен года в древности
578. Когда я писал "Теософию", то должен был руководствоваться принципом троичности. Семичленный человек возникал в результате следующего сочетания:
1. Физическое тело | | 1 | 2. Эфирное тело | | 2 | 3. Тело ощущений | Душа ощущающая 1 | 3 | | Душа рассудочная 2 | 4 | 1. Самодух | Душа сознательная 3 | 5 | 2. Жизнедух | | 6 | 3. Духочеловек | | 7 | "Лишь когда человек смотрит на современную стадию развития, приходит четверичность; четыре — это, собственно, вторичное число. Если же хотят смотреть на внутренне действенное, на формирующее себя, то на него следует смотреть в смысле троичности. Поэтому древнее индийское воззрение имело: жаркое время года, которое охватывало месяцы апрель — июль, влажное время года: август — ноябрь, и холодное время: декабрь — март; при этом границы месяцев обозначались весьма приблизительно. ...Ход года мыслился троично".223 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
20. "Физ. телом, эф. телом и телом душевным человек коренится в физическом мире, а Самодухом, Жизнедухом и Духочеловеком он расцветает в мир духовный. Пускающий же с одной стороны корни, а с другой цветы стебель — это есть сама душа".9 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
141. "Каждый член всей своей сутью образует основополагающее существо и причину ближайшего из нижних членов человека: я-носитель — для астрального, астр.тело — для эфирного, эф.тело — для физического. Все, что является я-переживанием, что человек переживает благодаря тому, что он является самопознающим существом, все это отпечатывается в астр.теле. ...Благодаря этому возникает все то, что в человеке является текущими представлениями, суждениями и чувствами". А что астр.тело отпечатывает в эфирном, то получает характер длительного пребывания. Многократно повторенное представление становится привычным. Нравственные суждения, отпечатываясь в эф.теле, становятся совестью.57 с. 256 Перейти к данному разделу энциклопедии
150. "Я-организация постоянно стремится умертвить физ.тело и его органы. Этому должно быть в физ. теле противопоставлено питание. Эфирным импульсам, вызывающим рост, противостоит астр.тело, стремящееся не умертвить, но надломить деятельность эф.тела. Этой деятельности астр.тела мы обязаны нашей душевной жизнью, сознанием. Они обусловлены нашей тенденцией к заболеванию. Эф.тело постоянно выравнивает свое соотношение с астр.телом, но если в человеке возникает ненормальная жизнь чувств, то эф.тело не может установить равновесие, чувство тогда идет в физ.тело, в какой-либо орган, и происходит разрастание болезни. Если же человек в состоянии сохранять в душе нормальные чувства, то он бывает здоров. Равновесие между "я" и физическим организмом есть равновесие между внешним и внутренним миром. Например, соль — это внешний мир; будучи захваченной я-организацией, она должна быть полностью видоизменена. Иначе она останется в организме как чуждое тело.
Я-организация — смерть Астральная организация — болезнь Эфирная организация — здоровье Физическая организация — питание". 316 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
151. "Эфир производит всасывающее действие. Без него вы спереди выглядели бы так же, как сзади. Различия здесь возникают благодаря тому, что с одной стороны давящее действие производит тяжелая материя, а эфирная материя действует всасывающе. Нос выдавлен материей, глазные впадины втянуты силой эфирного". Астральное образует посредничество между физическим и эфирным. Существо Я производит четвертое действие как посредник между физическом и эфирным, с одной стороны, и астральным — с другой. "Вы скажете: я не замечаю этого посредничества. — "пожалуйста, исследуйте процесс пищеварения, и вы увидите это посредничество очень точно выраженным. Астральное действует в нем. И деятельность астрального покоится как раз на противоположности переднего и заднего существа человека точно так же, как посредничество через астральное между верхним и нижним человеком покоится на я-существе".201 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
173. "Видимое единство внешнего человеческого образа ... разделяется на три семичленные человеческие природы".137(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
178. "До первой физической смерти человек состоял из четырех членов; когда он умер в первый раз, то унес с собой первый образ (инкарнации). При новом воплощении, он обладал уже не только четырьмя основными членами, но этим дополнением, полученным в прошлой жизни. И это есть каузальное (причинное) тело. Человек отныне состоит из пяти тел: физ., эф., астр., Я и каузального тела". Кто прошел через большое число воплощений, у того каузальное тело необычайно богато содержанием. 95 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
215. На Земле человек является десятичленным существом:
1 физ. тело | 2 эф. тело | 3 астр.тело | 4 Я | 5 эф. тело | 6 астр. тело | 7 "я" | | 8 астр.тело | 9 Я | | | 10 Я | | | | "Когда вы стоите перед человеком и разглядываете его, видите его голову, форму лица, нос, губы, видите его таким, каков он есть (также, когда вы его рассматриваете как анатом, как физиолог), то вы имеете перед собой то, что из физ.тела сделало его Я. Что сделало из физ.тела бытие Луны, Солнца, Сатурна — это не дано вашему взгляду, это остается скрытым. ... Итак, остается сокрытой та конфигурация физ.тела, которая образована эф., астр. и самим физ. телами. Переживаемое нами внешне есть, собственно говоря, воплощение Я. ... Итак, мы воспринимаем то, что сделало Я из физ.тела. А чего мы не воспринимаем? — Самого Я. И если вы назовете "я" это (см.схему ниже) — 1 и это — 4, то я-1 воспринимаемо извне; "я"-4 вы не воспринимаете извне, но имеете лишь самопереживание. Когда вы переживаете себя в своем самосознании, когда вы воспринимаете, то воспринимаемое вами, чувствуемое вами, мыслимое вами... это "я", о котором говорят философы. Вы, т.обр., это я-4 воспринимаете как внутреннее переживание. Но как внутреннее переживание вы не могли бы его воспринять, если бы здесь было только Я. Я уже говорил, что мы спим не только ночью, но и днем. Мы не осознаем полностью всех внутренних переживаний, и поскольку мы спим в течение дня, то днем в нас также живут существа высших Иерархий... Можно сказать: как бессознательное переживание наша воля дана в нас Архаями, чувства — Архангелами, а мышление — Ангелами. И все это струится и ткет в Я, и в конце концов становится тем, что человек называет своей внутренней душевной жизнью. Но знакомым, собственно говоря, "я" является лишь здесь — 1. ... Когда один человек встречает другого, то он воспринимает я-1; когда он смотрит в себя, то он воспринимает я-4. ... А то "я", которое я здесь называю я-2, определяется в эф.теле, и оно остается — но это лишь кажется — сокрытым. ... Вы можете почувствовать безо всякого ясновидения, что я-2 приводит эф.тело в совершенно определенное ритмическое движение, как я-1 дает определенную форму физическому телу". Я-2 извлекается через эвритмическое движение. В эвритмии "...вы можете абстрагироваться, отвлечься от физического тела и вглядываться лишь в то, что делает эф.тело; тогда вы будете иметь "я" в эф.теле, внутри его, в движении. Мы пытаемся вырвать у Аримана эвритмию, ибо по той причине, что Ариман пришел в мир, человеческое эф.тело отвердело настолько, что человек не может развить эвритмии как природного дара". "Я-З человек также не переживает непосредственно. ... Я-З мы переживаем, когда поем или говорим. Я-4 живет в очень подсознательной области — оно живет во всем том, на что человек способен в пределах творения своей фантазии. ... оно живет как творческая фантазия в широчайшем объеме. Ему должно быть приписано то, что в моей "Философии свободы" вы найдете в главе "Моральная фантазия"". "Что из глубин душевной жизни бьет ключом в добром и злом, проистекает от я-3. Влияние на это "я" оказывают существа Ангелов и существа Архангелов в добром и злом смысле, с люциферической и ариманической природой". —"Когда говорят о человеке, живущем на Земле, то едва ли имеют в виду что-либо иное, чем то, что очерчено жирной линией. Над этой линией находится все то, что человек содержит в себе как остаток от времен древних Сатурна, Солнца и Луны". Под линией находятся ближайшие к человеку и имеющие с ним непосредственную связь Иерархии. 161 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
