Главная
Предметный указатель
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ — см. также ПРАВО — и Солнце |
Мистерии древности и Пасха
620. "Эф. тело (человека) образовано так, что оно имеет внешнюю и внутреннюю стороны. ...Когда человек формирует внешнее этого эф. тела, то ему нужны силы света, поскольку эф. тело, наравне с другими субстанциями, некоторым образом сформировано текучим светом Космоса. Но солнечный свет тут не подходит. Солнечный свет не дает сил, которые делали бы человека способным сформировать свое эф. тело. Для этого необходимо, чтобы идущий от Солнца свет отражался Луной и благодаря этому существенно изменялся. Но весь свет, приходящий к нам от Луны и вообще излучающийся от Луны в Космос, содержит силы, благодаря которым человек при нисхождении на Землю становится способен образовать внешнюю сторону своего эф. тела. Зато все то, что духовно излучается от Луны в новолуние, представляет собой силы в космосе, в которых человек нуждается, чтобы образовать внутреннюю сторону своего эф. тела. Таким образом, с этим ритмом внешнего явления лунного света и потемнения Луны (в новолуние) связана способность образования человеком внешней и внутренней стороны своего эф. тела. ...Все происходящее на Луне, от чего зависит правильное удержание человеком сил, необходимых для образования эф. тела, находится в связи с результатами наблюдений, к которым приходят существа Луны, которые, так сказать, живут на Луне и наблюдают подвижные звезды нашей планетной системы: Меркурий, Солнце, Луну и т. д.". Об этом знали в древних Мистериях, что движением планет обусловлены действия лунных существ, и в этой связи возникли названия дней недели. И тогда говорили ученику: "Тому, что Луна получает от вторника, среды и т. д., ты обязан особой конфигурацией, которую могло получить твое эф. тело при нисхождении в земную жизнь". Способность к мудрости человек получает через опыт лунных существ, какой они получают от Юпитера, любовь и красоту в душе — через их опыт от Венеры, душевное тепло в эф. теле — через опыт лунных существ от Сатурна. "А то, что должно быть удержано, несколько оттеснено в сторону, дабы образование эф. тела не сдерживалось при непосредственном нисхождении на Землю, — это происходит благодаря Солнцу. От Солнца, или от взгляда Солнца, происходит все то, от чего человек должен быть защищен, чтобы через образование эф. тела мочь стать замкнутым существом.
Понедельник | | Вторник | Речь | Среда | Движение | Четверг | Мудрость | Пятница | Любовь, красота | Суббота | Внутреннее душевное тепло | Воскресенье | Защищающие силы". | В древних Мистериях все это не было просто учением, но ученик переживал действия планет непосредственно. Через посвятительное действие он посещал лунных существ, а оттуда взирал в планетные дали. "Что он видел там? — Главным образом он там наблюдал — это главным образом, но кроме того он наблюдал и многое другое, — что от Солнца приходят силы существ, которые стремятся иметь дело с образованием эф. тела человека. Человек взирал на Солнце как на нечто такое, что для эф. тела является чем-то растворяющим, чем-то разрушающим, и благодаря этому он сознавал: не от эф. тела должны исходить силы, воспринимаемые существом Солнца, но от более высоких членов человеческой природы, от Я и астр. тела. Только на них должны воздействовать силы Солнца. Итак, человек сознавал: эф. телом он не обращен к Солнцу; он обращен им к планетам. К Солнцу обращено его астр. тело и его Я. И это осознавалось: за всей внутренней силой Я нужно обращаться к Солнцу. ...Таковым было то посвящение, когда человек становился одним с лунным светом, а через лунно-световое бытие собственного существа вглядывался в Солнце. Затем человек говорил себе: Солнце посылает свой свет к Луне, поскольку оно не должно передавать его человеку непосредственно. И человек получает его соединенным с планетарными силами; из него он образует свое эф. тело. — Эту тайну осознавал тот, кто был посвящен таким образом. ... Он осознавал, в какой мере носит в себе силу духовного Солнца, и это была ступень посвящения, на которой человек становился носителем Христа, т.