Главная
Предметный указатель
первобытный = влияние на природу, спасение ее |
683. "Огненная мощь Земли есть жизненный элемент ариманических духов, и через влияние Аримана общая карма человеческого рода находится в определенной связи с кармой Аримана. Когда в развитии человечества возникают определенные душевные настроения и события, то это ведет к проявлению связи людей с Ариманом, и то, что человек раньше мог делать сам: влиять на природные события, — это теперь происходит через Аримана и его духовных товарищей".108 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Человек как разрушитель
321. "Немногие люди знают, что процессы в минеральном, животном и растительном царствах происходят так, что их причины в действительности находятся внутри человеческих организмов, причины не всеобщей ...но большей части их деятельности. ... Так что минералогией, ботаникой, зоологией нельзя заниматься без антропологии, не начав все с человека. ... Встает вопрос: какова связь у современного человека — а о нем мы говорим прежде всего — между силами его воли, сконцентрированными в центре его тяжести (там, где находится диафрагма), и внешними физическими и химическими силами? При нормальной жизни это отношение выражается только в процессах человеческого обмена веществ. Когда человек принимает в себя материю внешнего мира, то это, собственно, его воля перерабатывает, переваривает материю. И если бы ничего другого, кроме этой воли, не действовало, тогда принятое извне в человека просто разложилось бы. Человеческая воля имеет силу расчленять, растворять все материи и силы, и связь человека с минеральной, растительной и животной природой сегодня такова, что его воля связана с растворяющими силами нашей планеты, с разрушающими силами нашей планеты. Мы живем этим разрушением, и оно существует! Мы бы не могли жить, не вызывая разрушения". Люди, действующие черно-магически, свою волю, связанную с разрушением, выносят еще и за пределы человеческой природы и сознательно пользуются этими силами разрушения. Этому никому не следовало бы учиться! Силой воли мы связаны с заходящими силами Земли. Под их действием Земля со временем растворится в Мироздании. Другим полюсом в человеке является интеллигенция, связывающаяся через чувства с волей. Однако в бодрственном состоянии человеческая интеллигенция мало связана с планетой. И Землю ожидало бы печальное будущее, не действуй на ней "...строящие силы, пребывающие в той среде, в которую человек вступает во время сна ... Здесь он развивает силы, которые действенны именно в период от засыпания до пробуждения. ... Если бы вы никогда не спали на Земле, то из вашей интеллигенции не исходило бы то, что постоянно восстанавливает Землю. Так что и строящие силы нашей планеты также заложены в человечестве (я не говорю: в отдельном человеке)... в интеллигентном полюсе человеческого существа; но не в дневной интеллигенции. Интеллигенция дня есть нечто мертвое, вчлененное в земное становление". 191 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
Ошибка! Фрагмент 200000 не найден.
Перейти к данному разделу энциклопедии
Человек — освободитель природы
324. "Человек внутренне так связан с миром, что шагу ступить не может среди природы без того, чтобы его интимное отношение к миру не играло при этом для него огромной роли. Когда из семени в поле вырастает лилия и доходит до цветения, то мы уже должны себе — без персонификации — совершенно интенсивно представить, что эта лилия чего-то ждет. ... Эта лилия, когда она развивает свои листья, а особенно цветы, ждет чего-то. Она говорит себе (а в каждом растении, во всем красивом зачаровано элементарное существо): мимо меня пройдут люди, которые меня увидят, и когда достаточное число человеческих глаз свяжет со мной свой взгляд, тогда — так говорит дух Лилии — я буду расколдована и смогу вступить на мой путь в духовные миры! — Вы, конечно, скажете: растет множество лилий, на которые не падает человеческий взгляд. У тех лилий все обстоит иначе. Лилии, которых не касается человеческий взгляд, расколдовываются иным путем. Первый же человеческий взгляд, обращенный на лилию, определяет ее расколдовывание через человеческий глаз. С первым взглядом устанавливается отношение лилии к человеку. Повсюду в нашем окружении находятся элементарные духи и они взывают к нам: не смотрите так абстрактно на цветы, не стройте себе их абстрактные образы, но имейте сердце, имейте душу для того, что духовно-душевно живет в цветах. Оно хочет через вас освободиться от своей заколдованности. — Человеческое бытие, по сути говоря, должно состоять в постоянном освобождении элементарных духов от заколдованности в минералах, растениях и животных. Подобная идея может быть почувствована во всей ее красоте. Но именно тогда, когда она постигается в правильном духовном смысле, она может также быть воспринята в свете той большой ответственности, которая т.обр. возлагается на человека в отношении всего Космоса. И тот род и способ, какими человек в современной цивилизации, в эпоху развития свободы, относится к растениям, представляет собой, собственно говоря, лишь пригубливание того, что он должен пить. Он пригубливает, когда образует понятия и идеи, а он должен пить, когда связывается своей душой с элементарными духами вещей и существ вокруг себя". Но в человеке живет сила дракона, который еще в прадревние времена возжелал свободы, когда для нее еще не было подходящих условии, и был Михаэлем свергнут из духовного мира вниз. Этот дракон имеет животный облик, оставаясь сверхчувственным существом. Он свергнут в человека, поскольку внешняя природа не могла его принять. (В XIX в. Михаэль уже бился с ним в человеке). "Внешняя природа в ее невинности, как отражение божественной духовности, не должна иметь ничего общего с драконом". Но, сидя в человеке, дракон связывает с собой элементарных существ, которых человек своей душевностью расколдовывает в природе, и так вместе с драконом эти элементарные существа уходят в нижнюю природу человека. Они же должны, проходя через человека, восходить к высшему бытию. И в этом состоит кармическая цель человека внутри всего мирового развития. Ибо человек находится на Земле не только для того, чтобы основывать внешнюю культуру. "Но именно эпоха, идущая к своему завершению, должна подвинуть человека к высшей духовности. В действительности же она была такой, что бессчетное число элементарных существ внутри человека было отдано дракону. Ибо сущность дракона состоит в том, что он испытывает жажду и голод по элементарным существам; ему бы хотелось вкрасться, влезть во все, запугать растения, минералы, чтобы мочь всосать в себя элементарных существ природы. Он хочет связать себя с ними, хочет пронизать ими свое бытие. Во внечеловеческой природе он этого сделать не может... Он может это сделать только внутри человеческой природы, поскольку там имеются условия для его бытия. И если бы так продолжалось и далее, то Земля была бы обречена на гибель; тогда непременно дракон... победил бы в земном бытии. Он победил бы на вполне определенном основании, поскольку когда в человеческой природе он всасывает элементарных существ, то ... благодаря этому происходит нечто физическое, душевное и духовное. Духовные последствия выражаются в том, что в ином случае человек никогда не пришел бы к вздорной вере в один лишь материальный внешний мир, каким его сегодня берет естествоиспытатель, никогда не пришел бы к принятию мертвых атомов и т.п., если бы дракон в нем не всасывал элементарных существ, приходящих извне. Благодаря тому, что в нем сидят пришедшие извне элементарные существа, человеческий взгляд отвлекается от духовного в вещах. Когда человек смотрит вовне, то он больше не видит духа в вещах, который между тем втянулся в него, а видит лишь мертвую материю. А душевное? Все, что человек когда-либо проявил как душевное малодушие, трусость, происходит от того, что дракон всасывает в нем элементарные власти. О, как она распространена, эта трусость души! Человек прекрасно понимает: я должен сделать то, либо это; в определенном положении именно это или то является правильным. — Но решиться сделать это он не может — нечто, как душевное бремя, тяжесть, действует в нем. Это суть элементарные существа в теле дракона, которые действуют в нем. А физическое? Человек никогда не мучился бы от того, что называют заболеваниями от бацилл, если бы через описанное духовное действие его тело не подготовлялось к тому, чтобы служить почвой для деятельности бацилл. Вплоть до физической организации идут эти вещи. ... Так трояко человек отрезается от духа (хотя в целях достижения свободы)... от интенсивного переживания духа в себе".223 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
325. "Когда человек видит волка и говорит: это волк, — то в нем вспыхивает образ, в котором неясновидящий не видит душевной субстанции, а только абстрактное понятие. Живущее в этой душевной субстанции соединяется с групповой душой и оплодотворяет ее, когда человек произносит имя "волк". Если бы он этого имени не произносил, то животный вид, как таковой, вымер бы. То же самое произошло бы и с царством растений. Все это говорится в связи с человеком и только к нему и относится. Животные, а также Ангелы и т.д. имеют другие задачи. Только человек предназначен к тому, чтобы пребывать во внешнем мире и чтобы через него возникали оплодотворяющие семена, выражающиеся в произнесении "имен". Этим в человеческое внутренне заложена возможность дальнейшего развития животного и растительного царств". В одной легенде рассказывается, что Ягве собрал животных и растения и спросил Ангелов, как их зовут. — Те не знали. Когда же он спросил человека, то тот знал. 155 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
326. "Все, что видимым образом погибает (служа, например, пищей), на окольном пути возвращается в духовное. Это духовное, вернувшееся окольным путем, соединяется фактически с тем, что живет внутри человека, когда он ясновидчески или в видениях созерцает мир. И избранные видения инспирированы тем, что оплодотворено не достигшими цели живыми семенами, из которых выжато духовное и перенесено далее в эволюцию". "Избранные нами видения служат нашему дальнейшему развитию. Другие проходят мимо нас и соединяются с тем, что пребывает вокруг нас, — с не достигшей цели жизнью". "Если человек все принимает за истину и не отказывается ни от каких видений, а все их удерживает в себе, то он поступает подобно тому, как если бы он захотел вновь высевать все собранные семена. Как мир был бы в этом случае вскоре переполнен семенами, так и человек оказался бы засыпанным видениями, если бы не делал среди них выбора".155 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
226. "В человеческой голове деятельна лишь одна часть воли; основная же часть воли пребывает в остальном организме. И от того, каков человек в отношении своей подсознательной воли, зависит то, что как внешний ход природы выступает в бытии". "Предположим, что какое-либо существо с Меркурия или Марса обозревало бы Землю. Тогда оно сказало бы: там, внизу, Земля, и на ней множество пунктов, в которых находятся центры сил, обусловливающих природный ход. Но эти пункты находились бы для него не вовне, в природе, а внутри людей. Созерцающий извне почувствовал бы, что он должен смотреть на внутреннее людей, если хочет найти причины того, что совершается в ходе природы". Конечно, здесь необходимо смотреть чуть дальше собственного носа. В будущем это знание станет частью естествознания. С этим связано и иное чувство ответственности. 195 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
429. "Мы содержим в себе процесс умирания, и только мы, как люди, можем его удерживать и вводить становление в то, что умирает. Если бы человека не было на Земле, то уже давно над всеми земными процессами распространилась бы смерть и Земля как целое превратилась бы в один большой кристалл и даже существующие кристаллы не сохранились бы. Мы вырываем отдельные кристаллы из большой всеобщей кристаллизации и сохраняем их до тех пор, пока они нужны для нашей человеческой эволюции. Но вместе с этим мы также удерживаем в подвижности жизнь Земли". Поэтому Эд.фон Гартман считал, что если бы однажды человечество пришло к своему самоубийству, то Земля постепенно растаяла бы в воздухе. "Благодаря силам, находящимся в трупе человека, поддерживается эволюция Земли. Благодаря им минералы побуждаются к тому, чтобы еще и сегодня развивать силы кристаллизации, которые в ином случае они уже давно больше не развивали бы; они бы уже давно тогда раскрошились, растворились бы. Благодаря им растения побуждаются к росту, а без них уже давно перестали бы расти. Так же обстоит это и в отношении низших животных форм. Человек передает со своим трупом земле фермент, некоего рода дрожжи для дальнейшего развития". 293 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
|