BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





первобытный — цвет

891. "Если человек принимает решение: я стану мужчиной через период новой Луны, — но затем еще продолжает жить в Мироздании... и подвергается воздействию ближайшего полнолуния, то под действием лунных сил в этом состоянии он, например, получает коричневые глаза и черные волосы. ... Если же человек, как женщина проходит мимо полной Луны, а затем на него еще воздействует новая Луна, то он будет иметь го­лубые глаза и светлые волосы".
     "Если мы проходим область Сатурна, когда он усилен действием созвездия Льва, то мы получаем в душе — конечно, это также обусловлено и предыдущей кармой — силу умно встречать внешние жизненные события, так что они не могут нас подавить, сбить с толку. Если же Сатурн стоит под влиянием Козерога, то мы становимся слабыми людьми и сникаем под влиянием внешних жизненных обстоятельств".218 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1513. В середине между наследственностью и тем, что человек принес с собой из предыдущей жизни, сто­ит темперамент. "Темперамент уравнивает вечное с преходящим". У холериков задающей тон является кровеносная система, поскольку у них я-носитель преобладает над другими членами, у сангвиников — нервная система, у флегматиков — система желез, у меланхоликов — физ. тело. Агрессивность холерика обусловлена циркуляцией крови. Сангвинику при слабом Я грозит опасность утонуть, потерять себя в беспрерывной смене ощущений, образов и представлений. Чем больше человек живет в эфирном, тем больше он занят со­бой и внешним вещам дает проходить мимо. Над физ. телом должны господствовать все остальные тела, но если оно само приобретает господство и противопоставляет себя другим членам, то человек переживает это как боль, неудобство, как грустное, мрачное, меланхолическое настроение. Физ. тело ставит препятствия внутреннему уюту и приятности эф. тела, подвижности астр. тела и уверенности в цели, поставленной Я.
     У холериков Я стремится подавить рост других членов. Внешне это было особенно хорошо видно у И.Г.Фихте и Наполеона. Но холерик не обязательно должен быть мал ростом. Дело заключается в том, в каком отношении ко всему облику стоит рост. У холерика резко очерченные черты лица. У сангвиника они подвижные, выразительные, изменчивые. Даже в костном строении у него можно видеть подвижность астр. тела. У него красивая мускулатура. Когда идет холерик, то создается впечатление, что он хочет ноги вгонять в землю. У сангвиника походка прыгающая. Особая внутренняя конфигурация Я у холерика выра­жается в черных глазах. У сангвиника я-природа коренится не особенно глубоко, и у него чаще голубые глаза. У флегматика лицо неподвижно, безучастно, тело полное, жирное; походка у него расхлябанная. У меланхолика недостает сил прямо держать голову и спину; глаза у него мутные, без холерического блес­ка; походка довольно твердая, вернее твердо-волочащаяся. Темпераменты чаще всего бывают смешанными. Например, холерик Наполеон имел в себе много флегматического.
     В процессе воспитания задача состоит не в нивелировке темперамента, а в направлении его в правиль­ное русло. При этом холерический темперамент в юности таит в себе опасность, что может развиться не­управляемая исступленность; хотя опасность эта не велика. Большую опасность составляет развитие склонно­сти до глупости преследовать какую-либо единственную цель. Сангвинику несколько угрожает легкомыслие, а более — по причине отлива и прилива ощущений — дойти до умопомешательства. Флегматик может дойти от потери интереса к окружающему миру до идиотии, тупоумия. Малой опасностью для меланхолика является уныние, хандра, невозможность подняться из собственного внутреннего, переступить его, большой — сумасшествие. При воспитании ребенка с сангвиническим темпераментом более всего необходимо разбудить в нем любовь к какой-либо индивидуальности, сделать все возможное, чтобы разбудить в ребенке любовь; при холерическом темпераменте необходимо привить внимание к авторитету, умение его ценить; холерик должен просто верить в авторитет, а еще он нуждается в препятствиях; не следует облегчать ему жизнь. Особен­но трудно вести меланхолического ребенка. Для него необходимо знать и чувствовать, что воспитатель действительно способен переносить боль, страдания; на него также хорошо действует сопереживание судь­бы с воспитываемыми вместе с ним. Флегматик не должен расти в одиночестве, он нуждается в играх с дру­гими, в сопереживании общих интересов, многих интересов других людей. Можно менять темперамент путем самовоспитания, но только не применять при этом рассудок, а действовать косвенно. Напр., при меланхо­лическом темпераменте не следует избегать страданий жизни, но прямо-таки искать их и развивать со­страдание, чтобы боль направить на правильный предмет или событие. Флегматику полезно как можно боль­ше заниматься с действительно интересными предметами. Холерику хорошо в суете доводить себя до абсур­да, сангвинику следует заниматься предметами, которые действительно заслуживают короткого интереса.57 с.278-287.