е. носителем Солнечной Сути. Как Луна в полнолуние является носителем солнечного света, так человек становился носителем Христа, Христофорусом. Посвящение в Христофоруса было, таким образом, совершенно реальным переживанием. Теперь представьте себе это вполне реальное переживание, через которое человек некоторым образом поспешал от Земли и как посвященный земной человек восходил к световой Сути; представьте себе, как это прежнее внутреннее человеческое пасхальное переживание преобразовывалось в космический праздник. В позднейшие времена уже не сознавали того, что здесь может происходить, что человек действительно может выступить из земного, соединиться с лунным и с Луны созерцать Солнце. Но память о том должна быть удержана, должна быть удержана в праздник Пасхи. Ибо то, как люди могут это переживать, не перешло в более позднее материализированное сознание. Человек больше не смотрит в себя так, чтобы сказать себе: я могу соединиться с лунным светом. Но человек смотрит на полную Луну и говорит себе: не я развиваю себя здесь в направлении к Луне, а Земля стремится к ней. — Когда она стремится более всего? — Когда начинается весна, когда силы, пребывавшие с семенами, с растениями в Земле, устремляются на земную поверхность. На Земле они становятся растениями, но в то же время идут далее, струятся в дали Космоса. В древних Мистериях употреблялся образ: когда внутренние силы Земли через стебель растения, через листья производят то, что от Земли лучится в космос, тогда особенно легко достичь лунно-солнечного посвящения и стать Христофорусом, ибо тогда излучающиеся весной из Земли силы плывут к Луне; но нужно прийти к свету полной Луны. Все это перешло в воспоминание и стало абстрактным. ... Но подсознательно ... сложилось представление: нечто, не сам человек, стремится к полной Луне, к первой полной Луне после начала весны (весеннего равноденствия). И что может делать эта полная Луна? — Она смотрит на Солнце, смотрит в первый посвященный Солнцу день, в первое после того воскресенье. Как прежде Христофорус с лунной точки зрения смотрел на солнечное Существо, так теперь Луна смотрит на Солнце, символизированное в его первом воскресенье". Итак: 21 марта — полнолуние — воскресенье: Пасхальное воскресенье. В древности мысль о воскресении делалась понятной в празднике Адониса, осенью, когда изображение Бога погружалось в воду и через три дня при общем ликовании извлекалось оттуда, символизируя воскресение. И в прошлом были, так сказать, осенние народы, которые справляли этот праздник, Мистерии Адониса. Эти народы избегали работы, и поэтому тогда во внутреннем должна была духовно-душевно, как наиважнейшая переживаться, собственная вечность, воскресение в духовном мире. Другие, весенние народы, праздник положения во гроб справляли весной, и он служил побуждением к летней работе. Ищущие познания люди, такие как Пифагор, странствовали в течение года от одних Мистерий к другим. В Мистериях Адониса они переживали Духовное Солнце, в весенних Мистериях — тайны Луны.233 (18) Перейти к данному разделу энциклопедии
514. "Сатурн является тем мировым телом, которое окольным путем через человеческую голову устанавливает правильное отношение астр.тела к человеческому физ. и эф. телам. Поэтому, с другой стороны, типы Сатурна дают отношение астр.тела к Я, поскольку ведь Сатурн стоит в отношении к действию Солнца. Он находится в таком отношении к действию Солнца, что во времени и пространстве это выражается в кругообороте Сатурна вокруг Солнца, равном 30 годам. Отношение Сатурна к Солнцу в человеке выражается в том, что Я приходит в соответствующее отношение к астр.телу, и именно так, что астр.тело правильным образам вчленяется во всю человеческую организацию. Так что мы можем сказать: Сатурн имеет отношение к верхней части всего астр.тела. Это отношение для людей древних времен было чем-то решающим. Еще в египетско-халдейское время, в З-ем тысячелетии до Мистерии Голгофы мы находим, как учителя, мудрецы Мистерий о каждом человеке судили в связи с отношением его дня рождения к Сатурну; ибо тогда сознавали совершенно точно: когда человек рождается в той или иной констелляции Сатурна, то этим обусловлено более или менее правильное употребление физ.телом астр.