Главная
Предметный указатель
первобытный — и Троица |
1. Божественная Троица
410. "Между тем как у человека отдельные элементы его существа не являются существами и воспринимаются как однородные единства, мы можем подняться к таким существам, которые... подобно тому, как человек одним из элементов имеет физ. тело, имеют своим элементом то, что мы называем Духами Формы". "Вместо того, что мы, как люди, имеем эф. тело, эти существа имеют своим вторым членом Духов Движения; вместо того, что мы имеем как астр. тело, эти существа имеют Духов Мудрости; вместо нашей души ощущающей эти существа имеют Престолов; вместо души рассудочной — Херувимов; шестым членом, вместо нашей души сознательной, они имеют Серафимов. ...Как мы говорим о нашем Манасе, Буддхи, Атма ...так взирают как бы из своего серафического элемента — как мы из нашей души сознательной — эти сущности ввысь к изначальной духовности. Только там имеют эти сущности нечто аналогичное тому, что мы называем нашей внутренней духовной жизнью. Чрезвычайно трудно пробудить представление о том, что там, в высоте, над Иерархиями пребывает, так сказать, как духовная Сущность самых высочайших духов. Поэтому в ходе эвоюции человечества отдельные религии и мировоззрения с благоговейной осторожностью избегали говорить в ясных, напоминающих о чувственном мире представлениях, о том, что пребывает там, вверху, еще превыше Иерархий. ...И для человеческого духа было бы гораздо достойнее не стремиться с помощью представлений, построенных им из опыта обыкновенной жизни, путем всяческих аналогий и сравнений характеризовать естество столь высокого рода; гораздо достойнее для человека было бы в глубоком благоговении хотеть все больше учиться, чтобы получить приблизительное представление о том, что пребывает на той высоте... К этому нельзя подходить с человеческими рассудочными понятиями, полученными из внешнего мира. Поэтому в ряде религий и мировоззрений пытались приблизительно, в предчувствии указывать на эти вещи, прибегая уже в самих обозначениях... к тому, что превышает пределы человека и является уже мистериальным в природе. Древние египтяне привлекали понятие младенца или сына, отца, матери, т.е. то, что выходит за пределы отдельного человека. Христианство пыталось найти наименование для этой Троичности, Триединства в последовательности Святого Духа, Сына и Отца; так что на седьмое место мы могли бы поставить Святой Дух, на восьмое — Сына, на девятое — Отца".136 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
414. В философских и теософских традициях "...то, что на горизонте сознания вступало в область познаваемого, человек называл Духом, что действует в подсознательной жизни души — Сыном, Логосом; а то, что, с одной стороны, принадлежит природе, поскольку она еще не познана, а с другой — той части человеческого существа, которая однородна с природой, это дух человека всегда обозначал... принципом Отца".131 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
417. "Если мы смотрим на природу с действительно чувствующей душой, то повсюду в ней мы находим Бога, и просто из природы мы говорим тогда: Ex Deo nascimur. ...Но в ходе нашей земной жизни через собственные душевные силы мы должны найти Христа, иначе мы не сможем правильно умереть, ибо жизни в умирании нового человечества способствует только Христос. И это вопрос судьбы... научимся ли мы говорить в нашем внутреннем существе: In Christo morimur. ...и если мы проникаем с познанием и любовью к Богу-Отцу и ко Христу, то в нас пробуждается нечто такое, что нас, несмотря на всю смерть, несмотря на всю мертвую природу, вводит в живую духовность. И тогда силой Бога-Отца и Бога-Христа мы говорим: Per Spiritum Sanctum reviviscimus.211 (12) Мы пришли (на Землю) с (др.) Луны, где мы еще пребывали в лоне Бога: E.D.N. Со Христом нужно нам соединиться на Земле: J.C. M. Тогда Св. Дух переведет нас в новое воплощение Земли, на Юпитер: P.S.S.R". 266-3, с.328 Перейти к данному разделу энциклопедии
Человек и Божественная Троица
615. "В середине продолжительного времени сна происходит переживание того, что можно назвать внутренним совместным пребыванием с Самодухом, или с духовными качествами, из которых будет составлен Самодух, — встреча с гением (Ангелом). ...удовлетворяющее душу чувство связи человека с духовным миром покоится на последующем действии этой встречи во время сна с гением". У живущих ближе к природе это происходит чаще. "Летом, когда Солнце развивает максимум тепла, человек больше предоставлен своему физ. телу, а вместе с тем и физической жизни окружения, чем зимой, когда он в некоторой степени должен биться против внешних элементарных явлений, когда он больше зависит от себя самого. Его дух зимой более отделен от него — а также и от Земли, — он связан с духовным миром, со всем духовным окружением. Отсюда проистекает то удивительное ощущение, которое мы связываем с Рождественской Мистерией, с праздником Рождества. ...В этот праздник человек в действительности, как и вся Земля, отдан духу. Здесь он в определенной степени переживает царство, где близко от него стоит дух. Вследствие этого во время от Рождества до Нового года человек встречается астр. телом с Жизнедухом, как в первой встрече (каждую ночь) его Я встречается с Самодухом. И на этой встрече с Жизнедухом покоится бытие вблизи Христа Иисуса. Ибо через Жизнедух открывается Христос Иисус. Он открывается через существо из Иерархии Архангелов. Сам Он, конечно, бесконечно более высокое существо, но дело... в том, через кого Он открывается. ...И фактически дело обстоит так, что во время от Рождества до Пасхи условия особенно благоприятны для того, чтобы осознать встречу человека с Христом Иисусом". "Третья встреча такова, что в ней человек приближается к тому, что разовьется в очень далеком будущем, — к Духочеловеку, опосредованному существом из Иерархии Архаев. ...Это встреча с Принципом Отца... с Отцом, как о Нем говорят религии. ... Ее переживают между 28 и 42 годами бессознательно; но в интимных глубинах души эта встреча с Принципом Отца полна значения. Она может воздействовать на последующую жизнь, если мы разовьем достаточно тонкие ощущения того, как в нашей жизни действует приходящее из нас самих последствие встречи с Принципом Отца". "Если мы подрастающего человека учим соединять сердечные чувства с красотой, величием мира, то мы подготавливаем его к правильной встрече с Принципом Отца. Ибо эта встреча означает многое значительное для жизни между смертью и новым рождением... давая ему там силу и опору".175 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
626. "Прежде чем мог начать действовать Сын — в Гиперборейскую эпоху, — от всеобщего духовного принципа должна была отделиться часть, упасть вниз и странствовать по иным путям. Это выражено в змее, в символах познания, в принципе Люцифера. Это была искра духа, сделавшая человека свободным существом, способным из себя самого пожелать добра. Дух, что низошел к человеку в великий праздник Пятидесятницы, он родственен с духом, что пал вниз и также воплотился — в Прометея, — что возжег ту искру, с помощью которой наше Я могло решиться следовать за Духом, как позже оно последует за Сыном, а потом за Отцом. Человек хотя и смог стать злым, но, с другой стороны, за счет того, что он мог стать злым, он может снова быть введен в божественный мир, из которого он произошел. Такова связь праздника Пятидесятницы с люциферическим принципом. Поэтому праздник Пятидесятницы — это также праздник Прометея, свободы".93 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
31. "Сила для преобразования астр.тела притекает к нам из мира Святого Духа, ... эф.тела — из мира Сына, или Слова ... физ.тела — из мира Отца-Духа, или Божественного Отца".100 (16) Перейти к данному разделу энциклопедии
221. "Одухотворенная Я часть эф.тела человека называется Буддхи. ... В христианской эзотерике ее называют ... Христос. Пятый член человеческого существа называется Дух Святой, шестой — Христос, внутренний Христос".97 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
Ягве и Импульс Христа
337. "Те представления, которые были уместны в Ветхом Завете и которые мы можем обозначить как представления ветхозаветного иудейства, они были секуляризованы романизмом. И если даже романизм противоположен иудаизму, то лишь во внешнем своeм проявлении, а не по духу. Иудаизм окольным путeм, через Римскую Империю, прошeл в наше время и как призрак заявляет здесь о себе. В людях следует искать подлинный источник этого ветхозаветного, не пронизанного Христианством мышления. Необходимо ответить на вопрос: какими силами питается это мышление и каково оно, это ветхозаветное мышление? Это мышление зависит от того, что вместе с кровью наследуется из поколения в поколение. ... Наше мышление расчленено на две части. Одним мышлением является то, которое мы имеем благодаря развитию вплоть до нашего рождения, которое мы также наследуем от наших отцов и до некоторой степени — от матерей. Мы потому можем мыслить так, как мыслили в эпоху Ветхого Завета, что мы были