Главная
Предметный указатель
ЧУВСТВОВАНИЕ - см. также МЫСЛЬ , чувство, воля — и астр.тело |
150. "Я-организация постоянно стремится умертвить физ.тело и его органы. Этому должно быть в физ. теле противопоставлено питание. Эфирным импульсам, вызывающим рост, противостоит астр.тело, стремящееся не умертвить, но надломить деятельность эф.тела. Этой деятельности астр.тела мы обязаны нашей душевной жизнью, сознанием. Они обусловлены нашей тенденцией к заболеванию. Эф.тело постоянно выравнивает свое соотношение с астр.телом, но если в человеке возникает ненормальная жизнь чувств, то эф.тело не может установить равновесие, чувство тогда идет в физ.тело, в какой-либо орган, и происходит разрастание болезни. Если же человек в состоянии сохранять в душе нормальные чувства, то он бывает здоров. Равновесие между "я" и физическим организмом есть равновесие между внешним и внутренним миром. Например, соль — это внешний мир; будучи захваченной я-организацией, она должна быть полностью видоизменена. Иначе она останется в организме как чуждое тело.
Я-организация — смерть Астральная организация — болезнь Эфирная организация — здоровье Физическая организация — питание". 316 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
431. "Человеческое астр.тело несет в себе все силы чувствований, чувств. Силы чувств живут в астр.теле так, что астр.тело эти силы приводит к физической действительности через то, что в основе человека заложено как воздушный организм. А когда мы переходим к эфирному организму ... в нем содержатся представления, поскольку они носят образный характер; и это действует через организм жидкостей".202 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
1017. "Когда вы спите, то ваше астр. тело парит, подобно облаку, рядом с вами, и в нем ткется сновидение. Сновидение соткано с чувством. И если мы, например, переживаем во сне страх, то это — чувство. Когда астр. тело находится вовне, то чувство неопределённо; когда астр. тело входит в физ. и эф. тела, то чувство становится определенным и может пронизать представления астр. тела. Переживание страха во сне всегда связано с нарушениями процесса дыхания. Следовательно, астр. тело втягивается в физ. тело и вытягивается из него благодаря тому, что содержится в дыхании".212 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1667. "Собственное место мыслей находится в эф. теле человека, но там они — живые сущностные силы. Они напечатлеваются физ. телу и как такие "запечатленные мысли" носят теневой характер, каковыми их и знает обычное сознание. Что в мыслях живет как чувство, — это исходит из астр. тела человека, а воля исходит от Я".26 (100-101) Перейти к данному разделу энциклопедии
1799. "Бодрствующий человек имеет эфирный организм, который внутренне сильно дифференцирован, снаряжен сложными образованиями в тех частях физического организма, где находятся легкие, печень, желудок, где находятся конечности. Так эфирный организм многообразно расчленяется в течение бодрственной жизни. Зато в головной организации в течение бодрственной жизни, чем дольше это бодрствование длится, эф. тело оказывается все менее и менее дифференцированным. Оно там, наконец, становится просто равномерным облаком, поскольку строящие силы, пребывающие в ином случае в этой эфирной организации, теряют свое значение, а разрушающие силы астрального организма, отмирая в бодрственном состоянии, воздействуют на головную организацию. Во сне все обстоит совершенно по-другому. Здесь человек с имагинативным сознанием видит, как указанная дифференциация, разнообразная многочленность эфирного организма вклинивается в эфирную организацию головы. Здесь эфирный организм головы расчленяется так же, как во время бодрственного состояния расчленен остальной эфирный организм. Во время сна в голове бодрствуют жизненные силы, строящие, формообразующие силы эф.организма, и голова становится бессознательной, но очень живой организацией. Т.обр., вы видите, что человек в земном бытии из бодрственного состояния постоянно вносит в свою головную организацию латентную смерть. Тенденция к умиранию постоянно имеется в головной организации. Астральная организация постоянно хочет головную организацию переместить в духовное. Она хочет сделать ее планетарным органом движения, хочет сделать ее отображением звездных констелляций; она является постоянным разрушителем физической головной организации. Астральная же организация человека производит это действие не только в бодрственной жизни. Лишь одна ее часть обладает этой деятельностью. Другая часть живет в земном бытии в большей мере так, как она жила в доземном бытии. Эта часть астр.организма человека не деятельна в головной организации, но она деятельна во всем том, что в человеке является ритмической организацией, т.е. в тех органах физ. тела, в которых разыгрываются процессы дыхания, циркуляции крови и другие ритмические процессы. Эта часть астр. тела, о которой я теперь говорю, хотя и живет в ритмической организации человека, но она не соединяется с физическим ритмическим организмом так, как другая часть, которая деятельна в головной организации. Эта другая часть, деятельная в головной организации, захватывает головную организацию так сильно, что постоянно склоняет ее к отмиранию, к смерти, поскольку она ее раскалывает. Зато каждая часть астр. тела, которое примешивается к ритмической организации человека, пронизывает этот ритмический организм; оно живет в дыхании, живет в циркуляции крови. Но поскольку оно не захватывает эту организацию особенно интенсивно, то оставляет ее в некотором отношении необремененной; оно не захватывает ее так, чтобы желать ее разрушить. И благодаря этому соединению астрального организма человека с ритмической организацией не возникает никакой мыслительной жизни. Что изживает себя как душевное — это в постоянно стремящейся к отмиранию физической головной организации рефлектируется, вызывает полностью осознанное мышление. Но разыгрывающееся в постоянном взаимопронизании астральной и ритмической организаций не рефлектируется тем же самым образом... это изживает себя в неопределенном роде душевной жизни, в жизни человеческих чувств. Это чувства. Они возникают благодаря тому, что астр.организм в бодрственной жизни пульсирует через дыхание, через циркуляцию крови; но он их не раскалывает, не погружается в них слишком глубоко, а через взаимодействие с ритмической организацией воспламеняет то, что в человеке является жизнью чувств".215 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
523. Фауст пытался заново перевести начало Евангелия от Иоанна, поскольку благодаря духу Мефистофеля в нем хаотически взаимодействуют оболочки. Соотношения же здесь такие: Логос, Слово — Я Чувство — астральное тело Сила — эфирное тело Деяние, дело — физическое тело, т.е. Фауст, говоря, что вначале было дело, приходит к материализму. И Вагнер, и Мефистофель — это лишь другие "я" Фауста. Все есть его самопознание! "Мефистофель — это дух, которого Фауст должен преодолеть. ... он дан ему не в сопровождение, а как испытание". 171(7) "...вторую часть "Фауста" Гете написал для XX, XXI и последующих столетий".
Перейти к данному разделу энциклопедии
|