тела. Познание подобных вещей играло большую роль в древности. Но в наше время прогресс человеческого развития основывается на том, что с начала ХVI в. мы освобождаемся от того, что действует в нас. Не поймите это, дорогие друзья, неправильно. Это не означает, что Сатурн сегодня не действует в нас. Он действует в нас, как и в древности, только мы должны от его действия освободиться. И знаете ли вы, в чем состоит это правильное освобождение в себе от действия Сатурна? Наихудшим образом человек освобождается от действия Сатурна, следуя теневому интеллекту нашей эпохи. Именно тогда он позволяет неистовствовать в себе действиям Сатурна, тогда мечутся туда и сюда действия Сатурна и делают человека, как теперь говорят, нервным. Нервный человек в существенном возникает оттого, что его астр.тело неправильно включено во все его физическое существо. На этом основывается нервозность нашего времени. И к чему человек должен стремиться прийти — это к действительным созерцаниям, к имагинациям. Оставаясь при абстрактных понятиях, человек делается все более и более нервным, поскольку он вырастает из деятельности Сатурна, а она мечется в нем туда-сюда и в его нервах разрушает астр.тело; потому человек и делается нервным. Нервозность нашей эпохи должна быть познана космически, как деятельность Сатурна. Как Сатурн имеет дело с верхней частью астр.тела, поскольку это астр.тело связано через нервную систему со всем организмом, так Юпитер имеет дело с человеческим мышлением. Человеческое мышление также нек.обр. основывается на частичной деятельности астр.тела. ... Действие Юпитера имеет дело с организацией астр.телом человеческого мозга. Марс имеет дело с речью. Он использует еще меньшую часть астр.тела, чем Юпитер. Солнце связано с Я. Меркурий является посредником между астр.телом и ритмическими процессами в человеке. Поэтому подобно лунным силам он вступает в весь обмен веществ, но лишь поскольку он подлежит ритму, воздействует он на ритмическую деятельность. (Он также еще извне действует на человеческое лицо). Венера действует в том, что из космоса оказывается деятельным в человеческом эф.теле. Луна — возбудитель внутреннего воспроизведения, а также размножения.
Сатурн: верхняя часть всего астр.тела. Юпитер: мышление. Марс: речь. Солнце: Я. Меркурий: соединяет астр.тело с ритмической деятельностью в человеке. Венера: деятельность человеческого эф.тела. Луна: возбудитель репродукции.
Если, например, во время рождения Юпитер стоит на небе, то он формирует мозг для мышления; если же он находится на другой стороне, то его действие прикрыто Землей. Земля с ее веществами и силами действует в нем, да еще во всем этом действует Луна, всегда, собственно, находящаяся здесь, и тогда человек становится притупленным сновидцем с темным сознанием; мышление тогда отступает назад. Между этими двумя положениями существует множество промежуточных ступеней. Если человек из прошлой инкарнации несет значительные силы мышления, то он родится, когда Юпитер стоит вверху. Однако, следуя путем эзотерического ученичества, как оно описано в "Как достигнуть познания высших миров?", человек может освободиться от всех планетных воздействий и встать только в правильное отношение к ним".204 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
531. "Луна связана с нашим астр.телом. Через эту связь с астр.телом Луна является исходным пунктом для всего того, что из нашего прошлого вплетается в нашу судьбу. Солнце находится в связи с нашим Я и через существ, которые являются праобразом нашего космического будущего (Ангелы), Солнце имеет отношение к нашей будущей судьбе".240 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
541. "Силы Луны некогда пронизывали человека, действуя в первую очередь на его конечности, ноги, а затем пронизывая в нем снизу вверх все остальное. После выхода Луны из Земли лунные силы действуют с обратной стороны — от головы вниз. В этой связи они получили задачу совсем иначе действовать на человека, чем прежде". В новолуние от Луны исходят духовные силы, необходимые человеку для построения внутренней стороны эф. тела, от полной Луны — для внешней. Луна опосредует деятельность других планет, что дает эф. телу человека его конфигурацию при нисхождении в физ.тело. Например, благодаря тому, что существо Луны способно обратить свой взор к Марсу, человек обретает способность к речи, заложенную в его эф.