BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЭФИРНОЕ ТЕЛО — см. ТАКЖЕ ТЕЛА — и время

707. В эф. теле можно наблюдать некоего рода затвердения, подобные снежным узорам на стекле. "В та­ких местах эф. тело не прозрачно. Так выражается жизнь мыслей в эф. теле. Эти оледенения эф. тела в от­дельных местах происходят от Аримана, который свои силы посылает через мышление.
     В других местах эф. тела имеются как бы пустоты, совершенно прозрачные, сверкающие. Сюда Люцифер посылает свои лучи силы. — Это волевые центры в эф. теле... А промежуточные области, то твердеющие, то растворяющиеся, выражают собой деятельность чувств в эф. теле. ... Перевес ариманических сил выражает­ся в мышлении, люциферических — в волении. Если же они дерутся, так сказать, без перевеса, то это выражается в чувствах".
     "Воля является той же душевной деятельностью, что и мышление, но только — совсем юная, детская воля. По­взрослевшая воля становится чувством; совсем старая воля — это мышление. Разница между волей, чувст­вом и мышлением только в возрасте. ...Но стоит нам выйти из физического мира ... и все меняется. Ста­рое вдруг становится юным, юное, — старым и т. д. И все три душевных качества могут в одно и то же время выступить в нас так, что воля будет являться то как юная, то как более взрослая, и, значит, уже как чувство; или как совсем старая воля, т. е. как мышление. Жизненные возрасты проходят один сквозь другой, все становится текучим. Так это происходит в эф. теле человека".
     "Поток душевной деятельности (в эф. теле) не проникает в обычной жизни в сознание человека. Но в этом потоке, беспрерывном движении эф. тела, текущем вместе со временем, выделяется то люциферическая, то ариманическая деятельность.
     Люциферическая деятельность делает волю юной. Наша душевная деятельность, пронизанная люциферическим, есть воля. Если бы Люцифер преобладал в душевной деятельности, если бы один Люцифер проявлялся в ней, то это была бы воля. Люцифер действует омолаживающе на весь поток нашей душевной деятельности. Ариман ... ужесточает нашу душевную деятельность, она становится старой, и это есть мышление . Мышле­ние, обладание мыслями было бы невозможным в обычной жизни, если бы в эф. теле не развертывались ариманические силы. В душевной жизни, проявляющейся в эф. теле, не обойтись без Люцифера и Аримана. ... В середине между ними, где они борются один с другим ... проявляется чувство". 158 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

93. Мы переживаем эф.тело "...так, что оно, собственно, все соткано из мыслей". Это не пространствен­ное, а временнОе тело. Лишь миг оно живет в пространстве. "В следующий миг оно уже есть нечто другое. Оно находится в постоянном колебании, в постоянном изменении. Эти изменения и переживаются как табло жизни". И при этом переживают себя как волну в эфирном Универсуме. Кроме того, эф.тело постоянно стремится физическую материю растворить в ничто. Идет постоянная борьба эф.тела с принятой в качест­ве пищи материей. Ее выражением является выделение. "Ровно столько, сколько мы выделили через физические органы выделения, превратилось, с другой стороны, в негативную материю, в негатив­ное вещество, которое по принципу всасывания живет в нашей нервной системе, особенно в мозге".84 с.95-96


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

140. Физ.тело человека пронизано эф.телом и окружено телом астральным. Далее в окружении простира­ется мировой эфир, расплывчатое эфирное море. Этот окружающий мировой эфир отвечает на излучения астр.тела. "Он отвечает мне не эфирно, но астрально. Т.обр., повсюду в эфирном море через мою соб­ственную деятельность нечто расковывается, что подобно третьему человеку во мне (астр.телу).
     А теперь я спрошу: так что же я здесь расковываю? Что это такое, находящееся в ином случае в эфир­ном как противообраз? Я поднимаю мел, моя рука движется снизу вверх. Эф.тело движется сверху вниз. Таков истинный противообраз. Это, собственно, астральный образ, просто образ. Но то, благодаря чему этот образ выходит наружу, — есть современный реальный человек. Если я научился через то, о чем я говорил ранее, оглядываться на земное развитие, то мне предстоит следующее. Я имею настоящее состояние Земли. Я иду назад к эфирной Земле. В ней я еще не нахожу того, что здесь через меня раско­вывается в окружающем эфире. Я должен идти еще далее назад, к более ранним состояниям Земли, в кото­рых Земля подобна моему собственному астр.телу, в которых Земля была астральной, была существом, как сам мой третий человек. И это существо я должен искать в давно прошедших временах, в куда более ранних временах, чем те, когда Земля была эфирной.

Но когда я иду так далеко назад во временнОм раз­витии, то происходит нечто, подобное тому, как ес­ли бы я видел далеко в пространстве предмет, ска­жем, свет, который идет до этого места (это рису­ется). Свет там, а светит он до сего места. Здесь я его оставил; здесь для пространства я имею то­лько время. То, что подобно моему собственному астр.телу, существовало в пра-древние времена, но оно всегда здесь, и как в пространстве свет светит до сего места, так лежащее в давно прошедших временах пребывает в настоящем. По сути говоря, все вре­меннОе развитие еще находится здесь. Оно не исчезло, бывшее некогда здесь, если представляет собой то, что во внешнем эфире подобно моему собственному астр.телу. Здесь я прихожу, т.обр., к тому, что существует в духе и делает время пространством. И это есть то же самое, что, скажем, и телеграфное сообщение; так, поднимая мел и рождая в эфирном образ, я сообща­юсь с тем, что для внешнего наблюдения является давно прошедшим. ... Итак, человек носит в себе двоя­ким образом давно-давно прошедшее: однажды в своем эф.теле, а то, что является еще более ранним, — в астр.теле. 234 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     679
. "На определенной стадии эволюции эф.тело так плотно консолидируется, что не растворяется после смерти. Это происходит в том случае, когда астр.тело напечатлевает эф.телу много спиритуальности. И поскольку тогда эф.тело может существовать далее, ученик не нуждается в переходе на Девахан. где образуется новое эф.тело". 97(28)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Имагинация Грааля