221. "Одухотворенная Я часть эф.тела человека называется Буддхи. ... В христианской эзотерике ее называют ... Христос. Пятый член человеческого существа называется Дух Святой, шестой — Христос, внутренний Христос".97 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
232. Физически-минеральное в человеке имеет оккультное отношение к корню носа, эф.тело — к печени, астр.тело — к желудку, Манас — к сердцу и крови, Буддхи — к гортани, Атма — к тому, что наполняет всего человека как Акаша.93 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
235. "Действительное Я не входит в сознание, а только понятие, представление о Я, которое отражается. Во время же от засыпания до пробуждения Я действительно приходит к самому себе, только в нормальном сне человек о том не знает, т.к. бессознателен. Это Я, по сути, связано с низшей телесностью человека во время дня — изнутри, во время сна — извне. ...Астр.тело связано с грудной частью человеческого тела. И по сути говоря, о том, что происходит в этом астр.теле и действует через грудь, мы можем только видеть сны. Эф.тело ... связано с головой. ... Так что можно сказать: Я связано с низшими частями тела; астр.тело — с грудью; сердце, о чьих процессах мы не имеем полного сознания... пульсирует, бьется под влиянием нашего астр.тела. Когда голова думает, она думает под влиянием эф.тела. А затем мы можем выделить все физ.тело — оно связано с целым внешним миром".175 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
Аура
252. "Для "видящего" телесный человек есть лишь одна часть всего человека. Тело, как самое грубое образование, находится среди других образований, которые взаимно пронизывают его и друг друга. Как жизне-формой физ.тело наполняется телом эфирным; со всех сторон, выступая за его пределы, видно тело душевное (астральный облик). И опять-таки, выступая над ним, видна душа ощущающая, затем душа рассудочная, — которая становится тем больше, чем более она воспринимает в себя истину и добро. Ибо истина и добро способствуют расширению души рассудочной. Рассудочная душа человека, живущего исключительно своими склонностями, своими удовольствиями и неудовольствиями, вполне совпала бы с границами его души ощущающей. Эти образования, среди которых человеческое тело является как бы в облаке, можно назвать человеческой аурой ". "Воспринимаемые "духовным взором", сияющие вокруг физического человека и обволакивающие его наподобие облака (как бы в форме яйца) красочные явления есть человеческая аура. Величина этой ауры различна у различных людей. Но все же — в среднем — можно представить, что весь человек вдвое длиннее и в четыре раза шире, чем физический человек". 9 (6, 13) Перейти к данному разделу энциклопедии
287."Той жизнью (см.рис., четырехугольник), из которой лишь подобно тени поднимается мышление, чувство и воля (треугольник), той жизнью наших инстинктов, потребностей, нашего темперамента мы куда более связаны с действительностью (чем заключенным в треугольнике). Подобно тому, как наша душевная жизнь трехчленна, та действительность четырехчленна и таковой всегда представлялась посвященными. И если, т.обр., рассматривать всего человека, то мы получаем семичленное существо. Только низшие члены — те, в которых человек некоторым образом повторяет животное — более интенсивно содержат в себе характер действительности, чем теневым образом дистиллированные абстракции мышления, чувства и воли". Мир четырехугольника должен быть облагорожен, иначе он станет миром зла. И это можно сделать сверхчувственным познанием. "Когда человек погружается в материальное, то (многое) зависит от того, погружается ли он чисто этически, со свободным образом мыслей, или это происходит с нечистым, неморальным, несвободным, т.е. с эмоциональным, инстинктивным, животным настроением".198 (15) Перейти к данному разделу энциклопедии
Неделя
469. "Первая половина земного развития, от начала до середины Атлантической эпохи (1, 2, 3 и половина 4 расы) находится в эзотерической связи с Марсом, вторая половина (половина 4-й, 5, 6, 7 расы) — с Меркурием. Когда существа, прошедшие развитие на Луне, всплыли из тьмы пралайи (1-я рунда Земли), в человеке было в зачатке развито следующее: 1. физ.тело (с Сатурна), 2. эф. тело (с Солнца), 3. тело ощущений (с Луны). Согласно всему тому, предпосылки к чему образовала Луна в первой половине Земли (1, 2, 3 рунды) — без внешнего влияния — могла развиваться душа ощущающая, которая слита с телом ощущений. Т.обр., человек, благодаря тенденции, заложенной в прямой линии эволюционного развития, был предрасположен к тому, чтобы застыть в своей сути, образованной по следующей схеме: И если человеку надлежало развиваться далее, то он нуждался в новом вкладе. На Земле, во время первой половины ее эволюции, должны были быть насаждены силы, которых не было на трех предшествующих мировых телах. Ведущие земное развитие Существа взяли эти силы во время первой половины эволюции Земли с Марса, а во время второй — с Меркурия. Благодаря силам Марса, душа ощущающая испытала освежение. Она стала тем, что в моей "Теософии" названо "душой рассудочной". Благодаря силам, взятым с Меркурия, эта душа рассудочная была вновь так освежена, что не остановилась в своей эволюции, а раскрылась Душе сознательной". Внутри же души сознательной был рожден Самодух (Манас). На Юпитере он станет в человеке господствующим принципом". "Человек не был на Марсе, но его душа рассудочная стоит в эзотерическом отношении к этой планете, с которой она получила свои силы. Пространственно это можно представить себе так, что Земля, до того, как стать физической (т.е. эфирно), прошла в 3-й рунде сквозь Марс, который тогда был эфирным. Схематически это можно представить следующим образом: То прохождение длилось еще и в "физическое" время Земли; когда же оно завершилось, ведущие существа взяли у Марса необходимую для души рассудочной кама-материю, и здесь,на Земле,она нашла свою физическую "повозку" в теплой крови(в крови Аресовых воинов).Земле было тогда напечатлено железо,которое есть составная часть крови. И Меркурий человек никогда не будет населять, но с середины Атлантического периода он находится в связи с кама-материей Меркурия (собственно с кама-Манас-материей),и ею ведущие Существа снабжают,как силами,человеческую душу сознательную. Физической повозкой этого меркуриального воздействия на Земле является ртуть.Когда Земля разовьется до пластического состояния,то пространственно пройдет сквозь Меркурий.Сама Земля тогда будет астральной, а Меркурий- эфирным." Схематически это выглядит так: Всю эволюцию Земли посвященные вложили в последовательность дней недели". Вулкан в ней отсутствует, поскольку в октаве повторяется первый тон. "В тайных школах учили еще одной закономерности относительно дней недели, которая не противоречит уже изложенной, но вполне соединима с ней. В ее основе лежит деление на 4 части, каждой из которых соответствует определенная планета. В целом в основе этого лежит последовательность планет, в которой они расположены по отношению к Земле**, а именно: Таким образом получается: *- Меркурий и Венера в астрологии переставлены местами
...в этом заложено отношение 4 к 7. Смысл его заключается в том, что на первую часть дня приходится основная часть планеты, к которой принадлежат его силы. Благодаря такой закономерности видно, как человек построен из макрокосмоса, а также видны многочисленные отношения к констелляциям тел макрокосмоса". 262 с.74-79 (День следует делить на такие 4 части: 6 — 12 ч, 12 — 18, 18 — 24, 24 — 6. — Сост.)