эмбрионами. Это коренится в существе древнееврейского народа, когда в мире, через который человек проходит в период между рождением и смертью, он не хочет ничему научиться в дополнение к тому, что он получил как способности во время своего эмбрионального развития. Вторым мышлением, которое мы присовокупляем к первому, является то, которое мы вырабатываем в послеэмбриональное время, в процессе человеческого развития"; хотя по-настоящему это делает только развитый в современном смысле оккультист: обрабатывает полученный опыт, чтобы родить новый образ мышления. Кто работает в смысле "Как достигнуть познания высших миров?", тот как бы рождается второй раз. В остальных случаях к опыту присоединяют "эмбриональное" мышление. "Мистерия Голгофы постигается только вторым, неэмбриональным мышлением. Мистерия Голгофы вся пронизана Христом и должна постигаться не в лунных, а в солнечных силах. ... В этом заключается большая разница между людьми, пронизанными Христом и не пронизанными Христом". "Существенным является то, что мышление, в котором живeт сила эмбрионального развития, приводит к тому, чтобы Бога познать как Отца. А то мышление, которое вырабатывают в мире путeм индивидуальной жизни, приводит к познанию Бога как Сына. Стремление пользоваться только тем мышлением, которое есть мышление Ягве, действовало вплоть до XIX в. Но это мышление способно понять в человеке лишь то, что в нeм принадлежит природному порядку". Это происходит потому, что Ягве, как один из семи Элоимов, ещe в древности оттеснил остальных Элоимов в сферу т.наз. иллюзий: их стали считать фантастическими существами. "И так продолжалось до XIX в. И по той причине, что Бог Ягве как бы сверг с трона других Элоимов и они смогли впервые заявить о себе лишь благодаря Импульсу Христа, так что благодаря Его силе они будут один за другим заявлять о себе различным образом и в будущем, — по этой причине человеческая природа попала под влияние низших, более стихийных (elementarer) духовных существ, которые противодействуют стремлениям Элоимов". "В 40-х годах XIX в. наступил переломный момент особого рода. ... Влияние Ягве на человеческое сознание стало постепенно побеждаться этими (стихийными) духами, которых он сам призвал. С силами Ягве в человеке можно понять лишь то, что в нeм принадлежит природному порядку, что, таким образом, связано с кровью. Но под действием тех духов поиски духовного в природе перешли в обычное атеистическое естествознание ... а в практической сфере — в обычное утилитарное мышление. ... в сфере социального мышления это стало марксизмом и т.п." 186(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
419. "Стать атеистом возможно только в том случае, если нет никаких задатков к наблюдению процессов внешней природы, телесности. А это происходит в том случае, если телесные силы слишком притуплены. Ибо, не будь телесные силы притупленными, атеистом стать невозможно; ведь Бога переживают постоянно. Атеизм — настоящая душевная болезнь. Отрицать Христа Иисуса — это не болезнь, ибо Его необходимо найти в становлении развития человечества. Если же Его не находят, то не находят сил, способных спасти душу от смерти. Это — несчастье для души. ... Отрицание Духа есть самозаблуждение. ... Таковы три значительных ложных пути человеческой души". 175(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
505. "Человек исходит из духовного мира, неся в себе равенство. Это ему дано, скажем. Богом Отцом. Затем он развивается к кульминационному переживанию братства, что может произойти правильным образом только с помощью Сына, а затем через Христа, соединeнного с Духом, человеческое развитие идeт к свободе до момента смерти". Развитие импульсов равенства, братства, свободы в ходе человеческой жизни: "Люди в середине жизни, так около 33 лет, особенно предрасположены к братству. ... Кто не может этого братства выработать, те мало пронизаны Христианством. ... Ибо Импульс Христа, когда мы обращаемся к нему непосредственно, поощряет к развитию братства". "В середине жизни человек пребывает в неустойчивом, шатком состоянии в отношении душевного к физическому, и тогда он имеет сильные предпосылки для развития братства. ... так сказать, наилучшие предварительные условия". 187(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
660. "Прежде всего, через преобразование астр.тела человек приходит к Святому Духу, через Святого духа — ко Христу, к сознанию эф. тела, а через Христа — к Отцу, к сознанию физ.тела". 97(14)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|