Главная
Предметный указатель
первобытный — в пространстве и времени |
163.В развитии человека были, кроме богов, деятельны его физ., эф., астр. тела и "я". Их действие вырабатывало типы обликов. Те, у кого на верхнюю часть тела особенно воздействовала физическая натура, принимали облик тельца, апокалиптического быка, но не современного вида, который теперь в упадке. У кого особенно деятельным было эфирное тело, образовывали львиный тип. Где преобладало астральное тело — образовывался тип орла. Чрезмерная астральность затем отпала и поднялась с земли как птичье бытие. Где преобладало "я", там происходило гармоничное соединение всех трех натур. Этот тип выражен в сфинксе с львиным туловищем и орлиными крыльями; он также содержит в себе нечто от тельца; в ранних вариантах он даже имеет хвост рептилии. Спереди возвышается голова человека.106 (8) "Если ты теперь обратишь свой взор на восток и тебе в духе явится действительность, то в свете высей ты увидишь моего Орла, который желает принести тебе мудрость Востока. Под ним же ты увидишь коршуна — моего врага, который так влияет на твое мышление, что мудрость для тебя может стать изнуряющей силой, пожирающей твои члены по мере того, как ты земным мышлением ищешь постижения мудрости. Если ты душевный взор обратишь на юг, то ты сможешь увидеть в свете высей моего Ангела, который должен нести твоим чувствам откровение красоты; но мой враг указывает тебе на сову, что находится ниже; она в откровения духовной красоты может подмешать силы, которые в твою душу, когда она во время сна странствует вне тела, могут насадить желание восстать против красоты и увести чувства прочь от откровений духа. Если ты душевный взор сможешь обратить на запад, то в свете высей ты увидишь моего Льва, того посланца, который твою душу способен наделить силой, происходящей из духа; она сделает тебя сильным. Однако под моим Львом ты увидишь черного ворона — моего врага, который в твоей душе насаждает желание духовную силу постоянно закрывать физической. Так не дано твоей душе, когда она проходит через послеатлантические инкарнации, незамутненно переживать то, что несут ей мудрые вестники правильных мировых духов".265, с. 178 "Орел: в теле изнуряясь — дневное бодрствование. Сова: пронизывая ночь — — Ворон: культуру затемняя — ". 265, с. 206 Перейти к данному разделу энциклопедии
129. "Некоторые болезни лучше излечиваются, если кровать с больным поставить в вост.-зап. направлении... Это можно доказать эмпирически. Но это не рекомендация каждому ставить как-либо свою кровать!". Отношение человека к пространству обусловлено его астр.телом, которое само не пространственно. 201(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
140. Физ.тело человека пронизано эф.телом и окружено телом астральным. Далее в окружении простирается мировой эфир, расплывчатое эфирное море. Этот окружающий мировой эфир отвечает на излучения астр.тела. "Он отвечает мне не эфирно, но астрально. Т.обр., повсюду в эфирном море через мою собственную деятельность нечто расковывается, что подобно третьему человеку во мне (астр.телу). А теперь я спрошу: так что же я здесь расковываю? Что это такое, находящееся в ином случае в эфирном как противообраз? Я поднимаю мел, моя рука движется снизу вверх. Эф.тело движется сверху вниз. Таков истинный противообраз. Это, собственно, астральный образ, просто образ. Но то, благодаря чему этот образ выходит наружу, — есть современный реальный человек. Если я научился через то, о чем я говорил ранее, оглядываться на земное развитие, то мне предстоит следующее. Я имею настоящее состояние Земли. Я иду назад к эфирной Земле. В ней я еще не нахожу того, что здесь через меня расковывается в окружающем эфире. Я должен идти еще далее назад, к более ранним состояниям Земли, в которых Земля подобна моему собственному астр.телу, в которых Земля была астральной, была существом, как сам мой третий человек. И это существо я должен искать в давно прошедших временах, в куда более ранних временах, чем те, когда Земля была эфирной. Но когда я иду так далеко назад во временнОм развитии, то происходит нечто, подобное тому, как если бы я видел далеко в пространстве предмет, скажем, свет, который идет до этого места (это рисуется). Свет там, а светит он до сего места. Здесь я его оставил; здесь для пространства я имею только время. То, что подобно моему собственному астр.телу, существовало в пра-древние времена, но оно всегда здесь, и как в пространстве свет светит до сего места, так лежащее в давно прошедших временах пребывает в настоящем. По сути говоря, все временнОе развитие еще находится здесь. Оно не исчезло, бывшее некогда здесь, если представляет собой то, что во внешнем эфире подобно моему собственному астр.телу. Здесь я прихожу, т.обр., к тому, что существует в духе и делает время пространством. И это есть то же самое, что, скажем, и телеграфное сообщение; так, поднимая мел и рождая в эфирном образ, я сообщаюсь с тем, что для внешнего наблюдения является давно прошедшим. ... Итак, человек носит в себе двояким образом давно-давно прошедшее: однажды в своем эф.теле, а то, что является еще более ранним, — в астр.теле. 234 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
192. "Ощущение вещей вовне схватывается душой ощущающей. А то, что мы называем чувствами, чувством любви, ненависти, желания, т.е. симпатии и антипатии, схватываются душой рассудочной ...". Душу сознательную можно наблюдать в одной точке.53 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
Правое — левое. Внутреннее — внешнее
269. Представим себе три плоскости. В одной из них лежит круг Зодиака, две другие — перпендикулярны ей и перпендикулярны между собой: от Тельца к Скорпиону и от Льва к Водолею. "Эти перпендикулярные между собой плоскости представляют собой аналог трем плоскостям в человеке".201 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
270. "Плоскость, проходящая через середину вашего носа, через все ваше тело сверху вниз и являющаяся плоскостью симметрии, может быть осознана как имеющая дело ... с различающим мышлением, различающим суждением. ... человек, как таковой, во всех своих отправлениях имеет дело с этой плоскостью". "Спереди человек расчленен физиогномически, сзади он является выражением своего органического существа. Это физиогномически-душевное расчленение человека образуется плоскостью, перпендикулярной предыдущей плоскости (и проходящей — вертикально — через сердце)". Также и руки: спереди они физиогномические, с тыльной стороны — органические. Третья плоскость отделяет голову от груди и конечностей. Вторая плоскость связана с волей, третья — с чувством. "Если человек почувствовал эти три плоскости, то и Мироздание должен постичь в их смысле, подобно тому, как ранее абстрактно, механико-математически он постигал три измерения пространства". "Вы бы никогда не пришли к я-представлению, если бы переживаемое слева не смогли воспринять тем, что переживаете справа. Когда вы просто кладете руки одну на другую, то это образ я-представления".201 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
462. Ритм физ.тела у женщин 10х7х4 дней, у мужчины 12х7х4 дней. Этот ритм возникает, когда человек отдается внешне-физическим, чисто пространственным отношениям, но за счет человеческих отношений; этим его отношение к космосу меняется.107 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
468. "В древности человек видел не просто внешнюю звездную картину. Он чувствовал звездную картину, внутреннюю мировую систему в себе... в своей голове, которую мы теперь имеем как носителя, я бы сказал, неопределенной жизни представлений. Там, внутри появлялось Солнце, там, внутри вращались планеты. В своей голове человек носил образ мира. И то, что он носил в своей голове, — это содержало в себе силы, воздействовавшие на остальной организм, а также влиявшие опять-таки на то, что получают из земных сил только после рождения или, соответственно, после зачатия; так что и на это время головная организация и весь остальной человек до некоторой степени подгонялись под планетарные силы. ... Как наследие ... человек получил тенденцию, выражающуюся в его молочных зубах. Они возникают примерно в течение года. В семь раз дольше развиваются вторые зубы, которые производит уже сама человеческая организация. Тут мы имеем дело с чем-то таким, что в глубоком смысле указывает нам, как ритм, который мы проносим сквозь рождение, относится к кругообороту года, который в нашей земной жизни протекает в семь раз медленнее. ... Это отношение одного к семи выражено в дне и неделе. Неделя в семь раз длиннее дня. Это выражает ... нечто в человеке, протекающее в семь раз медленнее, чем то, что мы приносим в физическое бытие через рождение. ... В древнееврейском тайном учении из атавистического знания об этом рассказывали ... ученикам, что Ягве, собственно, земной Бог, который к организации Сатурна, Солнца, Луны прибавил еще земную организацию, что Ягве имел тенденцию перешедшее на Землю с лунной организации сделать в семь раз медленнее. ... древнееврейское тайное учение говорило своим ученикам: Люцифер идет в семь раз быстрее, чем Ягве. Этим нам указывается на два движения, на два течения в человеческой природе. Эти два течения имеются также и во внечеловеческой природе. Но там они иные, чем в человеческой природе".201 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
