Главная
5. РЕЛИГИЯ. НАУКА. ИСКУССТВО
1. РЕЛИГИЯ
3. Христианство
Культ. Таинства
|
Культ. Таинства 101б. "Древний индус стремился прочь от всего, что он видел, ибо, стремясь к человеку, он, я бы сказал, впадал в бессознательное состояние, в нирвану. Древний перс, напротив, оставался среди виденного им. Он постигал Божественное, лежащее в основе минерального, растительного, животного мира; за ним следовало его религиозное стремление. Но тут им овладевает страх". Он чувствует необходимость искать человека — такое настроение господствует у всех народов Передней Азии и далее в Африке, — но при этом попадает в сферу абстрактного, "...в ту сферу, куда позже вошли римляне со своей религией. До эпохи Рима, во 2-м, 3-м тысячелетии мы повсюду обнаруживаем стремление избежать соприкосновения с абстрактным; поэтому, с другой стороны, присутствует стремление постигать то, что дается в образах. ... человек ищет как отношение к Божественному, которое он созерцает, оформить не с помощью абстрактных понятий, а в образном действе. Таково происхождение культа". 343, с. 28 Что такое сакраментализм? — Претворение естественного процесса в процесс духовный. Культовое действие есть такое совершение процесса с природным объектом, при котором внутреннее человека регулирует процесс. Благовестие — жертва — пресуществление — соединение". 343 (II), с. 66 Все (семилетние) периоды жизни эволютивны. "Всякое таинство есть инверсия (инволюция) естественного этапа эволюции". Таинств — семь; "...четыре являются земными: крещение, конфирмация, причастие, покаяние. Они столь же всеобщечеловеческие, как физ., эф., астр. тела и Я". Три другие таинства относятся к Манасу, Буддхи, Атма; "...они переходят в социальное: венчание, рукоположение, последнее миропомазание". Протестантизм сохранил лишь два таинства. 342, с. 138 "Для прихожан культ есть созидание, воздвижение, откровение; для совершающего культ он есть постоянный источник инспираций. ... Совершенно необходимо реальное отношение между совершающим культ и тем, что составляет реальность культа, особенно обедни". 344, с. 42 "Культ реальнее природы, если он исполняется правильно". Ибо: "Земля и Небо прейдут, но слова Мои не прейдут". Жертвоприношение (в церкви) реальнее, чем природный процесс. Отсюда должно рождаться в священнике чувство ответственности. 344, с. 44 Процесс созревания эмбриона, рождения сопровождается инволюцией душевно-духовного в материальное. Когда человек рождается, в нем начинается процесс умирания. "Мы умираем через восприятие, мы умираем через мышление. Через восприятие и мышление в нас вчленяется процесс умирания. Он идет навстречу эволюционному процессу рождения". После Мистерии Голгофы, в связи с обезбожением мира, необходимо определенным образом освящать процесс инволюции, в процесс умирания должен быть внесен Импульс Христа. Происходит это в таинстве крещения. "Как рождение является процессом эволюции (это дар природы), так крещение должно стать процессом инволюции. К ритму, в который мы вчленяемся через рождение, должно быть в крещении добавлено, в некотором роде, качание маятника в другую сторону". Правильная взаимосвязь физического с душевно-духовным формируется к 14-15-ти годам, к периоду полового созревания. Эволюционный процесс здесь коренным образом изменяет все существо человека. И как крещение относится к рождению, так в этом возрасте процесс инволюции, освященный таинством конфирмации, относится к эволюционному процессу созревания. Тут имеет место соотношение физически-эфирного и астрального с Я. Третий эволюционный процесс есть вочеловечение духовно-душевного в тело человека. Соответствующим инволюционным процессом, исключающим как экстатические крайности, так и впадение в животность, является переживание обедни, причастия. Далее мы нуждается в воспоминании о пережитом на Земле. К психопатологии ведет нарушение памяти о прошедшем. Полноценная способность держать себя в руках, тесно связанная с воспоминанием, с внутренним чувством себя, приходит лишь со зрелостью. Через воспоминания в нас консолидируется Я, и это процесс инволюционный, он сопровождается таинством покаяния. Благодаря ему процесс воспоминания христианизируется, переносится в сферу морального. На этом исчерпываются эволюционные процессы в человеке. Воспоминание означает овнутрение того, что с рождения раскрывалось вовне. И вот мы совершенно естественно подходим к процессу инволюции — к моменту смерти. Прежде мы через таинство процесс инволюции противопоставляли процессу эволюции. В таинстве отпевания с исчезновением телесного духовно — душевное снова обретает форму. Миропомазание идет от процесса образования масел в природе, где оно является неким процессом одушевления. Мы здесь присоединяем к процессу инволюции процесс эволюции. Так исчерпывается индивидуальная жизнь человека. Далее начинается отношение с небесно-духовным. Это глубинный, часто бессознательный инволюционный процесс в нас. И необходимо найти соответствующий ему эволюционный процесс. Таковой дан в ритуале рукоположения в духовный сан. Седьмым таинством является венчание. В женском преобладает склонность к душевно-духовному, в мужском — к физически-телесному. Женщина не вполне достигает границы физического, мужчина ее переступает. Так в физическом выражается противоположность мужского и женского. Она инволюционна. Эволюционное противостоит этой противоположности в таинстве венчания. Мужчина и женщина: бракосочетание. 343, с. 256-265 "Вода: обновление, возрождение. В воде живет сила вечного обновления. ... Соль — мудрость. Дым, огонь — носитель Слова. Масло (елей) — любовь. ... Оно пронизывает материю и склоняет ее к любви". 343 (II), с. 74 "Идея крещения связана с идеей принятия в духовную общину. ... :Я крещу и тем принимаю (крещаемого) в духовную общину, о чем свидетельствую водой крещения". Вода же напоминает о водном испытании в древней Атлантиде. Д. 110, с. 23-24 Отпевание, совершаемое во время, "...когда умерший еще сохраняет свое эф. тело или только что его сложил, имеет для него очень существенное субъективное значение". Но умерший остается в связи с Землей и через 30 и более лет. Поэтому и тогда следует совершать для него поминальные службы. 343, с. 493-494
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|