"Безумие (помешательство) — меланхолик,
слабоумие — флегматик,
глупость — сангвиник,
бешенство — холерик".Д.31, с.6


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

XII. ДУША МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫМ

Кругооборот тела, души и духа

1908. "Только благодаря тому, что мы в бодрственную жизнь представлений некоторым образом вли­ваем воспоминания, что мы обладаем состояниями, в которых мы не имеем переживаний, состояниями сна во время от засыпания до пробуждения, мы ведемся назад в самих себя. И также неопределенная память о том, что мы хотим, т.е. нечто сновидческое, играющее в нашем сознательном бытии, дает нам я-чувство, наш я-импульс. В обычном сознании мы не переживаем его в полном сознании, мы переживаем его как толчок, идущий из нашей организации в сознание, этот я-импульс. С другой стороны, мы переживаем его благодаря тому, что от засыпания до пробуждения мы с нашим Я, не вступающим в обычное сознание, и с нашим астр. телом, которое также не вступает в обычное сознание, встречаемся с космосом и в наше сознание ударяет то, что мы как затемнение этого сознания переживаем от засыпания до пробуждения".
     Но что ввергает нас в сон? Сон наступает благодаря тому, что "...в воле мы развиваем органическую дея­тельность". Душевное действует в воле вплоть до мышц, как бы тонет в них и делается бессознательным. "Это исходит от потребностей, от телесных условий, из того, что мы в обычной жизни осознаём наше Я.
     Это происходит оттого, что мы носим на себе тело, которое, когда должна быть исполнена воля, прибе­гает к душе, которое, когда оно развиваемые им в воле силы хочет уравновесить, похищает душу в бессо­знательное сна, чтобы способствовать полному сознанию, собственно, пребывающего в бессознательности Я... Мы утопаем в телесно-физическом, когда в это телесно-физическое изливаем наш дух, а прежде — нашу душу. ... Мы чувствуем себя сильно, когда душа изливается в тело.
     Мы чувствуем себя не сильно, а бодрственно, когда обладаем представлениями и чувственными восприятия­ми. Иметь представления и чувственные восприятия означает жить вне тела. ... человек живет в духовном мире уже тогда, когда имеет чувственные восприятия и образует представления. ... Физический аппарат (чувства) не переживается; духовное, совершающееся в нем, — вот что переживается. По своей сути со­держание восприятий вообще духовно. Только, как мы уже видели, в представлениях мы простираем деятельность чувств в организацию нервов. Деятельность нервов состоит в отмирании. Органическая деятельность непременно должна быть выключена, когда мы хотим представлять. Поэтому в чувственных восприятиях и представлениях мы живем в духовном. Но мы также, как люди, живущие от рождения до смерти, живем в ду­ховном благодаря тому, что от этой жизни мы получаем только образы. Это своеобразное явление, что ду­ховное, осознаваемое нами в представлениях, в чувственных представлениях, предстает только в образах. ... В представлениях мы сознательны, они, как таковые, носят абстрактный характер, они не являются интенсивно насыщенными образами. ... Но они серы только для нашего сознания. В действительности все представления, развиваемые человеком, содержат имагинации. ...