478. "В ваших мышцах, в ваших нервах живет Божественное. В движении вашей руки живет Божественное. Вы беретесь левой рукой за правую — это можно сделать только в пространстве. Божественно-духовные существа этого касания левой рукой правой руки не прослеживают. Они прослеживают движение рук до соприкосновения, но чувство, которое разыгрывается между ними — осязание рукой руки — этого боги в силу своих способностей не знают; это впервые проявляется благодаря пространству. Сколь мало боги видят одновременно Сатурн, Венеру, Луну, а видят их одно за другим во времени, столь же мало боги имеют от всего того, что переживается пространственно. Когда вы смотрите левым и правым глазом, то в направлении взгляда слева и справа действуют боги, встреча же обоих направлений — это чисто человеческое. Будучи, как люди, поставленными в пространство, мы переживаем нечто отъединенное от богов". 219 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
487. "Происходящее в мышлении является временным процессом. Благодаря происходящему в мышлении, мы являемся космическими временными существами; здесь действует все, что происходило до нашего рождения и что будет происходить после нашей смерти и т.д. Так через мышление мы принимаем участие во всем космическом процессе времени, через восприятия чувств — во всем космическом пространственном процессе. А земной процесс восприятия чувств совершается для нас".157 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
Пространство и время
545. Ребенок рождается из времени в пространство. "От Солнца пришло это Существо, Существо Христа. Мы смотрим теперь на Солнце и говорим себе: глядя на Солнце, мы должны видеть в солнечном свете сокрытым от пространственного время. Во внутреннем Солнца находится время. И из этого, ткущего во внутреннем Солнца, из времени пришел Христос в пространство, на Землю. Что принес Христос на Землю? Христос принес на Землю то, что из внепространственного соединилось с Землей, что пришло извне. ... Из этого следует, что человек только тогда правильно смотрит на Солнце, когда, глядя на Солнце духовно, покидает пространство и считается только со временем. Солнце излучает не только свет, но само пространство. И когда мы смотрим на Солнце, мы смотрим на него из пространства. Поэтому Солнце — исключительная звезда; благодаря ей человек смотрит за пространство. Но из этого "за-пространства" пришел Христос к людям. Человек, до того как Христианство было через Христа основано на Земле, уже очень долго пребывал в Ex deo nascimur. Он сроднился с ним. Он полностью потерял время. Он целиком стал пространственным существом. Сознанием современной цивилизации мы с трудом понимаем древние предания, поскольку они повсюду считаются со временем, а не с пространством, считаются с пространственным только как с придатком временного. Затем пришел Христос и снова принес людям временное. И когда человеческое сердце, человеческая душа, человеческий дух соединяются с Христом, то они снова обретают поток времени от вечности до вечности. ... И если люди, выходя из пространства (умирая), не хотят также умирать и душой, то они должны умирать во Христе". Они должны к Рождественской мысли добавить Пасхальную мысль: Jn Сhristo morimur. "Земля содержит подкосмическое в физическом, космос имеет сверхфизическое в Самодуховности.
Земля | Космос | Физическое | Подкосмическое | Эфирное | Эфирное | Астральное | Астральное | Сверхфизическое | Самодуховное | Физическая наука говорит о движении Солнца. Она может это делать. Ибо внутри пространственного образа, который нас окружает как космос, мы можем видеть определенные явления, что Солнце находится в движении. Но это лишь вторгающееся в пространство отображение движения Солнца. А если говорит: о действительном Солнце, то это полная бессмыслица, что Солнце движется в пространстве. Ибо пространство излучается Солнцем! Солнце излучает не только свет, но и пространство. И движение самого Солнца лишь внутри пространства является пространственным; вне пространства оно лишь временное. И то, каким здесь кажется Солнце, что оно спешит к созвездию Геркулеса, — это лишь отображение временного развития солнечного существа. Да, своим интимным ученикам Христос сказал: взгляните на жизнь Земли — она родственна жизни космоса. Пока вы смотрите на Землю и окружающий космос, то это Отец оживляет Мироздание. Бог Отец — Бог пространства. Я же возвещаю вам, что Я пришел сюда от Солнца, от времени — от времени, к которому человек приобщается, когда умирает. Я принес вам Меня Самого из времени. Воспримите Меня, и вы воспримите время и не подпадете пространству. Но для этого вам нужно найти переход от одной троичности: физическое, эфирное, астральное, — к другой троичности: эфирное, астральное и Самодуховность. Самодуховность столь же мало можно найти в земном, как физически-земное в космосе. Но Я принес вам от нее весть, ибо исшел от Солнца. Да, Солнцу присущ троякий аспект. Если человек живет внутри Солнца (после смерти) и смотрит с Солнца на Землю, то он видит физическое, эфирное, астральное. Если же он смотрит на то, что находится в самом Солнце, то вынужден ... постоянно видеть физическое. Если же он смотрит в противоположную сторону, то видит на другой стороне Самодуховность. Человек колеблется между физическим и Самодуховностью. Стабильным остается в середине эфирное и астральное. А когда человек смотрит в Мироздание, то земное исчезает полиостью. Остаются эфирное, астральное и Самодуховность. Это откроется вашему взору, когда вы придете в солнечное время между смертью и новым рождением. ... Но Христос принес весть, что когда пространство будет преодолено и человек познает Солнце как творца пространства, почувствует себя в Солнце, через Христа почувствует себя внесенным в живое Солнце, тогда физически-земное исчезнет и останется эфирное и астральное. Эфирное оживает и больше нет его как небесной синевы, оно предстает как светло-красное блистание космоса. И из этого светло-красного блистания звезды не являют себя (взгляду), но прикасаются к нам своим исполненным любви действием. И человек может почувствовать себя, если действительно войдет во все это, стоящим на Земле и сбрасывающим физическое; и тогда остается эфирное, которое пронизывает его, излучаясь вовне как лилово-красноватое; звезды — это не блистающие точки, а излучения любви, подобные человеческому поглаживанию с любовью. И когда человек это ощущает—Божественное в себе, божественный огонь, как сущность человека, пылающим из него самого, когда человек чувствует себя в эфирной Вселенной пореживающим явление духа в астральном миро-излучении, тогда это выносит из человека наружу внутреннее переживание духовно-лучащегося, к чему человек призван во Вселенной. Когда те, кому Христос это возвестил, достаточно долго пронизывали себя такими мыслями, то они восприняли действие этих мыслей в огненных языках праздника Пятидесятницы. Здесь они ощутили умирание через отпадение, через истечение по каплям физического Земли, но здесь они также ощутили: это не смерть, но для физического Земли Самодуховность восходит в Универсум: Per spiritum sanctum reviviscimus".236 (17) Перейти к данному разделу энциклопедии
707. "Проходя врата смерти, мы уходим не из нашего тела, а из пространства..."199 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
1671a. "Человек несет в себе:
3-хмерно: все, что связано с волей; 2-хмерно: все, что связано с чувством; 1-мерно: все, что связано с мышлением; ноль-мерно: все, что связано с Я. Во втором измерении (вперед — назад) человек вступает в растительное бытие".Д.19, с.1 Перейти к данному разделу энциклопедии
449а. Древним евреям "...было присуще развитие личного сознания, идущего к я-сознанию. У греков наравне с внешним созерцанием природы развивался мощный внутренний мир, но то был мир, в действительности которого сомневались, ибо это был мир мифологии. ... Но греки не схватывали центр тяжести в человеческом внутреннем, поэтому мифологические фантазии римляне перевели в абстрактное мышление, берущее, собственно, свое начало еще с Аристотеля; в Риме его лишь усилили. Это абстрактное мышление стало потом достаточно сильным, чтобы человека поставить в точку его Я, привести человека к самосознанию и к я-сознанию. И по сей день носим мы это в нас и носим тяжело, в форме нового агностицизма. ... Греки могли думать о богах в грандиозных образах фантазии, но чего греки не могли делать, так это молиться". 343, с. 30-32 "Мы несем гречество в нас: наследие Востока: основывается на познании, которое голова воспринимает из мира, на расовых различиях крови... Мы несем римство в нас: наследие Юга: основывается на высказываниях головного познания, обусловленных эгоизмом". Обуржуазивание, засилье принципа должности, классовые различия. Необходим весь человек и познание от духа. Д. 41, с. 2 Перейти к данному разделу энциклопедии
1349. "В отношении людей Запада следует сказать, что их эф. тела формируются из сил воды ... их эф. тела формируются после того, как их физ. тело получило значительный отпечаток извне, так что гении моря, гении воды могут непосредственно действовать на эф. тело. У народов Запада то, чем они являются, происходит от того, что импульсы входят в эф. тело. А там, где импульсы больше входят в эф. тело, речь больше идет о временном, чем о пространственном. Как в ходе времени действуют импульсы — это становится главным". 158(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
|