** - Имеется ввиду "парад планет", когда они выстраиваются в линию относительно Земли и астрологически находятся в аспекте соединения.Этим гипотетическим событием начинается и заканчивается "великий платонов год"(полный цикл развития цивилизации по Платону,продолжительностью 72000 лет=36000 лет*2),причем положение точки соединения сам Платон не указал, и позднее было принято 0 град.Овна. Идея восходит к ассирийской астрологической традиции, где великий год задавался большими соединениями в Раке и Козероге,а также работам Пифагора и Эмпедокла. Позднее, термин "платонов год" связали с прецессионным годом,периодом прецессии точки равноденствий,приблизительно 1 град. за 72 года, или 25920 лет; этой системой пользуется Р.Штайнер - Прим. Перейти к данному разделу энциклопедии
1464. "Физическое и эф. тела, подобно растениям, нейтральны по отношению к добру и злу; Я и астр. тело несут моральную ответственность в физ. и эф. телах. ... имеет место определенного рода полярная противоположность между физ. и эф. телами, склоняющимися к новообразованиям, и астр. телом и Я, склоняющимся к моральным образованиям".208 (21) Перейти к данному разделу энциклопедии
Интеллигенция и планеты
1658. "Золото служит импульсом для оживления человеческого мышления, так что человеческое мышление может действовать вплоть до эф. тела. ... Через золото я-организация способна действовать до эф. тела. А эф. тело может действовать далее на физ. тело. Золото обусловливает тот факт, что человек может сильно удерживать мысли вплоть до эф. тела. А что является противоположным полюсом этому? — То, что на рисунке показано идущей навстречу стрелкой. Это противодействие возникает, когда жизненный воздух, кислород, усваивается чем-либо в человеке или в природе. И как золото невосприимчиво в отношении кислорода, отталкивает его, не хочет иметь с ним дела и потому сначала не имеет никакого влияния на эф. и астр. тела, но только на мир мыслей я-организации, так углерод имеет непосредственное родство с жизненным воздухом. Мы выдыхаем углекислоту, мы производим углекислоту, связываем углерод с кислородом. Растение нуждается в углекислоте для жизни. Углерод противоположен золоту". В Мистериях древности углерод называли камнем мудрых. На Земле углерод встречается в разных состояниях: как алмаз, графит, уголь, антрацит. Ученики Мистерий, проходившие лунное подготовление (а существовало не только солнечное, но и лунное подготовление), познавали иное. "Это была тайна древних Мистерий: углерод является на Луне серебром. Углерод — это камень мудрых, и на Луне он является серебром". И в древней Алхимии (а не в позднейшем шарлатанстве) существовало воззрение, что обычный черный уголь на Луне превратится в серебро. Связь же золота с мышлением являлась солнечной тайной. Подставляя свою душу воздействию Солнца, ученик древних Мистерий приходил в связь с интеллигенцией самого Солнца. Но он приходил в связь также и с интеллигенцией Луны. "Интеллигенцию Луны познавали как тех, кто некогда были великими Учителями земного человечества, кто учили пра-мудрости на Земле. Это были те Учителя, которые сегодня, я бы сказал, с Луны дают действовать своим силам, своим импульсам. ... с отделением Луны от Земли они основали на ней свою колонию. Такова была тайна углерода-серебра, связанная с той интеллигенцией, которая некогда была на Земле, а ныне является лунной интеллигенцией". Существовала также тайна Венеры. Истинная Венера вся находится в астральном мире, в астральном свете. "Физический свет Венеры представляет собой нечто иное, чем, напр., физический солнечный свет. Физический солнечный свет имеет нечто родственное с тем, что может жить на Земле как на Земле возникший свет. То, чем является свет Венеры, есть нечто детское, лишь отражение солнечного света; это светит уже из духовного мира. И если этому свету дать воздействовать на душевное существо, то человек познает, какая интеллигенция связана с Венерой. Это интеллигенция, которая противоположна, которая, я бы сказал, живет в постоянной оппозиции к интеллигенции Солнца. И большую роль в древних Мистериях играла эта противоположность между интеллигенцией Венеры и интеллигенцией Солнца. С определенным правом говорилось о войне интеллигенции Венеры против интеллигенции Солнца. Имелась исходная точка такой борьбы, где интеллигенция Венеры начала борьбу с интеллигенцией Солнца. Существовало восхождение, кульминация, существовали катастрофы, кризисы; и в том, что находилось здесь между экспозицией и катастрофой или кризисом, имелся отрезок большой оппозиционной борьбы, разыгрывавшейся в духовном мире, которая во внешних знаках проявлялась лишь в астрологических, астрономических отношениях между Венерой и Солнцем. В том, что здесь разыгрывалось, имелись следующие одна за другой фазы. И ни один человек не может понять внутренних импульсов, живущих в земной истории, если не знает борьбы между Венерой и Солнцем. Ибо земные войны, разыгрывающиеся в развитии цивилизации, являются лишь отображением войны Венеры с Солнцем. Это сознавали в др.мистериях. Такое знание там было, ибо существовало отношение между человеком и интеллигенцией космоса". А затем пришло время Х-ХV веков, когда в алхимической лаборатории уже не достигали космической интеллигенции, но только духов природы. "Еще до ХV в. духи природы подходили к правильно подготовленному розенкрейцерскому исследователю; это еще случалось". О древней же связи с космической интеллигенцией, с тайной золота-Солнца, угля-серебра-Луны, с тайной Венеры знали из преданий. Хотя для средневекового алхимика эти предания не были особенно важными. О связи человека с космической интеллигенцией ему рассказывали и сами духи природы. И большую боль причиняло средневековому исследователю то, что рассказывали ему природные духи — сильфы, гномы и т.д. — о былых временах, об отношении к космической интеллигенции, которое сами эти духи еще сохраняли, и от чего человека отделила пропасть. Трагизм этого переживания был куда глубже, чем его выразил Гете в "Фаусте". Наравне с этим выступало и другое, берущее свое начало от Аристотеля, что, в свою очередь, также происходит из Мистерий.232 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
2. Элементы душевной жизни и их происхождение.
Мысль, чувство, воля в связи с оболочками и процессами в них 1795.
"Духочеловек: | Решение | Жизнедух: | Намерение | Самодух: | Желание | | | Душа сознательная | Мотив | Душа рассудочная | Душа ощущающая | | | Тело ощущений: | Вожделение | Эфирное тело: | Склонность | Физическое тело: | Инстинкт". | 293 (4).
"Ощущение принадлежит к чувствам; оно есть вброшенное в телесность чувство. В чувстве — удовольствие и неудовольствие; в ощущении и от них присутствует лишь отзвук. ... Представление: что вновь возникает изнутри как образ. — Процесс восприятий чувств — процесс в эфирном — процесс в теле. Восприятие: распознание вновь ощущения. Склонность — более живущая в ощущениях, восприятиях. Склонность — более живущая в свободно восходящих представлениях". Д.31, с.5,10 Перейти к данному разделу энциклопедии
Представление — воспоминание
1871. "Можно заметить такую тенденцию: Я помрачается, когда помрачается чувственное восприятие. Когда к чувственным восприятиям мы присоединяем представления, то проникаем нашим Я в наше астр. тело. Так что можно сказать: как жизнь в чувственных восприятиях связана с переживанием Я, так жизнь представлений связана с астр. телом. Прежде всего это помрачение Я выражается в том — и это, собственно, наиболее значительное, на что следует обратить внимание, если хотят понять, о чем я здесь говорю, — что мы, оставаясь при восприятиях чувств, имеем нечто совершенно индивидуальное. Комплекс чувственных восприятий, который мы получаем от самих себя, их никто другой не может получить точнее нас самих... и в этом совершенно индивидуальном мы получаем в то же время наше я-переживание. Поскольку мы восходим к переживаниям представлений, мы, в то же время, получаем силу приходить к чему-то более всеобщему, например, можем образовывать абстракции, которые затем в том же самом облике можем сообщать другим, и другие могут понять то же, что и мы. ... Но это выражается уже в том, что Я замутняется, когда от переживаний чувств мы продвигаемся вверх к переживанию представлений. Хотя, в то же время, мы уходим глубже в себя: и это также является непосредственным переживанием. Но когда развиваются представления — или, лучше сказать, то, что в нас разыгрывается для их возникновения, и что мы сегодня оставим в стороне, — то из представлений возникают воспоминания. Представления, собственно говоря, сначала исчезают из нашего сознания. Из каких-то подоснов — сегодня мы оставим это без разъяснения — возникают факты, вследствие которых мы можем вызвать те же самые представления. Это единственное, что мы можем утверждать. Неправомерно говорить, что представления гуляют где-то в подсознании, пока мы их не вызовем вновь, может быть через годы. ... Но мы также знаем, что представления, которые человек образует в связи с чувственными переживаниями, преходящи, и что если даже это порой стушевывается, то должна быть развита внутренняя сила, которую можно пережить, когда прошедшее переживание в воспоминании снова становится представлением. Что здесь становится побуждением к воспоминанию-представлению — это сидит в нас глубже, чем обычные, связанные с чувственными ощущениями представления. Это в нашей организации основанное воспоминание-представление; оно связано с тем, чем мы являемся как временные существа. Мы знаем, что представления по-разному вспоминаются в зависимости от того, насколько далеко в прошлом они находятся. ... Во всяком случае, живущее в представлении, связанном с чувственным восприятием, втянуто во временной поток, в котором живем мы сами. Определенные ощущения, которые мы имеем, когда всплывают воспоминания, говорят нам, как воспоминание связано со всей нашей организацией. Мы знаем также, как в различном возрасте сила воспоминания бывает большей и меньшей. Если мы исследуем эти факты, то сможем сказать себе, что как сила представления связана с астр. телом, так сила воспоминания связана с эф. телом. ... память образует одно с эф. телом, как жизнь представлений — одно с астр. телом, как чувственные восприятия — одно с Я. Во всяком случае, лежащее в основе представлений берется во временной поток нашего бытия. Не только развитие нашего роста между рождением и смертью находится в определенном временном потоке, но и то, что изживается в виде воспоминания, и мы чувствуем их взаимопринадлежность". Особенно в патологических случаях можно наблюдать связь нарушений памяти с нарушениями роста и питания, также связанными между собой. Существует и связь воспоминаний с физ. телом. Если вы привыкли совершать какое-либо непроизвольное движение пальцем, то всегда можно найти комплекс переживаний, приведший к этому. Переживания слишком сильно отпечатлелись в физ. теле, им же следовало отпечатлеться только в астр. теле. "Если же они слишком сильно отпечатлеваются в физ. теле, то тогда они встают под влияние воспоминаний. Но такого не должно быть. Имагинативное наблюдение показывает нам, что действующее в памяти, в эф. теле является некоего рода развитием движения. В физ. теле это скапливается, застаивается. Это не должно целиком пронизывать физ. тело; оно должно физ. телом отталкиваться". "Вот действует чувственное восприятие. Сначала его воспринимает Я. Когда оно вживается в астр. тело, к нему присоединяется представление, действует сила, делающая возможным последующее воспоминание, когда это переживается как движение в эф. теле. Но вот все это должно скопиться, задержаться, не пронизывать далее целиком физ. тело. В физ. теле возникает — вначале, естественно, целиком бессознательно — от того, что живет в воспоминании, образ. Этот образ совсем не подобен тому, чем было воспоминание, — тут имеет место метаморфоза; но образ возникает. Так что можно сказать: как с эф. телом связана память, так с физ. телом связан действительный внутренний образ. Всегда, когда в физ. теле запруживается движение, исходящее из эф. тела, ему напечатлевается образ; этот образ, естественно, может быть постигнут имагинативным представлением. Тогда становится видно, как действительно физ. тело становится носителем всех этих образов". "Этот образ есть последнее, к чему приходят внешние переживания. Другим является представление; воспоминание — это проходной момент. Переживаемое нами во внешнем мире не должно просто проходить сквозь нас. Мы должны быть изолятором; мы должны это задерживать, что в конце концов и делает наше физ. тело. Наше астр. тело изменяет это, делает бледным в представлении; наше эф. тело вбирает все его содержание и сохраняет лишь одну возможность вызвать это вновь. Но произведенное в нас действием, отпечаталось в нас образно. С этим мы живем далее. Но мы не должны пропускать это сквозь нас. Предположим, что мы пропускали бы сквозь себя представления, так что они не отталкивались бы эластично эф. телом: они тогда проходили бы сквозь эф. тело, сквозь физ. тело. Тогда мы барахтались бы в окружающем мире, как нам это повелевали бы делать внешние события". В нас вспыхивало бы желание подражать всему, что попадало бы в поле нашего зрения. Рассмотрим человека с другой стороны. Для внешнего наблюдения нет разницы между движением нас самих и неодушевленных предметов. Тогда речь идет лишь о перемене места. "И это, в конечном счете, и есть, по сути, то, что мы имеем в сознании от нашего движения в обычной жизни; ибо мы должны различать между намерением совершить движение и действительным движением". Движущийся человек развивает силу (возьмем одно это). "Итак, когда мы представляем себя в движении и смотрим на физ. тело, то можем здесь говорить только о силе". Но перейдем к внутренним процессам. Там становится необходимой еще материя: для сил роста, питания, воспроизводства. Происходящее здесь мы должны искать в эф. теле. Внешние силы жёстки, например, вес тела. Опустим тело в воду, оно потеряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Но внутренние силы подвижны; они могут простираться и сжиматься. "Каждая сила, так можно сказать (продолжая закон Архимеда), связываясь с эфирными силами, теряет столько от своей жесткости, неподвижности, сколько эфирные силы приносят ей навстречу поглощающих сил (Saugkraften). Эфирные силы становятся движением, они тогда деятельны в растительном организме ... но также и в животном, и в человеческом организме. Но пойдем далее от эф. тела к астрельному; также и во внешнем наблюдении пойдем от растения к животному. Тут бывшее в силах роста внутренней подвижной силой, освобождается, внутренне освобождается подобно тому, как я описывал освобождение силы с семи лет, со сменой зубов. Так что происходящее здесь больше не связано с силами твердого тела. Что здесь внешне выражает себя как свободные силы, является у животного и человека силами инстинкта. Так проникаем мы к астр. телу, и то, что здесь внизу выступает как сила, является инстинктом. — Проникая до Я, инстинкт становится волей.