     Имея представления, вы имеете имагинации. Только представления остаются в сознании, а имагинации соскальзывают вниз и живут во всеобщей витальности вашего организма, во всеобщей жизнедеятельности. ... Мы обладаем чувственными восприятиями (см.рис., красное), затем в нас есть деятельность представлений (синее, зеленое), которую мы образуем из чувственных восприятий, и так получается голова Януса. Спереди она есть бледные представления, приходящие в сознание; сзади она есть имагинации, но они не приходят в сознание. Имагинации идут вниз, в организм и образуют всеобщую жизнедеятельность... они живут в сердце, в мозгу, в легких, повсюду. ... Благодаря этому все происходит так удивительно: здесь у нас — нарисованное красным и синим — дух в образе ... мы переживаем это душевно. Та­ким образом, дух является духом, когда он обращен вперед; назад, будучи обращенным к организму (зе­леное), он является душой. Но в душевном он начинает утопать в полубессознательном и бессознательном и соединяться с телесным.
     За бессознательной душевной деятельностью исчезают имагинации. А с другой стороны выступает телесность. Но она пребывает в ночи сознания, тонет во сне и, лишь посылая волю в сознание, выявляет себя. Эта воля толкает нас с другой стороны; она делает нас сильными и дает нам переживание действительности. Но это переживание действительности и в наивысшем заявляет о себе как чувство. Мы видим здесь сны о действительности, но в бодрственном сознании ее нет. Так что между рождением и смертью мы дорогой ценой платим за наше бытие в духе: дух переживаем в образе, в образе чувственных восприятий, в образе представлений".
     "Но все телесное построено духом. И когда человек образует свои имагинации, он переживает эту лежащую на заднем плане жизнь имагинаций. Далее он переживает позади душевного то, что в обычном сознании пребывает как чувство. Чувство он сначала переживает сознательно. А за чувством находится инспирация". С каждым чувством вы получаете инспирацию, но она уходит в телесность, как имагинация — в жизненность. Инспирация нужна там для ды­хательной, для ритмической деятельности. За волей стоит интуиция.
"Восприятия чувств. 
представления:духовное переживание, но в образах, имагинации соскальзывают в жизненность
Чувства:душевные переживания, но сновидческие,инспирация соскальзывает в ритмическую деятельность
Воля:телесно-физические переживания, но во сне, интуиция соскальзывает в деятельность обмена веществ и движения."

     И только предметное познание мы шлем в образной форме, как духовную деятельность. А поскольку это просто образы, то они могут соединяться с образами внешнего мира". Итак, душевное действует в голове, в нервно-чувственной организации, когда органическое там отмирает. В деятельности желез душевное не касается физического, железы его отделяют. В мышцах и костях ду­шевное полностью связано с физическим.
     Имагинации, инспирации и интуиции реально присутствуют в нашей телесной деятельности, когда мы схватываем образы духа. "Когда дух погружается в телесность, когда он посылает в нее инспирацию, то он снова выступает на поверхности, проникает через жизненные импульсы вовне, цвет, прежде всего, дает человеческой коже, инкарнат, образует то, что называется человеческой физиономией, выявляется в благородном строении лба, в форме губ, подбородка, носа и т.д. Этот дух, погружающийся как инспирация, является нам, действуя сквозь ступени жизни, в покоящемся человеке". Походка, жестикуляция выражают интуитивное действие духа, когда он присутствует в теле не как дух, а как образование тепла, как хими­ческие процессы разложения, происходящие во время человеческой деятельности. Дух, погружаясь в челове­ка, в его формах вновь соединяет его с миром. И так замыкается кругооборот.208(18)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Цвет кожи, глаз, волос