     680. Если уловить момент засыпания, сохранить сознание при выходе Я и астр.тела, то можно ясновидчески созерцать эф.тело. Тогда человек "увидит себя как бы отрезанным глубокой бездной от того, что происходит в его эф.теле; и все происходящее здесь он увидит уже не в пространстве, а во времени". Он сам тогда как бы находится на другом берегу, отдельно от своего эф.тела; "он чувствует себя как путник, который приближается к своему эф.телу. На самом же деле он стремится от него", т.к. его Я и астр.тело уходят. "Он подходит как бы к духовной скале и спускается внутрь... он находится там толь­ко своим сознанием. И теперь он видит, что там происходит. ... Мы воспринимаем, как из физического восстанавливаются те силы, которые затрачены, главным образом, мозгом; но мы видим не анатомический мозг, а видим себя как человека физического мира, которым мы пользовались днем как орудием сознания, а теперь покинули, хотя ясно видим, что он именно был нашим орудием; и мы видим, что этот человек как бы лежит в волшебном замке ... Символ этого, так сказать, сжатия есть кость нашего черепа... из всего организма восходят сюда силы, которые поддерживают этого человека, заключенного в черепной коробке, — пленника в этом замке". Сюда восходит от астр.тела (нервная система), "устремляется все то, что горит и делает человека сильным при помощи нервных стволов ... и принимает вид крепкого меча, который чело­век сковал себе на Земле. Сюда же, вверх, устремляется и сила крови. Человек начинает чувствовать и познавать, как силы крови ранят этого мозгового человека... Как кровавое лезвие устремляются силы эф. тела к земному человеку, лежащему в волшебном замке мозга". Здесь мы подходим к благороднейшим частям мозга. Эф.тело этих частей отбрасывает всю пищу, кроме минеральной, которая идет к мозгу. "Соче­тание благороднейших чувственных впечатлений и чистейших минеральных веществ питает эту лучшую часть человеческого мозга. ...
     Мы познаем здесь чудесную мировую связь человека со всем космосом; мы как бы видим здесь в человеке то место, на котором нам открывается, как его мышление при помощи служащей астр.телу нервной системы готовит меч для человеческой силы на Земле; мы познаем здесь все то, что как бы вмешано в кровь и при­носит смерть благороднейшей части мозга. Но все снова и снова эта благороднейшая часть поддерживается экстрактом из тончайших чувственных ощущений и благороднейших элементов минерального царства. ... Вы­раженное в образах, все это дает легенду о Граале. ... Святой Грааль — это сосуд, хранящий самую чис­тую пищу для смертельно раненного всем остальным человеческого героя ... Лучше всего это описано у Христиана де Труа, хотя и экзотерически". "Каждый может сам убедиться, что легенда о Граале есть ок­культное переживание, которые всякий человек может иметь каждый вечер". 145(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     763
. Все в окружающем нас чувственном мире является волей. И через эту, действующую нам навстре­чу из чувственного мира волю мы связаны с действительностью. Заглядывая за поверхность вещей, мы слышим эту струящуюся волю. Ошибка Шопенгауэра состоит в том, что он волю приписывал лишь миру звуков, музыке. "Но в действительности для человека, переживающего преданность познанию, все в мире чувств есть правящая воля".
     "Преданный человек прежде всего позволяет миру чувств воздействовать на чувства. Но тогда он чувствует, как от вещей господствующая воля устремляется к нему, он как бы плавает с вещами в од­ном всеобщем море правящей воли. Если человек чувствует эту господствующую волю в вещах, то его развитие как бы само собой возводится на вышестоящую ступень. Тогда он научается — поскольку он преодолел предыдущие ступени, которые были названы как чувство созвучия с мировой мудростью — по­чтению, изумлению, преданности, тогда он научается, благодаря действию в нем последнего из достиг­нутых состояний — преданности, — своим эф.телом как бы срастаться с вещами. В правящую волю чело­век врастает, в первую очередь, своими органами чувств, т.е. он срастается физ.телом с вещами. Ког­да мы видим, слышим, обоняем и т.д., то в нас действует, как в преданных людях, правящая во­ля, действует через наши глаза, уши ... и эф.тело также срастается с вещью".
     "Прорастающая жизнь, размножение и отмирание есть две дальнейшие вещи, с которыми мы сталкива­емся всякий раз, когда своим эф.телом приходим в связь с миром действительности. Это является для человека тяжелым испытанием. Ибо каждое существо возвещает ему о том, что постоянно по отношению к одним вещам он испытывает чувство становления, прорастания, а по отношению к другим — отмирания. Из этих двух основных сил возвещает о себе все, что мы видим за чувственным миром. И то, что здесь видят, в оккультизме называют миром возникновения и прехождения. Таким образом, в чувственном мире видят возникновение и прехождение, а за ними — господствующую мудрость. За правящей волей — правящая мудрость!"
     Наше физ.тело взято из мира А (см.рис.) — из мира пра­вящей воли; эф.тело — из мира правящей мудрости (В).

134(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru