Главная
Предметный указатель
ШОВИНИЗМ |
VI. СОЦИОЛОГИЯ
1. Человек в социальных отношениях современности
Духи Личности и проблема свободы
408. "В этом состоит глубокая задача человека: став в правильное отношение к Архаям, к Духам Личности, сделаться свободным и выработать правильное отношение также и к Духам Формы, которые хотят и ныне действовать как прежде, управляя мышлением, что является уже неправомерным. Мы находим ныне, с одной стороны, то, что жизнь делает трудной, но повсюду мы должны находить выход из мировых трудностей. Мы только этот выход должны находить как свободные люди. Если же у нас совсем нет воли к свободному развитию мыслей, что тогда делать с нами Архаям? В наше время всe дело заключается в том, чтобы человек пожелал стать свободным существом. Большей частью он пока этого не хочет. Он должен сначала найти себя, чтобы этого пожелать. Человеку сегодня ещe тяжело желать себя как свободное существо. Ему больше по душе желать того, что нравится, чтобы были правильные духи, которые бы невидимо, сверхчувственно исполняли его желания. Может быть, тогда бы он почувствовал себя свободным, почувствовал бы своe человеческое достоинство! Достаточно пережить лишь пару инкарнаций, дойти, так, где-то до 2800 или 3000 года, и в последующих инкарнациях — оглядываясь на прошлое — мы уже не сможем простить себя за то, что спутали человеческую свободу с требованием человеческих удобств благодаря снисходительным богам! Ведь именно эти две вещи путает сегодня человек: свободу и снисходительность добрых богов к человеческим удобствам, к удобствам человеческих желаний. Сегодня многие люди хотят, чтобы были добрые боги, которые без особых усилий исполняли бы их желания. Как сказано, нам достаточно дожить до 2800 — 3000 года, уже в следующей инкарнации мы будем это сильно презирать. Но когда уже сегодня мы развиваем правильное моральное настроение, то мы можем обрести определeнную моральную силу, которая действительно хочет свободы — внутренней свободы, прежде всего; внешняя свобода разовьeтся правильным образом тогда, когда воля обретeт внутреннюю свободу. Но для этого необходимо мочь правильным образом наблюдать, где действуют неправомерные духи Формы. Одна из сфер их деятельности — шовинизм, где мысли идут не из личности, а из крови, из инстинктов". 222(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
430. "Лишь по той причине, что человек является мыслящим существом, он в то же время является и антисоциальным существом. ... В тот момент, когда ваше обычное дневное сознание надламывается и вы оказываетесь в состоянии, длящемся от засыпания до пробуждения, вы делаетесь — в отношении представлений, мышления — социальным существом". Так, например, националист, шовинист во время сна переносится в сферу тех людей (а именно их народных Духов), кого он ненавидел. "Сон — это социальный примиритель". "К причинам болезни относится антисоциальная сущность человека. Поэтому легко понять, что социальная сущность является оздоравливающей, оживляющей. ... Человек не может оздоровить себя через социальную сущность без того, чтобы не впасть до некоторой степени в сон". Болезни, возникающие от антисоциальности выражаются в разного рода "капризах", самоистязаниях, в мучении других, в шутовстве, в мании постоянного оригинальничания и т.п." "Ни в коем случае нельзя отрицать, что человек весьма и весьма нравится самому себе. И любовь к себе делает для человека самопознание источником заблуждений. ... Строго и энергично признать, что человек в одно и то же время есть социальное и антисоциальное существо — это является краеугольным требованием социального человекопознания. ... не будучи социальным существом, человек вообще не может жить правильно совместно с другими людьми. Но в то же время, в человеческой природе заложено стремление постоянно бороться с социальным, постоянное стремление быть антисоциальным". "Очень скоро на благо этой эпохе люди придут к тому, что перестанут так ужасно охотно заниматься собой". 186(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
615. "Три течения, три решающих течения имеют место в современной культуре: мировое господство англо-американских сил, союз народов и стремление придать социальный облик мировым процессам. На пути этих течений стоят колоссальные препятствия: против стремлений англо-американского мира к мировому господству, исходящих из Англии, стоит спиритуальность древней Индии, индийская спиритуальность. Это большая противоположность: искать мировые принципы на медиумическом пути и на пути йоги". На пути союза народов стоит двоякое. Во-первых, единению народов на основе гуманизма Гердера, Лессинга, Гете мешает народный эгоизм, национальный шовинизм во всех властях. Во-вторых, пункты Вильсона хотят единения за счeт "консервации" народов (Вавилонская башня), а это ведeт к разъединению их. В социальном движении отклоняется духовное.
Хотят считаться только с хозяйственным и на Земле построить рай без духа. А это абсурд. 192(14) Перейти к данному разделу энциклопедии
626. "Во времена, когда в Европе уже развернулась греко-латинская культура, в Индии ни один человек из касты кшатриев не отважился бы иметь собственное мнение о том, что содержалось в священных книгах, в Ведах. ... Если бы к той мудрости, которой обладали в касте браминов, захотели прийти все люди, то к ней не пришeл бы никто. Не следует говорить: это противоречит божественному мировому порядку... Каким бы ни было могущественным Божество, оно не может сотворить четырeхугольный треугольник... развитие должно проходить через дифференциацию, отдельные группы людей должны быть отделены, чтобы могли возникнуть особые свойства человеческого развития". 155(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
1063. "Известна митра епископа из VIII столетия. ... на ней есть знаки, и все эти знаки — свастики; свастика в различном порядке на митре епископа. ... Свастика ведeт нас назад в глубочайшую древность Мистерий, во времена, когда можно было наблюдать, как в человеческом эф. и ас.телах действовали цветы лотоса. ... Епископ носил это как знак своей силы. Но это стало мeртвым знаком, происхождение его стeрлось". "Я думаю, что в ходе времени много было сказано, достаточно много, чтобы понять, что в наше время особенно необходимо иметь уши для таких вещей, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть. ... Как больно сердцу видеть, как один ум, страдающий худшей болезнью в хаосе и смятении второй половины XIX в., почувствовал, что живeт в хаосе и темноте времени. Такой ум как Фридриха Ницше не понимают, когда с энтузиазмом подхватывают одну из его сторон". Ницше сам сказал (переоценка ценностей): "То, что я рассказываю, — это история последующих двух столетий. Я описываю то, что придeт и уже не может быть по-другому: восхождение нигилизма ... Вся наша европейская культура ... направлена к катастрофе. ... неспокойная, насильственная, слишком торопящаяся, подобная потоку, который хочет конца, который не может опомниться, который боится опомниться". 175(16) Перейти к данному разделу энциклопедии
|