85. Совершенно мистериальный характер носит "...человеческий инкарнат, который через цвет человеческой пло­ти открывается вовне. Только вспомните, какая полнота индивидуального высказывается в этом". Кто вдумается в эту тайну, тот сможет почувствовать, что выражается в окраске человеческой ко­жи. "Инкарнат зависит от двух действующих в противоположных направлениях сил. ...Эф. тело действу­ет вовне, астр. — вовнутрь, и так они действуют повсюду. ... Если астр.тело, стягиваясь, хочет давить внутрь, то эф.тело, как тело формообразующих сил, хочет давить изнутри наружу, расширяясь. На поверх­ности человека обе эти силы, давящие изнутри и снаружи, встречаются, и их взаимодействие открывает себя в человеческом инкарнате. Что хотят сказать эф. и астр.тела с противоположных сторон — это таинственным образом выражается в инкарнате. ... Но инкарнат выглядит иначе, если взгля­нуть на него изнутри наружу. ... у среднеевропейца он тогда не телесного цвета, не розовый, а зелено-синеватый. Этот зелено-синий цвет проявляется внешне после смерти у трупа ... когда эф.тело растворилось".
     Инкарнат имеет разные оттенки у разных людей, но и у одного человека он меняется в течение жизни (но не по причине болезни, где выступает аномалия). Для умерших он имеет вид ковра, содержащего все наши воспоминания. Ковер инкарната имеет тогда вид тонкого покрывала, которое поворачивается другой сторо­ной. На другой стороне тогда делается видимым то, что было внутренним, подсознательным. Это дает возможность умершему сказать: это я! Цвет этого ковра не у всех одинаков. У белых людей он зеленоватый, зеленовато-синий, у японцев — фиолетово-красноватый, у черных — телесного цвета. Этот цвет играет существенную роль при выборе расы для следующего воплощения. 181 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

86. Животные имеют астр. тело и оно пронизывается сознанием цвета окружающей среды, что и дает животному окрас­ку, а не борьба за существование. "Живое существо живет и ткет в текучем бытии цвета и идентифицируется с ним". В этом участвует и солнечный свет, но он действует окольным путем, через душевное в астральном, что излучается затем назад и также пронизывает все живое существо. Цвет чело­веческой кожи обусловлен не цветовыми, а тепловыми отношениями, поскольку человек с помощью Я рабо­тает над астр. телом, стоит выше цветового моря.286 с.60-61


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

89. Человек, который питательные соки с силой гонит сквозь тело, имеет черные глаза и черные волосы. Питательное средство достигает у него даже глаз, он с силой гонит кровь в глаза. Тот, у кого глаза коричневые, делает это в более слабой мере. Человек с синими глазами вообще не гонит с силой питательные соки в глаза, и передняя стенка радужной оболочки у него совсем не наполнена питательным соком; через прозрачный глаз тогда видна задняя стенка. Тогда соки не достигают с силой также и во­лос, и они бывают у голубоглазых людей светлыми. "Блондины всегда были телесно более слабыми (чем брюнеты); они были сильными только душевно. В прошлом многие люди были блондинами, но сильными они были только душевно, духовно сознавали многое из того, что сегодня большинство людей сознавать уже не может".
     Северные люди живут в холодном климате. Много сил питания они должны направлять против холода: они светловолосые. У южных людей все обстоит наоборот. Поскольку Земля ослабевает, то ныне боль­шую силу в состоянии гнать сквозь тело брюнеты и люди с карими глазами. Светловолосые люди в опреде­ленном смысле вымирают, их становится все меньше. "Светлые волосы дают умность". — Чем меньше сил посылается в глаза, тем больше от питательных соков остается в мозгу. Черноглазые, кареглазые и черно­волосые — материалисты, ибо они входят лишь в то, что видят. Духовная наука должна входить в мир в той мере, в какой человечество теряет светловолосость, умность, иначе человечество будет глупеть.348 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru