Главная
Предметный указатель
ЧУВСТВОВАНИЕ - см. также МЫСЛЬ , чувство, воля — и душа ощущ. |
181. "Чувствовать себя душой ощущающей означает: человек почти ничего не знает о том, что он мыслящий; человеку совершенно не дано иметь мысли, но он стоит в постоянной живой чувственной связи с внешним миром, пропитанным духом. — Исключительно трудно описать такое сознание души ощущающей, ибо оно чувственно и так живо, что дает постоянное чувство: на том месте пространства, где прошел человек, осталась как бы тень. Если, например, человек сидел на стуле, говоря по-современному, и затем встал с него, то у него остается чувство: ты еще сидишь там. — Чувство связи с внешними вещами было прежде совершенно живое. ... Также и чувство своего пространственного образа человек постоянно имел перед собой". В снах вставал пространственный образ предыдущих воплощений. Люди просто видели себя в разных ситуациях. Это живое созерцание было утрачено в 4-ю культуру.181 (17) Перейти к данному разделу энциклопедии
196. "Когда восходят страсти в виде аффектов, гнева, боязливости, страха, то, в существенном, господствует при этом душа ощущающая. ... В душе рассудочной пребывают способности, ощущаемые в душе ощущающей как инстинкты, аффекты, облекать в представления, фильтровать до человеческой формы душевной жизни. Когда, например, аффект, возникающий лишь из инстинкта самосохранения, фильтруется до благоволения и даже до исполненного любви отношения к окружающему миру, то мы уже имеем дело с душой рассудочной, или характером. В душе рассудочной восходит наше Я, средоточие нашей душевной жизни. В дальнейшем развитии Я мы чувствуем себя как внутреннего, в своем средоточии утверждающегося человека и формируем наши представления и мысли в большие идеи, с помощью которых мы понимаем природу, или идеи долга, или моральные идеи. В связи со всем этим мы говорим о душе сознательной. … Когда человек погружается в душу сознательную, он может быть в своей душевной жизни одиноким в наибольшей мере, может отгородиться от внешнего мира. Но это ведь тот душевный член, который и по своей природе в наибольшей мере возводит границы перед внешним миром, так что он более предрасположен к тому, чтобы впадать в заблуждения и ошибки. Он в наибольшей степени отъединен от Универсума. И этот член души, хотя и в ограниченной мере, может впадать в заблуждения. Это суть важнейшее в том, что мы называем душой сознательной. Она проявляет себя, прежде всего, как логическое мышление, как понятийный анализ, как исчисляющее мышление, как все то, чем человек, в определенном отношении, обладает как своими собственными способностями и чего не встречается у животных". Силы души ощущающей и рассудочной — желания, страсти, волевые импульсы и интеллектуальные суждения — достигают души сознательной. Но в ней они обрабатываются логическим мышлением, и в ней образуются наши мнения. А поскольку душа сознательная наиболее изолирована, то мы часто расходимся с другими людьми во мнениях. "Душа сознательная изолирована также еще и потому, что с ее помощью человек простирает как бы щупальца в окружающий мир. Когда мы обдумываем то, что хотим сделать, то мы живем в душе рассудочной. Когда же мы наблюдаем окружающее нас, то через органы чувств мы простираем щупальца души сознательной и снова приходим к тому, что делает нас изолированными существами. Ибо благодаря тому, что нам дают органы чувств, мы делаемся изолированнейшими существами".127 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
Душа и дух
197. "В душе надо различать три члена: душу ощущающую, душу рассудочную и душу сознательную. И подобно тому, как на душу снизу вверх телесность действует ограничивающим, так сверху вниз духовность действует на нее расширяющим образом. Ибо, чем больше наполняется душа истиной и добром, тем дальше и глубже пронизывает ее вечное". "Различие между Самодухом и душой сознательной можно уяснить себе следующим образом. Душа сознательная соприкасается с не зависимой от всякой симпатии и антипатии, довлеющей самой себе истиной; Самодух является носителем той же самой истины, но только воспринятой и замкнутой через посредство Я, через него индивидуализированной и воспринятой в самостоятельное существо человека, благодаря тому, что вечная истина становится т.обр. самостоятельной и связанной с Я в единое существо, само Я обретает вечность". "Душа ощущающая не только получает впечатления внешнего мира как ощущения; у нее есть своя собственная жизнь, которая, с одной стороны, оплодотворяется мыслью, а с другой — ощущениями. Так она становится душой рассудочной. Она достигает этого тем, что раскрывается вверх интуициям, как вниз — ощущениям. Тем самым она становится душой сознательной. Это возможно для нее потому, что духовный мир образует в ней орган интуиции, как физ.тело образует в ней органы чувств. Подобно тому, как чувства через душевное тело передают ей ощущения, так дух через орган интуиции передает ей интуиции. Благодаря этому Самодух связан воедино с душой сознательной так же, как физ.тело связано с душой ощущающей в теле душевном. Душа сознательная и Самодух образуют единство. В этом единстве живет Духочеловек как Жизнедух так же, как эф.тело образует телесную жизненную основу для тела душевного. И как физ.тело замыкается в физической коже, так замкнут Духочеловек в духооболочке".9 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
|