Я: | чувственное восприятие | Воля | Астральное тело: | жизнь представлений | Инстинкт | Эфирное тело: | память | Силы роста | Физическое тело: | образ | Сила | ... Для внешнего взгляда физ. тело представляет собой силовую организацию. И если его наблюдать правильно, то оно, фактически, состоит из взаимодействия сил с образами. ... если вы рассмотрите взаимодействие идущего сверху и снизу ... т.е. идущие колебаниями вниз представления и идущие снизу вверх процессы питания, роста, дыхания, то вы получите живой образ эф. тела, и, опять-таки, если вы обдумаете все то, что вы переживаете сами, когда в вас деятельны инстинкты, когда вы хорошо поймете, как инстинкты действуют в циркуляции крови, в дыхании, во всей ритмической системе, как инстинкты зависят от нашего воспитания, то вы получите живое действие того, что является астр. телом. И когда, наконец, вы обдумаете взаимную игру волевых актов ... с восприятиями чувств, то вы получите живой образ того, что здесь как Я вживается в сознание". "Внешним миром возбуждаются чувственные восприятия (см. схему, синее), но внутри этих чувственных восприятий живет Я (оранжевое)". "Это Я живет, собственно говоря, во внешнем мире и наполняет нас через восприятия чувств, а далее наполняет нас, когда в чувственные восприятия (оранжевое), проникая до астр. тела, вчленяются представления (желтое). ... Это иллюзия, будто наше Я пребывает внутри ... физического организма. Оно из внешнего мира относится к этому физическому организму таким образом, что как бы протягивает свои щупальца в наше внутреннее, прежде всего в представления, т.е. к астр. телу или до астр. тела. Рассмотрим точнее мир воспоминаний. Воспоминания восходят из нашего внутреннего. Когда они восходят внутри, то в первую очередь представляют собой деятельность в эф. теле, которая и возбуждает представления в астр. теле (стрелки). Но в конце концов представления должны происходить из того, что в физ. теле является образами. Теперь заметьте себе, что — исходя из физ. тела — к эф. телу устремляется возбуждение, лежащее в основе воспоминания, и в нем пребывает Я. Все это можно нарисовать так, что схематически я мыслю Я не только здесь, внешне, но также пребывающим в физ. теле (красноватое) и из физ. тела возбуждающим воспоминания (зеленое), которые затем делаются представлениями (желтое)... Когда я принимаю во внимание воспоминания, то я должен пребывающее здесь, наверху, как Я, заложить также и в физ. тело. Я обособлено для себя, а, с другой стороны, наполняет физ. тело. ... А теперь обратите внимание на следующий процесс. Представьте себе, что вы встретили на улице человека и у вас возникло чувственное восприятие этого человека. Ваше Я внутри, и там выступает воспоминание: вы вновь узнаете человека. Воспоминание пришло изнутри, а извне — чувственное восприятие. И они сцепляются". Феномен такого сцепления был известен древним духоиспытателям. Они его изображали в виде змеи, кусающей свой хвост. Но истоки подобных символов теперь мало кто знает, а без того в них нет смысла. "В действительности Я — это поток, который приносит телу чувственные возбуждения. Тело отражает их назад, и прежде всего то, в чем сидит само Я. Я, собственно, здесь, но также и во внешнем мире. Оно в физ. теле, но и отражается им. Человек воспринимает не свое действительное Я, а отражение. Он воспринимает отраженное излучение, когда ощущает: это отражение". "Это нужно представить себе как образ: душа находится во внутреннем вращательном движении. Это предстает созерцанию".206(12,13. VIII) Перейти к данному разделу энциклопедии
Тело, душа и дух
244. "Весь человек расчленяется следующим образом:
А. Физ. тело. Б. Эф.тело, или жизненное тело. В. Душевное тело. Г. Душа ощущающая. Д. Душа рассудочная. Е. Душа сознательная. Е. Самодух. 3. Жизнедух. И. Духочеловек.
Душевное тело (В) и душа ощущающая (Г) в земном человеке сливаются воедино; также душа сознательная (Е) и Самодух (Ж). И, т.обр., оказывается семь частей земного человека:
1. Физическое тело. 2. Эфирное, или жизненное тело. 3. Ощущающее душевное тело. 4. Душа рассудочная. 5. Исполненная духом душа 6. Жизнедух. 7. Духочеловек".
"Можно дать также и следующее деление человека:
1. Физическое тело. 2. Жизненное тело 3. Астральное тело. 4. Я как зерно души. 5. Самодух как измененное астр.тело 6. Жизнедух как измененное жизненное тело. 7. Духочеловек как измененное физ.тело".
9 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
245. 1. Физическое тело. 2. Эфирное тело. 3. Астральное тело. 4. Я-тело, или тело сознания. В я-теле содержатся: 5. Манас. 6. Буддхи. 7. Атма. 95 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
250. "Существо человека продолжается как по ту сторону физ.тела, так и по ту сторону Духо-человека, только для средств духовного наблюдения эти продолжения человеческого существа "духовно невидимы", как невидимы для физического глаза цвета по ту сторону красного и фиолетового ". 13 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
2. Многочленный человек и космос
470. "1. Физическое тело: эхо круга Зодиака. 2. Эфирное тело: эхо движения планет. 3. Астральное тело: переживание этого движения планет. 4. Я: восприятие эха круга Зодиака". Если говорят: человек состоит из физ.,эф., астр.тел и Я, то это абстракция. "На конкретном языке Мироздания следует сказать: человек состоит из эха Зодиака, эха движения планет, переживания этого движения планет как мысли, чувства и воли, и ... состоит из восприятия эха Зодиака".209 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
471.
102(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
498. В полярной зоне преобладает солнечное действие (действие Солнца не следует искать только в теплоте). В тропической зоне преобладает теллурическое (земное) действие, что выражается в буйной вегетации. Человек в полярной зоне (человеческая голова) испытывает внеземное воздействие; в тропической зоне обмен веществ и конечности сильно вовлечены в земную жизнь. В умеренной зоне обе системы уравновешиваются, здесь существенную роль играет ритмическая система. На нее же действует Луна. Исходя из этого, годовой ход Земли следует рассматривать в связи с трехчленным человеком, а не только лишь математически. Но на человека влияет и суточный ход Земли. Пример: Гете всегда творил по утрам. Для возбуждения он пил вино, которое воздействовало на его ритмическую систему. И вообще он был солнечный человек, склонный к покою, созерцанию (медитации). Поэтому люди иной природы называли его "холодным искусственным старцем". Шиллер всегда творил по ночам, а для возбуждения он пил горячий пунш, действующий на обмен веществ. Он был в основном теллурическим человеком эмоциональной, волевой природы. "Внутреннее человека также и физически-анатомически выясняется нам как взаимодействие прямого внеземного влияния и внеземного, прошедшего через Землю и потом устремляющегося в человека". 323 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
Трeхчленные взаимосвязи
754. "Духовная жизнь — это то, что образует Я, когда оно само себя внутренне перерабатывает. Вся духовная жизнь является внутренней переработкой Я. Всe, что Я берeт из минерального царства и преображает в искусстве, религии, науке и т.д., — это духовный мир, преобразованное минеральное царство, духовная область. А что возникает благодаря одному тому, что ас.тело, которое ведь остаeтся у большинства людей в подсознательных глубинах, имеет постоянную тенденцию принимать всевозможные растительные формы? Если вы преобразуете то, что живeт в ас.теле, если это полуинстинктивно, в полусознательной форме засветит в сознание, что тогда получится? Тогда получится правовая, или государственная, область. А если вы рассмотрите то, что теперь противоположным образом во внешней жизни переживается в связи с тем, что человек несeт в эф.теле от животного царства, если вы рассмотрите это, идущее от человека к человеку, то вы получите третью область социального трeхчленного организма. ... В эф.теле мы не образуем подсознательно животный мир, но видоизменяем это тело как люди. И мы это делаем в социальной ... жизни, когда живeм вместе". 199(12) Перейти к данному разделу энциклопедии
755. "Людьми мы являемся только в физ.теле. Всe животное царство мы носим в нас, в нашем эф.теле. ... Как наше эф.тело предрасположено принимать все животные формы, так наше ас.тело предрасположено принимать все растительные формы. Здесь лучше воспользоваться сравнением и сказать: когда эф. тело видит осла, то оно воодушевлено тенденцией стать ослом; ас.тело хочет стать просто чертополохом, который ест осeл. ... ас.тело реагирует на комплекс сил, образующих мир растений. Минеральное царство — это, опять-таки, комплекс сил, образующих различные формы минерального. Это действует в нашем Я. В случае Я вы это имеете явленным совершенно открыто, ибо вы мыслите только минеральное. Уже говорилось до оскомины, что человек может понимать интеллектом только мeртвое. ... физ.тело как таковое не живeт ни в одном из этих царств, оно имеет своe собственное царство... оно есть царство для себя". 199(12) Перейти к данному разделу энциклопедии
757. Взаимосвязи : 199(14) Перейти к данному разделу энциклопедии
217. "Труп является конечным состоянием всего существующего. Как же найти возможность вернуться к первоначальному состоянию, к началу, к рождению? Совершенно невозможно снова обрести ощущение скорости, если при наблюдении движения продолжать по-прежнему перебирать дифференциалы. Надо возвратиться к человеку. Надо наблюдать его извне, изучить его физ.тело и отчетливо понять, что именно в этом теле, особенно в его частях, мы только и можем найти первоначальное состояние всего того, что является живой реальностью природы. Именно в его физически-эфирном организме надо искать первоначальное состояние природы. Физика и химия сами ни к чему не придут, если только изучение человеческого существа, согласное с реальностью, не послужит им посредником. Но не надо забывать, что это познание человеческого существа не может быть достигнуто современными физическими методами. В самом деле, эти последние не видят в человеке ничего, кроме того, что уже мертво, неодушевленно; применяя их, мы никогда ничего не увидим, кроме трупа. Что надо изучать в человеке — это жизнь, и не надо стремиться вновь вводить в него химию и физику. Надо изучать его методами Духовной науки. Потребности будущего призовут Духовную науку дополнить науки естественные". 326 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
264. Существуют десятеричная, двенадцатеричная системы счета — все это связано с особенностями эф. и астр.тел различных народов. "...Тот факт, что мы считаем, внутренне связан с тем, что мы сами исчислены: мы исчислены из мирового существа и организованы согласно числу. Число внутренне прирождено нам, воткано в нас мировым целым. Внешне числа становятся нам все более и более безразличны; в нас же безразличия к ним нет, в нас каждое число обладает своим качеством". Возьмем, например, число 2; каждая единица в нем может ускользнуть в свою сторону. Но если мы возьмем число 3, то это уже есть нечто, связующее (1+1) в единство. Другой пример дан в "Теософии", где 9-тичленный человек исчислен более абстрактно, а 7-членный образован из З-членного совершенно органично. "Считает астр.тело, но считает деля: оно считает эф.тело. Оно образует его считая. Между астр.телом и эф.телом находится число, и число — это нечто живое, действенное в нас". Между эф.телом и физ. телом лежит мера. А на переходе от "я" к астр.телу лежит то, что переживается как вес. "Я" — Астр.тело — Эф.тело — Физ.тело Вес в нас совершенно не абстрактен, ибо мы не знаем его; число стало абстрактным; мера стала абстрактной. Так человеческое развитие теряет меру, число и вес; лишь искусство их еще как-то сохраняет. Еще примеры: муж и жена — это 1 и 2: все открыто вовне; третье — ребенок, и число (3) закрывается. Силлогизм: Все люди смертны; Кай — человек; следовательно, Кай смертен. Все целостно. Но возьмем первое и второе предложение — они остаются открытыми. 204 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
К пониманию истории философии 154. "Когда мы пытаемся личную карму привести в связь с констелляциями знаков Зодиака, то мы живем примерно в той сфере мира, к которой применимы законы эпохи Сатурна". "Сколь мало отдельный параграф закона — в том виде, в каком он записан на лист белой бумаги — осуждает человека, столь же мало Овен, Телец, Близнецы и т.д. вызывают человеческую судьбу. ... Что следует из звездных письмен — это остаток древнего сатурнического развития, ставшего чисто духовным, и лишь знаки его остались в звездных письменах космоса. ... Законы др. Сатурна стали духовными, так что, я бы сказал, мы можем исследовать их целиком в законах нашей судьбы за пределами пространства и времени. Когда мы рассматриваем человеческую жизнь в целом, то мы сегодня еще находим эти древние законы Сатурна, еще находим то, чего мы не можем видеть, встречая человека в физическом мире". Такой физический человек представляет собой лишь воплощение Я, в котором действуют законы Земли. Законы же физ., эф. и астр.тел принадлежат прошлым воплощениям Земли, и там в глубинах сокрыта личная человеческая судьба. Законы др. Луны действуют в человеке в период эмбрионального развития, они наследственные и преодолеваются после рождения. Физически эти законы можно изучать лишь в оболочках, окутывающих человеческий эмбрион в теле матери. На др. Луне эта стадия развития была завершающей. "В то время как то, что мы называем кармой, личной судьбой, располагается в высших областях, в сатурнической части человека, лунную часть нет нужды искать столь высоко, ибо мы еще находим ее сокрытой в чувственном. Солнечную часть тоже не следует искать слишком высоко..." Для ее поиска обратимся к тому, что дано в "Загадках философии" как периодизация развития философии.
1-й период | 2-й период | 3-й период | 4-й период | VIII - VI в до Р.Х. | в. - VIII в. до Скотуса Эригены | IX в. - XVI в. | XVIв. - XXIIIв. | В первом периоде философы ( в том числе Платон и Аристотель) еще воспринимали мысли. Во втором периоде возникает т.наз. патристика, писания отцов церкви, когда мысли уже не воспринимают, но возбуждаются духом к мыслительным инспирациям. Так действовал Импульс Христианства. В третьем периоде человек понял, что думающий — это он сам. "Платон и Аристотель еще не думали. Но и они столь же мало сомневались в полной объективной действительности мыслей, сколь мало сомневается человек в полной объективной действительности земного, глядя не зеленеющее дерево. Во второй эпохе была интенсивная вера в Импульс Христа, который давал уверенность пробуждающемуся мышлению. Но потом пришла эпоха (третья), когда человеческая душа начинает говорить: так это ты сама думаешь, мысли выходят из тебя. ... И в этом состоит существенное эпохи схоластики: в ней была увидена субъективность мышления. ... Затем приходит четвертый период свободного господства мыслей во внутреннем, дальнейшая эмансипация мыслей от внешнего восприятия мыслей, свободное творение мыслей во внутреннем". Возникает сильное стремление обосновать внешнюю действительность мыслей. Аквинский в этой связи еще апеллировал к унаследованной догматике, но не Декарт. "Философское мышление в древней Греции действовало так, что несмотря на то, что в целом древняя Греция была временем души рассудочной, это древнее мышление было еще мышлением-восприятием, находилось еще под глубоким влиянием души ощущающей и даже еще тела ощущений, астр.тела. Оно еще цеплялось за внешнее. Мышление Фалеса, первого философа, находилось под влиянием эф.тела. Темперамент сидит в эф.теле, а именно из темперамента творили греки их водно-воздушно-огневую философию (в зависимости от темперамента первопричина вещей искалась в одной из этих стихий). Таким образом, можно сказать: философия тела ощущений переходит в философию эф.тела. — Затем мы приходим в христианское время. Христианский импульс проникает в душу ощущающую. Солнечный закон. Эфирное тело
I. 800 /600/ до Р.X. | тело ощущений | восприятие мыслей | II. от Р.Х до 800 /900/ | душа ощущающая | духом возбуждаемая мыслеинспирация | III. 800 /900/— 1600 | душа рассудочная | осознание субъективности мыслей | IV.1600 ... | душа сознательная | свободное творчество мыслей | Философия внутренне переживалась, внутренне ощущалась, но совместно с тем, во что человек верил, что мог чувствовать; здесь имело место влияние души ощущающей. В третьей эпохе, эпохе схоластики, существенным элементом философского становления мы имеем душу рассудочную, или характера. Вы видите, что философское становление идет иным путем, чем всеобщее развитие человечества. И наконец, впервые с ХVI столетия также и философия совпадает со всеобщим развитием человечества: здесь мы имеем свободные мысли, господствующие в душе сознательной. — Душа сознательная!.. свободная мысль распространяет свое господство от абстракции бытия до высочайшей духовности. Подобно мыслеорганизму, целиком исходящему из мира и лишь господствующему в себе, служит философия Гегеля: лишь в сознании живущие мысли. ... Итак, нечто развивается подобно тому, как развивается сам человек: от эф.тела к телу ощущающему, душе ощущающей, рассудочной, сознательной. Мы исследуем путь, подобный пути развития человечества, но организованный иначе. Это не путь развития человечества, это нечто другое. Развивается Существо, и оно использует человеческие силы в душе ощущающей, рассудочной и т.д. Через человека и его работу проходит другое существо с иными законами, чем законы человеческого становления. Видите ли, это есть деятельность солнечных законов! Здесь нет нужды восходить в сверхчувственные области, как в случае исследования личной судьбы. Как остатки солнечных законов мы находим философское развитие человечества". Как уже говорилось, Ангел имеет отношение к эф.телу. "Этот Ангел развивается. И когда люди думают, что они философствуют сами, в них, поскольку они несут в себе солнечное развитие — т.е. то, чем солнечное развитие оформляет их физ.тело и что действует в их эф.теле, — действуют законы солнечного бытия. Эти законы действуют от эпохи к эпохе, и они действуют так., как это выражается в развитии философии. И потому, что эти солнечные законы присутствуют здесь, Христос, Солнечное Существо, смог вступить во вторую эпоху. Подготовлялось это в первой эпохе, а во вторую эпоху Христос, Солнечное Существо, вступил на Землю. Вы видите, как все это соединяется. Но когда Христос, Солнечное Существо, пришел, то Он пришел в связи с развитием, которое не является человеческим, человеческим земным развитием, а солнечным развитием внутри земного бытия. ... Когда мы все это представим себе, как философское мышление развивалось от философа к философу, то увидим, как внутри этого действовали не земные, а солнечные законы! Эти законы в свое время разыгрались между Духами Мудрости и Архангелами, а на Земле они выступили на свет Божий в философском стремлении к мудрости... Когда человек перестал замечать, что в философском развитии его душу пронизывают пульсацией Духи Мудрости, он стал развивать свою философию. Древнее солнечное бытие живет в философском развитии. Оно действительно и истинно живет в нем. А поскольку оно живет там, то там же живет и нечто отставшее, нечто связанное с древним солнечным развитием". И конечно, отставшие на Солнце существа пытаются использовать силы философского развития для продления древнего солнечного бытия. Они упустили возможность проделать развитие, которое человек проделал в эф.теле, в теле ощущений и в душе ощущающей совместно с Духами Мудрости и Архангелами. И это ариманические духи. "Ариманические духи испытывают соблазн паразитически вползать в то, что человек достигает в своей философии, и таким путем печься о своем бытии. Развиваясь философски, люди подвержены действию ариманически-мефистофельских духов". Но вы знаете, что Ариман и Люцифер являются вредными духами, пока мы их не распознали, пока человек в духе не заглянул им в глаза. Возьмем человека, развивающего мысли в земном бытии. Он развивает мысли, для которых как инструмент необходим земной разум. "Таковы гегелевские мысли! Они суть чистые мысли, но только мысли, какими они могут быть постигнуты с помощью инструмента физ.тела, которое отпадает со смертью. Гегель продумал глубочайшее из того, что может быть продумано в земной жизни, но что в своей конфигурации отмирает со смертью. И трагедия Гегеля состоит в том, что он не замечает, что он постигает дух в логике, в природе, в душевной жизни, но только тот дух, который существует в форме мыслей и не идет с нами за врата смерти. И чтобы уяснить себе это, Гегель вынужден был сказать: Если бы я мог верить, что проходящее через мышление — что я, таким образом, думаю об абстрактном бытии с помощью логики, мыслей: о природе, о душе и вплоть до философии, — если бы я мог верить, что это ведет меня за кулисы бытия, то я оказался бы соблазненным Мефистофелем! Это было воспринято другим человеком, Гете, который выразил это в своем "Фаусте" как борьбу думающего человека с Мефистофелем, с Ариманом. И мы видим в 4-ю эпоху философского развития, как в солнечное развитие вмешивается Ариман и как человек ясным образом противостоит Ариману, когда действительно познает свое существо, овладевает им. Поэтому сегодня мы стоим на повороте также и внешнего философского мышления; поэтому это философское мышление, дабы не подпасть соблазну Аримана, дабы не стать мефистофельской мудростью, должно зайти за это существо, должно его постичь, должно войти в Духовную науку". Так хотя бы на примере вы видите действие солнечного развития в человеческой земной жизни. В догомеровские времена, в ХII-ХIV вв. даже физ.тело было предпосылкой мировоззренческих импульсов. "В греческую эпоху родилось мышление; в новое время мысли пришли к самосознанию в душе сознательной. ... мысль является самостоятельно действующим существом". "Существо, развивающее себя как философия (мы называем его абстрактным именем "философия"), оно живет в эф.теле 700 лет, в теле ощущений 700-800 лет, в душе рассудочной или характера — 700-800 лет и в душе сознательной 700-800 лет". В начале греческой эпохи это Существо достигло развития, соответствующего в человеке периоду половой зрелости, возрасту в 14-16 лет. В расцвете греческой эпохи его развитие соответствовало возрасту с 14 до 21 года. Сейчас оно живет в возрасте от 35 до 42 лет. И это Существо развивает солнечную закономерность. Человек идет с этим Существом через свои воплощения; это Дух, регулирующий нашу внешнюю судьбу, столетие его жизни соответствует году нашей жизни. Настоящая история философии и есть биография этого Существа, Богиней нисходящего из божественных облачных высот. "В Антропософии мы видим действительную водительницу не только к познанию, но к живому Существу, которое окружает нас так, что мы ничего не знаем о нем". 161(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
314. "Парацельс сам характеризует себя, подписав под своим портретом: "Никто не должен быть рабом другого, раз он может принадлежать самому себе". Вся его позиция по отношению к познанию дана в этих словах. Он хочет везде сам дойти до глубочайших основ естествознания, чтобы собственными силами подняться к высочайшим областям познания. Как врач, он не хочет, подобно своим современникам, просто принимать на веру все накопившиеся с древних времен утверждения слывших тогда авторитетами старинных исследователей, например Галена или Авиценны; он хочет сам непосредственно читать в книге природы. "Врач должен пройти через изучение природы, которая есть мир; и она же — все его начало. И чему его учит природа — это он должен предписать и своей мудрости: не искать ничего в своей мудрости, но единственно только в свете природы". Он ни перед чем не отступает, чтобы всесторонне изучить природу
и ее действие. Ради этого он совершает путешествия в Швецию, Венгрию, Испанию, Португалию и на Восток. Он вправе сказать о себе: "я гонялся за моим искусством с опасностью для жизни и не стыдился учиться ему у бродяг, палачей и цирюльников. Мое учение было испытано не хуже серебра, в нищете и заботах, борьбе и нужде". Переданное по традиции от старых авторитетов не имеет для него никакой цены, ибо он полагает, что правильных воззрений можно достичь только тогда, когда сам переживешь восхождение от природного знания к высшему познанию. Это самостоятельное переживание влагает в его уста гордые слова: "Кто ищет истину, тому надо в мою монархию ... За мной, а не я за вами, вы, Авиценна, Гален, Мезур! За мной, а не я за вами, вы, из Парижа, из Монпелье, из Швабии; вы, из Мейссена, из Кельна, из Вены и изо всех мест по Дунаю и по Рейну; вы, острова морские, ты,
Италия, ты, Далмация, вы, Афины, ты, грек, ты, араб, ты, еврей; вы за мной, а не я за вами! Мне принадлежит монархия!". Парацельс легко может быть понят неправильно из-за его грубой внешней оболочки, которая нередко за шуткой таит глубокую серьезность. Он сам говорит: "природа не наделила меня изяществом, да и вырос я не на смоквах и не на пшеничном хлебе, а на сыре, молоке, хлебе из отрубей; поэтому я, конечно, груб по сравнению с белоручками и людьми тонкого обхождения, ибо они воспитаны в мягких одеждах, а мы на еловых шишках, и мы плохо понимаем друг друга. И хотя бы я и казался сам себе красавцем, у других я все же должен прослыть неотесанным. Да и как мне не казаться странным тому, кто никогда не ходил под солнцем?" "Для Парацельса в природной основе бытия таится глубокая связь между человеком и всей Вселенной, и эта связь закрыта благодаря существованию духа.
Дух, ведущий нас к высшему познанию тем, что он сообщает нам знание и дает затем этому знанию возродиться на высшей ступени, он имеет для нас, людей, первым следствием то, что закрывает от нас нашу собственную связь со Вселенной. Таким образом, природа человека разлагается для Парацельса прежде всего на три члена: на нашу чувственно-телесную природу, или наш организм, являющийся для нас природным существом среди других природных существ, совершенно таких же, как и все другие природные существа; затем, на нашу скрытую природу, являющуюся звеном в цепи всего мира и, следовательно, не замкнутую внутри нашего организма, но излучающуюся во всю Вселенную и получающую от нее силовые воздействия; и на самую высшую природу: наш дух, изживающий себя только духовным образом. Первый член человеческой природы Парацельс называет элементарным телом; второй — эфирно-небесным, или астральным телом,
а третий член он называет душой. Таким образом, в "астральных" явлениях Парацельс видит промежуточную ступень между чисто телесным и собственно душевны ми явлениями. Они становятся видимыми, когда дух, закрывающий природную основу нашего бытия, прекращает свою деятельность. Простейшее явление из этой области мы имеем перед собой в мире сновидений. Образы, окружающие нас во сне, с их игрой и с их удивительной осмысленной связью с событиями вокруг нас и с нашими собственными внутренними состояниями, эти образы — порождения нашей природной основы, которые затмеваются более ярким светом души ... что Парацельс толкует как "астральное" тело. Это сумма природных воздействий, под влиянием которых мы находимся или можем оказаться при особых обстоятельствах; они исходят из нас, однако без участия нашей души; и тем не менее, они не подходят под понятие чисто физических явлений.
... Исходя из такого взгляда на человеческую природу, Парацельс делит ее на семь членов. Это те же самые члены, которые мы встречаем и в мудрости древних египтян, и у неоплатоников, и в каббале. Человек есть прежде всего физически-телесное существо и подчинен, следовательно, тем же законам, каким подчинено всякое тело. В этом отношении он есть чисто элементарное тело. Чисто телесно-физические законы слагаются в члены органического жизненного процесса. Парацельс обозначает органическую закономерность как "arhaeus", или "spiritus-vital"; органическое поднимается до духоподобных явлений, которые, однако, еще не суть дух. Это "астральные" явления. Из "астральных" процессов возникают функции "животного духа". Человек — существо мыслящее. С помощью рассудка он осмысленно связывает свой чувственные впечатления. Так оживает в нем "душа рассудочная".
Он углубляется в свои собственные духовные порождения; он научается познавать дух как дух. Тем самым он поднимается на ступень "духовной души". Наконец он узнает, что в этой духовной душе он переживает глубочайшую основу мирового бытия; духовная душа перестает быть индивидуальной, отдельной. Наступает познание, о котором говорил Экхарт, когда чувствовал, что не он сам, но Первосущество говорит в нем. Наступает состояние, в котором мировой Дух созерцает сам себя в человеке. Парацельс запечатлел чувство этого состояния в простых словах: "И вот нечто великое, о чем вам надо подумать: нет ничего на небе и на земле, чего нет и в человеке. И Бог, который на небе, Он и в человеке". Перечисленными семью основными частями человеческой природы Парацельс хочет выразить не что иное, как факты внешнего и внутреннего переживания. И этим вовсе не отвергается, что в высшей действительности есть еще и некое
единство, которое для человеческого опыта разлагается на множественность семи членов. Затем и существует высшее познание, чтобы вскрыть единство во всем, что является человеку, вследствие его телесной и духовной организации, в непосредственном переживании как множественность. На ступени высшего познания Парацельс стремится всецело к тому, чтобы слить единое Первосущество мира в живое единство со своим духом. Но он знает, что человек лишь тогда может познавать природу в ее духовности, когда вступает с природой в непосредственное общение. Человек постигает природу не тем, что населяет ее сам произвольно допущенными духовными существами, но тем, что принимает и ценит ее такою, какова она есть, как природа. И потому Парацельс не ищет Бога или духа в природе, но эта природа, какой она предстает его глазам, для него совсем непосредственно божественна. Нужно ли сначала приписать растению душу,
наподобие человеческой души, чтобы найти в нем духовное? Поэтому Парацельс объясняет себе развитие вещей, насколько это было возможно при научных средствах его времени, безусловно, как чувственный естественный процесс. Он производит все вещи из первоматерии, из первичной влаги. И дальнейшим естественным процессом он считает разделение первоматерии (которую он называет также великим лимбом) на четыре стихии: воду, землю, огонь и воздух. Если он говорит, что "божественное Слово" вызвало из первоматерии множественность существ, то и это надо понимать лишь в том смысле, как понимают, например, в новейшем естествознании отношение силы к материи. "Духа" в фактическом смысле еще не существует на этой ступени. Этот "дух" есть на самом деле не основа природного процесса, а его фактический результат. Дух не создает природу, а сам развивается из нее ". 7(5)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|