тело; связь Луны с Меркурием концентрирует в эф.теле человека способность к движению, с Юпитером — мудрость, с Венерой — любовь и красоту души, с Сатурном — душевную теплоту. От Солнца через Луну идут охраняющие силы, делающие человека закрытым существом. "От Солнца идут силы существ, которые не должны иметь ничего общего с образованием человеческого эф.тела. ... за эф.телом обращаются к планетам. К Солнцу обращаются за астр.телом и Я человека". "Солнце посылает свой свет Луне, поскольку оно не должно передавать его человеку непосредственно. Он получает лунный свет в соединении с планетными силами. Из этого он образует свое эф.тело". Человек носит в себе силу духовного Солнца. Это выражено в образе Христофоруса. Он — носитель Существа Солнца, а не его восприниматель. Как полная Луна является носителем солнечного света, так человек — носителем Христа. Это ступень посвящения в Солнечно-Лунных Мистериях, и в этом же заключено переживание Пасхи. В Мистериях древности осенью перед началом мировой ночи, в мировую осень, переживали духовное Солнце (Мистерии Адониса). В весенних Мистериях созерцали тайну Луны.233-а с.139-152 Перейти к данному разделу энциклопедии
899. "Мы выходим из тела с намерением познать человеческую внутреннюю жизнь, и первое, что нам встречается, — это образ самого человека. ... Мы видим сначала только внешний образ, однако измененный. Глаза, то, что было глазами, светят, можно сказать, как два Солнца, сверкающие, вспыхивающие и погасающие в блистании и разливающие лучистый свет, — такими являются глаза у измененного человеческого образа. Уши начинают, в известном смысле, звучать. Того, что мы видим в физическом мире как уши, больше нет, но мы чувствуем лишь определенное звучание. Вся кожа сияет в особых лучах, которые мы больше чувствуем, чем видим. ... Таково с духовной т.зр. физ.тело. Если затем попытаться развить там, вне себя, вне тела, внутреннюю деятельность, которую можно сравнить с размышлением, (то)... мы видим эф.тело как подвижную мыслительную жизнь. Это как бы циркуляция темных волн, душевное кровообращение. ... темные волны в световом теле... Когда же там, вне тела, пробудится соответствующая чувству внутренняя способность души, тогда начнет раскрываться душевное знание. Это происходит так, как если бы пространство, где мы прежде только чувствовали себя, наполнилось неисчислимыми звездами, которые движутся и к которым принадлежим мы сами. И теперь мы знаем: мы переживаем себя в своем астр.теле; вне физ.тела мы переживаем себя так, что в своем содержании оживает то, что раньше только чувствовалось. ... Ты можешь сосредоточиться на самом себе, тогда ты увидишь свое световое тело и свое мыслительное эф.тело; если же ты можешь сосредоточиться так, что в тебя начнет изливаться внутренний звездный мир ... тогда сияние может прекратиться, тогда прекращается течение мыслей... Но тогда возникает картина нашего собственного существа, которая предстает нам — иначе это и не назовешь — нашей олицетворенной кармой... мы знаем: это ты сам, но такой, каков ты есть в твоем моральном внутреннем существе ... Это ты, каким ты стоишь в мире как индивидуальность; это вполне ты сам. И еще другое возникает сознание... мы видим эту олицетворенную судьбу так, что чувствуем ее в тесной связи со своей телесностью... Мировой порядок кристаллизовал нашу судьбу в нашей мышечной системе. И в нашей мышечной системе живет дух, кристаллизованный для внешнего физического плана, дух, который без нашего явного ведома ведет нас туда, куда мы должны прийти сообразно нашей карме. И когда рост внутренней силы продолжается ... в человеке возникает то, что обычно в физической жизни, на физическом плане соответствует волевому импульсу. ... тогда человек чувствует себя не только как бы внутри звездной системы, но как бы внутри Солнца этой звездной системы, сознает себя единым с Солнцем своей планетной системы. Можно сказать, когда мы внутренне переживаем свое астр.тело, мы сознаем себя едиными с планетами нашей планетной системы; когда мы переживаем себя с нашим Я вне тела, мы сознаем себя едиными с Солнцем нашей Солнечной системы, к которому все направлено и все устремлено". 153(1)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|